Процедура установления личности лица без гражданства

Содержание
  1. Что ожидает нелегала в России?
  2. Установление личности апатрида
  3. Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован
  4. Адвокаты оценили значимость изменений
  5. Установление личности лица без гражданства: порядок проведения процедуры и правовой статус такого лица
  6. Лицо без гражданства — кто это?
  7. Чтобы лицу без гражданства получить временное удостоверение личности, которое дает право на упрощенное трудоустройство и работу без дополнительных разрешений, нужно пройти процедуру установления личности.
  8. Временное удостоверение личности — изменения 2021 года
  9. Опознание личности: порядок и сроки
  10. Что дальше
  11. Апатриды: кто такие лица без гражданства
  12. Общая информация
  13. Причины безгражданства
  14. Правовой статус апатридов в РФ
  15. Документы апатридов
  16. ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

К лицам без гражданства (ЛБГ, апатридам) относят людей, не имеющих подданства ни одного из государств. В России такие лица чаще всего являются выходцами из СССР, не оформившие после распада страны гражданство ни одного из образовавшихся государств, а также их дети. Другие категории, в частности, соотечественники и иностранцы, лишенные гражданства принудительно за серьезные правонарушения, а также еще до въезда в РФ отказавшиеся от предыдущего подданства, встречаются намного реже.

Что ожидает нелегала в России?

Такие люди лишены абсолютно всех прав: они не могут устроиться на работу, обратиться за медицинской помощью, устроить детей в сад или школу, оформить пенсию или пособие, купить квартиру и так далее.

Более того, при проверке документов любой полицейский вправе забрать ЛГБ, не имеющее документа, в отделение до установления личности, а затем передать документы на него в суд.

Суд может как выписать штраф, так и направить апатрида в специальное заведение, в котором находятся нарушители миграционных правил в ожидании депортации. Однако депортировать лицо без гражданства по факту некуда. Поэтому такие личности могут находиться в данном заведении до 2 лет.

Затем их выпускают в прямом смысле слова на улицу и все начинается сначала – до тех пор, пока апатриду все же не удастся оформить гражданство.

Установление личности апатрида

Чтобы претендовать на подданство РФ, ЛГБ должно пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно предоставить в МВД по месту нахождения документы, которые содержат личные данные, а также написать заявление.

Сотрудники МВД проведут проверку, сделают необходимые запросы, опросят свидетелей, при необходимости – назначат экспертизу по отпечаткам пальцев, а затем выдадут апатриду копию Заключения об установлении личности. При этом оригинал этого документа остается у инспектора.

Проверка личности не может длиться более 3 месяцев.

При наличии на руках данной копии выдача гражданства РФ лицам без гражданства, перечисленным ранее, становится возможной. Вместе с процедурой установления личности процесс занимает от 6 до 9 месяцев.

Обратите внимание: получения РВП, ВНЖ и подтверждения доходов в этом случае не понадобится, ЛБГ может сразу же претендовать на натурализацию с выдачей гражданского внутреннего паспорта РФ.

Стоит отметить, что Заключение об установлении личности может быть использовано исключительно для получения лицом без гражданства подданства РФ. Никаких иных прав этот документ не дает: если апатрид не обратился с данной бумагой в соответствующий орган и не подал документы на натурализацию, он так и останется пораженным в правах нелегалом.

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Согласно вступившим в силу поправкам в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ такие лица могут получить временное удостоверение личности, а также трудиться в России без оформления дополнительных документов

По мнению одной из адвокатов, принятый закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму законопроекту. В то же время она обратила внимание на ряд аспектов, требующих уточнения. Другая считает, что с принятием закона появилась надежда на новые, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов, однако предполагает, что на практике реализация поправок может затянуться.

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Законопроект предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности, а также возможность трудиться в РФ без оформления дополнительных документов и получать разрешение на временное проживание без учета квоты

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России.

Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Читайте также:  Новое завещание отменяет предыдущее

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь.

Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова.

Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат.

–Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене.

Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения.

Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Установление личности лица без гражданства: порядок проведения процедуры и правовой статус такого лица

В настоящее время на территории Российской Федерации находится множество лиц, не имеющих юридической связи ни с каким из государств мира. Несмотря на это, часть их прав и обязанностей, разрешенных реализовывать на территории государства, раскрывается в федеральном законе “О миграционном учете”, а также в федеральном законе “ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Лицо без гражданства — кто это?

Как и было отмечено выше, лицо без гражданства — это лицо, не имеющее гражданства (юридической связи) ни одного из государств. В международном праве они именуются как апатриды. Казалось бы, что в 21 веке такая ситуация невозможна, но наиболее частыми причинами отсутствия гражданства являются:

  • самостоятельный отказ от подданства страны;
  • вынесение решения о лишении человека гражданства.

Автоматически становится “лицом без гражданства” ребенок рожденный у апатридов. Но не во всех государства, а только в тех, где работает правила получения гражданства “по крови”. Если в государстве предусматривается порядок получения подданства “по почве”, то ребенок получит гражданство при рождении, даже если был рожден от апатридов.

Чтобы лицу без гражданства получить временное удостоверение личности, которое дает право на упрощенное трудоустройство и работу без дополнительных разрешений, нужно пройти процедуру установления личности.

  1. Временное удостоверение личности — изменения 2021 года
  2. Опознание личности: порядок и сроки
  3. Что дальше

Временное удостоверение личности — изменения 2021 года

24 августа 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ о лицах без гражданства. Этот закон ввел такое понятие, как «временное удостоверение личности лица без гражданства», которое выдается сроком на 10 лет и может неоднократно продлеваться.

Чтобы получить такое временное удостоверение достаточно пройти процедуру установления личности, потом с заключением обратиться в МВД и через 10 рабочих дней получить документ, упрощающий пребывание в России.

Примечание редакции: больше информации о том, как оформить временное удостоверение ЛБГ читайте в статье «Оформление временного удостоверения личности для лица без гражданства».

Читайте также:  Можно ли забрать отказника прямо из роддома

Опознание личности: порядок и сроки

Для начала процедуры лицу без гражданства нужно заполнить заявление об установлении личности. В нем он :

  • указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения,
  • описывает цель, обстоятельства и дату въезда в Россию,
  • указывает свидетелей, которые могли бы подтвердить изложенную информацию и его личность.

Вместе с заявлением он предоставляет все имеющиеся копии или оригиналы документов, которые могли бы подтвердить указанные данные. Такими документами могут быть:

  • недействительный паспорт, вид на жительство или другой документ, удостоверяющий личность,
  • свидетельство о рождении,
  • документ, свидетельствующий о перемене ФИО и других данных,
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака,
  • любой документ об образовании,
  • военный билет, даже иностранный,
  • трудовая книжка;
  • пенсионное удостоверение,
  • водительское удостоверение,
  • справка из места лишения свободы об освобождении и т.д.

После получения заявления, в МВД выдадут справку с фотографией лица без гражданства и описью всех приложенных к заявлению документов.

Во время проверки, которая занимает до 3 месяцев, МВД:

  1. Проводит опрос лиц, указанных как свидетели в заявлении;
  2. Опрашивает других лиц по месту жительства или месту пребывания ЛБГ;
  3. Проводит его опознание по свидетельским показаниям;
  4. Использует сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  5. Использует дактилоскопическую информацию;
  6. Направляет запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.

Срок установления личности может быть продлен еще на 3 месяца, если не пришли ответы на запросы. Но если и по истечению этого срока ответов не будет, то решение МВД принимает на основании тех сведений, которые есть.

Решение МВД оформляется в виде заключения, которое направляется лицу без гражданства в течение 3 рабочих дней. Подлинники документов также возвращаются ЛБГ. С этим заключением человек может обращаться в МВД за временным удостоверением личности.

