При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Комментарий к Ст. 184 ТК РФ
Виды, объем и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в случае причинения на производстве вреда жизни или здоровью работника (см. комментарий к ст. ст.
227 — 231 ТК РФ) определяются ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998.
N 31. Ст. 3803).
Второй комментарий к Статье 184 Трудового кодекса
1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998.
N 31. Ст. 3803; 2001.
N 44. Ст. 4152; 2002.
N 48. Ст. 4737; 2003.
N 17. Ст. 1554, N 28.
Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г.
и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ.
2000. N 2. Ст.
131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.
В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).
2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г.
(Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч.
I). Ст. 5020).
На 2003 г. страховые взносы были установлены в том же размере (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» // СЗ РФ.
2002. N 52 (ч. I).
Ст. 5139). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г.
«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» (СЗ РФ. 2003. N 50.
Ст. 4853) страховые взносы уплачивались страхователями в 2004 году в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом на 2002 г.
На 2005 г. для страхователей были установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ, а на 2006 г.
— Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального рынка в процентах к начисленной оплате труда застрахованных.
Для некоторых организаций и работодателей, как и прежде, предусмотрено снижение страховых взносов.
3. Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. (СЗ РФ.
2000. N 11. Ст.
1118). Положение об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2000 г. (СЗ РФ.
2000. N 30. Ст.
3149). Порядок направления в 2001 г. сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирования санаториев-профилакториев и медицинских учреждений страхователей утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г.
(СЗ РФ. 2001. N 19.
Ст. 1939). Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г.
(СЗ РФ. 2001. N 19.
Ст. 1940). Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г.
(СЗ РФ. 2001. N 37.
Ст. 3696).
4. Статьей 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (СЗ РФ. 2002.
N 7. Ст. 628) установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст.
12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 30 тыс. руб.
Предусмотренные этой статьей нормы применяются после вступления в силу указанного Федерального закона. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу этого Закона установленные ст. 16 нормы, не изменяются.
Данный Федеральный закон согласно ст. 24 вступил в силу с 1 января 2002 г. Учитывая, что он принят позднее, а опубликован 14 февраля 2002 г., временем вступления его в действие следует считать на основании п. 3 ст. 15 Конституции РФ день его официального опубликования (см. также 10 комментария к ст. 183 и 3 комментария к ст. 255 ТК РФ).
Действие этой нормы продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете фонда социального страхования на очередной финансовый год. Этим же Законом предусмотрено, что на 2004 г.
продлевается действие ст. 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год». Следовательно, в 2004 г.
размер ежемесячной страховой выплаты, так же как и в предыдущие годы, не мог превышать 30 тыс. руб.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ предусмотрено, что размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать более высокой суммы — 33 тыс. руб. Она, следовательно, выросла на 3 тыс. руб. или на 10%.
Вместе с тем Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. установлено также, что в 2004 г. размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст.
11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 30 тыс. руб.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г.
размер единовременной выплаты определяется иначе, однако действие указанного пункта ст. 11 в части определения размера единовременной страховой выплаты на 2004 г. приостановлено.
Этим же Федеральным законом было предусмотрено, что в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере 30 тыс. руб.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ предусматривалось, что в 2005 г. указанная выше выплата определяется также, но исходя из суммы 43,2 тыс. руб. На 2005 г. действие ст. 11 в части определения размера единовременной выплаты приостановлено, как и на 2004 г.
С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ (СЗ РФ.
2005. N 52 (Часть 1). Ст.
5593) размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46900 руб.
В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере 46900 руб.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов.
Судебная практика по статье 184 TК РФ
В соответствии со ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве работнику возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом.
Данный вывод согласуется и с положениями статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются утраченный заработок (доход) работника, а также связанные с повреждением его здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Эта статья не делает различий в правовых последствиях смерти застрахованного в результате несчастного случая на производстве и смерти вследствие профессионального заболевания с точки зрения характера и объема возмещения вреда членам семьи умершего застрахованного.
Согласно статье 184 Трудового кодекса РФ при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 6, 19, 20, 21 Инструкции по тем основаниям, что они ставят право на получение выплат по возмещению вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел в зависимость от основания увольнения со службы в органах внутренних дел, что противоречит статьям 1084 — 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 184 Трудового кодекса Российской Федерации, и лишают его права на возмещение вреда здоровью.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, суды сделали вывод о том, что Фонд обязан возместить обществу произведенные им расходы на лечение работника, являющиеся обеспечением по страхованию.
Л.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 6, 19, 20, 21 Инструкции, указав при этом, что оспоренные правовые нормы ставят право на получение выплат по возмещению вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел в зависимость от основания его увольнения со службы в органах внутренних дел, а не от заключения военно-врачебной комиссии о невозможности дальнейшего прохождения службы сотрудником, что противоречит статьям 1084 — 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 184 Трудового кодекса Российской Федерации и ограничивает его права на возмещение вреда здоровью.
Разрешая спор в части взыскания с ответчика суммы неустойки за просрочку платежа, суд применил положения Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающие пени за задержку страховых выплат в установленные сроки в размере 0,5% от невыплаченной суммы, мотивировав свой вывод тем, что согласно статье 184 Трудового кодекса Российской Федерации в ее системной связи с положениями статьи 937 Гражданского кодекса Российской Федерации условия страхования жизни и здоровья государственного гражданского служащего, соответственно, и условия ответственности страховщика за несвоевременную выплату страховых сумм, определенные договором обязательного страхования, не могут быть пересмотрены сторонами такого договора в сторону ухудшения положения застрахованного лица или выгодоприобретателя по сравнению с теми, которые предусмотрены законом, в связи с чем для определения пределов ответственности страховщика следует применить размер пени, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, а не Государственным контрактом, в котором выгодоприобретатель не был участником.
Статья 184 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника; виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований Косточкина В.П. о взыскании с ответчика суммы утраченного заработка за период временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием (с 4 июня по 13 октября 2014 г.) и компенсации за задержку выплаты указанной суммы, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 1085, 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 184 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» исходил из того, что при наступлении временной нетрудоспособности гражданин полностью освобождается от работы и поэтому утрата Косточкиным В.П.
трудоспособности на весь период предполагается, в связи с чем неполученная им за период временной нетрудоспособности заработная плата является утраченным заработком, подлежащим возмещению причинителем вреда — работодателем, на которого нормами действующего законодательства возложена такая обязанность, вне зависимости от размера выплаченного работнику пособия по нетрудоспособности.
В соответствии с частью 1 статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.В. Кондратюк оспаривает конституционность части первой статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.