- Комментарии к ст. 171.1 УК РФ
- Незаконный оборот табачной продукции
- Лицензия на продажу алкоголя — что это
- Кто и кому выдает лицензии
- Штраф за незаконную торговлю алкоголем
- Административная ответственность за незаконную торговлю алкогольными напитками
- Подытожим
- Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
- Маркировка сигарет и табачных изделий: штрафы за отсутствие маркировочных кодов в 2020 году
- Мораторий на штрафы для маркировки сигарет
- Последние новости по маркировке табачных товарных остатков
- Порядок маркировки табачных изделий
- Штраф за изготовление немаркированных сигарет
- Наказание, предусмотренное за реализацию немаркированных сигарет
Уголовный кодекс > Раздел VIII УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ > Глава 22 УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.
2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
Комментарии к ст. 171.1 УК РФ
1. Марки акцизного сбора были введены на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319 «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора» в целях полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.
Позднее Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установил, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке. Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство такой продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, импортируемая на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
Эти положения Федерального закона конкретизируются в Постановлениях Правительства РФ: от 04.09.99 N 1008 «Об акцизных марках»; от 21.12.2005 N 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»; от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»; от 31.12.2005 N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» и др.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также за легальностью производства табака и табачных изделий была введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт. Ответственными за маркировку являются организации-производители этих изделий.
2. В целях реализации действовавшего в тот период Закона РФ от 10.06.93 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета с 1 апреля 1999 г. на территории РФ при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, были введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (см.
Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок»). Однако на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 82 были отменены Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 и все другие постановления Правительства по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.
СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
3. Объективная сторона может быть выражена совершением одного из следующих действий: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными либо специальными марками.
Производство — это деятельность по изготовлению товаров и продукции, подлежащей в соответствии с нормативными актами обязательной маркировке специальными марками. Преступление в форме производства немаркированных товаров и продукции будет совершено, когда товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке специальными марками, не прошли этой операции и подготовлены к выпуску из соответствующей организации.
Понятие приобретения охватывает многочисленные способы, посредством которых лицо становится обладателем немаркированных товаров и продукции (покупка, получение в обмен на другие товары и услуги, взаймы или в дар, в качестве уплаты долга и т.д.).
Хранение — содержание немаркированных товаров и продукции в различных местах (склады, базы, другие помещения и хранилища, транспортные средства и т.д.), позволяющее обеспечить их сбережение.
Перевозка товаров и продукции выражается в перемещении их с одного места в другое любым видом транспорта.
Сбыт охватывает любые способы возмездной или безвозмездной передачи, отчуждения, распространения немаркированных товаров и продукции (продажа, дарение, передача в обмен на другие товары или услуги, в счет уплаты долга, возмещения ущерба и т.д.).
Приобретение, перевозка, сбыт могут иметь форму продолжаемого, а хранение — длящегося преступления.
4. Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171.1 является совершение перечисленных выше действий в крупном размере. Понятие крупного размера раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 250000 руб.
5. Преступление совершается с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.
6. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся подобной деятельностью без регистрации и при отсутствии соответствующей лицензии. В последнем случае возможна квалификация действий виновного по совокупности ст.
ст. 171 и 171.1 УК (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).
7. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35 УК.
8. Не образует совокупности преступлений последовательное совершение действий, предусмотренных ст. 171.1, с одной и той же партией немаркированных товаров и продукции (например, приобретение, хранение, перевозка с целью сбыта и последующий сбыт немаркированных товаров). Деяние в целом должно рассматриваться как единое преступление.
9. Понятие особо крупного размера совершения преступления раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. руб.
10. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежавших обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, квалифицируется по совокупности ст. ст.
171.1 и 238 УК. Маркировка товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке, поддельными акцизными и специальными марками и последующее хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт этих товаров и продукции представляют собой совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.
327 и ст. 171.1 УК.
Если субъект осуществляет производство, хранение в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции при отсутствии необходимой лицензии на эти виды деятельности, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171.1 и 171 УК.
Незаконный оборот табачной продукции
На территории РФ реализации подлежит только акцизная табачная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрафактным или фальсифицированным.
В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями Федеральный закон от 22.12.2008г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».
С 1 июля 2018 года действуют внесенные изменения в статью 18 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Часть 2 ст.
