Основной метод финансового контроля это

Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель – проверку соответствия фактической финансово-хозяйственной деятельности действующему законодательству.

К основным методам финансового контроля относятся: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия и аудит.

Полного перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С его помощью можно определить направления финансовой деятельности предприятий, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта.

Наблюдение применяется при осуществлении других методов контроля: проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства[13].

В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью выявить, соответствуют ли учетные данные материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Этот метод финансового контроля является единичным контрольным действием, т.

е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проведения проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г.

№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и другими нормативными правовыми актами. Например, при проведении проверок кредитных организаций или их филиалов производится оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета и отчетности кредитных организаций, определение рисков, активов, пассивов, финансового состояния и перспектив кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков[14].

Проверки проводятся с определенной периодичностью, как правило, не реже одного раза в год. Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Развитие финансово-хозяйственной деятельности и соответствующего законодательства вызывает появление новых видов проверок (встречная проверка – в рамках налогового контроля, внешняя проверка бюджета – в ходе рассмотрения отчета об исполнении бюджета) и расширение сферы их применения.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, выявление скрытых объектов финансирования и незарегистрированных объектов налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.

п. За последнее время обследование стало активно применяться во многих сферах наряду с проверкой и другими методами контроля. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г.

№ 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением имеют право проводить проверки и обследования во всех организациях независимо от их форм собственности (в том числе и индивидуальных предпринимателей), добывающих, производящих, перерабатывающих, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т. п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводка, группировка, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение моделей на базе расчетных коэффициентов.

Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например себестоимости продукции, расходов на ее реализацию и др.

Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Так, статья 115.2 БК РФ определяет, что обязательным условием при заключении договора о предоставлении государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала[15], порядок проведения которого устанавливается соответственно Минфином России, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.

Читайте также:  Подан иск в суд какой срок назначения первого заседания

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных материально ответственных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Таможенного союза, Законом о Счетной палате РФ, приказами Минфина России и др. Ревизии могут проводить Федеральное казначейство, территориальные органы Минфина России в субъектах РФ, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств, федеральных служб и агентств и другие органы государственной власти и муниципальных образований.

Ревизии делятся на несколько видов.

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические. Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведение учета и отчетности. В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т. п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать, как правило, двух месяцев и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, в них виновные, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок, как правило, не превышающий трех рабочих дней после подписания акта.

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который получил широкое распространение. Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской организации и др.

В соответствии с федеральным законодательством аудит делится на обязательный и добровольный. Обязательный аудит – это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. Следует также отметить, что обязательный аудит – это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского, налогового учета и финансовой отчетности, а добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором аудиторской организации (индивидуального аудитора) с хозяйствующим субъектом.

Так, Законом об аудиторской деятельности установлено, что обязательный аудит проводится, если:

• организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

• организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой или клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;

• объем выручки от продаж продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;

• организация представляет или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

• ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

• обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также государственной корпорации, государственных и муниципальных государственных предприятий договор на проведение обязательного аудита заключается путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении товаров на поставки заказов, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Читайте также:  Какие документы нужны для купли продажи дома и земельного участка

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяется федеральными стандартами аудиторской деятельности. Качество аудиторского заключения может быть проверено как саморегулируемой организацией аудиторов, так и уполномоченным федеральным органом.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы реализации контроля финансов

Контроль в области финансов представляет собой комплекс мероприятий, приемов и методов, направленных на выявление ошибок или нарушений в финансовых отношениях. Правильность подобранных методов оказывает воздействие на качество и эффективность контрольных мероприятий. Кроме того, контроль может иметь разные цели и задачи, а значит, требовать применения разнообразных инструментов.

К основным методам финансового контроля относятся:

  1. Наблюдение – представляет собой наиболее простой метод, не требующий сложной подготовительной работы. Оно позволяет отслеживать действия объекта, не вмешиваясь в его работу.
  2. Обследование – является методом разностороннего анализа экономической и финансовой деятельности субъекта хозяйствования. Основной целью этого метода является выявление слабых сторон финансовой системы объекта, формирование представления о ее недостатках.
  3. Метода анализа – широко применяется при работе с финансовыми документами. Объектами изучения выступают данные бухгалтерского учета, а именно, счета и балансы. Задача применения метода – отражение данных согласно принципам своевременности и полноты. Это влияет на расчет налоговой базы, а значит, бюджетные доходы.
  4. Проверка – один из инструментов контроля. Контролирующая организация определяет цель исследования объекта, в соответствии с которой собирает и анализирует необходимую информацию. Итогом является составление протокола, определение соответствия действий объекта законам и нормам, вынесение решения о применении санкций и штрафов.

Организация проверок влияет на их специфику. Они могут быть встречными, камеральными, выездными, тематическими, комплексными, документальными. Результатом проверки становится письменное заключение, составленное проверяющим органом.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии:

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке.

Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

Читайте также:  Помощь в получении вида на жительство

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В.

Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита:

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис.

– М.: бухгалтерский учет, 2009)

Adblock
detector