- Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
- Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
- Открытие счета
- Оплата по контракту
- Что контролирует казначейство
- Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2022 году
- В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?
- Какие лицевые счета открывает казначейство?
- Как открыть счет в казначействе?
- Срок проверки документов для открытия счета в казначействе
- Как открыть счет в Казначействе: пошаговая инструкция
- Зачем открывать казначейский счет
- Особенности для гособоронзаказа
- Каков порядок открытия счета по приказу 1н
- Инструкция по работе со счетом в Казначействе: изменения с 01.01.2022
- Что такое счет в Казначействе
- Зачем нужен КС
- Кто открывает
- Шаг 1. Подготовьте копии документов
- Шаг 2. Заполните заявление и карточку подписей
- Шаг 3. Подайте документы в ТОФК
- Разъяснения по теме
- Об авторе этой статьи
- Надзор и сопровождение
- Кто контролирует расходование средств казначейских счетов?
- Проведение сопровождения
- Поступление средств на счет исполнителя
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
- контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
- госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
- контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
- в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
- в закупках с банковским сопровождением;
- по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п.
3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
- Указать соисполнителей по договору.
- Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
- Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
- Вести раздельный финансовый учет.
- Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
- Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.
Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
- У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
- После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
- Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
- После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
- Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.
Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.
Открытие счета
Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица. Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК.
Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи. Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.
Оплата по контракту
Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.
Нельзя перечислять целевые средства:
- в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
- на депозиты;
- на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.
Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет. Казначейство оплатит потраченную сумму.
После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ. Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.
Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.
Что контролирует казначейство
Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:
- соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
- соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
- факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
- соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
- стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.
Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.
Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.
Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.
Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.
На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК. Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица.
Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.
В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2022 году
Федеральное казначейство – это орган, контролирующий расходование бюджетных средств. Через федеральное казначейство проходят деньги из федерального бюджета. Федеральное казначейство взаимодействует с получателями бюджетных средств, ими, как правило, являются бюджетные учреждения, в т.ч.
Заказчики, работающие по государственным контрактам. Для федеральных Заказчиков вообще все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. При этом получателями средств федерального бюджета могут быть не только бюджетные учреждения, но и коммерческие компании, которые для проведения расчетов должны открыть лицевой счет в Федеральном казначействе.
Рассмотрим этот вопрос поподробнее.
В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?
- если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
- если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
- если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
- если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
- если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по основному контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
- eсли компания заключает контракт с Фондом капитального ремонта субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого являются средства, получаемые фондом капитального ремонта субъекта РФ за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах;
- если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.
Какие лицевые счета открывает казначейство?
Для неучастников бюджетного процесса (для частных компаний и ИП) Федеральное казначейство открывает два лицевых счета: с кодом 41 и с кодом 71. Порядок действий и список документов, предоставляемых для открытия казначейского счета, зависит от того какой лицевой счет требуется открыть: 41-й или 71-й. По нашей практике, по абсолютному большинству заключаемых контрактов с казначейским сопровождением требуется открывать 71-й счет.
41-й счет открывается только в 2-х случаях:
- получателям субсидий по соглашениям в случае, если условиями соглашения не предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств, что бывает крайне редко т.к. понятия казначейского сопровождения и казначейского обеспечения почти неразделимы. Даже сотрудники казначейства не всегда понимают отличие между этими понятиями, поэтому по общему правилу открывают 71-й счет;
- Исполнителям, субподрядчикам и соисполнителям по уже заключенным контрактам, если головным исполнителям по этим контрактам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов уже открыты лицевые счета с кодом 41.
Во всех остальных случаях Федеральное казначейство открывает лицевой счет с кодом 71. Совет с нашей стороны: чтобы не ошибиться уточняйте требуемый лицевой счет у бухгалтерии заказчика, с которым вы заключаете контракт. У них такая информация точно есть т.к. они все свои расчеты проводят через казначейство.
Как открыть счет в казначействе?
Порядок открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе для неучастников бюджетного процесса (коммерческих компаний) с 2020 года регулируется приказом Федерального казначейства № 1н от 09.01.2020 О порядке открытия лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.
