- Закон, позволяющий осуществлять проверку тонировки
- Какие приборы разрешены для замера тонировки
- Какие существуют требования к тауметру
- Кто имеет право осуществлять замер светопропускаемости стекол
- Погодные условия
- Как проверяют стекла на светопропускаемость
- Особенности проверки тонировки
- Инструкция по эксплуатации тауметра
- Предписание за тонировку
- Можно ли снять тонировку на месте
- Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
- Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
- Замер тонировки авто: условия, можно ли мерить в дождь
- Правила тонировки
- Наказание за незаконную тонировку
- Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор?
- Как и на основании чего производится проверка тонировки?
- Чем по правилам замеряется тонировка?
- Правила замера: погода, условия, влажность
- Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
- Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
- Чем обосновано измерение тонировки?
- Как правильно измеряется тонировка?
- Правомерно ли требовать соблюдение правил замера, указанных в инструкции?
- Кто имеет право проверить тонировку?
- Какое наказание предусмотрено за незаконную тонировку?
- Можно ли избежать наказания за тонировку?
- При какой влажности нельзя мерить тонировку
- Решение:
- Что говорит закон о замерах тонированного стекла?
- В каких условиях должны выполняться замеры?
- Кто может выполнять замеры светопропускающей способности стекол?
- Может ли решение инспектора ГИБДД быть незаконным?
Каждый день инспекторы в городах останавливают транспортные средства и привлекают их водителей к ответственности за неправильно затонированные передние стекла. Но имеют ли право работники ГИБДД действовать таким образом вне стационарного поста?
Какими должны быть правила замера тонировки? Как нужно вести себя автолюбителям и на что обращать внимание, чтобы не были нарушены их права? Об этом и многом другом мы расскажем в статье.
Закон, позволяющий осуществлять проверку тонировки
В КоАП Российской Федерации имеется статья под номером 12.5. В части 3.1 представлена ответственность за установку цветной пленки на лобовом, а также передних боковых стеклах, которые понижают светопропускаемость. Если на автомобиле установлены стекла, которые отличаются от стандартных по тех.регламенту, этот факт будет являться правонарушением.
Управлять таким транспортным средством нельзя.
В пункте 4.3 технического регламента 018/2011 указан минимальный уровень светопропускания боковых передних и лобовых стекол – 70 %. Законом запрещена темная тонировка в виде пленки, съемная тонировка, «шторки».
Сейчас все стекла проверяются в соответствии с ГОСТ 32565-2013 «Стекло, безопасное для наземного транспорта. Технические условия».
Какие приборы разрешены для замера тонировки
Прибор, которым проверяют степень светопропускания, называют тауметром. Сейчас дорожная полиция использует тауметры, имеющие маркировку:
- «Блик-Н»;
- «Блик+»;
- «Тоник»;
- «Свет».
Погрешность данных устройств не должна превышать 2 процентов. Выбирают тауметр в зависимости от толщины стекла, которое подвергается проверке. Все стекла толщиной до 7,5 мм могут измеряться любым прибором, а для стекол, имеющих большую толщину, предусмотрен «Блик+».
Какие существуют требования к тауметру
Чтобы проводить замер тонировки по ГОСТУ, надо вовремя осуществлять поверку тауметра. Сертификация проводится комиссией по измерительным устройствам. Существуют некоторые правила, которые определяют состояние тауметра:
- Сертификационная комиссия проверяет тауметр раз в 12 месяцев.
- Ответственный за проверку человек ставит на него индивидуальную пломбу и выдает свидетельство.
- Если на тауметре нет опознавательных знаков, можно считать показания устройства недостоверными. Такие результаты не могут прописываться в предписания и за них нельзя выписывать штраф.
- Диапазон напряжения питания должен быть от 11.4 до 12.6 В.
- Свидетельство может храниться в отделении ГИБДД, а на устройство обязательно прикрепляется табличка, содержащая дату поверки.
Кто имеет право осуществлять замер светопропускаемости стекол
Проводить проверку технического состояния автомобиля может дорожный ТехНадзор, а также любой другой сотрудник ГИБДД, у которого имеется звание. Другие службы не имеют права проверять уровень светопропускаемости автомобильных стекол.
Специальное звание регламентируется законом «О полиции». Это может быть абсолютно любой сотрудник ГИБДД от младшего до высшего начальственного состава.
