- Что нужно знать о раздельном учёте финансово-хозяйственной деятельности и целевом использовании средств
- Состав и меры административной ответственности в ГОЗ
- Какие есть виды административной ответственности и способы её избежать
- Как вести раздельный учет в 2022 году
- Раздельный учет результатов ФХД
- Раздельный учет гособоронзаказа
- Когда не ведут учет
- Поставщики продолжают вести раздельный учет
- Что изменилось в 2022 году
- Какими нормами регулируется
- Каковы правила ведения по ГОЗ
- Разъяснения по теме
- Об авторе этой статьи
Государственный оборонный заказ в 2020–2021 годах претерпел изменения.
Государственный оборонный заказ в 2020–2021 годах претерпел изменения. Они коснулись:
- опорного банка;
- обязательств заказчиков и головных исполнителей;
- правительственных полномочий;
- пакета документов, которые направляются в банк и единую информационную систему;
- дополненных требований банковского сопровождения со стороны контролирующих органов в отношении государственных контрактов по закупкам;
- особенностей размещения гособоронзаказа;
- совершенствования контроля в сфере ГОЗ.
Ввиду изменений участникам закупок в сфере ГОЗ следует внимательно следить за возможными рисками, дабы не быть привлечёнными к адмнистративной ответственности за несоблюдение или отклонение от норм.
Что нужно знать о раздельном учёте финансово-хозяйственной деятельности и целевом использовании средств
Предприятие, получившее гособоронзаказ в 2021 году, обязано вести раздельный учет (далее РУ), для головного исполнителя и исполнителя ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (п. 18 ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 8).
Раздельный учет — это обособление доходов и расходов организации, возникающих вследствие исполнения контракта ГОЗ.
Результат финансово-хозяйственной деятельности (далее ФХД) — это прибыль (убыток) от продаж.
Целевое использование — это использование всех ресурсов для конкретной цели.
Преимущества ведения раздельного учета для организаций-исполнителей ГОЗ заключаются в том, что можно оценивать все риски, вовремя на них реагировать, чтобы не допускать серьезных последствий. А чтобы компании не допускали нарушений, введены меры административной ответственности.
Состав и меры административной ответственности в ГОЗ
В качестве административного правонарушения признается неисполнение головным исполнителем ГОЗ требования о ведении РУ (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
Состав административной ответственности:
- Субъект — головной исполнитель (исполнитель) ГОЗ, т.е. юридическое или должностное лицо.
- Субъективная сторона — умышленная форма вины.
- Объект — общественные отношения, связанные с ведением ФХД при исполнении гособоронзаказа.
- Объективная сторона — бездействие, выраженное в необособлении доходов и расходов по каждому государственному контракту или иному контракту.
Мерой административной ответственности является административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
Какие есть виды административной ответственности и способы её избежать
Можно выделить несколько видов административной ответственности, которая назначается за несоблюдение требований по РУ результатов ФХД и целевого использования средств при выполнении гособоронзаказа.
1. Невыполнение требований о ведении раздельного учета.
В соответствии с п. 18 ч. 1 и п. 16. ч. 2 ст. 8 275-ФЗ организации, выполняющие гособоронзаказ, должны вести РУ по каждому государственному контракту или иному контракту.
Получается так, что каждое допущенное предприятием нарушение закона образует самостоятельное правонарушение, несмотря на то, что они имеют идентичное содержание. Отсюда следует вывод, что виновное лицо должно понести наказание за каждое административное правонарушение.
Но в законе прописано, что обязанность вести РУ возникает у предприятия с момента заключения контракта и прекращается после полного исполнения обязательств по нему. С учетом позиции Пленума Верховного суда РФ нарушение требования о ведении РУ является длящимся правонарушением в период с даты заключения контракта до полного исполнения обязательств по нему.
На практике очень часто бывает, когда выполняются сразу несколько контрактов по гособоронзаказу, например, для предприятий оборонно-промышленного комплекса. При ведении РУ период правонарушения по одному контракту может закрывать периоды правонарушений по другим контрактам, например, при выполнении контракта на производство продукции с длительным технологическим циклом.
Важно! В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ повторное административное наказание за одно и то же правонарушение запрещается.
Вывод: привлечение к ответственности за неведение раздельного учета по каждому контракту отсутствует, наказание будет зависеть от количества контрактов, заключенных в целях выполнения ГОЗ.
