- В чем заключаются преимущества
- Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ: перечень
- Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ
- Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе
- Как работают преференции по 44-ФЗ
- Как работают преференции для отечественных товаров
- Разъяснения по теме
- Подтверждение права на преимущества по 44-ФЗ со стороны инвалидов
- Сложности при закупках у организации инвалидов по 44-ФЗ
- Предоставление преимущества по 44-ФЗ
- Преференции для инвалидов по 44 фз постановление
- Нюансы участия организаций инвалидов в госзакупках
- Преимущества для организаций инвалидов согласно 44-ФЗ
Преимущества организациям инвалидов по 44-ФЗ — это преференция в 15% в отношении цены контракта. Она предоставляется в закрытом перечне закупок и не всем участникам.
Скачать постановление правительства № 341 от 15.04.2014 из КонсультантПлюс |
Преимущества по 44-ФЗ предоставляются не только организациям инвалидов, но и субъектам малого предпринимательства, социально-ориентированным некоммерческим организациям, отечественным производителям, учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы. Эти меры принимаются, чтобы социальная государственная поддержка претворялась в жизнь более эффективно и целенаправленно.
В чем заключаются преимущества
Преимущества предоставляются только при использовании конкурентных способов закупки (п. 3 ст. 29 44-ФЗ), в особенности — конкурсных, кроме двухэтапного конкурса (открытый, закрытый, с ограниченным участием, закрытый с ограниченным участием). Исключением является метод закупки у единственного поставщика.
Если при проведении учреждением закупочных процедур путем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений побеждает ОИ, то ей предоставляются следующие преимущества:
- по требованию победителя, цена контракта может быть увеличена на 15%, но только в том случае, если итоговая величина не будет превышать начальную (максимальную) цену контракта;
- организация-заказчик обязана предоставить ценовые выгоды по перечню товаров, работ или услуг, указанному в Постановлении №341 от 15.04.2014.
Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ: перечень
Если в спецификации к проекту контракта предстоящей закупки и в технических документах о приобретаемых товарах, работах или услугах присутствуют категории из списка, указанного в Постановлении №341 от 15.04.2014, то заказчик, формируя извещение о закупке, обязана поставить в нем отметку о выгодах, предоставляемых для ОИ.
В июле 2016 ода, после многочисленных обращений в Министерство труда, Правительством было принято Постановление № 724 от 28.07.2016, являющееся прямым дополнением к Постановлению № 341. Ранее, к списку товаров, работ или услуг, выполняемых ОИ, относились 42 номенклатурных классифицированных позиции. После нововведений их количество увеличилось еще на 16 новых наименований.
После 9 августа 2016 года изменились преимущества инвалидам по 44 ФЗ, перечень расширили, теперь он включает такие позиции, как минеральные воды, фруктовые и овощные соки, хлебцы, сухарики, гренки, постельное белье, хлопковые изделия, хозяйственные изделия, а также услуги санаторно-курортных и спортивных учреждений и многое другое.
С 03.07.2018 действует правило, что в один контракт нельзя объединить товары, работы, услуги, которые включены в актуальный перечень по постановлению № 341 и которых в нем нет.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ
Преференции по 44-ФЗ — это преимущества в отношении цены госконтракта. Но получают их не все участники госзакупок.
Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе
В контрактной системе используют два близких понятия: «преференции» и «преимущества». Они отличаются субъектами получения. Вот каким субъектам предоставляются преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ в 2021 году:
- представители уголовно-исполнительной системы (УИС);
- союзы инвалидов;
- субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).
В 2021 году к этому списку планируют добавить представителей малого бизнеса на Крайнем Севере. 01.10.2020 на сайте проектов нормативных актов выложили проект закона, который закрепляет за малыми предпринимателями льготы в тендерах на поставку товара или оказание услуг на северных территориях.
Эти новации коснутся представителей бизнеса, которые имеют регистрацию и ведут деятельность в районах Крайнего Севера и местах, которые к ним приравнены. Планируют урегулировать право получить преференции при определении подрядчика. Их суть в том, что если поставщик, работающий на северных территориях, выиграет торги по минимальной цене, к его цене приплюсуют до 15%.
Планируют, что преференции для таких предпринимателей заработают через 10 дней после публикации изменений и до 2025 года, в перспективе до 2035 года в рамках национальной программы соцэкономразвития Дальнего Востока.
А условия допуска иностранных товаров или преференция по 44 ФЗ — это значит преимущества для поставщиков, которые предлагают товары отечественного производства в рамках импортозамещения. Подробнее: «Новые правила национального режима по 44-ФЗ».
Но чаще между преференциями и преимуществами разницы не делают и воспринимают их как синонимы льгот и приоритета.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить преференции без ошибок. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как работают преференции по 44-ФЗ
Как работают преференции и преимущества, раскрыли в таблице.