Что дальше

Лицо без гражданства (ЛБГ), у которого есть такое временное удостоверение, получает ряд преимуществ. Например, он имеет право на оформление разрешения на временное проживание без квоты или может работать без оформления патента или разрешения на работу.

Примечание редакции: больше информации об особенностях трудоустройства в статье » Прощайте, бумажки! Трудоустройство лиц без гражданства по новому закону».

Тем не менее статус ЛБГ с временным удостоверением — временно пребывающий. Поэтому ему требуется встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с даты оформления удостоверения, а также оформить полис добровольного медицинского страхования.

Чтобы пребывание в России было спокойным, важно знать и соблюдать законы страны, а также своевременно и правильно оформлять и продлевать документы. Но в миграционном законодательстве сложно разобраться. Поэтому при возникновении любых вопросов рекомендуем обращаться к миграционным специалистам.

Получить подробную информацию о консультации миграционных юристов вы можете на сайте компании « Гражданин».

С 29 декабря 2021 года почти все иностранцы обязаны проходить медосмотр ежегодно. Но есть исключения. И их список пополнился.

Трудоустройство лица без гражданства можно упростить, если они оформят себе временные удостоверения личности. Каким в этом случае будет их трудоустройство, читайте в статье.

МВД РФ изменило форму бланков для вида на жительство лицам без гражданство. Что и когда изменится, читайте в статье.

Апатриды: кто такие лица без гражданства

Апатрид или, как его еще принято называть, лицо без гражданства представляет собой некий собирательный образ космополита – настоящего гражданина мира, не имеющего гражданской принадлежности и отношения к конкретной нации. Мировоззрение это, культура или последствия сложившейся ситуации, каждый из них волен определять самостоятельно. Независимо от этого апатриды продолжают представлять широкую прослойку общества, претендующую на соблюдение своих прав и готовую исполнять возложенные государством пребывания обязанности.

Общая информация

Сразу разберемся, что такое лицо без гражданства в России. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», апатридами законодатель признает физических лиц, не имеющих российского паспорта, а также не имеющих паспорта или подданства другого государства и неспособных представить доказательств его наличия или доказательств, которые позволили бы установить гражданскую принадлежность индивида.

По данным УВКБ ООН, проблема безгражданства сегодня касается около 12 млн человек по всему миру.

В организации уверены, что апатризм оказывает отрицательное влияние на жизни людей без гражданства, поскольку лишает их возможности полноценно участвовать в общественной жизни и препятствует полномерной реализации гражданских прав и свобод. Поскольку безгражданство представляет собой правовую аномалию, в ООН совместно со странами-членами организации активно работают над предотвращением и ликвидацией апатризма. Проблема, в частности, решается в рамках эффективного национального законодательства: например, по российскому ФЗ «О гражданстве» гражданин не может выйти из гражданства РФ, если не имеет другого паспорта или гарантий его получения.

То есть россиянин на практике не может стать апатридом.

Стоит понимать, что апатриды и бипатриды – кардинально разные субъекты. И те и другие признаются и не запрещены российским законодательством, но если первые вообще не имеют гражданства, то вторые имеют гражданство нескольких государств, и при наличии российского паспорта почти всегда признаются россиянами.

Обратим внимание, что в настоящее время нет ясного понимания масштабов безгражданства на территории России. Информация, которую представляют миграционные органы, считается заниженной: по данным российских властей, на территории РФ апатридами называют около 31 тыс. человек, 13 тыс.

из которых имеют РВП, а 18 тыс. – ВНЖ. При этом ежегодно около 15 тыс.

апатридов получают российское гражданство.

Однако, согласно проведенной в 2010 году переписи населения, лицами без гражданства назвали себя около 180 тыс. человек. Учитывая это, РФ при содействии УВКБ ООН продолжает работать над усовершенствованием стратегии предотвращения безгражданства, разработкой более эффективного национального законодательства и упрощением получения лицами без гражданства российского паспорта.

