Совместный приказ мвд и росгвардии о взаимодействии

28 сентября вступил в силу совместный приказ Федеральной службы войск Национальной гвардии (Росгвардии) РФ и Министерства внутренних дел РФ № 1/5 от 09.01.2018. Он утвердил новые требования к охране объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Очевидно, что к таким объектам относятся и аптеки.

Подробный обзор приказа и внесенных им изменений — в нашем материале.

Было и стало

Ранее эту сферу регулировал совместный приказ МВД РФ и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ от 11.09.2012 № 855/370. Он уже не действует — признан утратившим силу Приказом МВД РФ от 30.01.2018 № 40. Этот же действующий приказ № 40 заодно отменил и другой совместный приказ двух ведомств — № 1140/442 от 03.12.2015.

Полное название вступившего в силу 28 сентября приказа выглядит очень громоздко: «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров‚ подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности». Будем называть его для простоты «Приказ № 1/5». Добавим к сказанному, что указанные в названии приказа требования утверждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1035.

Росгвардия и фармотрасль

Первое, на что следует обратить внимание при сопоставлении двух совместных приказов, — это то, что один из них издан МВД совместно с ФСКН, а другой, ныне действующий, — с Росгвардией. То есть на авансцену регулирования фармотрасли вышло новое ведомство. Примечательно также, что в утратившем силу нормативно-правовом акте первым упоминается МВД, а в Приказе № 1/5 оно следует вторым, после Росгвардии.

Это может говорить о ведущей роли молодого ведомства в процессе контроля описываемого аспекта деятельности аптек.

Первый раздел Приказа № 1/5 «Общие положения» в целом повторяет содержание такого же раздела отмененного Приказа № 855/370. Но все‑таки при детальном изучении можно заметить изменение формулировки первого пункта. Сопоставим две редакции:

Читайте также:  Гражданин может быть признан недееспособным
Ныне действующий Приказ № 1/5 Утративший силу Приказ № 855/370
«Настоящие Требования предусматривают оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности» «Настоящие Требования предусматривают мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, направленные на обеспечение их сохранности»

Формально действующий приказ, в отличие от старого, регулирует не мероприятия, а само оснащение, хотя вряд ли это можно считать кардинальным изменением подхода к регулированию проблемы. То же самое касается заключительной фразы первого пункта утратившего силу приказа. Ее удаление отнюдь не означает, что сохранность теперь менее важна, просто это и так ясно вытекает из других нормативно-правовых актов.

Из «Общих положений» также следует, что требования приказа обязательны для применения всеми юридическими лицами, осуществляющими обозначенные выше виды деятельности, и распространяются на объекты и помещения этих юрлиц, независимо от их организационно-правовых форм.

Две категории

По объему и структуре действующий приказ существенно от упраздненного не отличается — 2 раздела, 7 приложений, 26 страниц. Второй раздел теперь носит название «Требования к оснащению объектов инженерно-техническими средствами охраны», а не «Категорирование объектов», как раньше. Это не случайно.

В Приказе № 1/5, в отличие от предшественника, нет пунктов, определяющих, какие объекты и помещения относятся к той или иной категории. Их отсутствие в новом приказе закономерно, поскольку эта информация уже содержится в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», и дублировать ее нет смысла.

Напомним, что, согласно этому пункту, помещения, о которых идет речь, делятся на четыре категории. Третья и четвертая категории включают медицинские и ветеринарные организации, а вот первые две непосредственно касаются фармотрасли.

К первой категории причислены, в частности, помещения производителей и изготовителей (за исключением, разумеется, аптечного изготовления), а также помещения организаций, осуществляющих оптовую торговлю наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами и (или) их переработку. Сюда же относятся помещения, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Читайте также:  Ходатайство о фальсификации доказательств в гражданском процессе

Ко второй категории относятся помещения аптечных организаций, предназначенные для хранения трехмесячного или шестимесячного запаса (во втором случае — для аптек, расположенных в сельских населенных пунктах и местностях, удаленных от населенных пунктов) наркотических средств и психотропных веществ, а также помещения ветеринарных аптечных организаций, предназначенные для хранения трехмесячного запаса наркотических средств и психотропных веществ.

