Признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилье

Россияне, жилище которых не отвечает установленному размеру или правилам безопасности, могут улучшить условия проживания за счет бюджета. По этому вопросу для военных установлены особые правила, поскольку государство отдает этим гражданам определенный приоритет. Сегодня подробнее рассмотрим, как происходит улучшение жилищных условий военнослужащих и что для этого нужно.

Право военнослужащих на жилище

Особое отношение страны к военнослужащим прослеживается в ключевом нормативном акте – ФЗ « О статусе военнослужащих». В ст.15 подчеркивается, что государство гарантирует военным обеспечение жилой площадью, далее приводится общий перечень ситуаций, когда можно рассчитывать на соцподдержку.

К общефедеральным актам также относятся гл. 35 ГК РФ, главы 7 и 8 Жилищного кодекса РФ. Здесь можно посмотреть критерии нуждаемости в жилых помещениях, нюансы найма жилья, передачи его в соцнайм.

Приведенные положения развивают:

Внимание! Военнослужащие, которые в настоящее время несут службу, вправе получить служебную жилплощадь на период исполнения своих обязанностей, или компенсации за наем помещения у третьих лиц. Подробнее о служебных квартирах мы писали в этом материале.

Однако служебное жилье – это временная мера. Условия постоянного проживания военнослужащих могут быть улучшены двумя путями:

  • выдачей государственной субсидии, в том числе Государственного жилищного сертификата;
  • передачей недвижимости в собственность или по договору социального найма.

Подходящий вариант подбирается с учетом индивидуальной ситуации, наличия свободных помещений и выслуги лет.

Кто имеет право на улучшение

Если служебная жилплощадь предоставляется по факту прохождения службы, то для получения улучшения жилищных условий военнослужащему необходимо:

  • прослужить в рядах ВС определенный срок – как минимум, 10 лет;
  • встать на учет по нуждаемости.

Если оба условия соблюдаются, можно подавать заявку в очередь на улучшение жилищных условий.

Срок выслуги в рядах Вооруженных Сил

Закон установил для военнослужащих определенный срок, по истечении которого они вправе оформить льготу на улучшение жилищных условий.

Важно! Не стоит забывать, что у военнослужащего есть возможность встать на учет по нуждаемости и по общим основаниям независимо от выслуги лет – в муниципальных органах. Подробнее об этом читайте здесь.

Нуждаемость в улучшении условий проживания

Кроме выслуги лет важен еще и факт нуждаемости военного в реальном улучшении условий проживания. Этот факт выявляет военная комиссия при Минобороны по документам и сведениям, которые предоставил сам военнослужащий для постановки в очередь.

Данный критерий соблюдается, если:

  • у военного есть российское гражданство;
  • условия проживания не соответствуют Жилищному кодексу РФ;
  • за 5 предшествующих лет военнослужащий или его семья не предпринимали действий по намеренному ухудшению жилищных условий;
  • собран весь необходимый пакет документов и справок.

Какие именно основания дают право на улучшение жилищных условий – устанавливает ЖК РФ. Помещение не соответствует требованиям закона, если:

  • по размеру оно меньше принятого норматива;
  • квартира (комната) является аварийной или опасной для проживания по строительным или санитарным требованиям;
  • в помещении вместе с семьей проживает тяжелый больной, с которым опасно находиться рядом;
  • военнослужащий или члены его семьи не имеют в собственности или по договору найма каких-либо помещений.

Для признания нуждаемости достаточно одного из перечисленных признаков, который для комиссии нужно подтвердить документально.

Варианты улучшения жилищных условий

Есть два основных варианта улучшения условий жилья – предоставление постоянного жилого помещения или выдача субсидии. При этом приоритетным военнослужащим (например, прослужившим более 20 лет офицерам) предоставляется право выбора субъекта страны, где они хотели бы получить жилье. Остальные получают помещения по месту службы.

Теоретически, просить квартиру или субсидию – военнослужащий может выбрать по своему усмотрению, однако на практике приходится считаться с состоянием бюджета.

Так, например, в 2016 году Минобороны уже заявляло о том, что квартиры для военных выдавать больше не планируют – только субсидии, ГЖС и возможность участия в Накопительно-Ипотечной Системе. Поэтому на текущий момент вероятнее получить денежную помощь, а не квартиру.

Нормы предоставления жилья

Общая норма предоставления жилья – 18 квадратов на человека для семей из 3 и более человек. Для одиноких военных предусмотрено 33 кв.м, для семьи из 2 человек – 42 кв.м.

Для некоторых льготных категорий военных предусмотрены дополнительные нормы:

Если имеется два основания, нужно выбрать какое-то одно.

