- Порядок назначения судей
- Вопрос 35.Верховный Суд РФ: порядок назначения судей, состав и структура.
- Судебная власть и правосудие
- Единство судебной системы
- Кто назначает
- Отбор кандидатов
- Требования к соискателям
- Наделение полномочиями
- Мировые судьи
- Независимость и неприкосновенность судей
- Приостановление полномочий
- Порядок наделения федеральных судей полномочиями и привлечение их к ответственности
Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.
Существующие на сегодняшний день критерии для отбора судей, свидетельствуют, что в данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко. Законодательство содержит лишь формальные критерии, необходимые для занятия должности судьи, мало внимания уделяется и формированию кадрового состава помощников судей.
В настоящее время перед законодателем стоит задача, с одной стороны — унификации требований к кандидатам на должности судей и принятия федерального закона по данной проблеме, а с другой — конкретизации существующих требований к кандидатам.
Закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи.
Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение, в котором сказано, что степень «бакалавр юриспруденции» является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года. Квалификация «бакалавр юриспруденции» дает гражданину право при поступлении на работу на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако не для назначения на должность судьи, для которой требуется квалификация «дипломированный специалист».
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Единый порядок назначения (избрания) судей и общие для всех квалификационные требования к возможности осуществления судебной деятельности.
Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Как только Совет Федерации определился с процедурой назначения судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Прописана процедура назначения на должность судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Председатель ВС РФ и его заместители назначаются на должность в том же порядке, что и судьи Конституционного Суда РФ.
Для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрена отдельная процедура. Вопрос о назначении их на должность Совет Федерации рассматривает в 14-дневный срок со дня получения представления Президента РФ. Кандидатуры судей предварительно обсуждаются на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Голосование по кандидатам может проводиться списком или по каждой кандидатуре отдельно. Голосование тайное с использованием бюллетеней (возможно применение электронной системы).
Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Назначение на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации оформляют постановлением Совета Федерации. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Порядок назначения судей
Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишеныправа своей властью назначать судей федеральных судов.
Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается свыше 20 тыс. судей) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе, и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом. Претендент на должность судьи проходит медицинское освидетельствование.
В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей.
Квалификационные коллегии:
— рассматривают вопросы отбора кандидатов,
— приостановления или прекращения полномочий судьи,
— прекращения отставки судьи,
— обеспечения неприкосновенности судьи,
— проведенияаттестации судьи и
— присвоения ему квалификационногокласса.
Высшая квалификационная коллегия судей формируется в соответствии с Федеральным законом ″Об органах судейского сообщества в Российской Федерации″ (в редакции от 2 февраля 2006 г.).
В коллегии 29 членов, они избираются по нормам представительства:
— от судей Верховного, Высшего Арбитражного и других судов,
— 10 членов − представители общественности − назначаются Советом Федерации,
— один − Президентом РФ.
В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители.
В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители.
В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители.
В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители.
Полномочия члена квалификационной коллегии судей − представителя общественности по решению, соответственно, Совета Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены в случаях:
— совершения им порочащего поступка,
— систематического неисполнения обязанностей члена коллегии.
Полномочия члена квалификационной коллегии судей − представителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Президентом РФ.
Независимостьявляется важнейшим конституционным принципом организации судебной власти. Статья 120 Конституции РФ гласит: ″Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону″.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлении ″О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия″ от 31 октября 1995 г. указывают, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В соответствии с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 120) суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими правовыми актами:
— указами Президента РФ,
— постановлениями Правительства РФ,
— актами субъектов РФ,
— приказами министерств и ведомств,
— актами органов местного самоуправления,
— актамиобщественных объединений и т. д.
Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается:
— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательствав деятельность по осуществлению правосудия;
— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
— правом судьи на отставку;
— системой органов судейского сообщества;
— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Несменяемость.Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его заявления, дажеесли речь идет о переводе в вышестоящий суд.
Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоитьсяза свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.
По общему правилу полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Исключение составляют судьи районных (городских) народных судов, судьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), впервые назначающиеся на свои должности.
Они назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Такое правило установлено в целях своеобразного испытательного срока для ″новичка″, в течение которого он должен зарекомендовать себя как полностью соответствующий своей должности. Предельный возраст в должности судьи федерального суда − 70 лет.
Председатели и заместители председателей судов назначаются сроком на шесть лет; возможно неоднократное назначние, но не более двух раз подряд.
Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.
За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий.
Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняетсязвание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.
Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья (в том числе и по истечении срока его полномочий) не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ).
