Условно разрешенный вид использования земельного участка

Территория всех населенных пунктов с учетом уже существующей застройки, планов по архитектурному и инфраструктурному развитию территорий разделена на функциональные зоны (жилые, общественно-деловые, производственные и др.).

Данное зонирование проводится органами местного самоуправления в целях обеспечения адекватного, безопасного и удобного для жителей и бизнеса строения города, поселения.

В рамках каждой зоны определяется, какие виды объектов можно строить в ее границах. Градостроительный кодекс позволяет определять три вида разрешенного использования (ВРИ) для каждой зоны (статья 37 Градостроительного кодекса РФ):

  1. виды основные (правообладатель вправе по своему усмотрению, без специальных согласований строить объекты, поименнованные как основные);
  2. виды условно-разрешенные (нужно выполнить определенные условия, чтобы построить объект данного вида);
  3. вспомогательные (объекты, необходимые для эксплуатации объектов первых видов: трансформаторные подстанции, подъезды к объектам и др.).

Что это такое?

Данный вид разрешенного использования представляет собой перечень разновидностей объектов капитального строительства, разрешенных к строительству на конкретном участке, который отличается следующими особенностями:

  • определяется в отношении каждого земельного участка, в зависимости от его нахождения в той или иной территориальной зоне;
  • право на строительство по данным видам использования возникает у лица только при условии прохождения определенной процедуры, выполнения условий;
  • разрешение на данный вид использования получается в форме акта главы местного самоуправления.

Важно! Если условия для строительства объекта из условно-разрешенных видов не выполнены, официальное разрешение о предоставлении права на такое использование не получено, строительство такого объекта будет незаконным, а уже построенный объект может быть снесен.

В необходимости прохождения официальных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и местными нормативными актами, и заключается особенность данного вида использования земли. Для основных и вспомогательных видов никаких предварительных согласований проводить не требуется.

Какие существуют?

К видам условно-разрешенного использования земельных участков могут быть отнесены, по сути, любые возможные виды использования. Просто для одной территориальной зоны они будут основными, для другой — условно-разрешенными: все зависит от функционала зоны и решения властей об определении статуса зоны.

Для жилых зон к условно-разрешенным видам использования земельного участка относят:

  1. торговые объекты в отдельных зданиях;
  2. здания общественного питания;
  3. офисы, деловые и административные здания;
  4. медицинские учреждения и т. п.

И наоборот, для общественно-деловых зон к условным видам могут отнести:

  1. строительство жилых домов (малоэтажных, многоэтажных);
  2. объекты ИЖС и др.;
  3. строительство крупных торговых центров.

И одновременно все указанные виды могут быть отнесены к условно-разрешенным для производственных зон, а торговая зона исключит из основных видов только объекты промышленности и жилые здания.

Присвоение ВРИ осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки. Данные правила в обязательном порядке до утверждения представляются общественности на обсуждение (в порядке проведения публичных слушаний для всех заинтересованных лиц).

В состав Правил включают:

  • общие положения (порядок применения, действия и т. д.);
  • описание территориальных зон (перечни видов использования для каждой из них);
  • карту градостроительного зонирования, по которой и можно определить, к какой зоне относится тот или иной участок земли.

На заметку. Допускается внесение изменений в Правила по заявлению заинтересованных лиц (застройщиков и других). Потребуется прохождение процедур комиссионного профессионального обсуждения, публичных слушаний, рассмотрения в местном парламенте.

Где указываются?

Правила землепользования и застройки — общий документ, регулирующий градостроительство на территории всего муниципалитета. Сведения об отдельном участке, о зоне его расположения там найти можно: для собирания общих сведений этого достаточно.

Однако строительство требует более тщательного подхода. В отношении отдельного участка необходимо получить градостроительный план (ГПЗУ). Данный документ является «строительным паспортом» участка для целей возведения на нем каких-либо объектов капитального строительства.

В этом документе, помимо общих сведений об участке (номер, площадь, категория и др), включаются и специальные:

  1. определяется зона, к которой отнесен участок;
  2. перечисляются все виды разрешенного использования (в т.ч. условно-разрешенные ВРИ);
  3. перечисляются все ограничения и требования в отношении возможности строительства того или иного объекта;
  4. содержится схема участка, составленная на топографической основе, с указанием зоны застройки, красных линий и т. д.

Справка. Для получения ГПЗУ необходимо обратиться в исполнительные органы местной власти (мэрия, администрация и др.), он подготавливается бесплатно, в течение 20 рабочих дней с даты подачи заявления (статья 57.3 Градостроительного кодекса РФ).

  • Скачать бланк заявления о выдаче ГПЗУ
  • Скачать образец заявления о выдаче ГПЗУ

Ниже на фото представлен образец градостроительного плана ГПЗУ для отдельного участка.

Классификатор ВРИ

В 2014 году в целях унификации документации по планированию территории по всей России утвержден Единый классификатор видов использования земельных участков. В нем содержаться общие формулировки всех ВРИ, которые после переходного периода будут использоваться во всех муниципалитетах.