18 регламентирует порядок учета производства табачной продукции и ее перемещение через таможенную границу. Часть 4 ст.18 регулирует процедуру проверки подлинности федеральных специальных и акцизных марок сигарет.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Нарушение условий торговли табачными изделиями может привести к привлечению к уголовной или административной ответственности
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
Штрафные санкции в размере от 700000 до 1000000 рублей.
Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 3-5 лет.
Штраф в размере 1 млн. руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 12 лет.
При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн. руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.
К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):
Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода от 1 до 2 лет).
Лишение свободы до 8 лет.
Штраф в объеме от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. (или в размере дохода за 5 лет).
Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.
За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:
К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к должностным лицам).
Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).
За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:
К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.
За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара
Прав ила продажи табачной продукции
Статья 19 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.
3.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.
7.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).
Статья 20. Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака
1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.
2.
В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3.
Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.
4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.
- Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа:
2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
-на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей;
— на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Лицензия на продажу алкоголя — что это
Лицензия — разрешение на продажу или производство алкогольной продукции. Выдачей лицензий занимается уполномоченный государственный орган. Перечень всех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, можно найти в ст.
12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Также есть ещё один документ — Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ : конкретно он регулирует всё, что касается производства и продажи (реализации) спиртных напитков на территории Российской Федерации.
Есть разные типы лицензий — это прописано в части 2 статьи 18 171-ФЗ:
- Лицензия, позволяющая производить, хранить и осуществлять поставки всех видов этилового спирта, включая денатурат и этанол.
- Разрешение на производство, хранение и продажу напитков с содержанием этилового спирта.
- Отдельная лицензия на хранение продукции — непосредственно этилового спирта, а также и спиртосодержащих напитков.
- Разрешение на закупку, хранение и поставки продукции, содержащей спирт, но непищевого спектра.
- Лицензия на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей продукции, а также алкогольных напитков (сюда входят наливки, ликёры и другие напитки подобного спектра).
- Разрешение на розничную торговлю спиртным (реализацию продукции).
- Лицензия, дающая право изготавливать этиловый спирт в фармцелях.
Каждый из вышеперечисленных видов деятельности требует отдельной лицензии, универсального варианта не существует. Штраф за торговлю алкоголем без лицензии также будет иным в каждом из случаев.
Кто и кому выдает лицензии
Лицензии на любую деятельность (производство, хранение, продажа алкоголя) выдаёт один государственный орган — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). И только на розничную торговлю спиртным лицензию придётся получать в другом месте — такие разрешения находятся в ведении профильных органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. В Москве, к примеру, за таким разрешением нужно будет идти в городской Департамент торговли и услуг.
Важно: стоимость лицензии на розничную торговлю одинаковая по всей стране, вне зависимости от того, какой из профильных органов её выдал.
Лицензию на производство, хранение и реализацию спиртного и алкоголя нужно получать всем, кто планирует иметь дело с этими продуктами — это прописано в ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ. Также важно и то, что получателями лицензий могут быть только юрлица, а вот ИП в данном сегменте разрешения не выдают.
Лицензия выдаётся только после полной оплаты установленных в том или ином случае сумм.
«УТМ-Плюс» — сервис от Эвотора, который помогает торговать крепким алкоголем и пивом без ошибок и штрафов. Полный контроль поставок, продаж и остатков, автозаполнение алкодеклараций, даже ограничение времени продажи алкоголя на точках.
Штраф за незаконную торговлю алкоголем
Под незаконной торговлей можно подразумевать целый спектр нарушений — и недействительную лицензию, и нарушения в процессе производства спиртного (например, алкогольные напитки производились из непитьевого сырья), и другие.
Для юридических лиц наказание в виде штрафа составит от 150 до 200 тысяч рублей, при этом к нему добавится конфискация продукции в торговой точке (на производстве или складе). Ещё один способ наказать виновных заключается в приостановке торговой деятельности — срок может достигать 90 дней, а вдобавок будет произведена и конфискация алкогольной продукции.
Важно: в 2017 году был подписан президентский закон, который подразумевает заметное ужесточение наказания за незаконный оборот (производство, хранение или же реализацию) спиртного и прочей продукции с содержанием алкоголя.
