- Требования к охране атмосферного воздуха
- Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
- Правовая охрана атмосферного воздуха Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»
- Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Недоконцев А. В.
- LEGAL PROTECTION OF ATMOSPHERIC AIR
- Текст научной работы на тему «Правовая охрана атмосферного воздуха»
- Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы
Согласно ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Охрана атмосферного воздуха представляет собой систему мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Качество атмосферного воздуха — это совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.
Требования к охране атмосферного воздуха
Глава 3 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:
запрет на внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также на применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;
обязательность при производстве и использовании топлива наличия сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;
возможность ограничения органами исполнительной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха;
запрет на выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена;
допустимость действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и окружающей среды;
недопустимость превышения нормативов качества атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городов и иных поселений;
запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
запрет на производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов;
запрет на хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также на сжигание таких отходов без специальных установок и др.
Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха
Нарушители законодательства об охране атмосферного воздуха в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
КоАП предусматривает наступление административной ответственности за:
нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21);
выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22);
эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23).
Субъектами РФ также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
УК предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 251 (загрязнение атмосферы).
Правовая охрана атмосферного воздуха Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»
Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Недоконцев А. В.
Усилия по правовому регулированию экологических проблем содержат в себе определение и классификацию загрязнителей воздуха, установление границ приемлемых уровней выбросов и определение необходимых или соответствующих технологий по минимизации последствий либо по их устранению. На сегодняшний день законы о контроле за выбросом в атмосферу вредных и загрязняющих веществ специально разрабатываются для обеспечения качественной защиты здоровья людей, которая зачастую обеспечивается мерами сокращения или полной нейтрализации вредных веществ в воздухе. Цель автора данной статьи проанализировать нормативно-правовые акты по охране атмосферного воздуха и выявить проблемы, которые существуют в области охраны атмосферного воздуха.
LEGAL PROTECTION OF ATMOSPHERIC AIR
The article investigates the normative-legal acts on the protection of atmospheric air in the Russian law. The problems in the field of atmospheric air protection are considered. The analysis of normative-legal acts is carried out and conclusions are drawn.
Текст научной работы на тему «Правовая охрана атмосферного воздуха»
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Усилия по правовому регулированию экологических проблем содержат в себе определение и классификацию загрязнителей воздуха, установление границ приемлемых уровней выбросов и определение необходимых или соответствующих технологий по минимизации последствий либо по их устранению. На сегодняшний день законы о контроле за выбросом в атмосферу вредных и загрязняющих веществ специально разрабатываются для обеспечения качественной защиты здоровья людей, которая зачастую обеспечивается мерами сокращения или полной нейтрализации вредных веществ в воздухе. Цель автора данной статьи — проанализировать нормативно-правовые акты по охране атмосферного воздуха и выявить проблемы, которые существуют в области охраны атмосферного воздуха.
Ключевые слова: международное право, экологическая безопасность, конвенция, окружающая среда, экологическое право.
LEGAL PROTECTION OF ATMOSPHERIC AIR
A. V. Nedokontsev
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The efforts to regulate legally environmental problems contain the definition and classification of air pollution, what is necessary to minimize the consequences and to establish the boundaries of acceptable emissions. The article investigates the normative-legal acts on the protection of atmospheric air in the Russian law. The problems in the field of atmospheric air protection are considered.
The analysis of normative-legal acts is carried out and conclusions are drawn.
Keywords: international law, environmental safety, convention, environment, environmental law.
Введение. Существует много нормативно-правовых актов, принятых для решения экологических проблем, таких, как, например, негативное влияние химических веществ на озоновый слой, воздействие углекислого газа на окружающую среду, выпадение кислотных дождей, изменение климата и т. д. [1].
Регулирование качества воздуха должно определяться и закрепляться в нормативно -правовых актах ведомств, отвечающих за охрану природы [2]. Стандарты качества окружающей среды (КОС) устанавливают уровень допустимого загрязнения, это одна из их главных ролей в защите здоровья людей и природных экосистем. В Российской Федерации к процедуре разработки и утверждения таких стандартов привлекаются компетентные природоохранные и санитарные органы.