Чтобы открыть счет в казначействе требуется подготовить следующие документы:
1. Заполненное заявление по форме 0531752 для лицевого счета с кодом 41 или 0531368 для лицевого счета с кодом 71 — подается в бумажном форме в одном экземпляре.
2. Заполненная карточка образцов подписей по форме 0531753, которая применяется, как для 41-го, так и 71-го счета. Карточка образцов подписей заверяется нотариально — подается в бумажном форме в одном экземпляре.
Если клиенту уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия нового лицевого счета не требуется, при условии, что лица, имеющие право подписи, не поменялись.
3. Копия контракта или иного документа, на основании которого возникла потребность в открытии казначейского счета.
Особенности оформления следующие:
а) Если государственный контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.
б) Если государственный контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших. Важно доказать казначейству факт подписания контракта электронными подписями на электронной площадке.
в) Если государственный контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Казначейство с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Копия контракта заверяется нотариусом, либо заказчиком.
г) Если государственный контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта представляются выписка из контракта по форме казначейства.
Важный момент. В предоставляемых контрактах, соглашениях (договорах) необходимо указывать идентификатор, который необходимо найти в выкладываемых заказчиком сведениях о контракте. Без него казначейский счет вам не откроют.
4. Если казначейский счет планируется открыть для обособленного подразделения компании, то помимо обязательных документов, требуется подготовить ходатайство от головной организации об открытии счета для обособленного подразделения. Такое ходатайство составляется в произвольном виде, заверяется руководителем и главным бухгалтером головной организации.
Указанные документы направляются в территориальное отделение Федерального казначейства по местонахождению компании, открывающей счет.
Срок проверки документов для открытия счета в казначействе
Срок проверки документов для открытия лицевого счета, осуществляется в течение двух рабочих дней после дня поступления документов. Не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки осуществляется открытие клиенту лицевого счета. В случае выявленных нарушений в оформлении документов или если предоставлены не все документы – Федеральное казначейство вправе приостановить открытие лицевого счета или отказать в его открытии.
После подачи документов на открытие казначейского счета необходимо дождаться включения организации или индивидуального предпринимателя в Сводный реестр. Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
После открытия лицевого счета в казначействе работать по нему вы не сможете – это только первый шаг, который требуется пройти для начала работы по контракту с казначейским сопровождением. Дальнейшие шаги зависят от того какой счет вы открыли: 71-й или 41-й. Тема большая, поэтому по ним у нас расписаны отдельные статьи:
Как открыть счет в Казначействе: пошаговая инструкция
Открытие счета в Казначействе для госконтракта в 2022 году обязательно, если госконтракт финансируется из бюджетных средств. Но есть и другие ситуации, когда понадобится казначейский счет.
Скачать бланк заявления на открытие казначейского счета юридическому лицу |
Скачать образец заполнения заявления на открытие лицевого счета в Казначействе в ворд |
Скачать бланк карточки образцов подписей для госучреждений |
Скачать образец карточки подписей для Казначейства в 2022 году в ворд |
Зачем открывать казначейский счет
В письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015 указано, для чего нужен счет в Казначействе — для обеспечения исполнения обязательств по соглашению, заключенному в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе № 44. Если заказчик получает субсидирование из бюджета, то есть является получателем бюджетных средств, то он открывает счет в территориальном органе Федерального Казначейства — ТОФК.
Клиенты территориального отделения ФК — это заказчики и поставщики. Бюджетных (автономных, казенных) заказчиков называют участниками бюджетного процесса. Поставщики фактически не участвуют в бюджетном процессе, но получают из бюджета оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.
Заказчикам обязательно надо открыть счет в Казначействе, юрлицу, которое исполняет контракт, — не всегда, а только при казначейском сопровождении госконтрактов. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.
Казначейское сопровождение госконтрактов необходимо для усиления контроля над исполнением и целевым использованием бюджетных средств. Порядок КС в 2022 году описан в постановлении правительства № 2024 от 24.11.2021. А правила открытия казначейских счетов для КС закреплены в приказе Казначейства № 44н от 22.12.2021.