2. Непредставление или несвоевременное предоставление предприятиями отчетов об исполнении контрактов по ГОЗ.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, составление отчета носит обязательный характер.
Отчет должны предоставлять следующие организации, ведущие РУ:
- организации, в которых созданы военные представительства Министерства обороны РФ;
- иные организации.
Сроки предоставления отчётов следующие:
- организации предоставляют отчет в Министерство обороны РФ ежемесячно;
- иные организации предоставляю отчет в Министерство обороны РФ на дату, по состоянию на которую он должен быть составлен.
Несмотря на то, что предоставлять отчет необходимо обязательно, в КоАП РФ отсутствует статья по поводу привлечения к административной ответственности в случае несвоевременного предоставления или непредставления отчета.
На данный момент в этом вопросе только формируется практика контролирующего органа (ФАС России) и судебная практика. Приведем один пример. Организации, выполняющие ГОЗ, не сдали отчет в установленный срок. Тогда УФАС России был наложено административное наказание в форме штрафа. Оно было обжаловано организацией, но суд оставил все без изменений.
Данный отчет в первую очередь предназначен для информирования государственного заказчика об исполнении каждого государственного контракта или иного контракта. Однако получается, что важнее именно составить отчет, а не предоставить его государственному заказчику.
Вывод: составление отчета является обязательным в большей степени для формальности, чтобы документально все было закреплено, а не для предоставления полной и конкретной информации для государственного заказчика.
3. В законодательстве ГОЗ (245-ФЗ) предусмотрено два порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятиями, выполняющими ГОЗ.
В соответствии с п. 4 Постановления № 47 средства, полученные по контракту, в обязательном порядке подлежат казначейскому сопровождению (ведение РУ осуществляется на основании порядка от Министерства финансов РФ). А в Законе о Федеральном бюджете представлена информация, что расчеты по государственным контрактам и иным контрактам в рамках ГОЗ на сумму до 600 000 рублей не подлежат казначейскому сопровождению.
Таким образом, при казначейском сопровождение целевых средств ГОЗ РУ должен осуществляться на основании порядка от Министерства финансов РФ, а в рамках банковского сопровождения — в соответствии с Порядком.
Если же в отношении целевых средств ГОЗ по контрактам банковское и казначейское сопровождение отсутствуют, тогда Порядок ведения РУ отсутствует.
Вывод: оптимальный способ снизить риски привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований по раздельному учету результатов финансово-хозяйственной деятельности и целевого использования средств при выполнении гособоронзаказа в 2021 году — выполнять требования законодательства.
Узнайте больше о практике раздельного учета результатов ФХД, новых правилах казначейского сопровождения, ценообразования и контрактной работы в сфере государственного оборонного заказа на семинаре: «Государственный оборонный заказ: практика раздельного учета, нормирования затрат, ценообразования».
Как вести раздельный учет в 2022 году
Раздельный учет затрат по гособоронзаказу — это отдельная регистрация финансовых результатов по каждому контракту. Его обязаны вести и головные исполнители, и все исполнители в кооперации с головными. В 2022 году правила изменились.
Скачать приказ Минфина № 210н от 10.12.2021 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 47 о раздельном учете из КонсультантПлюс |
Скачать приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019 из КонсультантПлюс |
Раздельный учет результатов ФХД
Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.
Вот что обязаны выполнять организации:
- вести раздельный учет всех операций;
- распределять накладные расходы;
- раскрывать структуру цены госконтракта;
- осуществлять корректный аналитический учет;
- предоставлять документы на проверку в органы ФК.
Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из Закона о бюджете и подзаконных актов.
По новым правилам раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу не отличаются от правил для других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок ведения такого бухучета в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что требуется от участников гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Общий порядок, как вести бухучет гособоронзаказа его исполнителям:
- Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам. Подробнее: «Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу».
- Аналитика расходов по статьям затрат.
- Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
- Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
- Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
- Подготовка и ведение первичной документации.
- Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.
Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, то их предоставление проводится по особым требованиям.
Раздельный учет гособоронзаказа
Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):
- головной исполнитель — тот, кто заключил контракт с заказчиком по государственному оборонному заказу;
- исполнитель — тот, кто находится в кооперации с головным исполнителем и подписал с ним соглашение на исполнение ГОЗ.
Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования целевых средств бюджета и составления отчетности для Казначейства и заказчиков. В 2022 году работу исполнителей регламентируют:
- закон № 390-ФЗ от 06.12.2021;
- приказ Минфина № 210н от 10.12.2021;
- приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019;
- ПП РФ № 47 от 19.01.1998;
- ПП РФ № 2025 от 24.11.2021.
Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня.
Исполнители третьего уровня (равно как и второго, и всех последующих уровней) обязаны вести раздельный учет по каждому государственному контракту. Если исполнитель находится в кооперации с головным исполнителем, то он регистрирует результаты ФХД отдельно по каждому госконтракту. Но есть важное уточнение: эти правила касаются только юридических лиц (п.
2 ПП РФ № 47). То есть, если исполнителем третьего уровня выступает ИП или физлицо, им вести раздельный учет не надо.
Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:
- Открывают специальные счета в ФК (инициируют казначейское сопровождение).
- Создают отдельные аналитические счета бухучета для регистрации расходов по каждому контракту.
- Раскрывают структуру цены по статьям калькуляции (расчет цены единицы продукции ведется по форме из приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромторга № 334 от 08.02.2019).
- Составляют перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 334).
- Фиксируют другие расходы в отдельных калькуляциях.
Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.
ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, то ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.
Когда не ведут учет
В п. 4 ПП РФ № 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП № 47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:
- государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения.
К каждому госконтракту оформляют:
1. Расчет суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 210н).
2. Структуру цены — расходная декларация (приложение № 2 к приказу № 210н).
Информацию о структуре цены в разрезе отдельных видов затрат — ресурсную расходную декларацию — заполняют по образцу, рекомендованному в приложении № 3 к приказу № 210н.
3. Выписку из регистров аналитического учета (приложение № 4 к приказу № 210н).
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
- Дидух Юлия
Из прочитанной статьи не поняла для бюджетных орг. с казнач. сопровождением при ведении ФХД с разделением ср-в надо обязательно ли отдельное хранение товара по одному договору , но разными кучками в пределах одного склада? Например пришли одинаковые лампочки по разным источн.
финансирования, при инвентаризации могут ли они лежать одной кучкой , если количество общее сходится или д.б. разделение?
Что изменилось в 2022 году
Еще перед началом нового финансового года вышел Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021. Норматив утверждает порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу: учет затрат по ГОЗ у исполнителя ведется раздельно по каждому государственному и муниципальному контракту, контракту учреждения, договору, соглашению.
Правила, действовавшие в 2021-м, особо не изменились: порядок раздельного учета при госконтрактах привели в соответствие с законом о федеральном бюджете на 2022 г. и плановые 2024-2024 гг. № 390-ФЗ от 06.12.2021.
Раздельный учет обязателен для получателей целевых средств по госконтрактам, контрактам, договорам и соглашениям. Бухучет ведется на основании учетной политики учреждения. Все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике.
Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать идентификатор госконтракта без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какими нормами регулируется
Законодательная база на 2022 год:
- 390-ФЗ от 06.12.2021;
- Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021;
- Приказ министра обороны № 670 от 19.11.2018;
- Приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019;
- ПП РФ № 47: Постановление 47 по гособоронзаказу от 19.01.1998;
- ПП РФ № 2025 от 24.11.2021.
Каковы правила ведения по ГОЗ
С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.
Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Уровень исполнителя на эту обязанность не влияет, а вот организационная форма — да: на предпринимателей правила раздельного учета не распространяются, юрлица обязаны вести его в любом случае. Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2022 году:
- Осуществляем раздельный учет доходов, расходов и активов. В этом перечне — деньги, имущественные права, основные средства и материальные запасы, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и другие бухгалтерские объекты.
- Правила закрепляем в учетной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
- Аналитику осуществляем по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
- Фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
- Накладные издержки включаем в себестоимость пропорционально базе распределения. Показатель распределения выбираем в соответствии с учетной политикой. Накладные расходы распределяем по каждому соглашению пропорционально срокам его исполнения. Все это оформляем бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к Приказу № 210н).
- Используем первичные бухгалтерские документы в качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета. В каждом таком документе указываем обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
- Расписываем структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к Приказу № 210н).
Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям.
Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет, получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП.
Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.
Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.
Разъяснения по теме
Письмо Минфина № 09-01-09/663 от 10.01.2020
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.
С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.