Правила замера тонировки подразумевают осуществление проверки уровня светопропускной способности стекол на контрольном посте полиции, а также стационарных постах ГИБДД.
Погодные условия
Проверяют тонировку только при определенных погодных условиях:
- Атмосферное давление должно быть в пределах 760 мм рт.ст (+/-30).
- Допустимая влажность воздуха – 60 % (+/-15).
- Температура воздуха должна варьироваться в пределах 20-25 градусов. Некоторые тауметры могут использоваться и при более высоких температурных режимах.
- В зимнее время температурные показатели воздуха не должны быть ниже -10 градусов.
Замер тонировки в дождь и туман не осуществляется. Многих интересует вопрос, можно ли проверять тонировку ночью. В отношении временных рамок не существует ограничений – замеры можно делать даже поздней ночью.
Как проверяют стекла на светопропускаемость
Правила замера тонировки предусматривают такой алгоритм действий:
- Инспектор измеряет температуру и влажность воздуха в настоящий момент, атмосферное давление.
- Стекло надо протереть до чистого и сухого состояния.
- Измерять можно в том случае, если прибор имеет погрешность 2 % либо меньше.
- Инспектор предъявляет водителю сертификат или показывает табличку, содержащую дату проверки туаметра, протокол, личный документ, согласно которому он имеет право проводить замеры.
Особенности проверки тонировки
Показатели светопропускаемости стекол измеряют в трех точках одного стекла. Все цифры могут быть разными. Необходимо вычислить среднее арифметическое для всех полученных чисел. Это и будет являться искомым показателем.
Инструкция по эксплуатации тауметра
Мы опишем инструкцию к самому популярному среди сотрудников полиции прибору – «Блик-Н». Если замеры производятся в полевых условиях, его крепят к ремешку, который надевают на шею.
Для проведения замеров необходимо соединить шнур прибора с прикуривателем машины, который имеет питание в 12В. Далее тауметр разогревается в течение нескольких минут. Если прибор переносится с помещения на свежий воздух или наоборот, проверяющему надо убедиться, что стекла на головке устройства не запотели и не замерзли.
Также надо определить, какая оправа подойдет для стекла в зависимости от его толщины. Следом надо настроить показатель индикатора прибора на 100 %. При нестабильности показателя, значения на индикаторе будут мигать.
Чтобы отрегулировать аппарат, приемную и передающую головки помещают друг напротив друга по обе стороны измеряемого стекла. Важно следить, чтобы не было резкого удара о стекло, поскольку обе головки притягиваются друг к другу посредством магнита.
Если соблюдены правила проверки тонировки, на индикаторе высветится цифра, которая определяет коэффициент светопропускания стекла.
Предписание за тонировку
Это документ, который выдается владельцу транспортного средства после того, как был составлен протокол о нарушении эксплуатационных правил. Чтобы исполнить требования должностного лица, дается определенный срок. Обычно это 10 дней.
Если по истечении этого срока предписание водитель не выполнил, сотрудник ГИБДД при повторной встрече может привлечь его к ответственности.
Можно ли снять тонировку на месте
Если условия замера тонировки были соблюдены и светопропускаемость стекол ниже нормативов, водитель может на месте удалить пленку и спокойно двигаться дальше. Но штраф размером 500 рублей ему оплатить все равно придется.
Если водитель произведет оплату не позднее чем через 20 дней с момента выдачи протокола, сумма штрафа сократится вдвое.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения.
Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.
Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
Часто сотрудники дорожной полиции пользуются тем, что автолюбители плохо знают законы и регламенты. Вследствие этого мало кто будет оспаривать штраф в 500 рублей. Вот перечень незаконных действий со стороны инспектора:
- Нельзя измерять светопропускную способность стекол «на глаз», даже если инспектору «и так все видно». Даже если стекло сильно тонировано, инспектор обязан проверить его тауметром.
- Если у сотрудника ГИБДД нет измерительного прибора, он может просто выписать протокол, в котором будет написано, что на транспортном средстве установлены предметы, которые ограничивают обзорность. Штрафа в этом случае не будет.
- Инспектор не может заставить водителя снять тонировку без проведения замеров.
- Если сотрудник дорожной полиции утверждает, что на автомобиле установлены съемные тонировочные стекла, то есть конструкция транспортного средства подверглась незаконным изменениям, свои слова он обязан подтвердить посредством измерений прибором.