Если речь идёт о незаконном изготовлении или продаже спиртосодержащей продукции в особо крупных размерах (от 100 000 ₽ до 1 000 000 ₽), то и наказание будет более серьёзным — это прописано в статье 171.3 УК РФ:
- штраф (денежное взыскание) — 2–3 миллиона рублей;
- виновный может быть привлечён к оплачиваемой работе (до трёх месяцев);
- к виновному может быть применена принудительная изоляция (срок до трёх лет).
Также существуют и дополнительные инструменты для наказания — они находятся в руках суда. Так, владелец торговой точки или продавец, которых уличили в незаконной торговле спиртным, могут потерять право заниматься подобной деятельностью на срок до 36 месяцев.
В случае, когда доказан групповой сговор (в действиях уличена организованная группа) или же владелец торговой точки занимался незаконной деятельностью в особо крупных размерах (свыше 1 миллиона рублей), наказание будет соответствующим:
- штраф — от 3 до 4 миллионов рублей;
- постановлением суда виновный в подобных нарушениях может быть привлечён к труду, причём срок уже больше — до пяти лет;
- суд может принять решение о лишении свободы сроком до пяти лет.
Физлица, которые уличены в незаконной продаже спиртного , отвечают перед законом в соответствии со статьей 171.4 УК Российской Федерации. Наказание может быть таким:
- денежное взыскание — от 50 до 80 тысяч рублей;
- виновный может быть привлечен к труду на срок до года.
Под действие вышеуказанной статьи могут попасть физические лица, которые продают спиртное в розницу, а также те из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, не имея на это юридического права (без оформления юрлица). При этом продавцы, торгующие напитками типа и на основе сидра, пива, медовухи, под действие статьи не подпадают.
Новое время и новые возможности заставили пересмотреть отношение и к интернет-продажам. Так, любая реклама интернет-магазинов, предлагающих алкогольные напитки, запрещена, а виртуальные прилавки этих магазинов в обязательном порядке блокируются в досудебном порядке. Как правило, такие магазины предлагают несертифицированную продукцию, что является прямым нарушением законодательства в сфере торговли алкоголем.
Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения по оплате налогов и изменениям законодательства.
Административная ответственность за незаконную торговлю алкогольными напитками
Такая ответственность является своего рода предупреждением. Так, если физлицо было уличено в незаконной продаже алкоголя однократно, а действия при этом не подпадают под уголовную статью, то к нарушителю применяют именно административную ответственность.
Наказанием может стать денежное взыскание (штраф от 30 до 50 тысяч рублей) с параллельной конфискацией спиртного, которое находится на полках или на складе на момент фиксации нарушения. Если продажа осуществляется крестьянским хозяйством или же индивидуальным предпринимателем (что запрещено изначально), то денежное взыскание вырастет до 100–200 тысяч рублей, при этом будет произведена конфискация всего товара, который на момент находится в наличии в торговой точке, на складе.
Подытожим
Штрафы и другие наказания за незаконную продажу алкоголя нацелены на то, чтобы защитить потребителя. Вне зависимости от того, каким будет нарушение, за ним последует наказание. Государство печётся не только о качестве алкогольной продукции, но и о том, чтобы потребитель был защищён и с финансовой стороны.
Как правило, при фиксации первого нарушения наказание не будет слишком суровым, но в то же время внушительный штраф должен вовремя остановить такие действия.
Памятка по реализации сигарет в Российской Федерации
Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно продавать только маркированные сигареты.
Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером
Без акцизных (специальных) марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.
Акцизная марка для привозных (импортных) сигарет.
Специальная марка для всей российской табачной продукции.
На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.
Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:
максимальную розничную цену пишут на пачке. Продавать сигареты дороже нельзя;
минимальная розничная цена на пачке не указана. Чтобы её посчитать, нужно цену на пачке умножить на 75%. Это и будет минимальная розничная цена. Продавать дешевле запрещено.
Как можно продавать сигареты:
Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.
Организации, ИП, в товарном ассортименте которых есть табачная продукция должны установить онлайн-кассы. Реализация табачной продукции без применения ККТ запрещена.
Что грозит нарушителям за нарушение законодательства:
Стимулирование продажи табака (п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ):
· Штраф от 5 до 15 тыс. руб. (должностное лицо);
· Штраф от 5 до 15 тыс. руб(индивидуальный предприниматель);
· Штраф от 80 до 150 тыс. руб. (Юридическое лицо).