Внимание! Квартира по указанной норме может быть предоставлена либо сразу в собственность, либо по договору социального найма. Последний вариант впоследствии можно приватизировать по общим основаниям.

Расчет субсидии

Субсидия для военнослужащих на улучшение жилищных условий рассчитывается по формуле:

Читайте также:  Как стать мировым судьей

С = П * Н * ПК, где

П – общая площадь жилого помещения, которая в свою очередь рассчитывается исходя из норматива предоставления жилья плюс дополнительные метры (если есть на них право) минус площадь имеющегося жилья;

Н – норматив стоимости 1 кв. метра общей площади – по решению Минстроя, на 2022 год составляет 45 133 рубля за квадрат;

ПК – поправочный коэффициент, который зависит от продолжительности службы.

Коэффициент Срок службы
1,85 От 10 до 15 лет
2,25 От 16 до 19 лет
2,375 От 20 лет
2,45 Ровно 21 год
Плюс 0,075 ежегодно, но не более 2,75 От 21 года

Пример расчета для семьи из 3 человек, проживающих в квартире площадью 36 кв.м, с одним родителем – военнослужащим, отслужившим 12 лет, без права на дополнительную площадь:

  1. Расчет общей площади жилья. Норматив на троих составляет 54 кв.м. Общая площадь (П) = 54 + 0 – 36 = 18 кв.м.
  2. Расчет размера субсидии. С = 18 * 45 133 * 1,85 = 1 502 928,9 рублей.

Список необходимых документов

Независимо от формы улучшения жилищных условий военнослужащему нужно встать на учет по нуждаемости. Для этого требуются документы:

  • заявление о постановке на учет – скачать бланк и образец заполнения;
  • по составу семьи: копии паспортов, свидетельств о рождении, о заключении/расторжении брака, справка о составе семьи или выписка из домовой книги;
  • финансовые лицевые счета по месту жительства за последние 5 лет;
  • по жилым помещениям: справка о необеспеченности жильем, выписки из ЕГРН по недвижимости на каждого члена семьи, сведения об отсутствии жилья – скачать бланк и образец заполнения;
  • справка о прохождении военной службы.

Точный перечень рекомендуется уточнить перед подачей документов в воинской части.

Как встать в очередь и получить поддержку

Очередь нуждающихся военнослужащих, распределение помещений и льгот ведет Департамент жилищного обеспечения при Минобороны. По субъектам созданы региональные и территориальные отделы ведомства, в которые и нужно подавать документы. Точное наименование уполномоченного органа можно узнать в своей части.

Реестр ведется единый. Для постановки в него необходимо:

  1. Собрать документы по списку выше, заполнить заявление.
  2. Передать лично или направить по почте в уполномоченное ведомство весь пакет.
  3. Со дня поступления в ведомство рассмотрение займет не более 30 рабочих дней. В ходе проверки военнослужащему могут направить уведомление о необходимости предоставить дополнительную информацию. Ее нужно обязательно подать, иначе в принятии на учет откажут.
  4. По итогам проверки ведомство направит решение о постановке на учет или об отказе.

Внимание! Датой постановки на учет в любом случае будет дата подачи заявления. Это может быть либо дата личной подачи, либо дата отправки по почте.

После включения в список очередников можно определяться с вариантом помощи – получение квартиры или субсидии, и обращаться в ведомство уже предметно.

Что делать, если Минобороны отказывает

Отказ Минобороны в признании нуждающимся можно обжаловать в суде. Успех дела зависит от основания отказа и реальной ситуации. Обжалование проводится по административному исковому заявлению в рамках КАС РФ.

Многим заявителям отказывают со ссылкой на намеренное ухудшение жилищных условий. К факторам риска можно отнести:

  • развод незадолго до подачи заявления;
  • отказ от приватизации;
  • передача своей квартиры третьему лицу по договору дарения, ДКП;
  • снятие с регистрационного учета незадолго до подачи заявки на нуждаемость.

Если данные факты присутствуют в деле, то вероятность успешного судебного обжалования уменьшается.

Улучшение жилищных условий военнослужащих может проводиться разными способами. Передача квартиры в собственность или по договору соцнайма, выдача субсидии или ГЖС – по закону право выбора принадлежит военному. Однако практика складывается так, что все больше военных выбирают субсидии, ведь этот вариант гибче и вероятнее, чем получение отдельной квартиры.

Если у вас остались вопросы – задайте их в комментариях или в чат нашему дежурному юристу.

Служебное жилье военным. Проблемы при подаче документов и оценке нуждаемости. Часть 1.