- госконтракты на поставку товаров, работ, услуг, финансируемые из федерального бюджета;
- договоры о предоставлении взносов в уставный капитал, имущество юридических лиц, если они являются источниками его финансирования;
- соглашения на выделение субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам;
- НПА, устанавливающие порядок предоставления субсидирования ПБС, за исключением тех документов, в которых предусмотрено заключение соглашения о предоставлении субсидии;
- договорные отношения, установленные в процессе исполнения госконтрактов и соглашений организаций.
Участниками бюджетного процесса являются казенные, бюджетные и автономные учреждения. По правилам, открытие счетов казенного учреждения обязательно так же, как и для бюджетных и автономных учреждений. Счет в Казначействе необходим для получения финансирования из бюджета, проведения операций в рамках исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности, взаиморасчетов с контрагентами.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали основы бюджетного процесса. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Особенности для гособоронзаказа
А вот как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ (275-ФЗ от 29.12.2012):
- Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
- Направить документы в ТОФК.
- Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.
Каков порядок открытия счета по приказу 1н
В приказе № 44н от 22.12.2021 разъясняется, что казначейский счет для коммерческой организации — это необязательное условие работы. Но если контракт подлежит казначейскому сопровождению, поставщику без спецсчета не обойтись.
Порядок открытия по приказу № 44н не особо отличается от алгоритма из приказа № 15н.
Основное отличие в том, что документы, необходимые для резервирования, открытия и закрытия счетов, формируются через ГИИС Электронный бюджет и Единую информационную систему, если сопровождают госконтракт.
Еще одно отличие — в названии: при КС открывают казначейские, а не лицевые счета. Казначеи открывают для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не участвующих в бюджетном процессе, реквизиты с кодом 71. Вот как открыть казначейский счет:
- Готовим документ-основание: соглашение о получении целевых средств, нормативный акт о предоставлении субсидии, государственный контракт. Специалистам ФК нужен любой официальный регистр, подтверждающий правомочие юрлица на казначейское сопровождение.
- Заполняем заявление на резервирование или открытие ЛС (форма по КФД 0531368). Помимо заявления, казначеям понадобятся карточка образцов подписей, документ-основание или выписка из него и иная документация по требованию.
- Просим заказчика зарезервировать ЛС и оформить перечень юридических лиц для резервирования лицевых счетов в ТОФК (форма по КВД 0531369).
- Подаем документы в территориальное отделение ФК и ждем результаты проверки. Специалисты изучают документы и принимают решение в течение одного рабочего дня. Если пакет регистрационной документации сформирован и направлен через государственные информационные системы, проверка осуществляется автоматически.
- После успешной проверки получаем реквизиты и начинаем пользоваться открытым счетом.
Если в регистрационных бланках выявлены ошибки, специалисты ФК возвращают пакет в течение двух рабочих дней.
Успешно зарегистрированные платежные реквизиты действительны уже на следующий рабочий день после окончания проверки.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
- Дидух Юлия
В 2022 году в связи с введенными санкциями и ограничениями для контрактов с казначейским сопровождением действуют особые правила. Фактически до конца года исполнителям не нужен казначейский счет. Заказчики могут переводить оплату за товары, работы и услуги напрямую, то есть на расчетный счет исполнителя в коммерческом банке.
Инструкция по работе со счетом в Казначействе: изменения с 01.01.2022
Казначейский счет используется организацией для расчетов. Спецсчет нужен далеко не всем участникам закупок, а только тем, кто работает с финансированием из бюджета.
Что такое счет в Казначействе
Федеральное казначейство поясняет, что казначейский счет для коммерческой организации — это расчетный инструмент для оплаты государственных и муниципальных закупок. По сути, это такой же лицсчет, что обслуживается в банковских организациях и кредитно-финансовых службах. Но отличия все же есть: казначейские реквизиты используются для поступления и расходования бюджетных средств.
Следовательно, если юридическое лицо — участник бюджетного процесса, то для него это обязательное условие.