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах (п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ):
· Штраф от 5 до 15 тыс. руб. (должностное лицо);
· Штраф от 5 до 10 тыс. руб(индивидуальный предприниматель);
· Штраф от 30 до 50 тыс. руб. (Юридическое лицо).
Продажа сигарет несовершеннолетнему (п. 3 статья 14.53 КоАП РФ):
· Штраф от 30 до 50 тыс. руб. (должностное лицо);
· Штраф от 30 до 50 тыс. руб(индивидуальный предприниматель);
· Штраф от 100 до 150 тыс. руб. (Юридическое лицо).
Продажа сигарет дороже цены на пачке (п. 1 статья 14.6 КоАП РФ):
· Штраф 50 тыс. руб. или до трёх лет дисквалификации(должностное лицо);
· Штраф 50 тыс. руб. или до трёх лет дисквалификации(индивидуальный предприниматель);
· лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два (юридическое лицо).
Привлечение к уголовной и административной ответственности за реализацию контрафактной табачной продукции:
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
· Штрафные санкции в размере от 400 до 800 тысяч рублей.
· Принудительные работы (на период до 5 лет).
· Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 1-3 года.
· Штраф в размере 1 млн руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 6 лет.
При нарушении законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.
За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:
· К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
· Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара (применяется к должностным лицам).
· Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).
За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:
· К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
· К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
· К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.
· За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара.
Где нельзя продавать сигареты:
· вне магазинов и павильонов,
· ближе, чем в 100 метрах от территории школ и детских садов,
· в домах культуры и дворцах молодёжи,
· в спортивных залах и на стадионах,
· в больницах, поликлиниках и санаториях,
· в городском и пригородном транспорте,
· в зданиях госорганов,
· на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метро,
· в гостиницах и хостелах.
Как нельзя продавать сигареты:
· со скидками и рекламой,
· в упаковке с другим товаром,
· без акцизных марок,
· на открытой витрине,
· дороже или дешевле установленной цены,
Изменение законодательства в 2021 году:
Введена единая минимальная цена на табачную продукцию. Ниже этой установленной цены сигареты нельзя будет продавать потребителям (действует с 01.04.2021 — 108 руб.).
С 12.2020 года установлен лимит на взрослого человека запрещающий перемещение табачных изделий в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака. Либо же указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.
Маркировка сигарет и табачных изделий: штрафы за отсутствие маркировочных кодов в 2020 году
В данной статье мы расскажем о последних новостях 2020 года, связанных с обязательной маркировкой табачной продукции и АТП. Также вы узнаете о том, какое наказание предусмотрено за изготовление, импорт, хранение и реализацию немаркированной табачной продукции.
Начиная с 01.03.2019 года, прохождение регистрации в системе «Честный ЗНАК» (далее ЧЗ), стало обязательным для всех участников реализующих табачную продукцию (далее ТП). Позже вышел запрет на производство и ввоз немаркированной ТП на территорию России, а следом вышел окончательный запрет на ее оборот. В случае нарушения данного ограничения, на виновника накладывается административное наказание в виде штрафа.
В некоторых случаях может наступить уголовная ответственность.
Мораторий на штрафы для маркировки сигарет
Хозяйствующие субъекты, участвующие в обороте ТП попросили правительство о внедрении временного моратория на наложение штрафов при маркировке табачной продукции, а уже с 24.06.2020 года эта инициатива была вынесена на рассмотрение Российского правительства.
Уполномоченный представитель ЦРПТ Волкова Вера во время проведения онлайн-конференции, озвучила заявление, в котором предлагалось рассмотреть послабления для трёх групп товаров: табака, обуви и медикаментов.
Последние новости по маркировке табачных товарных остатков
До июля 2020 года маркировка табачной продукции была обязательна только для изготовителей и импортёров, но после этой даты она стала обязательной для всех участвующих в её обороте. В соответствии с последними внесёнными поправками, можно будет до 01.12.2020 г. хранить и перемещать немаркированные остатки ТП, приобретенной до 01.07.2020 г.
Затем, если остатки не будут промаркированы до этой даты, на участника будет наложен штраф.
Оптовые поставщики и ритейлеры обязаны описать остатки и заказать идентификаторы в системе ЧЗ, после чего промаркировать каждый товар и ввести его в оборот. Заместитель гендиректора Реваз Юсупов заявил, что процедура маркировки товарных остатков не должна вызвать сложностей и провести её можно будет провести даже на складе. К тому же для удобства участников, в ЧЗ имеются вспомогательные инструменты, предназначенные для нанесения идентификаторов на остатки ТП.
