Общая характеристика военных судов в судебной системе РФ:
— военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции российской судебной системы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;
— обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и государства. Гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГПК РФ и УПК РФ;
— не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики;
— рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан;
— в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы;
— функционирование военных судов происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ;
— высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ;
— при осуществлении своих судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т. ч. и командованию соответствующего воинского формирования.
Подведомственность военных судов:
— гражданские дела:
а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских •формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
б) возникшие и подлежащие рассмотрению в местах, где не функционируют гражданские суды (например, за пределами РФ);
в) о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором рассматривается военным судом в соответствии с нормами о подведомственности уголовных дел;
г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протестам военных прокуроров);
— уголовные дела:
а) о преступлениях, совершенных военнослужащими , т. е. гражданами, проходящими добровольно (по контракту) и по призыву военную службу как особый вид федеральной госслужбы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти РФ, воинских подразделениях противопожарной службы МЧС РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях;
б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские суды, в соучастии с военнослужащим (военнослужащими), лицами начальствующего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы;
в) военные суды, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ, рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если:
1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;
2) иное не предусмотрено международным договором РФ.
Основное звено военных судов составляют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов.
— Военные суды основного звена рассматривают:
— по первой инстанции уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам;
— по первой инстанции все гражданские дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;
— дела по жалобам на решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока заключения под стражу;
— проверяют законность и обоснованность решений и действий органов предварительного расследования и дознания (прекращение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела и т. п.).
Военные суды основного звена состоят из председателя суда (иногда и его заместителей), судей (членов суда).
Среднее звено военных судов составляют суды военных округов, флотов, видов и групп войск.
Военные суды среднего звена рассматривают:
— по первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции;
— по первой инстанции гражданские дела, подведомственные военным судам и содержащие сведения, составляющие государственную тайну, иные гражданские дела, а также все другие гражданские дела, подсудные военным судам основного звена, с согласия обеих сторон;
— в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры, определения, решения и постановления военных судов основного звена;
— контролируют законность и обоснованность действий и решений органов предварительного расследования и дознания.
Военные суды среднего звена состоят из председателей судов, их заместителей, судей (членов суда).
Высшее звено военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:
— по первой инстанции уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и равных им по служебному положению;
— гражданские дела о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, дела о которых рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда РФ;
— в кассационной инстанции приговоры и иные судебные решения всех нижестоящих судов, не вступившие в законную силу;
— в порядке надзора вступившие в законную силу приговоры и иные судебные решения нижестоящих военных судов.
Законность и обоснованность приговоров, определений и постановлений Военной коллегии могут быть проверены в порядке надзора Президиумом Верховного, Суда РФ по протесту Председателя Верховного Суда РФ или Генерального прокурора РФ.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ наряду с правами председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ обладает также правом:
— принесения протестов в порядке надзора;
— приостановления приговоров и иных судебных решений в установленных законом случаях.
Организацией работы в военных судах ведают их председатели и аппараты судов в составе: администратора суда, заведующего канцелярией, консультантов, секретарей судов и судебных заседаний, рядовых работников аппарата. Функции этих лиц по организации работы военных судов сходны с функциями работников аппарата гражданских судов.
Система военных судов современной России
Система военных судов России и их полномочия определяются правовыми нормами, содержащимися в ст. 8–25 Закона о военных судах. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8).
Гарнизонные военные суды являются основным, низовым звеном системы военных судов: они действуют в качестве суда первой инстанции. По данным Судебного департамента на 1 ноября 2011 г. в системе военных судов действовало 105 гарнизонных судов.
Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или нескольких военных гарнизонов (ст. 21 Закона о военных судах).
Гарнизонным военным судам подсудны все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть наложен дисциплинарный арест. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу, а также принимает решения, предусмотренные ч. 2, 3 ст.
29 УПК РФ.
В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда могут быть помощники судей, администратор суда, начальники отделов, их заместители, консультанты, специалисты, секретари судебных заседаний, секретари суда и технический персонал.
Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Им подсудны по первой инстанции уголовные и гражданские дела, аналогичные делам областного и им равного звена судов общей юрисдикции. Военные суды округов действуют так же, как суды второй, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного суда УПК РФ, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение нрава на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах).
Окружной (флотский) военный суд в соответствии со ст. 14 Закона о военных судах рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов:
- – принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу (ч. 2);
- – вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции (ч. 3);
- – по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов (ч. 4).
Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей, в нем образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом РФ, в котором надзорными полномочиями обладают Президиум Верховного Суда РФ как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции и Военная коллегия Верховного Суда РФ, являющаяся непосредственно вышестоящей инстанцией ио отношению к окружным (флотским) военным судам.
Военная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя, его заместителя и шести судей Верховного Суда РФ. Судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.
Военная коллегия рассматривает:
- – в апелляционной инстанции – дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу (ч. 4 ст. 9 Закона о военных судах);
- – в кассационной инстанции – дела по жалобам и представлениям:
на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов (ч. 5 ст. 9 Закона о военных судах).
Кроме того, Военная коллегия рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.
Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах), но и определенные категории гражданских и административных дел, поэтому следует разграничивать компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами. Правила о подсудности военным судам дел сформулированы в Законе о военных судах.
В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам закон предусматривает субъективный признак:
по уголовным (административным) делам – наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение);
по гражданским делам – правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).
Военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений (ст. 7 Закона о военных судах). Право военнослужащих – обращаться с такими заявлениями в военный суд – было впервые предусмотрено ст.
4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Это положение Закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.
46).
Практика обращения военнослужащих с жалобами и заявлениями в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. В военные суды обращаются все категории военнослужащих – от рядового до генерала. Если в 1993 г.
за защитой своих прав в военные суды обратились около 3 тыс. военнослужащих, то в 2001 г. – свыше 200 тыс.
В последующие годы в военные суды поступало около 100 тыс. жалоб ежегодно.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (ч. 2 ст. 7 Закона о военных судах).
Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т.е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.
Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Закона о военных судах, закрепляется также в нормах ГПК РФ. Например, ст. 25 ГПК РФ устанавливает: «В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами».
К подсудности военным судам отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ). Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны, за исключением случаев изменения территориальной подсудности уголовного дела (ч. 4–7 ст. 35 УПК РФ).
Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (ч. 7.1 ст. 31 УПК, ст.
7 Закона о военных судах).
Гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29, ст. 108–109 УПК РФ).
В ходе досудебного производства военные суды по подсудным им уголовным делам правомочны рассматривать жалобы на постановления следователя, руководителя следственного органа и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) названных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 3 ст. 29, ст.
125 УПК РФ). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст.
29 УПК РФ, ч. 3 ст. 22 Закона о военных судах).
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (ст. 7 Закона о военных судах).
Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней – гарнизонным и окружным (флотским) – определена по тому же принципу разграничения полномочий, что и подсудность дел районным и вышестоящими над ними судами. Так, гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст.
31 УПК РФ).
Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, не отнесенные к подсудности окружного (флотского) военного суда и Военной коллегии.
Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е.
уголовные дела, подсудные областным и им равным судам, а также дела, переданные им Верховным Судом РФ в случае изменения территориальной подсудности в соответствии с ч. 4–7 ст. 35 УПК РФ (дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях).
Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной. В порядке гражданского судопроизводства этот суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (ч. 1 ст.
14 Закона о военных судах).
В системе военных судов нет мировых судей. Дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»),
Уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подсудны судам областного и им равного уровня (ч. 3 ст. 31 УПК РФ).
Согласно прежней редакции УПК РФ дела этой категории, при указанных выше обстоятельствах, были подсудны Верховному Суду РФ (ст. 452 УПК РФ, с 1 января 2013 г. она утратила силу).