- Общероссийские общественные организации инвалидов, в т. ч. союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не меньше 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочное число лиц с ограниченными возможностями по отношению к иным работникам составляет не меньше 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не меньше 25%.
Компания относится к малому предпринимательству, если соответствует требованиям по ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 и сведения о ней есть в реестре СМП.
К СОНКО относятся юрлица, которые решают социальные проблемы, развивают гражданское общество и занимаются видами деятельности, которые прописаны в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996.
В случае победы на торгах вправе претендовать на такой перечень преимуществ уголовно-исполнительной системы по 44 ФЗ: требовать увеличить цену контракта на 15%, но не выше НМЦК.
Преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются в виде ограничений:
- заказчик ограничивает участие представителей крупного бизнеса и физлиц. Получается, что контракты выигрывают только представители СМП. Объем таких закупок — не менее 15% от СГОЗ;
- организаторы торгов требуют от победителя привлечь соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе).
Утверждают преференции инвалидам по 44 ФЗ по постановлению правительства № 341 от 15.04.2014, если приобретают товары, работы, услуги из перечня, который утвержден этим постановлением.
В закупках у единственного исполнителя с начальной ценой выше 20 млн руб.
Требовать привлечь представителей малого бизнеса заказчик вправе в любой закупке.
Как работают преференции для отечественных товаров
В контрактной системе преимущества товарам российского происхождения по 44-ФЗ дают не только российским, но и товарам, произведенным в странах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но не для всех товаров. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень иностранной продукции, которая имеет специальные правила по допуску в госзакупках.
Порядок предоставления преимуществ по приказу № 126н заключается в следующем:
- при проведении электронных конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, которые предложили отечественные товары или продукцию, которая сделана в странах ЕАЭС, имеют приоритет по критерию «цена контракта». Для этого их ценовое предложение «виртуально» опускается на 15%. Затем сравнивается с ценами на иностранную продукцию. Например, если НМЦК — 500 000 руб. Первый участник предложил китайский товар за 450 000, а второй заявил о желании поставить отечественную продукцию за максимальную цену в 500 000 руб. Получается, для сравнения цена второго снижается на 75 000 и становится 425 000. Это меньше, чем 450 000. Второй участник побеждает, но контракт с ним заключается по изначальной цене в 500 000 рублей;
- при проведении аукциона победителя определяют обычным путем. Затем, если участник предлагает товар иностранного происхождения, то его цену снизят на 15%, и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений. Учитывайте дополнительное снижение, чтобы не уйти в минус.
Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров российского происхождения в закупках по 223-ФЗ проходит с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Разъяснения по теме
Если участник не является общероссийской организацией или не соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ, заявку отклоняют.
Когда сравниваете товары, которые закупаете, с товаром из перечня по постановлению № 649, руководствуйтесь наименованием, а не кодом ОКПД2
Подтверждение права на преимущества по 44-ФЗ со стороны инвалидов
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ могут получить исполнители, входящие в категорию УИС или ОИ и способные предоставить подтверждение данного факта. Для этого, в соответствии с форматом закупки, могут использоваться разные способы:
- На конкурс, аукцион, запрос предложений, проводимые через ЭТП, им необходимо подать документы (их копии), свидетельствующие о праве получения такого рода льгот.
- Для участия в электронном запросе котировок исполнитель прикрепляет декларацию в электронной форме – ее можно подготовить при помощи ЭТП.
Если победитель тендера относится к УИС и в его заявке есть требование о предоставлении преимуществ, заказчик обязан выполнить данное условие.
Если выигравший в торгах поставщик входит в ОИ, он должен прикрепить к заявке заявление о соответствии категории. Перед заключением договора такой исполнитель обязательно направляет покупателю требование о предоставлении преимущества. Уже на основании данного документа устанавливается цена соглашения.
При отказе победителя от заключения контракта второму исполнителю также предоставляется преференция по 44-ФЗ, если он относится к категории инвалидов.
Сложности при закупках у организации инвалидов по 44-ФЗ
Размещая в ЕИС сведения о запланированных торгах, организатор должен зафиксировать информацию о преимуществах в целом ряде документов. А именно это нужно сделать в плане закупок, плане-графике, извещениях, документации о торгах, если приобретаемые ТРУ входят в Перечень. Данное правило зафиксировано в письме Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-7622 от 08.06.2016 г.
Нормы, по которым должны предоставляться льготы, указаны в ПП № 341.
Заказчику на данном этапе стоит быть готовым к таким трудностям, затрагивающим следующие аспекты:
По п. 21 приложения к письму Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 г. закон не требует от организатора торгов указывать процентное выражение льготы. А значит, достаточно прописать в документации, что преимущества будут предоставлены по ст. 29 закона 44-ФЗ.
В ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ и п. 5 правил сказано, что заказчик имеет право установить преференцию для инвалидов менее 15 % суммы соглашения. Тогда как Минэкономразвития придерживается в своем письме № Д28и-2197 от 15.10.2014 г. мнения, что такая льгота должна быть равна 15 %.