Замер тонировки авто: условия, можно ли мерить в дождь
Тонировка стекол авто имеет несколько функций. Помимо декоративного эффекта, она защищает салон машины от выгорания, обеспечивая более комфортную езду при ярком солнце. Но излишнее тонирование может ухудшать обзор водителю, становясь причиной возникновения ДТП.
Чтобы подобного не происходило, инспекторы ГИБДД уполномочены проводить замеры тонировки, которые проходят в строгом соответствии с регламентом. Любое отклонение от установленных норм может привести к получению некорректных данных. Процедура выполняется на стационарных постах ГИБДД. Ниже мы рассмотрим основные правила замера тонировки.
Правила тонировки
Проверка светопропускания стекол проводится в соответствии с ГОСТом 27902. Особые требования предъявляются к лобовым стеклам – сильное их тонирование запрещено на законодательном уровне.
Уровень пропускания света определяется при помощи следующих приборов:
- для стекол, толщиной менее 7,5 мм, применяется прибор «Блик»;
- если толщина стекла превышает 7,5 мм, то используется устройство «Блик+».
Измерительные приборы обладают высокой точностью – степень абсолютной погрешности не превышает 2%. Для получения верных результатов замеры должны происходить при следующих условиях:
- Влажность воздуха – 60%. Допускается отклонение не более 20% в обе стороны.
- Температура воздуха – 20 градусов. Максимальное отклонение – 5 градусов.
- Давление в пределах 86-106 кПа.
Многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли мерить тонировку в дождь?» Влажность воздуха – важный фактор при проведении замеров. При ее избытке измерительный прибор покажет неверные данные. Поэтому осуществлять замеры тонировки в туман или дождь запрещено. Подобные действия инспектора ГИБДД считаются неправомерными.
Наказание за незаконную тонировку
Если стекла авто имеют недостаточную степень светопропускания, тонировку следует немедленно снять. Делается это при инспекторе ГИБДД. В противном случае автомобилист может получить официальное предписание об устранении правонарушения.
Размер штрафа за незаконную тонировку составляет 500 рублей. Если водитель проигнорировал первое предупреждение, его могут оштрафовать повторно. В качестве дополнительной меры используется арест, сроком на 15 суток.
Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор?
Ежедневно сотни или даже тысячи водителей привлекаются к ответственности по п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ за использование тонированных стёкол.
Насколько правомерны действия сотрудников ГИБДД, производящих замеры светопропускания при остановке вне стационарного поста, какие должны быть условия для такого правильного замера: температура и влажность воздуха и кто уполномочен проверять?
Как и на основании чего производится проверка тонировки?
Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стёкле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Суть правонарушения – управление ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. При этом законом уточняется, что данное нарушение касается и цветных плёнок на стёклах, а, говоря проще, любой тонировки.
Технический регламент 018/2011, а именно п. 4.3 устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем.
Там же прописаны и дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Но нас сейчас интересует лишь светопропускание окон в целом и правила его замера в 2022 году.
Обратите внимание, Регламент никаких отсылок к ГОСТу не использует. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД осуществляли проверку светопропускания стекол, утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013. П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые любят ссылаться автомобилисты при обжаловании действий сотрудника ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2022 год не действуют.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает эксплуатацию транспортных средств при установлении дополнительных предметов или нанесении покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя. Это касается как тонировки в виде плёнки, так и различных съёмных конструкций – съёмной тонировки, «шторок» и других ограничивающих обзор водителя покрытий.
Чем по правилам замеряется тонировка?
Обязательность использования специальных технических средств для проверки светопропускания стекол установлена в ст. 26.8 КоАП РФ, где раскрывается понятие специальных технических средств и уточняется, что полученные с их помощью данные подлежат обязательному отражению в протоколе.
С государственным Реестром средств измерения можно ознакомиться на сайте Росстандарта и найти в реестре следующие светоизмерительные приборы с действующим по состоянию на 2022 год свидетельством:
- прибор для замера тонировки по всем правилам Тоник (реестровый №44919-10);
- Блик-Н (реестровый №35807-07);
- Свет (№20761-11);
В Реестре также содержатся и другие устройства. Но даже при отсутствии на прибор свидетельства в настоящий момент, если он был выпущен в момент действия такого свидетельства, то по его окончании его всё равно можно продолжать использовать, периодически проводя поверку. Таким образом, свидетельство требуется только для выпуска устройства, но не для его последующей эксплуатации.