В соответствии изменениями, внесенными в УПК РФ Законом № 433-Φ3, уголовные дела в отношении судей военных судов при указанных в Законе обстоятельствах должны быть подсудны окружному (флотскому) военному суду, а не Военной коллегии.
Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они не могут быть подсудны военному суду, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений. Они сугубо формально считаются военнослужащими. Фактически же они не проходят военную службу, а осуществляют иной вид государственной службы.
Порядок приостановления военной службы установлен в ст. 45 Закона о воинской обязанности и военной службе и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.
№ 1237.
Систему военных судов составляют
Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы военных судов и их место в российской судебной системе.
Библиографическая ссылка на статью:
Фатыков И.А. Система военных судов и их место в российской судебной системе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93935 (дата обращения: 14.08.2022).
Военный суд Российской Федерации – Федеральный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации и имеющий общую юрисдикцию, в которой вооруженные силы Российской Федерации, другие вооруженные силы, федеральные законы осуществляют юрисдикцию в органах, регулирующих военную службу, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными и федеральными законами [3].
В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В результате принятия 29 июня 1999 года Федерального Конституционного Закона (ФКЗ) «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне была завершена реорганизация системы военных судов Российской Федерации, создан независимый от органов исполнительной власти военный суд, призванный служить гарантом справедливости и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Исключительной властью Федерального закона является возможность создания и упразднения военных судов. Военный суд не может быть упразднен до тех пор, пока вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не будут одновременно переданы в ведение другого суда. Верховный Суд Российской Федерации устанавливает численность судей военных судов из общего числа судей федерального суда общей юрисдикции, установленного федеральным законом О федеральном бюджете.
Создание военных судов осуществляется в свободно доступных местах по территориальному признаку в зависимости от места дислокации войск и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, военных организаций и учреждений.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации относятся к компетенции военного суда, что предусмотрено статьями 9 или 10 закона, в соответствии с которыми Военная коллегия Верховного суда является непосредственным Высшим судом по отношению к окружному (а также военно-морскому) военному суду. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председателем Военного совета является заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Военные суды и отделения военных университетов осуществляют правосудие в военных судах и военных университетах. Работники этих учреждений отвечают за обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, осуществление мероприятий по систематизации законов и другие задачи суда. Руководитель аппарата военного суда и аппарата военной коллегии является руководителем соответствующего аппарата.
Председатель Военного суда несёт ответственность за обеспечение контроля за деятельностью аппарата военного суда [4].
Судьи военных судов имеют те же права, что и судьи судов общей юрисдикции. Судьи военных судов полностью обеспечены независимостью судей и подчиняются только Конституции и федеральным законам [5].
Количество военных судов и количество военных судей зависит от условий работы военных судей. Больше судей требуется в районах с высокой концентрацией войск или там, где войска действуют в экстремальных условиях. Согласно статье 3.1 закона, о которой уже говорилось, численность военных судов и численность судей устанавливаются Верховным судом Российской Федерации (количество военных трибуналов к военным судам).
Основным элементом военно-судебной системы является гарнизонный военный суд. Они действуют как суд первой инстанции. Гарнизонный суд, которому подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, состоит из председателя, его заместителя и других судей, за исключением случаев, когда они подсудны высшему окружному (военно-морскому) военному суду и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на районы дислокации одного или нескольких гарнизонов. Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Этот принцип характерен как для уголовных, так и для гражданских и административных дел, которые рассматриваются гарнизонным военным судом.
Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Согласно п. 1 ст.
14 характеризуемого Закона, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны.
Военные суды округов (флотов) осуществляют свои функции как суды второй и надзорной инстанций. Согласно п. 2 ст.
14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает законность и обоснованность вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно п. 3 ст.
14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.
Согласно п. 1 ст. 13 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения. Согласно п. 2 ст. 13 Закона, окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.
Выделяя особенности работы военного суда сегодня, можно отметить две основные. Первая особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи.
Спустя десять лет, уже в 2003 году, военный суд рассматривал около 100 тысяч таких заявлений военнослужащих. По статистике, уголовные дела составляют 10% от общей судебной работы военных судей.