В нормативах Центробанка РФ указано, что единый казначейский счет — это расчетный или корреспондентский, фактически ЕКС используют для расчетов. Но обычный расчетный — это банковский аккаунт для проведения транзакций коммерческих и некоммерческих организаций. Казначейский — это номер банковского реквизита, который входит в состав единого казначейского счета 40102 (242.14 БК РФ, 479-ФЗ от 27.12.2019).
А через систему ЕКС проводятся бюджетные платежи.
В закупочной деятельности применение казначейского спецсчета обусловлено теми же требованиями. Если заказчик получает бюджетное финансирование на оплату заказа, то расчеты должны проводиться исключительно по нему. Бюджетники разъясняют, в чем разница единого казначейского счета и казначейского счета — любой казначейский входит в систему ЕКС.
А разница между ЕКС и р/сч выражается не только в его назначении, но и в реквизитах. Проверяйте принадлежность основного банковского реквизита по первым цифрам двадцатизначного уникального кода. ЕКС начинается так: 40102.
Получить деньги из бюджета по госзаказу на стандартный банковский счет нельзя. Такие указания закреплены в письме Минэкономразвития № Д28и-2613 от 11.09.2015. Но эти правила распространяются только на участников закупок, работающих по закону № 44-ФЗ.
Например, автономное учреждение, работающее по 223-ФЗ, вправе получить финансирование на банковский счет.
Зачем нужен КС
Ключевое назначение работы через Казначейство — контроль использования бюджетных средств. Работники ТОФК проверяют все этапы проведения государственных и муниципальных закупок. Необходимо заранее открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ или по госконтрактам с казначейским сопровождением, чтобы исключить перебои с финансированием.
Бюджетные средства не зачислят в пользу заказчика, пока организация не подтвердит принятые на себя обязательства. Основанием выступает государственный или муниципальный контракт, акты выполненных работ или накладные на поставку.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разработать проект контракта без ошибок и нарушений.
Контроль со стороны органов Федерального казначейства — это обязательное условие работы с бюджетными деньгами. Работники ТОФК контролируют:
- госзаказы на поставку товаров, работ или услуг с казначейским сопровождением;
- контракты на предоставление взносов в уставные капиталы организаций либо их имущество, даже если взносы являются источниками финансирования;
- соглашения на бюджетное субсидирование юридических лиц;
- НПА, регламентирующие порядок предоставления субсидирования получателям бюджетных средств;
- иные договорные отношения, предусмотренные условиями исполнения госконтрактов и соглашений организаций.
Если документация оформлена неверно, то представители ТОФК откажут в использовании бюджетных средств. Операцию отклоняют в платежной системе. Чтобы получить средства, придется исправить выявленные нарушения.
Спецсчет используют не только в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в государственном оборонном заказе (275-ФЗ от 29.12.2012). Спецсчет для закупок открывают участники с бюджетным финансированием (получатели бюджетных средств), а спецсчет по гособоронзаказу — головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа. Порядок открытия закупочных спецсчетов регулируется Федеральным казначейством, а реквизитов по ГОЗ — Федеральным законом № 275-ФЗ.
Кто открывает
Обратиться в ТОФК и получить номер казначейского счета необходимо:
- Заказчикам, являющимся получателями бюджетных средств. Для них все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. Казенные учреждения, бюджетные и автономные организации открывают КС в обязательном порядке.
- Заказчикам (не бюджетникам), если оплата заказа осуществляется из бюджета. Пример: заказчиком выступает компания, не являющаяся ПБС. Если финансирование госзаказа производится из бюджета, то открыть КС в ТОФК придется.
- Исполнителям гособоронзаказа. В отношении этой категории исполнителей предусмотрены отдельные требования, касающиеся открытия спецсчета в ФК. Работа по иным счетам с гособоронзаказом не допускается.
- По обеспечению контракта. По условиям госконтрактов для перевода обеспечения открывают спецсчет. Например, исполнитель вносит обеспечительный платеж вместо банковской гарантии.
