Паспорт сделки, или ПС – это документ, который служит базовым элементом валютного контроля. При осуществлении импортных поставок банк, который выполняет функцию валютного контроля, следит за выполнением обязательств стороны, реализующей поставку товаров или выполняющей различного рода услуги за произведенную транзакцию суммы, установленной в договоре. ПС могут оформляться для импортного или экспортного контракта, что позволяет убедиться в зачислении средств за ввезенные/вывезенные товары или оказанные услуги.
Такие ПС именуются экспортно-импортными.
Если товарооборот осуществляется не по традиционной схеме «купля-продажа», а производится обмен товара на товар, то в таком случае уместно оформление бартерного паспорта сделки. В тех ситуациях, когда необходимо получить кредит от зарубежного контрагента или выдать заем иностранной компании, заключается паспорт сделки по кредитному договору. ПС содержит в себе всю важную информацию о наименовании организаций, которые являются участниками международного договора, а также адреса представительств, головного офиса, платежные реквизиты и т.
д.
Когда ПС оформлять необязательно
На практике существуют ситуации, когда оформление данного вида документа необязательно. Первая — когда в роли игрока рынка выступает предприниматель, который не зарегистрировал свою деятельность, или незарегистрированное юридическое лицо (тогда сделка не будет считаться торговой операцией). Вторая — если в момент подписания контракта общая сумма сделки не превышает 50 тыс.
дол. по установленному Центральным банком курсу. И третья — когда соглашение реализуется между нерезидентом и российским финансовым учреждением (по закону финучреждения освобождаются от обязательного оформления ПС, если осуществляется кредитование иностранными компаниями).
Юридическая составляющая
Составление паспорта сделки основывается на трех государственных документах:
Почему отменили паспорта сделок
Изменения упрощают взаимодействие с банками и ускоряют расчеты с контрагентами.
- Документы подготавливаются быстрее. На оформление паспорта сделки требовалось 3 дня, еще 2 дня — на отправку резиденту. Теперь банк регистрирует контракт за 1 рабочий день.
- Увеличена пороговая сумма для контроля. Ранее она составляла 50 тыс. $ США (в рублевом эквиваленте примерно 3,7 млн). По новым правилам сделки до 3 млн ₽ контролируются в упрощенном порядке.
- Сведены к минимуму отказы в постановке на учет при наличии всех необходимых сведений. Важно, чтобы в контракте была проставлена дата исполнения обязательств.
Нагрузка в части валютного контроля перераспределяется с бизнесмена в большей степени на кредитную организацию. Это снижает риск наложения штрафов.
Как теперь контролируются
Вместо оформления паспорта сделки банки теперь регистрируют договор. Затем контракту присваивается УНК — уникальный номер, по сути — тот же набор цифр, что и в паспорте.
1 — две последние цифры года, в котором контракту присвоен уникальный номер;
2 — месяц, в котором контракту присвоен уникальный номер;
3 — порядковый номер контракта, принятого на учет с присвоением уникального номера банка УК в течение календарного месяца;
4 — регистрационный номер кредитной организации с Книгой государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО);
5 — порядковый номер филиала в соответствии с КГРКО;
6 — код кида контракта;
7 — признак резидента, являющегося стороной по контракту.
Под валютный контроль подпадают все сделки, но в зависимости от типа и стоимости договора различается процедура отчетности.
Контракт стоимостью до 200 тыс. ₽
Для всех категорий сделок: экспорт, импорт, кредитование.
При валютном контроле к расчету принимается общая стоимость контракта, а не размер одного платежа. Если сумма не превышает 200 тыс. ₽, регистрировать договор, предоставлять в банк его оригинал не нужно. Справка о валютной операции тоже не требуется, достаточно сообщить код.
Вы имеете право оформить соглашение на каждую поставку и пройти валютный контроль. В свою очередь, финучреждение может запросить документы, если возникнут подозрения.
Контракты суммой 3–6 млн ₽ на экспорт
Требования аналогичны предыдущему разделу. Контракт или иной документ предоставляется в финучреждение, но договор не ставится на учет.
Контракты от 3 млн ₽ на импорт, кредитование
В этом случае регистрация обязательна, вы предъявляете оригинал соглашения. Кроме того, после завершения сделки бухгалтер предприятия подготавливает справку о подтверждающих документах — СПД. В нее могут включаться:
- декларация на товары, заявление на условный выпуск;
- перевозочные, товаросопроводительные документы;
- акты , ;
- иная коммерческая, учетная документация.
СПД оформляется в течение 15 дней с момента, когда российская сторона выполнила обязательства по договору. Также справка подается при изменениях в контракте — например, переуступке прав по сделке, прекращении обязательств.