Об ограничении на вывоз отдельных видов удобрений и внесении изменения в категории товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные ТК ЕАЭС неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 мая 2022 г. N 990
«О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных
видов удобрений и внесении изменения в категории товаров, в отношении
которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского
экономического союза неполное таможенное декларирование и
периодическое таможенное декларирование»
В целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (приложение N 7) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить с 1 июля по 31 декабря 2022 г. включительно количественное ограничение на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, удобрений азотных (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0, 3102 10 900 0, 3102 30 100 0, 3102 30 900 0 и 3102 80 000 0) в объеме 8314991 тонны и удобрений, содержащих 2 или 3 питательных элемента — азот, фосфор и калий (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000 0, 3105 59 000 0), в объеме 5945830 тонн (далее соответственно — удобрения, нетарифные квоты).
2. Установить, что нетарифные квоты:
а) распространяются также на удобрения, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза с 1 июля 2022 г., задекларированные и выпущенные в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз удобрений с таможенной территории Евразийского экономического союза до 1 июля 2022 г.;
б) не распространяются:
на удобрения, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, а также на удобрения, происходящие с территории Российской Федерации, перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств;
на удобрения, вывозимые в Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия;
на жидкости — восстановители оксидов азота AUS 32 и AUS 40, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0 и 3102 10 900 0, на основании разрешения, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке;
на удобрения, выпущенные в соответствии с таможенными процедурами, допускающими их вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза, и при наличии поручения на отгрузку на морское судно или принятые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» к перевозке до 1 июля 2022 г.
3. Установить, что:
а) распределение нетарифной квоты осуществляется:
между участниками внешнеторговой деятельности, являющимися производителями удобрений, имеющими заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», либо между уполномоченными производителями удобрений юридическими лицами (далее — участники внешнеторговой деятельности), имеющими утвержденную торгово-сбытовую политику, согласованную участником внешнеторговой деятельности с Федеральной антимонопольной службой и размещенную на официальном сайте участника внешнеторговой деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
с учетом объемов, установленных в утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации плане приобретения удобрений сельскохозяйственными производителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе);
б) использование нетарифной квоты осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение к приложению N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) в порядке, указанном в подпункте «б» пункта 4 настоящего постановления (далее — лицензия). Срок действия лицензии устанавливается со дня ее выдачи, но не ранее 1 июля 2022 г.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в срок до 10 июня 2022 г. утвердить:
а) порядок расчета объемов нетарифной квоты в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности, а также порядок изменения указанных объемов;
б) порядок выдачи, приостановления и прекращения лицензий.
5. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до 31 мая 2022 г. утвердить план приобретения удобрений сельскохозяйственными производителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе), на период с июня 2022 г. по май 2025 г.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить до 20 июня 2022 г. распределение нетарифной квоты между участниками внешнеторговой деятельности.
7. Федеральной антимонопольной службе:
а) до 31 мая 2022 г. утвердить методические рекомендации по разработке торгово-сбытовых политик, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего постановления;
б) предоставлять участникам внешнеторговой деятельности разъяснения по вопросам применения методических рекомендаций, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, в том числе по определению в торгово-сбытовых политиках порядка ценообразования для потребителей минеральных удобрений, условий предоставления и размеров скидок (надбавок, доплат) к цене;
в) при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством мер ответственности к хозяйствующим субъектам — производителям удобрений и поставщикам удобрений, входящим в одну группу лиц с хозяйствующими субъектами — производителями удобрений, в связи с принятыми ими в торгово-сбытовых политиках обязательств в отношении реализации минеральных удобрений сельскохозяйственным товаропроизводителям.
8. Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля учитывать установленный торгово-сбытовыми политиками порядок ценообразования и условия хозяйствующих субъектов — производителей удобрений и поставщиков удобрений, входящих в одну группу лиц с хозяйствующими субъектами — производителями удобрений.
9. Федеральной таможенной службе:
обеспечить контроль помещения удобрений под таможенную процедуру экспорта в объеме, не превышающем объема нетарифной квоты, в соответствии с выданными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензиями;
допускать убытие товаров с территории Российской Федерации в пределах срока действия лицензии;
не позднее чем через 10 календарных дней после окончания каждого отчетного месяца (начиная с отчета за июль 2022 г.) представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации данные об объемах удобрений, вывезенных из Российской Федерации в отчетном месяце и нарастающим итогом.
10. Реализация настоящего постановления осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
11. В сноске третьей к категориям товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1075 «Об утверждении категорий товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст.
5451; N 46, ст. 7709), слова «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1910 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений» заменить словами «, в случае установления Правительством Российской Федерации нетарифных квот на минеральные удобрения в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
(приложение N 7)».