Поэтому заказчику нужно установить преимущество в 15 % по цене договора.
Не все организации людей с ограниченными возможностями считаются СМП или СО НКО. В ОИ входят общероссийские общественные организации инвалидов, созданные ими коммерческие организации, которые отвечают условиям, указанным в ч. 2 ст.
29 закона 44-ФЗ. Первые всегда являются СО НКО, тогда как вторые могут быть СМП лишь в случае соответствия нормам закона 181-ФЗ от 24.11.1995 г.
А значит, организатор тендера нарушит обязанность предоставлять преимущества ОИ, поскольку некоторые из таких организаций не могут участвовать в торгах, организованных исключительно для СМП и СО НКО.
Министерство экономического развития РФ высказывает противоположное мнение. В его письме № ОГ-Д28-8994 от 26.07.2016 г. сказано: если предмет входит в перечень ПП РФ № 341, преимущества могут сочетаться с ограничениями по закупкам и с условием проведения только для СМП и СО НКО.
Во избежание лишних трудностей при предоставлении преференций для инвалидов по 44-ФЗ рекомендуется закупать товары, входящие в Перечень, не устанавливая ограничения для участия только исполнителей СМП и СО НКО.
Предоставление преимущества по 44-ФЗ
Можно ли в рамках проведения одного электронного аукциона одновременно предоставить преимущества следующим категориям субъектов: организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям?
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее – контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее – ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг.
В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее – Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341.
Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги (п. 2 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616).
Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.
В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого – следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
– организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
– среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
– доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНО) согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.
1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Исходя из ч. 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.
1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ).
Специальных указаний относительно СМП нормы Закона № 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч.ч. 1, 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ).
При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон № 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Законом № 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая ст.
33 Закона № 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный п. 1 ч.
1 ст. 31 Закона № 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.
Во-вторых, согласно части седьмой ст. 33 Закона № 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%, распространяется действие Закона № 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением п. 1 ч.
1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом Законе № 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники – ее текст не приведен в соответствие с изменениями в Законе № 209-ФЗ и в ней имеется в виду п. 1 ч. 1.1 ст.
4 Закона № 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).
Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ:
– среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
– доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн.
рублей (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.
Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
– осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
– в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
– такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.
Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 № 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.
Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.
Ответ подготовил: Серков Аркадий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Преференции для инвалидов по 44 фз постановление
Преимущества инвалидам по 44-ФЗ постановление Правительства РФ № 341 раскрывает более подробно. В чем именно выражены эти преференции, что нужно сделать для их воплощения в жизнь и какие объединения не могут на них претендовать, подробно расскажем ниже.
Нюансы участия организаций инвалидов в госзакупках
Нормами закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) на каждого заказчика возложена обязанность предоставлять преимущества организациям инвалидов двух видов:
Лица, управомоченные претендовать на преференции
- в которых от 80% членов являются людьми, нуждающимися в социальной поддержке ввиду состояния здоровья, либо их законными представителями;
- осуществляющие свою деятельность и имеющие обособленные подразделения на территории 43 и более субъектов Российской Федерации
Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ; ст. 14 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ
Компании, в которых:
- среднесписочная доля трудящихся с нарушениями здоровья равна или превышает 50%;
- доля зарплаты людей с ограниченными возможностями в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- уставный (складочный) капитал сформирован юридическими лицами, отнесенными к первому виду
Ч. 2 ст. 29 закона № 44-ФЗ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Минфин России в письме от 14.02.2018 № 24-01-07/9059 объяснил, что межрегиональные, региональные и местные объединения не могут претендовать на особое отношение при участии в государственных и муниципальных закупках.
Лицензирование деятельности организаций инвалидов по закупкам законом не предусмотрено.
Преимущества для организаций инвалидов согласно 44-ФЗ
Предоставляемые организациям инвалидов преимущества по 44-ФЗ в перечень объединить нельзя, поскольку фактически предусмотрена только одна привилегия.
Согласно п. 5 Правил предоставления преимуществ…, утв. постановлением высшего исполнительного органа власти, Правительства РФ, от 15.04.2014 № 341, при поставке определенных товаров, выполнении работ и оказании услуг управомоченные на получение льгот участники торгов могут рассчитывать на преференции в отношении выдвинутой ими цены контракта: увеличение цены сделки до 15%, но не свыше начальной (максимальной) цены контракта.
ВАЖНО! Правило увеличения цены не применяется, если осуществляется закупка у конкретного поставщика (ч. 3 ст. 29 закона № 44-ФЗ).
Практически объединения инвалидов преимущество реализуют следующим образом:
- Заказчик решает осуществить закупку. Например, приобрести фруктовые соки. Ему необходимо свериться с Перечнем товаров, работ, услуг. утв. постановлением № 341 (далее — Перечень).