Тема получения военнослужащим служебного жилого помещения на себя и свою семью остается актуальной всегда. В связи с этим, мы планируем фундаментально затронуть данный вопрос, рассказать Вам основные аспекты этой формы жилобеспечения и каким образом можно защищать свои права при возникновении спора с РУЖО.

Выпусков будет несколько, поэтапно, по всем проблемным моментам. Кроме того, перед началом рекомендую посмотреть наш блог по порядку признания нуждающимся в постоянном жилом помещении, ссылка будет ниже.

А сегодня мы начнем говорить о нюансах включения в список на служебное жилое помещение и остановимся на отличиях.

Итак, начнем с теории — согласно закона, военнослужащие заключившие 1 контракт до 98 года обеспечиваются служебным жилым помещением на первые 5 лет военной службы. Поэтом для данной категории военнослужащих вопрос является, я бы сказала, уже не актуальным. Зато для тех военных, которые заключили 1 контракт после 1 января 1998 года и обеспечиваются служебным жилым помещением на весь период службы эта проблема стоит достаточно остро.

Военнослужащие заключившие 1 контракт после 1 января 1998 года обеспечиваются служебным жилым помещением на весь период службы.

Читайте также:  Доп соглашение об отмене доп работы

Как вы наверняка знаете, право на предоставление служебных жилых помещений имеют военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и не обеспеченны жилыми помещениями по месту службы. Так называемая «служебка» предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности — жилые помещения выделяют в других, близлежащих населенных пунктах.

Теперь необходимо сказать о порядке включения в список и получения жилья, который условно можно разбить на несколько этапов:
1. Этап- сбор и предоставления документов в уполномоченный жилищный орган.
2.

Этап — оценка нуждаемости в служебном жилом помещении.
3. Этап — предложения служебного жилого помещения.

4. Этап — предоставление и распределение служебного жилого помещения.

Мы решили систематизировать информацию и сегодняшний вводный выпуск начнем с первых двух этапов: — сбора и предоставления документов в уполномоченный жилищный орган и второго оценки нуждаемости в служебном жилом помещении.

Итак, сбор документов.

Форму заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к нему, Вы найдете в Приказе Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»

На практике нередко встречается, что у военнослужащего требуют предоставить дополнительно документы помимо указанных в приказе. Данное требование чаще доводится устно. Эти требования незаконны, так как перечень по приказу является исчерпывающим.

Как поступить? Конечно, в большинстве случаев проще предоставить документы и не «заморачиваться», чтобы скорее получить на руки решение.

Однако, если у вас нет требуемых документов и получить их не представляется возможным, либо Вы цените свою правоту, то обязательно попросите выдать письменное уведомление. Если выдать такой документ сотрудники жилотдела отказываются, то, как правило, вопрос решается в Вашу пользу. Если же все-таки выдадут такое уведомление, то вам решать — представить документы или обжаловать незаконные действия в суде.

С документами, думаю, все понятно.

Теперь остановимся на важных аспектах — что же влияет на определение нуждаемости в жилом помещении конкретного военнослужащего и на что будет смотреть РУЖО устанавливая это:

1. Ни у военнослужащего, ни у членов семьи не должно быть в собственности или на праве пользования жилых помещений в том населенном пункте, где он проходит службу.
Однако, сотрудники РУЖО уже давно смотрят чтобы и не было жилых помещений и в близлежащих населенных пунктах.

Хотя это абсолютно спорный подход, но в некоторых случаях суд их поддерживает. И тут единственный совет — при оспаривании отказа в суде необходимо использоваться доказывание невозможности прибытия на службу своевременно. Остальные же аспекты вашей позиции по совокупности решаются индивидуально с учетом ситуации.

2. Сдача служебного жилого помещения по прежнему месту службы и получение соответствующих документов о сдаче или необеспеченности служебным жильём. Это крайне важный документ и он является обязательным.

Если таковая справка у вас отсутствует и вам отказываются ее выдавать, то опять же дорога в суд. Предмет спора может быть разным в зависимости опять же от ситуации — вплоть до установления юридического факта.
3.

Также в РУЖО обязательно посмотрят на состав семьи. И достаточно часто сотрудники жилотдела требуют предоставить доказательства факта совместного проживания, или факта прибытия членов семьи, если, предположим, была перемена места службы. Либо, например, вообще не просят ничего и сразу выносят отказ.

Нужно отметить что такие отказы достаточно распространенные. Но при грамотном подходе нормально решаются в суде в пользу военнослужащего и мы не раз доказывали это на практике.

Итак в этом выпуске мы перечислили основные аспекты, которые учитываются при оценке нуждающимся военнослужащего в «служебке» сотрудниками жилотдела. Если у Вас были иные т.е. какие-нибудь нестандартные отказы, пишите в комментариях под видео.