Причины безгражданства

Безгражданство, как мы уже сказали, является масштабной правовой аномалией, с которой страны ООН развернули активную борьбу. Стать лицом без гражданства можно по разным причинам, вызванным как внутренними убеждениями конкретной личности, так и обстоятельствами, не имеющими ничего общего с волей гражданина (больше о нелегальной миграции здесь).

Представители международного сообщества активно борются с причинами отсутствия гражданства, к числу которых обычно относят:

  • Рождение от родителей-апатридов. Как правило, законодательство большинства стран ООН, в том числе участников Конвенции о сокращении безгражданства, предусматривает филиацию по праву почвы: то есть человек, рожденный на территории конкретной страны, если он не получает другого гражданства, автоматически становится ее гражданином. Такое правило работает и в России. Однако если гражданство по рождению не предусмотрено внутренним законодательством, ребенок становится апатридом.
  • Лишение гражданства может быть предусмотрено законодательством какой-либо страны в качестве наказания или меры ответственности, или меры нацбезопасности. В условиях тоталитарных режимов лишение гражданства может быть вызвано политическими, этническими или религиозными мотивами. В России гражданин не может быть лишен этого статуса.
  • Признание гражданства недействительным следует принципиально отличать от процедуры лишения, поскольку аннулирование гражданства применимо лишь в случаях его незаконного приобретения или нарушения законной процедуры его получения. Например, при обнаружении фиктивного брака, на основании которого один из супругов получил паспорт или право на временное проживание (дающее перспективы получения гражданства) в упрощенном/ускоренном порядке.
  • Добровольный выход из гражданства. Следуя логике ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, никому не может быть отказано в выходе из гражданства. Учитывая это, большинство стран позволяет своим гражданам отказываться от собственного паспорта, давая возможность стать апатридами. Но в России, например, отказ от паспорта возможен лишь в случае обретения другого гражданства, поэтому для отказа требуется разрешение со стороны властей – тем самым государство противодействует апатризму.
  • Прекращение существования страны. Яркий пример – распад СССР. Большинство бывших граждан Советского Союза, безусловно, предпочли получить паспорт России. Однако те, кто отказались от него, стали апатридами. Подобные примеры имели место и после распада Югославии, Чехословакии и ряда других стран.
  • Читайте также:  Как можно выехать за границу с долгами у судебных приставов

    Правовой статус апатридов в РФ

    Вопреки отсутствию четкой правовой связи между государством и апатридом, большинство стран строит свою миграционную политику в отношении лиц без гражданства весьма демократично. Множество стран предоставляет апатридам статус, если не равный, то приближенный к статусу гражданина страны. Подобный статус имеют и лица без гражданства на территории РФ.

    Так, согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», понятие «иностранец», в целях этого закона, включает в себя понятие «апатрид».

    То есть в своем правовом положении и правовом статусе апатрид рассматривается российской властью как иностранец-гражданин другого государства. Иностранный гражданин, в свою очередь, согласно ст. 4 закона, обладает равными правами и исполняет равные обязанности с гражданами России.

    Правда, с некоторыми исключениями.

    Так, права лиц без гражданства ограничиваются, в частности, в отношении:

    • Избирательных прав. Апатриды не имеют права участвовать в выборах и референдумах, не имеют права быть избранными в органы государственной власти, не имеют права занимать государственные должности и должности государственной службы.
    • Имущественных прав. Им запрещается владеть отдельными видами земельных участков, не предоставляется жилье в социальный наем, не предоставляется субсидий, не разрешается быть учредителями средств массовой информации.
    • Профессиональных прав. Те, кто успел получить статус апатриада, не могут быть капитанами воздушных и морских суден, старшими помощниками и радиоспециалистами, нотариусами, прокурорами, судьями.