Шаг 1. Подготовьте копии документов
- Заверенная копия устава организации или, например, положения об учреждении (для органов местного самоуправления и некоторых казенных учреждений). В дополнение к уставной документации запрашивают постановление, распоряжение либо указ о создании экономического субъекта.
- Заверенная копия свидетельства о внесении экономического субъекта в ЕГРЮЛ. Помимо выписки из ЕГРЮЛ, подготовьте копию свидетельства налогоплательщика о постановке на учет в налоговой инспекции.
- Заверенная копия справки из Фонда социального страхования о том, что организация поставлена на учет в качестве страхователя и является плательщиком страховых взносов. Такая справка выдается при первичной регистрации экономического субъекта в ФСС.
- Заверенная копия контракта, по условиям которого финансирование осуществляется за счет бюджетных средств.
- Соглашение о предоставлении субсидии организации, за счет которой производится оплата госконтракта, либо НПА, регламентирующие порядок предоставления бюджетных средств.
Это не полный перечень, работники ТОФК вправе затребовать дополнительную документацию для открытия КС.
Шаг 2. Заполните заявление и карточку подписей
Помимо копий документов, потребуется заполнить специальные формы. Это заявление на открытие лицевого КС и карточка образцов подписей. Форма по ФКД 0531752 заполняется в соответствии с реквизитами из приказа № 15н.
Заявление необходимо составить отдельно на каждое КС, например, если организация открывает сразу несколько расчетных спецсчетов в Казначействе. Заявление подписывают руководитель компании и главбух.
Карточка образцов подписей заполняется по унифицированному шаблону (форма по ФКД 0531753). Правила оформления закреплены в приказе № 15н. Документ оформляют в единственном экземпляре. Образцы подписей заверяют у нотариуса либо у учредителя.
Правила, как работать с казначейским счетом при казначейском сопровождении, регулируются приказом ФК № 44н от 22.12.2021.
Шаг 3. Подайте документы в ТОФК
Готовый пакет документов направьте на рассмотрение в Казначейство. Если ошибок нет, то счет откроют и направят организации соответствующее уведомление. В п. 14 приказа № 15н закреплено, сколько цифр в казначейском счете, — его уникальный номер состоит из 20 цифр (разрядов), идентифицирующих получателя бюджетных средств.
Если в документах будут выявлены ошибки, то работники ФК вернут их с указанием на нарушения. Исправьте их и подайте документы снова. После получения положительного уведомления организация вправе осуществлять операции по получению и расходованию бюджетных средств.
В 275-ФЗ разъясняется, как открыть казначейский счет юридического лица в Москве по ГОЗ: подать заявление на открытие лицсчета и карточку образцов подписей. Головной исполнитель, исполнитель заключают договор банковского сопровождения и открывают спецсчет в одном из уполномоченных банков (пп. 7 п.
1 , пп. 7 п. 2 ст.
8 275-ФЗ). Субподрядчики из кооперации по ГОЗ тоже открывают спецсчет в уполномоченном банке, который выбрал головной исполнитель.
Разъяснения по теме
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.
С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Надзор и сопровождение
Вопрос казначейского сопровождения закреплен законодательно. Однако периодически правила меняют. Теперь надзор проводится за целевым бюджетом, который выделяют муниципалитеты или государство, если средства направлены на следующие проекты:
· проведение субсидирования в отношении юридических лих;
· взаимозачеты по контрактам с единым поставщиком;
· предоставления авансов по ряду контрактов;
· выполнение взносов в уставные капиталы.
Это не все проекты, в отношении которых проводят сопровождение.
Могут быть установлены лимиты по сумме сделки. Чтобы уточнить потребность в сопровождении, свяжитесь с нашими сотрудниками и получите предварительную консультацию. Помните, что есть ряд исключений, позволяющих избежать сопровождение.
Обычно ФК курирует крупные контракты, если их финансирование проводят из бюджета.
Информацию о потребности в проведении процедуры включают в документацию и проект контракта.
Кто контролирует расходование средств казначейских счетов?
Изначально проводятся госзакупки с учетом требований законодательства. Когда исполнитель выбран, госзаказчик начинает сотрудничество с ним. Компания, заключившая сделку, имеет право привлекать субподрядчиков.