Проблемы на этапах признания нуждающимися в служебном жилом помещении, предложения, распределения и предоставления жилых помещений постоянно нами анализируются, при этом комплексно изучается судебная практика во всех инстанциях, в нашем юридическом бюро накоплен положительный опыт и на досудебном этапе, и в судебных процессах. Поэтому в нашем юридическом бюро — НачФин.инфо-39 всегда готовы к нестандартным подходам решения вопроса в суд и готовы помочь вам в решении подобных важных жилищных вопросов.

Подведем итог теперь вы видите, что подход к оценке нуждающимися в служебном жилье существенно отличается от порядка признания нуждающимся в постоянном жилом помещении.

Подробнее смотрите в нашем 47 выпуске военно правового видео-блога о проблемах при подаче документов и оценке нуждаемости военнослужащего в служебном жилом помещении:

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

Наиболее часто военных интересует вопрос о возможности получение жилого помещения от Министерства обороны или другого ведомства, в котором предусмотрена военная служба. А это, в первую очередь, возможно только и исключительно в случае признания военнослужащего нуждающимся его и членов семьи.

Возможно, для кого-то будет удивительно, но этот вопрос не регулируется военным законодательством. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лишь содержит отсылочную норму, в соответствии с которой «Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Таким образом, основное правило установлено в статье 51 Жилищного кодекса РФ

  1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

Отсутствие у военнослужащего и членов его семьи жилого помещения.

Пункт первый части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи вообще нет никакого жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма. Здесь всё просто – нет вообще никакого жилья, значит, военнослужащий может быть признан нуждающимся.

Закон предусматривает равные права как для собственников (нанимателей), так и для членов их семей.

В пунктах 1, 2, 4 видим, что закон не делает никаких различий в том, являетесь ли вы лично собственником (нанимателем) жилого помещения, или членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения. Это объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. А в соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Другим словами, при определении нуждаемости не имеет значение, зарегистрировано ли право собственности на квартиру/дом на вас, или на вашего супруга, детей, или иных родственников, с которыми вы совместно проживаете. Не имеет значение, являетесь ли вы нанимателем по договору социального найма, или ими являются ваши родственники, с которыми вы совместно проживаете.

Военнослужащий или члены его семьи имеют жилое помещение, но его общая площадь на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пункт второй части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи жилое помещение есть, но уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для правильного понимания необходимо знать, что понимается под учётной нормой.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ.

3. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 4.Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Самое распространённое заблуждение, когда учётную норму путают с нормой предоставления (части 1, 2, 3 этой же статьи). Норма предоставления для военнослужащих установлена статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 квадратных метров и более на одного человека) и устанавливает, сколько военнослужащему и членам его семьи будет предоставлено при получении жилого помещения.

Учётная норма определяется органом местного самоуправления. Она может быть установлена даже в самом маленьком населённом пункте.

Поэтому поиск должен быть таким: находим учётную норму в вашем населённом пункте, и если она не установлена, ищем учётную норму, установленную в вашем районе, а при отсутствии – в вашей области (крае, республике). Как правило, учётная норма составляет 8-12 квадратных метров общей площади, хотя могут быть исключения, как приятные (например, в Торжке учётная норма составляет 20 (. ) квадратных метров), так и неприятные – в меньшую сторону.

Важно: если вы самостоятельно не можете найти учётную норму и обращаетесь за посторонней помощью, то помните, что населённый пункт должен быть указан точно. Это примечание для тех, кто использует различные сервисы бесплатных юридических консультаций, и указывает при регистрации другой населённый пункт.

Алгоритм расчёта.

Например, военнослужащий проходит военную службу в городе Урюпинске.

  1. Набираем в вашей любимой поисковой системе запрос: «учётная норма урюпинск» и получаем ответ:
  2. Решением Урюпинской городской Думы от 24 апреля 2008 года № 45/54 « О внесении изменений в постановление Урюпинской городской думы Волгоградской области от 25 августа 2005 года № « Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении десять и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
  3. Далее открываем документ: свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение или договор найма жилого помещения и смотрим общую площадь жилого помещения (которую нельзя путать с жилой площадью).
  4. Делим общую жилую площадь на количество проживающих, в результате у вас получается уровень обеспеченности на одного человека.
  5. Сопоставляем уровень обеспеченности с учётной нормой. Если уровень обеспеченности на одного члена семьи меньше, чем учетная норма, вы вправе быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения (или жилищной субсидии, или иной формой жилищного обеспечения военнослужащих).
  6. Радуемся.
Adblock
detector