Осуществление военными судами судебных функций становится все более реституционным, основанным на правах человека.
Еще одной особенностью является повышенный уровень открытости в действиях военных судов. Успешно решен вопрос о взаимодействии военного суда со всеми средствами массовой информации. Во всех округах и военно-морских судах созданы и работают внештатные пресс-службы, которые могут поддерживать деловые отношения с газетными учреждениями, теле-и радиостудиями.
Эти вопросы всегда находятся на контроле военно-судебной подсистемы, регулярно анализируются, а затем в военный суд направляются информационные письма и методические рекомендации.
В целом, в настоящее время в России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, свободный
- О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) // Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, свободный
- О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (последняя редакция) // Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, свободный
- О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (последняя редакция) // Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, свободный
- Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
- Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Чем занимаются военные суды?
Крымский гарнизонный военный суд.
Каждый год военными судами ведется и принимается решение по тысячам исковых производств. Их более 10 тысяч дел, они касаются деятельности органов военного управления. В частности, это касается исков, в которых оспариваются решения, а также действия или бездействие должностных лиц. Характерно, что удовлетворяется более 50% всех рассмотренных исков.
В середине второго квартала 2019 года Президиум ВС РФ утвердил обзор, который касался правоприменительной практики в военных судах. В ней указывались такие сведения:
- Общее количество дел, рассмотренных военными судами в первой инстанции – 34 тысяч, из них треть – административные;
- Действия органов военного управления (ВУ) оспаривалось в 8,5 тысяч случаев, из которых удовлетворено две пятых или чуть более 40% исков. В абсолютном значении это более 3,4 тысячи дел.
При этом наблюдается тенденция на ежегодное увеличение обращений в военные суды, которыми оспариваются решения органов ВУ. Например, годом ранее таких обращений было 8,9 тысяч. Разница между 2018 и 2017 составляет полторы тысячи исков.
Какие дела рассматривают военные суды?
Севастопольский гарнизонный военный суд.
Больше всего военнослужащих беспокоит защита жилищных прав. В этой категории около 3500 исков, причем 39% или 1346 заявлений из них разрешены в пользу заявителей. Если сравнивать предшествующий период, то таких обращений рассмотрено больше – около 4200 исков по данной категории, а удовлетворено до 47%, что в абсолютном значении превышает 1900 дел.
Вторыми по количеству поданных исков – это претензии относительно остальных видов довольствия. В 2018 году их было уже около 3 тысяч, хотя годом ранее не превышало 2400 исков. При этом военные суды чаще стали становится на сторону истцов, количество удовлетворенных заявлений в данной категории споров существенно вырос: почти с 1100 (46%) в 2017 году до 1700 или (58%) в 2018 году.
Третья категория споров касается досрочного расторжения контракта и увольнения с военной службы. В отчетном периоде подано и рассмотрено до 2 тысяч исковых обращений, требования которых удовлетворено более, чем в каждом пятом случае (20% или более 400). Здесь наблюдается тенденция к снижению, поскольку годом ранее было подано около 2200 исков, из которых более четверти удовлетворены.
В абсолютном значении это 552 исковых требования.
В результате деятельности и рассмотрения указанных выше дел в военных судах сформировалась правоприменительная практика. Она касается следующих вопросов, которые связаны:
- С порядком прохождения военной службы и его нарушением;
- С недостаточным обеспечением военнослужащих разными видами довольствия, прежде всего денежными выплатами;
- С привлечением к ответственности материально-ответственных лиц, в том числе и через взыскание с них средств.
Полномочия военного суда на этом не заканчиваются. Они рассматривают широкий спектр исковых заявлений, которые подаются на органы ВУ, и не только. Полный перечень тех задач и обязанностей, которые ложатся на эти учреждения, содержатся в положениях Закона о военных судах Российской Федерации.
Эти учреждения рассматривают дела, в которых фигурируют не только военнослужащие МО РФ, но и других структур: ФСБ, МЧС, Нацгвардии.