Правила замера: погода, условия, влажность
Основным документом, регулирующим уровень светопропускания стекол, является Регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к стёклам и определяет порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).
При этом в отличие от ГОСТа 27902, утратившего силу, никаких специальных требований к условиям проведения испытаний текущий стандарт не содержит – ни по температуре, ни по влажности воздуха и атмосферному давлению, ни по погоде в общем. Кроме того, согласно п. 7.8.6.
допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.
Фактически, из государственного стандарта убраны все общие требования к температурным и влажностным условиям для проведения проверки и переложены на эксплуатационную документацию измерительного прибора.
Инструкция приборов для измерения светопропускаемости
Эксплуатационная документация каждого из измерительных приборов содержит только общие требования для измерения.
К примеру, прибор светоизмерительный «Тоник» в своей документации по эксплуатации (а точнее – приложении по Методике поверки) содержит следующие требования к условиям проведения поверки:
- температура воздуха (20 +/-5)℃;
- относительная влажность (60 +/-15)% при температуре воздуха (20 +/-5) ℃;
- атмосферное давление (101,3 +/-4,0) кПа, (760 +/-30) мм рт. ст.
Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?
Нельзя. Казалось бы, в самих инструкциях содержатся вполне чёткие требования, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов поверки. Но!
Обратившись все к тому же ГОСТу 32565-2013, а именно пункту 7.8.7, мы узнаем, что в случае разногласий по методике замера светопропускаемости применяется метод, описанный в п. 7.8 ГОСТа.
Получается, что в случае претензий со стороны водителя на нарушение условий эксплуатации светоизмерительного прибора, и суд, и ГИБДД имеют полное право сослаться на ГОСТ, которым конкретные требования к условиям проведения замера стёкол не установлены. На первый взгляд это звучит не совсем логично – ведь в данном случае инструкция к прибору просто дополняет требования ГОСТа, так как последний не содержит конкретных правил замера тонировки при определённой температуре, влажности и атмосферном давлении. Но на практике 2022 года суды напрочь отклоняют любые попытки водителя, оспаривающего штраф за тонировку, сослаться на инструкцию.
Мотивировка простая: «В действующих ГОСТах и регламентах нет требований к условиям замера«.
В ГОСТе раскрыта лишь общая методика поверки, нарушение которой, как правило, ведёт или к полному отсутствию показаний прибора, или же практически недоказуемо для водителя.
Чем обосновано измерение тонировки?
Осуществление замеров тонировки производится с целью определения светопропускной способности стекла. При несоответствии показателей допустимым значениям, транспортное средство запрещено использовать, так как его эксплуатация считается небезопасной.
Действующее законодательство требует, чтобы минимальный уровень светопропускания лобового и боковых стекол был не ниже 70%. Для задних окон ограничений по покрытию не предусмотрено, за исключением запрета на использование зеркальной тонировки.
Нормативная база, регламентирующая проверку тонировки:
Предусматривает административную ответственность за эксплуатацию ТС с нарушениями вышеперечисленных требований.
Устанавливает необходимость использования специальных средств для замера уровня светопропускания, дает определение подходящих измерительных приборов.
Как правильно измеряется тонировка?
Помимо разрешенных показателей светопропускания стекол, необходимо знать требования по процедуре измерения тонировки. Недопустимые значения, полученные в ходе некорректных замеров, могут быть признаны недействительными.
Для измерения степени затемнения используют тауметр – аппарат, который замеряет процент прохождения солнечного света через стекло. Ежегодно должна проводиться поверка светоизмерительного прибора для подтверждения его исправности. Водитель должен убедиться, что тауметр разрешен к эксплуатации, проверив целостность пломбы и дату последней поверки.
Перед осуществлением измерений, владелец автомобиля должен ознакомиться со следующими документами:
Документ | Что необходимо проверить/зафиксировать |
---|---|
Подтверждение соответствия измерительного прибора ГОСТу | Проверить наличие документа. Зафиксировать в протоколе факт его отсутствия, если сотрудник не предоставит подтверждение. |
Результаты поверки прибора | Проверить показатель погрешности и дату поверки аппарата. Погрешность не должна превышать 2%.
