Срок административного задержания исчисляется с момента

В данном разделе представлена памятка о правах при задержании сотрудниками правоохранительных органов, а также руководство к действию при задержании.

Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).
При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.

При обращении сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
3) разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения (п. 4 ст. 5, п.

3 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ст.

92 УПК РФ).

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску.
Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 184 УПК РФ).

ВНИМАНИЕ! Зачастую, именно при проведении личного обыска сотрудники правоохранительных органов могут совершить противоправные действия (провокации) в отношении задержанного лица. Если вы уверены, что при вас нет никаких запрещенных предметов – требуйте присутствие понятых с самого начала обыска. Тогда совершить противоправные действия будет гораздо сложнее.

Важно обратить внимание на понятых, записать их данные. В случае незаконных действий, необходимо отобразить это в протоколе.

Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (ст. 46 УПК РФ, п. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

Задержанный вправе отказаться от дачи показаний (статья 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).

ВНИМАНИЕ: мы настоятельно рекомендуем отказаться от дачи показаний до прибытия своего адвоката. Только после выстраивания линии защиты можно давать показания!

Задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет (п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об
охране здоровья граждан).

Подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Читайте также:  Какие льготы положены неработающим пенсионерам

Каким может быть срок административного задержания?

Административное задержание — это связанное с правонарушением ограничение свободы на срок от 3 часов до 2 суток. Оно описано Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Там сказано, что применять эту меру можно в виде исключения и только если это необходимо для рассмотрения дела о правонарушении или исполнения постановления по нему. То есть когда вы совершили правонарушение. Но такой вид задержания упоминается и в Законе «О полиции».

И по нему полицейский имеет право задерживать человека просто по подозрению в правонарушении.

Если вы ничего не нарушали или проступок малозначительный, то в большинстве случаев все решается на месте, но при наличии у вас паспорта. А если документа с собой нет и рядом нет троих знакомых, которые смогут подтвердить, что вы — это вы, то вас могут задержать.

Человек имеет право сообщить о своем задержании близким людям. Если такой звонок поступил вам, то лучшее, что можно сделать — нанять специалиста, который разбирается в КоАП. А если это вы попали в такую ситуацию и считаете действия полиции незаконными, юрист поможет обжаловать ограничение свободы в суде.

Кто и за что может задержать по КоАП

Статья 27.3 КоАП РФ очень подробно описывает, кто и в каких ситуациях имеет право на задержание. Но про мотивы сказано лишь: «в исключительных случаях».

Списка этих случаев не существует. Правозащитники ориентируются в основном на судебную практику, когда граждане жалуются на ограничение свободы, а суд признаёт или нет задержание обоснованным. Вас имеют право задержать, если это необходимо для:

  • предотвращения или пресечения правонарушения;
  • составления протокола, если это невозможно сделать на месте;
  • рассмотрения дела о правонарушении в положенный срок;
  • исполнения уже принятого в отношении вас постановления.

Если за совершённое вами правонарушение в КоАП предусмотрены лишь предупреждение или штраф, а не административный арест, задержание не применяют. Но если вас подозревают в более серьезном нарушении, а свою личность вы не можете подтвердить на месте, то можете оказаться задержанным.

Обычно своим правом полицейские стараются не злоупотреблять, потому что за признанное судом незаконное ограничение свободы сами могут понести ответственность — вплоть до уголовной.

Административное задержание разрешено проводить не только сотрудникам правоохранительных органов. Это могут быть в том числе представители структур:

  • ведомственной и вневедомственной охраны;
  • Росгвардии и внутренних войск;
  • автоинспекции,
  • таможни и пограничных служб.

Но сотрудники каждого ведомства имеют право на административное задержание лишь за правонарушение, совершенное на «их территории». А полицейские обладают такими полномочиями всегда и везде. Но без серьезных оснований задерживать не имеют права и они.

Сроки административного задержания

В отношении сроков кодекс описывает все достаточно подробно. «По административке» могут задержать не более чем на три часа. Но это кроме тех случаев, когда административное задержание допускается на максимальный срок 48 часов:

  • за нарушение госграницы и порядка пребывания в России;
  • за нарушение таможенных правил;
  • за правонарушение во внутренних и территориальных морях и на шельфе, а также в исключительной экономической зоне (на островах).

Задержание на 48 часов разрешено и в том случае, если в отношении человека уже ведется административное дело. Но только такое, где в качестве наказания предусмотрены арест или выдворение из страны.

Срок начинает считаться с момента доставления вас в помещение для составления протокола или установления личности, а не с той минуты, когда вам предложили «проехать». Если человек пьян или под действием наркотиков, его фактическое задержание начнется с того момента, как он протрезвеет.

Продлевать задержание нельзя ни при каких обстоятельствах. Но задержанного могут отпустить раньше, если цель ограничения свободы достигнута: личность установили, протокол составили, наказание назначили. Или если, наоборот, выявили такие обстоятельства, при которых дело не заводят: правонарушения не было, или вы действовали в ситуации крайней необходимости и т.

д.

Пока не истек максимально разрешенный срок задержания, полицейские обязаны оформить все положенные протоколы. А если факт установлен, выносится постановление по делу об административном правонарушении.

Если же проступок серьезный и за него положены арест или выдворение, то за это время дело должно быть рассмотрено судьей.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.

При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарии к ст. 27.5 КОАП РФ

1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998.

N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, — 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со ст. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов.

При отсутствии в указанных в ст. 27.3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. ч.

2 и 3 ст. 27.5 Кодекса, не допускается.

3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов.

По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

4. В условиях военного положения в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г.

N 1-ФКЗ «О военном положении» федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм.

и доп.) определена система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Статья 21 упомянутого Федерального закона определяет, что в органах внутренних дел имеются подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В указанные центры в соответствии со ст.

22 данного Закона могут быть помещены по постановлению судьи несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено административное правонарушение. При этом в течение 24 часов ставится в известность прокурор, а в течение 2 суток со дня помещения такого лица в изолятор материалы направляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или освобождении несовершеннолетнего. Несовершеннолетние могут находиться в изоляторе временного содержания в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст.

ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изм.

и доп.).

Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

​Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст.

27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч.

2 ст. 27.1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру.

Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола.

Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

Adblock
detector