    Весь же остальной спектр гражданских прав, в том числе право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудоустройство и реализацию своих профессиональных компетенций гарантированы лицам без гражданства на территории России.

    Чтобы официально получить статус апатрида, нужен легальный въезд и легальное пребывание на территории РФ, в том числе прохождение миграционного учета, получение РВП и ВНЖ. Разрешение на временное проживание, как и вид на жительство, выдаются лицам без гражданства на общих основаниях, если нет права на льготные условия, вроде выдачи РВП вне пределов квоты или ВНЖ без предварительного получения РВП.

    Для реализации остальных гражданских прав апатриду необходимо оформить российский паспорт. Получение гражданства лицом без гражданства, независимо от срока его пребывания в России, осуществляется в общем или упрощенном порядке, в соответствии с главой II ФЗ «О гражданстве». Узнать больше о способах получения гражданства можно здесь.

    Документы апатридов

    Вопрос документального подтверждения личности людей без гражданства особенно актуален. Так как паспорт выдается лишь лицам, обладающим гражданством, очевидно, что апатриды должны иметь какой-либо другой документ, удостоверяющий их личность. Согласно ч.

    2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», «паспорт» лица без гражданства может иметь форму:

    • документа, выданного миграционными или иными органами другой страны, если он признается Россией (в том числе по международному договору) таковым, который удостоверяет личность;
    • документа, подтверждающего РВП на территории РФ;
    • документа, подтверждающего ВНЖ в РФ;
    • иного документа, который признается удостоверяющим в соответствии с законодательством (согласно ст. 27 Конвенции о статусе апатридов, таковыми могут быть проездные документы, например, виза или certificat d`apatrid – документ для лиц без гражданства, выдаваемый еще в СССР).

    Документы для лица без гражданства выдаются в установленном законодательством порядке миграционными органами страны, в которой он пребывает. В это же время, согласно ст. 28 вышеуказанной Конвенции, страны-участники могут беспрепятственно выдавать апатридам документы, удостоверяющие их личность, и благожелательно относятся к вопросу их выдачи лицам, которые таковых документов не имеют.

    Для получения какого-либо документа, удостоверяющего личность, эту личность нужно идентифицировать.

    Установление личности лица без гражданства происходит в соответствии со ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ».

    Для этого апатрид:

    1. подает в миграционные органы заявление об установлении личности;
    2. предоставляет письменную информацию, необходимую для установления его личности;
    3. называет конкретных свидетелей, которые могут подтвердить его личность;
    4. проходит дактилоскопическую экспертизу;
    5. проходит процедуру опознания и так далее.

    По результатам проведенных проверок миграционные органы составляют протокол. Если в результате удается подтвердить персональные данные лица без гражданства, ему выдается заключение об установлении личности, на основании которого он может производить дальнейшую процедуру легализации.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

    Иностранцы и апатриды, находящиеся на территории России, обязаны проходить миграционный учет. Согласно ст. 29.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», миграционный учет апатридов осуществляется в соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов». Что касается бипатридов, то они регистрируются в ГУВМ МВД.

    Данный учет является одной из форм госрегулирования миграционных процессов и направлен на фиксацию перемещений апатридов по территории РФ, их транзитного переезда, смены места жительства и так далее.

    ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов» определяет:

    • общие принципы проведения миграционного учета, основания для его проведения;
    • полномочия миграционных органов;
    • обязанности апатридов в рамках прохождения процедур учета;
    • правила учета по месту проживания или пребывания;
    • ответственность лиц, нарушающих миграционное законодательство.

    В контексте этого лицам без гражданства, находящимся на территории РФ или планирующим посетить ее территорию, рекомендуется ознакомиться с основными положениями данного закона.

    Однако вместе с этим нельзя забывать и про Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007, которыми, в соответствии с вышеуказанным законом, уточнен конкретный порядок прохождения миграционного учета.

    Adblock
    detector