Ищем отличия

Разделение помещений по категориям имеет значение в том смысле, что от этого зависят объем и характер требований к:

— оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности;

— минимально необходимому составу технических средств охраны (далее — ТСО).

Эти требования содержатся в таблицах 1.1 и 1.2 Приложения № 1 Приказа № 1/5, и в их графах по сравнению с утратившим силу приказом нет каких‑либо изменений. Можно только отметить, что пометка «+/-» теперь означает, что применение конкретного требования возможно по решению руководителя юридического лица. Раньше формулировка была более расплывчатой — «применение [требования] возможно на усмотрение руководства объекта».

Добавим, что требования к конструктивным элементам инженерно-технической укрепленности объектов в зависимости от их класса защиты — иначе говоря, детали этой самой защиты — можно найти в Приложениях № 2 — № 7.

Продолжая изучение Приказа № 1/5, можно обратить внимание на то, что изменились (по меньшей мере по форме) положения, регулирующие проектирование, монтаж, сдачу в эксплуатацию и ремонт ТСО на таких объектах. Кстати, в упраздненном приказе эту тему регулировали два пункта (12‑й и 13‑й), а в действующем — один (9‑й). Сопоставим их для большей наглядности.

Как видите, в левой части таблицы отсутствует, например, упоминание о специализированных организациях, хотя абсолютно очевидно, что утверждение проектно-сметной документации без таких организаций невозможно.

12. Производство работ по монтажу, настройке и сдаче в эксплуатацию ТСО на объектах осуществляется в соответствии с документацией предприятий-изготовителей и на основе проекта на установку ТСО или акта обследования со схемой блокировки.

13. Проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ТСО на объектах осуществляют специализированные организации, имеющие право на проведение указанных работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

О сигнализации

Нормы действующего приказа, касающиеся рубежей охранной сигнализации и передачи извещений о её срабатывании, почти слово в слово повторяют старый приказ, так что специалистам они уже известны. То же самое можно сказать и в отношении положений, касающихся наличия или отсутствия на объекте пульта внутренней охраны.

Читайте также:  Кто такой ветеран боевых действий

Тем не менее, напомним одну из этих важных норм, касающуюся фармдистрибьюторов и аптечных организаций. Согласно пункту 13.3 Приказа № 1/5, на объектах, помещения которых отнесены к первой и второй категориям, при наличии пульта внутренней охраны с круглосуточным дежурством должны выводиться на пульт централизованной охраны (ПЦО):

— все рубежи охранной и (или) тревожной сигнализации в помещениях для хранения наркотических средств;

— один общий сигнал, объединяющий все шлейфы и (или) тревожной сигнализации объекта, за исключением шлейфов охранной и (или) тревожной сигнализации в помещениях для хранения наркотических средств.

Разработчики Приказа № 1/5 сделали более лаконичной норму о каналах передачи извещений на ПЦО — это следует из очередной таблицы сравнения. Из данного сопоставления видно, что они избежали детализации каналов связи (вероятно, излишней). Выделенные курсивом фрагменты — в частности, положение о том, кем определяется количество каналов передачи извещений — отсутствуют в действующем приказе.

13.4. Для передачи на ПЦО извещений от систем охранной и (или) тревожной сигнализации с объектов могут применяться как проводные, так и беспроводные каналы связи.

Количество каналов передачи извещений должно определяться исходя из наличия технической возможности, анализа рисков и потенциальных угроз

16.4. Для передачи на ПЦО извещений от систем охранной и тревожной сигнализации с объектов могут применяться следующие каналы связи: проводные каналы телефонной связи, радиоканал, сотовая связь (стандартов GSM, CDMA-2000 и других), цифровые каналы (стандарта Ethernet и других).

Количество каналов передачи извещений определяется совместным решением руководства объекта и охранной организации исходя из наличия технической возможности, категории объекта, анализа риска и потенциальных угроз

Adblock
detector