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Авансы по контрактам до 90%: практика применения и разъяснения ПП РФ 505 от 29.03.2022
В правительстве утвердили увеличение авансирования по государственным контрактам в 2022 году. До конца года поставщики смогут получать авансы до 90%. А в некоторых регионах авансы достигают 100%.
На основании чего поставщики получают повышенные аванс
Поставщики, подрядчики и исполнители государственных и муниципальных контрактов получают повышенный аванс в 2022 году по ПП РФ 505 от 29.03.2022. Правительство увеличило допустимый размер авансирования до 90% от цены соглашения. 505 Постановление об авансировании контрактов в 2022 году скорректировало другое Постановление Правительства — № 999 от 30.09.2014.
- В госзакупках установят минимальный аванс 90% для некоторых товаров.
- Особенности авансирования контрактов по 44-ФЗ для бюджетных учреждений.
- Тендеры с авансированием: когда возможно и как установить.
- Образец письма с требованием вернуть оплату или аванс по контракту.
До вступления в силу повышенного авансирования по Постановлению 505 максимальный аванс составлял 30%. С повышенной предоплатой у поставщиков появится возможность увеличить резервы, закупить дополнительные ресурсы для исполнения контракта и выйти из кризисной ситуации.
Повышенное авансирование по госконтрактам в 2022 году действует для соглашений, заключенных на деньги федерального бюджета. Некоторые регионы уже приняли аналогичные акты и увеличили авансы до 90% для контрактов, финансируемых из средств регионального бюджета.
Вот какие регионы установили повышенное авансирование:
- Московская область — Постановление Правительства № 282/10 от 25.03.2022;
- Белгородская область — ПП № 192-ПП от 04.04.2022;
- Новгородская область — ПП № 166 от 04.04.2022;
- Приморский край — ПП № 205-пп от 05.04.2022;
- Волгоградская область — ПП № 196-п от 08.04.2022;
- Калужская область — ПП № 259 от 08.04.2022;
- Республика Калмыкия — ПП № 125 от 08.04.2022;
- Костромская область — ПП № 160-а от 09.04.2022;
- Тамбовская область — ПП № 289 от 12.04.2022;
- Орловская область — ПП № 199 от 13.04.2022;
- Республика Тыва — ПП № 194 от 13.04.2022;
- Самарская область — ПП № 259 от 14.04.2022;
- Республика Хакасия — ПП № 190 от 15.04.2022;
- Волгоградская область — ПП № 220-П от 15.04.2022;
- Липецкая область — ПП № 185 от 19.04.2022;
- Псковская область — ПП № 145 от 21.04.2022;
- Ямало-ненецкий автономный округ — ПП № 357-П от 15.04.2022;
- Алтайский край — ПП № 129 от 20.04.2022.
А в Москве, руководствуясь повышением аванса по Постановлению Правительства РФ 505, авансирование увеличили до 100% (ПП Москвы № 345-ПП от 09.03.2022). Теперь московские заказчики авансируют исполнителям до 100% платежей по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд. Такая возможность действует в течение всего 2022 года.
Условия казначейского сопровождения из-за применения нового порядка авансирования
По разъяснениям Постановления 505 от 29.03.2022, с обновленным порядком авансирования изменились и условия казначейского сопровождения по государственным контрактам. Если при исполнении соглашения требуется дополнительный контроль за средствами бюджета, то платить авансы станут так:
- авансирование до 50% — без казначейского сопровождения: поставщик сразу же получит деньги на расчетный счет;
- авансирование от 50 до 90% — с казначейским сопровождением: платеж пройдет дополнительный контроль, и деньги поступят на отдельный счет.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как выполнить казначейское обеспечение обязательств без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Из комментариев к ПП 505 от 29.03.2022 понятно, что освобождение авансовых платежей до 50% от казначейского сопровождения ускорит проведение оплаты и доведение денег непосредственно до исполнителей госконтрактов. А это, в свою очередь, избавит поставщиков от необходимости брать кредиты на покупку материалов, оборудования и ресурсов для выполнения контрактов.
В дополнение к Постановлению № 505 Минфин подготовил информацию об увеличении аванса по госконтракту в 2022 году и других изменениях положений Федеральной контрактной системы (письмо № 24-01-07/31697 от 12.04.2022). Из-за санкций и ограничительных мер у заказчиков и поставщиков появилась возможность изменять существенные условия госконтрактов, заключенных до 01.01.2023 (ч. 65.1 ст.
112 44-ФЗ). Но только если при исполнении такого соглашения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Существенные условия госконтрактов изменяют, соблюдая положения ч.
1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ. В течение 2025 года стороны вправе изменить любые условия контракта, в том числе цену и срок его исполнения, если возникли обстоятельства непреодолимой силы или другие основания, по которым нельзя исполнить соглашение.