Большинство стандартов основано на предположении о нулевом риске для здоровья человека, эти стандарты касаются качества воды, воздуха, почвы и продуктов питания.
Основная часть. В нашей стране стандарты гигиены начали разрабатыватьв 1922 году, когда в декрете «О санитарных органах республики» были определены первые три критерия загрязнения и установлены их регулируемые значения для рабочих зон. В 1925 году было установлено уже десять стандартов.
В 1940-х годах началось определение предельно допустимых концентраций (ПДК) для химических веществ в атмосферном воздухе, затем в питьевой воде, промысловых водах, почве и пищевых продуктах. В дополнение к ПДК в качестве временно
допустимых концентраций используются так называемые «ориентировочно безопасные уровни воздействия».
Стандарты качества воздуха также могут определять допустимые пределы содержания в воздухе опасных веществ как в промышленных, так и в жилых районах.
Законы о качестве воздуха часто могут выступать в виде определённых запретов [3]. Запреты оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий, из-за которых происходит загрязнение воздуха. В качестве примера можно привести запрет или ограничение сжигания древесины в то время, когда уровень загрязнения воздуха слишком высок [4].
Но более наглядным и ярким примером может служить полный запрет дихлордифторметана (фреона), который использовали в обычных автомобильных кондиционерах. Исследования показали, что дихлордифторметан (фреон) представляет серьёзную угрозу для озонового слоя Земли, в результате протечек данного вещества из автомобильных кондиционеров происходит попадание его в атмосферу, где он под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца разлагается. Получившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном, тем самым разрушая его.
Производство дихлордифторметана (фреона) было запрещено из-за комплекса ограничений, содержащихся в Монреальском протоколе к Венской конвенции об охране озонового слоя [5].
В законах об охране окружающей среды также содержатся определенные требования к информационным технологиям. Методы сбора информации могут включать в себя исследования атмосферного воздуха на наличие загрязняющих веществ, а также конкретное отслеживание источников выбросов или другой информации, содержащей сведения о качестве воздуха [6].
Выводы. Сторонники закона о качестве воздуха утверждают, что они повлияли на значительное сокращение загрязнения воздуха, способствовали уменьшению выбросов вредных веществ, что привело к сопутствующим выгодам для здоровья человека и окружающей среды даже в условиях масштабного экономического роста и увеличения использования автотранспортных средств [7]. Но на сегодняшний день существует проблема, которая заключается в том, что многие из стандартов качества окружающей среды считаются чрезмерно идеализированными, поэтому недостижимыми, в частности, из-за философии «нулевого риска».
Если решения должны приниматься на основе управления рисками, то для разных мест должны быть приняты разные стандарты окружающей среды, а количество регулируемых загрязняющих веществ должно быть ограничено теми, которые можно эффективно контролировать.
К сожалению, неизменной остается советская практика навязывания нормативных требований без последующего контроля за их соблюдением.
Пилотное внедрение предельно допустимого вредного воздействиядля водных объектов (ПДВВ) отразило растущее понимание того, что система ПДК должна быть реформирована. В 2003 году Российский научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха разработал методологию расчета ПДВВ. ПДВВ отражает максимально допустимую массу конкретных химикатов, которую может получить водоем или атмосферный воздух.
Предполагается, что значения ПДВВ будут рассчитываться на основе классификации состояния окружающей среды, атмосферного воздуха и водных объектов и использоваться для установления предельных значений выбросов.
1. Исакова, Ю. И. Экологическое право : учеб.пособие / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : Издательский центр ДГТУ, 2015. — 152 с.
2. Исакова, Ю. И. Научная публикация студента : учебно-методическое пособие / Ю. И. Исакова, М. П. Пчельников, И. Г. Сагирян. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2019. — 56 с.
3. Ахатов, А. Г. Экология и международное право (Междунар. экол. орг. и правовые акты) / А. Г. Ахатов. — Москва : АСТ-пресс, 1996. — 508 с.