Поверка тауметра должна быть произведена менее года назад. |
Подтверждение умения сотрудника пользоваться тауметром | Удостовериться, что сотрудник имеет право проводить замеры. |
Отсутствие данных документов или их несоответствие требованиям лишает результат замеров доказательной силы.
Для осуществления замера тауметр подключается к прикуривателю автомобиля. Для работы большинства аппаратов требуется напряжение 12 вольт. Если прикуриватель неисправен, водитель имеет право отказать инспектору в подключении тауметра в своем транспортном средстве.
Измерение светопропускной способности производится на чистой и сухой поверхности. На датчиках тауметра не должно быть пленок, загрязнения, капель. Для определения итогового показателя, сотрудник ГИБДД должен осуществить замер в трех точках на тестируемом стекле.
Среднеарифметический результат измерений заносится в протокол. Если водитель желает оспорить показания прибора при первой проверке, он может потребовать повторного проведения измерений в сопровождении двух понятых.
Правомерно ли требовать соблюдение правил замера, указанных в инструкции?
Хотя инструкция к тауметру дает информацию по условиям, в которых показатели проверки будут корректными, законодательно метод замера определяет ГОСТ. Сотрудники ГИБДД могут не принимать во внимание отсылки к эксплуатационной документации. В спорных ситуациях приоритет отдается указаниям государственного стандарта.
Кто имеет право проверить тонировку?
Произвести измерение тонировки автомобиля имеет право любой работник ГИБДД. Эти полномочия закреплены КоАП в РФ. Спорным вопросом являлось место осуществления проверок.
Приказ МВД №1240, который имел силу ранее, требовал производить контроль технического состояния ТС на стационарных постах ГИБДД или на станциях техосмотра. Это давало основание предполагать, что замер тонировки тоже должен проходить в данных условиях. Действующий в данный момент Административный регламент не устанавливает подобных ограничений.
Инспектор может провести проверку при остановке ТС на любом участке дороги.
Какое наказание предусмотрено за незаконную тонировку?
При подтверждении измерительным прибором недостаточной степени светопропускаемости, рекомендуется сразу снять тонировку. Иначе водителю грозит штраф 500 руб. и получение предписания об устранении правонарушения. При невыполнении данных требований, суд может назначить водителю повторный штраф или арестовать на 15 суток.
Можно ли избежать наказания за тонировку?
Целесообразно обращаться за отменой постановления о штрафе при наличии таких нарушений:
- сотрудник некорректно заполнил документы по проверке тонировки;
- сотрудник не предоставил владельцу ТС сведения о поверке и исправности прибора;
- истек срок привлечения к административной ответственности.
Подробнее о том » Как избежать штраф за тонировку » в данной статье. В других случаях избежать наказания довольно сложно. Если были нарушены правила, указанные в инструкции измерительного прибора, суды могут сослаться на отсутствие аналогичных требований в ГОСТе и признать показания корректными, а постановления о штрафе – правомерным.
Заключение о нарушении сотрудником регламента проведения замера может дать только специалист, однако на практике редко кто готов подтвердить неправомерность действий свой коллег.
При какой влажности нельзя мерить тонировку
Вас останавливает ИДПС, выйдете из машины, узнайте причину остановки. Естественно вам сообщат о том, что у вас тонировка не по ГОСТУ, а это карается штрафом в 500 р (Предписания и требования незаконны в отношении физических лиц, кроме случаев когда их выдает Главный государственный инспектор, который сидит в теплом кабинете и на дороге его встретить крайне тяжело, если все таки выписывают предписание ни в коем случае не подписывайте его НИГДЕ!, кроме как после своего объяснения: «Требуется квалифицированная юридическая помощь и время на поиск компетентного специалиста», на месте устранить тонировку требовать они не имеют права, т.к. вы не умеете этого делать и не хотите портить стекло!).
Далее предлагаете ИДПСу доказать, что ваш авто действительно затонирован не по ГОСТу, он, естественно предлагает замерить уровень светопропускания прибором. Итак, мы начинаем:
1. Просим показать паспорт (сертификат) прибора – в нём должна быть указана погрешность прибора, у большинства из них (применяются в основном три вида) погрешность составляет 5% — это нарушение процедуры проверки светопропускания стёкол, т.к.