Неприкосновенность судьи распространяется также на:
— его жилище и служебное помещение,
— используемые им транспорт и средства связи,
— его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи любого уровня либо о привлечении его в качестве обвиняемогопо другому уголовному делу принимается только Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответствующего уровняо наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (Конституционного Суда РФ для судьи Конституционного Суда).
Схожий порядок установлен для привлечения судьи к административной ответственности.
Аналогичный порядок предусмотрен и в случаях решения об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Все это вовсе не превращает судей в некую секту ″неприкасаемых″. Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.
Вопрос 35.Верховный Суд РФ: порядок назначения судей, состав и структура.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Как вышестоящий суд он наделен правом проверять законность и обоснованность вынесенных решений.
В свою очередь его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, они вступают в законную силу с момента провозглашения.
Полномочия: рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции; осуществляет надзор и кассацию для всех судов нижестоящей инстанции; рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам; обобщает судебную практику; дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РФ; осуществляет иные полномочия предоставленные ему законодательством.
Структура: Председатель ВС, Пленум ВС; Президиум ВС; Судебная коллегия по гражданским делам (судебные составы); Судебная коллегия по уголовным делам (кассационная палата и судебные составы); Военная коллегия (судебные составы), Судебный департамент при ВСРФ, научно-консультативный совет, «бюллетень ВСРФ (печатный орган). Аппарат ВСРФ:
-отдел обобщения судебной практики
-отдел работы с законодательством
-отдел проверки судебных решений в порядке надзора
-отдел контроля и исполнения решений
-отдел приема граждан
— хозяйственное управление и.т.д.
Состав ВСРФ: Председатель, Первый заместитель, заместитель, председатели судебной коллегии, Заместители председателей Военной коллегии, Председатель судебных составов Военной коллегии, секретарь Пленума, Судьи, Работники Аппарата ВСРФ, Ген. Директор и работники судебного департамента при ВСРФ.
Порядок назначения и статус судей судов общей юрисдикции согласно Конституции (ст119-121) РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Все судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы.
Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя соответственно Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда РФ. При назначении судей учитываются предложения законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Вопрос 36.Пленум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.
Пленум действует в составе Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и всех членов этого суда. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председатель Высшего Арбитражного суда и министр юстиций. Участие генерального прокурора обязательно. Пленум Верховного Суда имеет следующие полномочия:
1)Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и статистики, дает разъяснения по законодательству.
2) Утверждает (по представлению председателя Верховного суда) составы судебных коллегий и секретаря Верховного суда.
3) утверждает научно-консультативный совет при Верховном суде РФ
4) Решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, о толковании законов.
5) заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты председателей коллегий, и их деятельности.
Созывается не реже 1 раза в месяц. Заседания пленума правомочно при наличии не менее 2/3 его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов.
Иногда для подготовки проекта постановления Пленум образует редакционную комиссию из числа пленума. Секретарь Пленума осуществляет организационную работу по подготовке заседаний, ведет протоколы. Пленум не обладает судебными полномочиями.
Вопрос 37.Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
Приостановление полномочий судьи
Полномочия судьи в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в РФ» могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
Прекращение полномочий судьи
Перечень оснований, по которым полномочия судьи могут быть прекращены, содержится в ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Для отдельных категорий судей, например военных судов, Конституционного Суда РФ, могут быть предусмотрены специальные основания прекращения.
Все основания прекращения полномочий можно условно подразделить на две группы:
1. Основания, при наличии которых полномочия прекращаются, однако своего звания судья не лишается, а считается ушедшим или удаленным в отставку. К числу таких оснований относятся:
а) письменное заявление судьи об отставке;
б) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
в) истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;
г) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
д) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
е) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
ж) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Очевидно, что в указанных выше случаях судья не совершал каких-либо поступков, порочащих его звание, однако имеются объективные причины, по которым он далее не может выполнять свои обязанности действующего судьи. Поэтому он считается судьей в отставке.
2. Основания, при наличии которых не только прекращаются полномочия судьи, но и судья одновременно лишается этого звания: он уже не может считаться и называться судьей. К числу таких оснований относятся:
а) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
б) прекращение гражданства РФ;
в) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
г) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
д) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося в отношении судьи обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Отставка судьи
Отставкой судьи, по смыслу ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ», признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, соответствующее материальное обеспечение и иные привилегии, установленные законодательством РФ.
Судья, находящийся в отставке, должен соблюдать требования, предъявляемые к судьям. В противном случае квалификационная коллегия по месту прежней работы или постоянного места жительства пребывающего в отставке судьи может прекратить отставку судьи.
Отставка судьи прекращается также в случае повторного его назначения на должность судьи.