Порядок маркировки табачных изделий
Для отслеживания в системе ЧЗ перемещений табака был выбран маркировочный код DataMatrix. Данный идентификатор был выбран, потому что при своих небольших размерах он даёт возможность записывать немалый объём данных, при этом цена одного кода составляет всего 50 копеек (без НДС).
Оборот табачной продукции регулируется ИС МОТ, которая представляет отдельный сервис системы ЧЗ, созданный непосредственно для ТП.
Для работы с системой ЧЗ необходимо предварительно создать на сайте свой личный кабинет.
Начиная с марта 2019 г., участников осуществляющих оборот ТП обязали проходить регистрацию в системе ЧЗ, а с 01.07.2019 г. начали штрафовать изготовителей, выпускающих немаркированную «табачку».
От производителя к оптовому поставщику маркированные товары поступают вместе с электронным УПД, в котором проставлены маркировочные кода для каждой поступившей позиции. Передача УПД осуществляется через единую систему ЭДО.
Ритейлеры, участвующие в обороте, а также изготовлении ТП официально подключились к обязательной маркировке, начиная с 01.07.2019 года.
Продажи маркированных товаров осуществляются в розничных точках продаж через онлайн-кассу, которая пересылает данные о выбытии очередного маркировочного кода ОФД, который предоставляет их в систему ЧЗ. Выбывший из системы маркировочный код повторно не используется.
Так, с третьего квартала 2020, официально прекратился оборот немаркированной ТП.
Сопровождение УПД является обязательным на всех этапах движения маркированного товара, начиная от производства и заканчивая ритейлом, поэтому каждый участник оборота должен был подключиться к системе ЭДО.
Для альтернативной табачной продукции (АТП) сроки маркировки подвинулись на год:
С 01.07.2020 г., под запретом производство и импорт немаркированной АТП. Дистрибьюторы должны сопровождать продажу товаров электронным УПД, а розничные продажи осуществляться только с использованием онлайн-касс.
С июля 2021 года вступит в силу окончательный запрет на оборот немаркированной АТП.
Штраф за изготовление немаркированных сигарет
Производство немаркированной ТП попадает под пункт 3 статьи 15.12 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа и конфискацию товара.
В зависимости от типа субъекта размер штрафа может изменяться:
Для должностных лиц сумма составит от 10 до 15 тысяч рублей.
Для организаций от 100 до 150 тысяч рублей.
Нарушением будет не только отсутствие маркировочного кода на произведённой продукции, но также в случае, если код нанесён неправильно или не введён в оборот.
Наказание, предусмотренное за реализацию немаркированных сигарет
В соответствии с ФЗ №54, Российское правительство имеет право устанавливать дополнительный реквизит «код товара», который позволяет идентифицировать товар в различных государственных системах. Так в ПП РФ №174 указанно, что данный реквизит должен быть отображён в чеках, выпущенных при реализации маркированного товара (включая табачную продукцию). Отсутствие этих данных является нарушением и влечёт за собой административное наказание в виде штрафа.
Для должностных лиц размер составит от 1,5 до 3 тысяч рублей.
Для юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей.
Наказание за реализацию немаркированной ТП прописано в пункте 4 статьи 15.12 КоАП РФ.
Если немаркированная продукция попала в продажу по вине определённого должностного лица, то он будет оштрафован на сумму от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических лиц эта сумма составит от 200 до 300 тысяч рублей. При этом весь предназначенный для продажи немаркированный товар будет конфискован. Физическому лицу, пытающемуся реализовать немаркированный товар, придётся уплатить штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей.
За изготовление, покупку, хранение и перемещение немаркированной табачной продукции с целью ее последующей продажи в крупном и особо крупном размере, в соответствии с частями 4 и 5 статьи 171.1 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность.
За нарушение в крупном размере (до 100 000р).
В особо крупном размере (от 1 миллиона рублей).
до 300 000 рублей
От 200 000 до 500 000 рублей
До 3 лет + наложение штрафа в размере до 120 000 рублей.
До 6 лет + наложение штрафа в размере до 1 миллиона рублей.