по ГОСТ прибор должен иметь погрешность не более 2%. Пишем это в протокол и указываем, что проверка проведена прибором не соответствующим требованиям (номер ГОСТа – в поиске)
2. Обращаем внимание на процедуру проверки – сначала обязаны прибор отъюстировать на прозрачном стекле, показать вам результат (не должен равняться 100% светопропускания на прозрачном стекле!), затем провести замер светопропускания в трёх точках каждого элемента испытаний.
Любое нарушение данной методики указываем в протоколе и пишем о недействительности результатов измерения в связи с нарушением ГОСТ 27902-88 (Для верности процедуру замера можно снимать на камеру)
Даже если прибор «тот», процедура проверки соблюдена – остаётся ссылка на ГОСТ 27902-88, а именно на его нарушение из-за несоответствия условий замера его требованиям (уточнять не нужно, в любом случае нет идеальных условий замера на стационарных постах, вне постов или их невозможно доказать, температура, влажность и давление нам в помощь). Чтобы быть более конкретными объясняем ИДПСу, что замерять на улице светопропускание прибором (пусть даже в его инструкции говорится о его работе при температуре -100 +100) можно лишь:
— при температуре от +15 до +25,
— при условии, что в это время влажность не выходит за рамки от 40% до 80%,
— давление воздуха от 86 до 106 кПа.
Прибор может «работать» и при зимних температурах, и что? По ГОСТ 27902-88 показания его не законные, так как противоречат ГОСТ!
Получается, что ИДПС должен так же, кроме документов о проверке прибора замера предоставить термометр, барометр и измеритель влажности воздуха, так же проверенные и с документами, подтверждающими это! (А так же микрометр для замера толщины стёкол).
Понятно, что осенью-зимой-весной вообще не законно получается делать замеры на улице, при температуре ниже +15, остановив машину!
Но если ИДПС уже нарушил всё это, то рекомендуется писать в протоколе:
«С нарушением не согласен. Измерения проведены с нарушением требования ГОСТ 27902-88. Температура при которой производилось измерения не соответствовала требованиям (20±5)С, фактическая температура воздуха составила ___ град.
Замеры на соответствие давления от 86 до 106 кПа и относительной влажности воздуха (60±20)% требованиям ГОСТ 27902-88 не производились».
Материал актиуален на 29.04.2011. Источники материала форумы DRIVE2, Лада Приора клуба, Субару клуб Москва.
Правомерно ли проводить замеры тонировки в неблагоприятных погодных условиях, в частности, при дожде (высокой влажности, 100%)?
Решение:
Получение достоверных результатов замера светопропускания стекол автомобиля возможно и в неблагоприятных погодных условиях (в частности, при дожде (высокой влажности, 100%)).
Обоснование:
1. Измеритель светопропускания стекол Тоник согласно руководству по эксплуатации может эксплуатироваться при относительной влажности до 95% при температуре воздуха 30°C, а какие-либо ограничения по эксплуатации прибора при относительной влажности 100% и температуре окружающего воздуха ниже 30°C в руководстве по эксплуатации отсутствуют.
2. ГОСТ и инструкция по эксплуатации измерительного прибора Тоник не содержат запретов и ограничений, связанных с проведением измерений в неблагоприятных погодных условиях. Какие-либо ограничения по эксплуатации прибора при относительной влажности 100 процентов и температуре окружающего воздуха ниже 30 градусов в руководстве по его эксплуатации отсутствуют.
3. Доводы жалобы о неучете при измерении светопропускаемости стекол автомобиля погодных условий в нарушение требований ГОСТа 27902-88 не основаны на обстоятельствах дела, поскольку согласно пункту 1 данного ГОСТа при указанных в нем погодных условиях испытания должны проводиться лишь при отсутствии специальных указаний; специальные же указания об условиях эксплуатации прибора ТОНИК, примененного сотрудником ГИБДД, содержатся в Руководстве по эксплуатации М 019.000.00 РЭ (пункт 1.1.1.2), которые соответствуют сведениям о погодных условиях, представленных К.
4. Нормативные акты не содержат указание на погодные условия, при которых возможно проведение измерений.
Подтверждающая судебная практика:
1. Решение Пермского краевого суда от 11.01.2011 по делу N 7-9-2011.
2. Решение Нижегородского областного суда от 06.07.2011 по делу N 7-477/2011.
3. Постановление Курского областного суда от 05.08.2011 по делу N 4-а-182/2011.