Судебная власть и правосудие
Все судебные органы призваны регулировать конфликты и вершить правосудие
Правосудие — государственное регулирование социальных конфликтов, затрагивающих нарушение прав и свобод. В России предусмотрены специальные органы, которые могут осуществлять правосудие — это суды.
Главными нормативными актами, на которые они опираются, являются Конституция и Закон «О судебной системе» (№1-ФКЗ от 31.12.1996 г.).
Судебная система состоит из нескольких судов, каждый из которых наделен своими задачами и компетенциями. Органы, наделенные похожей властью, находятся в отдельном звене системы.
Конституционный суд не делиться на звенья и его полномочия распространяются на всю страну. Суды делятся на 3 категории:
- Первая инстанция. Здесь принимаются решения по возникающим спорам. Судом первой инстанции может быть любое звено системы.
- Кассационная инстанция. Не согласная сторона может обжаловать решение первой инстанции, пока оно не вступило в силу. В этом случае вышестоящий орган проверяет соблюдение процессуальных норм.
- Надзорная инстанция. При апелляции проверяет законность и обоснованность текущего решения. При этом материалы дела рассматриваются повторно.
Единство судебной системы
Несмотря на наличие различных судебных органов в России существует единая судебная система.
Она выражается в следующих постулатах:
- устанавливается законодательными актами;
- одинаковый статус судей по всей стране;
- единые стандарты судопроизводства;
- применение единых принципов и норм российского и международного права в своей работе;
- обязательное исполнение судебных решений по всей территории страны;
- государственное финансирование.
Кто назначает
Верховные судьи уполномочиваются Советом Федерации. Кандидаты, прошедшие предварительный отбор представляются президенту страны, а он в свою очередь представляет их Совету Федерации. Совет Федерации через голосование выбирает одного или нескольких кандидатов.
Обязательно принимается во внимание мнение председателя квалификационной комиссии. По итогам голосования издается указ, который подписывает президент. Только после вступления в силу этого документа судья получает полномочия. Остальные федеральные и арбитражные судьи назначаются Президентом РФ.
Отбор кандидатов
Экзамен принимает экзаменационная комиссия, которая назначается квалификационной коллегией судей
В России сложная процедура назначения. Отбор проходит по тендерному принципу и состоит из нескольких этапов (кроме Конституционного суда):
- Экзамен. Пройти его может любой россиянин, который не занимает эту должность и отвечает необходимым критериям. Соискатели с ученой степенью и почетным званием «Заслуженный юрист РФ» освобождаются от экзамена. Пройти квалификационное испытание также должны лица, ранее выполнявшие эти обязанности, но с момента прекращения полномочий прошло 3 года. Предварительно кандидатам необходимо направить в экзаменационную комиссию заявление и пакет документов. При успешном прохождении (оценки «хорошо» или «отлично») выдается бумага, подтверждающая положительный результат. Она действует 3 года;
- Сбор рекомендаций. Соискатель, в зависимости от вакантной позиции, обращается за рекомендациям в высшую квалификационную коллегию судей или в коллегию судей субъектов России. Для обращения необходимо письменное заявление и пакет документов. Вердикт выносится после изучения результатов экзамена и документов;
- Согласование председателя. Он рассматривает вынесенное заключение, согласовывает его или отклоняет. В первом случае выносится представление о назначении претендента Председателю Верховного Суда. Во втором случае отказ должен иметь письменное обоснование. Документ возвращается обратно на повторное рассмотрение. Однако если при повторном обсуждении 2/3 членов коллегии одобрят кандидатуру, председатель обязан вынести представление о назначении.
- Рассмотрение претендентов Председателем;
- Рассмотрение Президентом РФ;
- Обсуждение и голосование в Совете Федерации (только для Верховного суда РФ).
Соискатели на позицию судьи Конституционного суда не проходят квалификационное испытание.
Кандидатуры выносятся на рассмотрение президенту только определенными лицами:
- членами Совета Федерации;
- депутатами Государственной Думы;
- региональными законодательными структурами;
- представителями судопроизводства;
- специализированными сообществами и заведениями.
Требования к соискателям
Претендент должен иметь юридическое образование и 10-летний стаж работы в юриспунденции
Претендовать на позицию служителя закона могут все дееспособные граждане страны, у которых отсутствуют зависимости (алкоголизм, наркотики). Кандидаты не должны иметь расстройств психики и состоять на учет в специализированных клиниках. Обязательный перечень требований также включает:
- Высшее образование — юриспруденция;
- Отсутствие судимости. В отборе не могут принимать участие лица, на которых в текущий момент заведено уголовное дело;
- Претенденты не могут иметь гражданства других государств или иного документа, позволяющего проживать заграницей;
- Отсутствие медицинских противопоказаний;
- Возраст;
- Рабочий стаж (по специальности).