С ними заключают договоры. Это приводит к формированию цепочки исполнителей.
Для получения оплаты из бюджета компания открывает счет в ФК. Но это условие не считается обязательным по ряду контрактов.
Если исполнитель не соблюдает его, привлечение к ответственности недопустимо. Открывать счет необходимо, если сделку заключают на большую сумму денежных средств. В этом случае исполнитель обязан соблюдать алгоритм действий.
Перечень контрактов, в отношении которых проводится сопровождение, вытекает из положений закона №44-ФЗ. Такую меру применяют для следующих сделок:
· контракт заключили на сумму, превышающую 100 млн. руб.;
· предполагается выдача субсидий;
· госконтракт стал частью уже реализуемых обязательств;
· проводятся авансовые платежи по договорам, если их размер больше 100 млн.
руб.;
· договор подписан с единым поставщиком для выполнения распоряжения Президента, а также ряда других целей;
· иные соглашения, сопровождение которых предусмотрено законодательно.
Предусмотрены исключения. Сопровождение не проводится, если деньги выделяют для госконтрактов, которые заключают на покупку услуг связи, коммунальных услуг, электричества и пр.
Проведение сопровождения
Проводя контроль, ФК обязано действовать строго по регламенту. Он закреплен в Постановлении правительства РФ №2024. Если используются целевые средства, провести финансовую операцию удастся только после открытия счета в учреждениях ЦБ РФ.
Для его получения необходимо обратиться в территориальные подразделения ФК. Требование установлено для выполнения контроля за движением денег, перечисляемых юридическим лицам и иным участникам сделки, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Сумма может быть передана участникам сделки. Чтобы они получили деньги, нужно открыть лицевой счет.
Его создадут по запросу заявителя. Счет нужен для перечисления сумм. Если он отсутствует, перечислить платеж по контракту не удастся.
Счета также нужны для списания средств. Процедуру проводят после передачи контракта и других документов, подтверждающих наличие обязательств по расходованию суммы.
Деньги могут быть переведены на банковский счет. Подобная процедура возможна, но только в качестве исключения.
Так, ее проводят, чтобы юридическое лицо смогло выполнить обязательства по предоставлению заработной платы работникам.
Когда проводится контроль, у исполнителя появляется ряд обязанностей. Он должен выполнять условия, которые включены в контракты:
· открыть счет для обеспечения движения средств по нему;
· предоставлять документы, подтверждающие целевое расходование средств;
· передавать информацию об исполнителях, которые привлечены в рамках исполнения госконтракта.
Чтобы контролировать исполнение соглашения было проще, определяют правила предоставления информации. В документах, которые передают в уполномоченные органы, указывают идентификатор госконтракта.
ФК проводит полный контроль за исполнением обязательств.
Он следит за выполнением взаимозачетов сторон. Представители инстанции могут запрашивать любые документы, контролировать объемы поставок, следить за соблюдением положений соглашения.
Проведение идентификации
Документации, передаваемой в уполномоченные органы, может фигурировать идентификатор. Он нужен для быстрого определения контракта, по которому проводится работа.
Состав идентификатора строго определен. Это код, который включает 20 цифр. Его присваивают после формирования реестровой записи.
Информация важна. Она используется в процессе сделки. Код сохраняется в течение всего срока исполнения договора.
Порядок формирования кода также определен.
Правила проведения процедуры закреплены в приказе Казначейства РФ №5. Комбинацию цифр активно используют. Ее прописывают в документации, фигурирующей в сделке.
Поступление средств на счет исполнителя
Когда наступает срок предоставления денег, заказчик формирует платежное получение. Действие выполняют через личный кабинет. Одновременно проводится проверка.
Процедуру выполняется Центр специализации. Если контроль пройдет успешно, документы передают в банк. Здесь проводится анализ информации.
Затем деньги зачисляют на счет. Они поступают в раздел счета. Если он еще не был открыт, средства придут на счет без градации.
Платеж проходит почти моментально. Клиент имеет право запросить выписку, следить за состоянием счета онлайн.