4. Решение Пензенского областного суда от 26.10.2011 по делу N 7.1-171.
5. Решение Красноярского краевого суда от 05.04.2012 по делу N 7р-148/2012.
6. Постановление Самарского областного суда от 29.10.2013 N 4а-758/2013.
7. Решение Московского городского суда от 16.05.2014 по делу N 7-2647/2014.
8. Решение Пермского краевого суда от 26.03.2015 по делу N 7-367-2015;21-207-2015.
Дополнительные материалы по теме:
Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор? Больше 50% легковых автомобилей на дорогах РФ имеют тонированные стекла. Поэтому ежедневно и ежечасно водителей привлекают в ответственности по ст. 12.5 КоАП. Инспекторы ГИБДД, замеряя светопропускающую способность стекол авто, используют специальное оборудование.
Что говорит закон о замерах тонированного стекла?
Согласно Техническому регламенту, который действует РФ, стекла автомобиля должны пропускать более 70% солнечного света. Это актуально для передних боковых и лобового стекла. По правилам нельзя эксплуатировать автомобили, на которых установлены или нанесены дополнительные покрытия, которые мешают обзору водителя.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Это напрямую относится к тонировке или разным съемным покрытиям и материалам: шторки и т.п.
В каких условиях должны выполняться замеры?
Вопреки распространённому мнению, на данный момент Технический регламенты и действующие ГОСТы никаких не регламентируют правила замера светопропускаемости автомобильных стекол.
Замеры могут быть выполнены в любых условиях, вне зависимости от окружающей влажности воздуха, температурных показателей, давления и погоды в целом. В ГОСТе 32565-2013 прописаны только общие требования к автомобильным стеклам, а также указываются принципы выполнения замера светопропускающей способности стекла, но только в заводских условиях.
При этом к приборам, которые используются для измерения светопропускающей способности, обязательно прилагается инструкция производителя, где и прописываются условия, в которых должна проводиться проверка. Например, там может быть указано, что для получения 100% точности измерений должны быть соблюдены следующие условия:
- Давление: 760 мм рт. ст. (+/- 30 мм рт. ст.).
- Влажность: от 45 до 75% при температуре от 15 до 25 градусов.
- Температура: от 15 до 25 градусов.
Но на инструкцию производителя, к сожалению, ссылаться не получится.
Кто может выполнять замеры светопропускающей способности стекол?
Если на машине установлена тонировка, которая пропускает не более 70% солнечного света, то это является нарушением правил эксплуатации транспортного средства. Поэтому инспекторы ГИБДД имеют право контролировать техническое состояние авто, не позволяя эксплуатировать машины, имеющие нарушения.
Сотрудники ГИБДД, контролируя техническое состояние транспортных средств, могут:
- Обнаруживать нарушения, заниматься оформлением протоколов о выявленных нарушениях.
- Проводить проверку технического состояния транспортного средства.
По сути, сотрудники ГИБДД имеют полное право проводить замеры светопропускающей способности стекол.
Может ли решение инспектора ГИБДД быть незаконным?
Инспекторы зачастую пользуются тем, что автовладельцы плохо знакомы с законами и регламентами. Поэтому они уверены, что мало кто будет обжаловать штраф в 500р. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут применять для убеждения водителя не вполне законные доводы:
- Измерение светопропускающей способности стекол «на глаз». Нельзя соглашаться с инспектором ГИБДД, который отказывается проводить измерение прибором и заявляет, что и так все видно. Даже если стекло действительно сильно тонировано, то его светопропускающие способности все равно должны быть измерены прибором. Если измерения не проводятся, то сотрудники ГИБДД просто выписывают протокол, в котором указывается ч. 1 ст. 12,5, в соответствии с которой утверждается, что на машине нарушителя установлены предметы, ограничивающие обзорность.
- Указание о невозможности применения съемных тонировочных материалов без осуществления замера. Если инспектор ГИБДД утверждает, что в конструкцию авто были внесены незаконные изменения, то свои слова он также должен подтвердить с помощью выполнения замера прибором.
Подобные незаконные действия могут применяться сотрудниками ГИБДД, если они видят, что тонировка на машине имеет разрушенную пропускную способность, либо в случаях, когда у них нет или сломан прибор для выполнения замеров. Давление на водителя также может оказываться, если инспекторы ГИБДД заинтересованы в получении взятки, пусть и небольшой.