Критерии по возрасту и стажу различаются в зависимости от предполагаемого места работы. Минимальный критерии — возраст не моложе 25 лет, опыт работы от 5 лет. Такие кандидаты могут рассматриваться на вакантные позиции в арбитражном суде.
Требования для судов общей юрисдикции строже — от 30 лет и не менее 7 лет рабочего стажа. Самые жесткие критерии установлены для федерального и конституционного служителя правосудия. В первом случае возраст от 35 лет и опыт работы более 10 лет. Во втором — 40 и 15 лет соответственно.
Лица, чьи близкие родственники являются председателями суда, не могут работать в том же месте.
Наделение полномочиями
После сдачи экзамена и получения рекомендаций документы направляются Президенту страны. Он в течение двух месяцев после их получения выбирает судью федерального суда. Верховные и высшие арбитражные судьи определяются Советом Федерации. С итоговым заключением знакомят председателя суда, в котором есть вакантная позиция.
Согласно порядку наделения полномочий, на эту должность могут быть назначены только лица, имеющие одобрение квалификационной судейской коллегии.
Затем служители закона приносят присягу перед флагом страны и республики (если он будет работать в республике РФ). Судьи Верховного и Высшего Арбитражного суда присягают на судейском собрании, остальные на конференциях или съездах.
Мировые судьи
Приговор, вынесенный судом первой инстанции может быть обжалован в вышестоящем суде
Суд первой инстанции. Здесь слушаются уголовные, гражданские, административные споры. Мировой судья выносит решение по всем делам единолично. Обжаловать его решение можно в вышестоящей инстанции — Федеральном районном суде.
Кандидаты (за исключением тех, кто имеет стаж работы федеральным судье более 5 лет) на эту должность должны сдать экзамен и получить рекомендацию от коллегии судей. Дальнейшая процедура отбора устанавливается каждым регионом отдельно.
Назначение мирового судьи может проходить двумя путями:
- Решение принимают судебные органы власти.
- Голосование жителей района.
Сроки рассмотрения дел:
- гражданские — в течение месяца;
- административные — в течение 15 дней после предоставления документов;
- уголовные — четкие сроки не установлены.
Независимость и неприкосновенность судей
Для обеспечения независимого правосудия служители правосудия имеют ряд закрепленных гарантий:
- Независимость, в том числе и от государственных органов. Работники фемиды в своей работе руководствуются только Конституцией и федеральным законом. За любое вмешательство в вынесение приговора или влияние на судью полагается уголовная ответственность.
- Несменяемость. Прекратить или приостановить полномочия стража правосудия можно только по основаниям, указанным в законе, либо человек может уйти в отставку по своему желанию. В иных случаях должность сохраняется до выхода на пенсию. Перевести судью на другое место работы или должность можно только с его согласия.
- Судебный иммунитет. Привлечь к уголовной ответственности судью можно только по решению Генерального прокурора РФ.
- Личная и имущественная неприкосновенность. Для защиты предоставляется охрана, временное убежище. Деньги на это выделяются из государственного бюджета.
- Защита членов семьи.
- Право на ношение огнестрельного оружия.
- Материальное и социальное обеспечение — пожизненное содержание на пенсии, дополнительные выплаты помимо заработной платы, медицинское обслуживание, страхование, дополнительный отпуск (5-15 дней в зависимости от стажа)
Также в России существует судейское сообщество. В его компетенцию входит защита прав и интересов судей, укрепление судебных полномочий.
Приостановление полномочий
Это может сделать только квалификационная коллегия судей, в следующих случаях:
- признание гражданина безвестно отсутствующим;
- возбуждение уголовного процесса;
- избрание в законодательный орган РФ или региона страны, с момента участия в предвыборной кампании, в качестве кандидата.
Также полномочия могут быть полностью прекращены в следующих случаях:
- отставка;
- смена гражданства;
- переход на другую должность;
- медицинские противопоказания;
- вступление в силу обвинительного приговора;
- смерть;
- увольнение с воинской службы (для военного судьи);
- истечение срока.
Решение о наделении полномочий судей принимается Президентом или Советом Федерации. Мировые судьи могут назначаться местными органами власти или местными жителями. Для того чтобы решения судей были справедливы и беспристрастны, законом предусмотрены гарантии по защите неприкосновенности судей и членов их семей.
Видео назначения судей верховного суда на должность:
Порядок наделения федеральных судей полномочиями и привлечение их к ответственности
Порядок наделения судей полномочиями определен ст. 6 Закона о статусе судей в РФ:
- Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.
- Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов , других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
- Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом о статусе судей в РФ. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.