4. Об охране атмосферного воздуха :федер. закон [принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года, одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/ (дата обращения: 11.03.2020).
5. О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой : пост. Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 № 526 : [Электронный ресурс] / Гарант. — URL :https://base.garant.ru/2107872/ (дата обращения: 11.03.2020).
6. Пчельников, М. В. Право на благоприятную окружающую среду как основа современной национальной экологической политики / М. В. Пчельников // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сб. трудов XI Междунар. науч.-практ. конф. — Минск, 2015. — С. 294-295.
7. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды :принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. — Стокгольм, 1972 : [Электронный ресурс] / ООН.
Декларации. — URL :https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 11.03.2020).
Недоконцев Александр, студент Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1),[email protected]
Nedokontsev Aleksandr, student, Don State Technical University (344000, Russian Federation, Rostov-on-Don, Gagarina sq. 1), a.nedokontsev23 @gmail. com
Правовые аспекты регулирования охраны атмосферы
Закон об охране атмосферы закрепляет полномочия органов власти России, в том числе ее субъектов в этой области. Он является основной этой отрасли, формируя и закрепляя функции управления государства, требования к охране в процессе осуществления всех типов деятельности человека.
Детализация положений рассматриваемого Закона отражается в решениях Правительства РФ. Важнейшим из них можно считать постановление «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».
Что касается доли нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области, то она весьма незначительна, особенно, что касается нормирования. Примером могут являться Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов (утверждены Министерством природы РФ в 1992 году).
Управление в области охраны воздуха (атмосферы) осуществляется государством. Так, в соответствии со ст. 4 Закона охрану должно осуществлять непосредственно Правительство РФ, также она ведется с помощью специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора), органов исполнительной власти субъектов РФ.
Среди принципов государственного управления можно выделить:
- недопущение необратимых последствий загрязнения
- обязательный контроль со стороны государства выбросов вредного и загрязняющего характера;
- сведения о состоянии атмосферы и воздуха должны соответствовать принципам гласности, полноты и быть достоверными;
- использование научных обоснований, системного и комплексного подхода;
- обязательное соблюдение требований ФЗ, включая ответственность за их нарушение.
В число основных функций государственного управления в рассматриваемой сфере можно включить:
- выдача соответствующих разрешающих документов на выброс загрязняющего или вредного вещества и воздействия;
- государственный учет воздействия на атмосферу и его источников;
- мониторинг и контроль атмосферного воздуха со стороны государства.
В соответствии со ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ со стороны стационарного источника может считаться допустимым только при наличии разрешений. Подобные разрешения выдаются специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором).
Именно разрешение на выброс устанавливает предельно допустимые выбросы и прочие аспекты, обеспечивающие охрану воздуха (атмосферы). Что касается вредных физических воздействий на атмосферу, то их допуск также производится на основе специальных разрешений.
Статья 21 Закона гласит, что юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, источники вредного воздействия на атмосферу, включая состав и количество выбросов, размеры и их виды, должны подлежать государственному учету.
Мониторинг осуществляет государство с помощью органов Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Они наблюдают за загрязнениями атмосферного воздуха, комплексно оценивают и прогнозируют его состояние, обеспечивая органы власти и самоуправления, предприятия и население экстренными и текущими сведениями о загрязнении.
Статья 24 Закона гласит, что контроль государства за охраной воздуха (атмосферы) должен обеспечивать:
- соблюдение условий, которые установлены с помощью специальных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ и на вредное воздействие физического характера;
- требования стандартов, нормативов, правил и прочих требований охраны, включая осуществление производственного контроля охраны атмосферного воздуха;
- соблюдение режима санитарных и защитных зон объектов, которые имеют стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
- выполнение федеральных целевых программ, программ субъектов, а также всех соответствующих мер охраны.
Регламентирование контрольных действий, выполняемых специально уполномоченными органами государства, рассматривает Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, постановление Правительства РФ № 847.