Ранее такого классификатора не существовало, органы местной власти самостоятельно формулировали допустимые ВРИ, что приводило как к разнобою между разными городами, так и к многим проблемам толкования содержания ВРИ. Это становилось препятствием в получении разрешений на строительство для некоторых застройщиков.

Однако отнесение конкретного ВРИ к основному, условно-разрешенному, вспомогательному виду в рамках зон, все же остается в исключительной компетенции органов местной власти. Ознакомиться с полным перечнем ВРИ можно, обратившись к приказу Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года № 540.

Читайте также:  Порядок получения свидетельства о праве на наследство

Основания и порядок присвоения ВРИ

Процедура получения разрешения является многоэтапной, проводится по нормам ст. 39, ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

Подача заявления

Организация или гражданин должны сначала обратиться в действующую в каждом муниципальном образовании комиссию, рассматривающую вопросы по правилам застройки и землепользования. Обычно к заявлению прилагаются документы, обоснования, в которых описываются все плюсы возможного использования участка по условно-разрешенному виду.

Организация и проведение общественных или публичных слушаний

На основании поступившего заявления комиссия организует проведение открытых слушаний, доступ к которым разрешен всем лицам. Комиссия размещает в СМИ информацию о дате и времени, месте проведения слушаний (определяются комиссией), а также указывает в объявлении сведения о лице, запрашивающем разрешение, о земельном участке, об испрашиваемом виде использования.

Кроме того, посредством почтовой связи отправляются сообщения о предстоящих слушаниях для владельцев всех смежных земельных участков.

На слушаниях, после предоставления слова заявителю и членам комиссии по обсуждаемому вопросу, проводится беседа с населением. Граждане и представители организаций могут высказать свое мнение, дать рекомендации по поводу предоставления права.

Завершаются слушания голосованием, по его результатам составляется заключение с двумя возможными решениями:

  1. рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование;
  2. не рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование.

Заключение о результатах публичного обсуждения публикуются в СМИ.

Важно! Установлен срок для данной процедуры: один месяц, исчисляемый с даты публикации сообщения о слушаниях до даты публикации заключения по их результатам.

Подготовка рекомендаций комиссией

Результаты общественного обсуждения обсуждаются на заседании комиссии, при этом заявитель на данное заседание не допускается. Комиссия также формирует свои рекомендации, делает вывод о целесообразности либо невозможности предоставления разрешения.

После этого все материалы (заключение по слушаниям, рекомендации комиссии) направляются к главе муниципалитета для рассмотрения и принятия окончательного решения.

    . . ? В чем отличия и что лучше:
      . . .

Принятие решения

Глава муниципалитета рассматривает материалы в течение 3-х дней и выносит решение. Для главы города (поселения) результаты слушаний, рекомендации комиссии не являются безусловными основаниями для принятия решения. Он должен учитывать мнение общественности, но его решение не обязательно должно совпадать с ним.

Возможны два варианта решений:

  1. о предоставлении заявителю права на условно-разрешенный вид использования участка;
  2. об отказе в предоставлении такого права.

Решение оформляется в форме постановления или иного правового акта и публикуется по общим правилам для нормативных правовых актов.

Как видно, процедура получения разрешения для условно-разрешенного использования участка не проста, длительна по времени, требует со стороны заявителя активного участия на всех этапах.

Однако альтернатив данной процедуре совсем немного, и они не менее сложны и длительны.

Основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства

Ответы на вопросы о том, что можно строить на участке и как его можно использовать, необходимы не только для его собственника. Они требуются и для будущих землевладельцев.

Предположим, что нужна земля для осуществления фермерской деятельности, а в старом свидетельстве на право собственности на ЗУ или в Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости указывается, что надел предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится.

Так что нужно выяснить, чтобы не было ошибок при покупке ЗУ или при подготовке строительству того или иного объекта? Ни много ни мало – ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) того поселения, на территории которого расположен участок. ПЗЗ муниципальных образований представлены на их официальных сайтах.

С первого взгляда, задача кажется сложной. Это не так. В ПЗЗ всё «расставлено по полочкам»:

  • земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны:
    • виды и состав территориальных зон определены в статье 35 ГрК РФ
    • деление на территориальные зоны – это градостроительное зонирование территории поселения, представленное в графических материалах ПЗЗ – картах градостроительного зонирования, в которых каждая зона имеет свой цвет и буквенно-цифровое обозначение
    • все территориальные зоны имеют границы
    • внутри территориальной зоны устанавливается правовой порядок использования и застройки земельных участков – он называется градостроительным регламентом
    • виды разрешённого использования земельных участков, которые включены в границы территориальной зоны:
    • минимальные и максимальные размеры ЗУ, которые не должны быть меньше или больше так называемых предельных размеров
    • виды объектов недвижимости, которые можно строить на земельных участках, расположенных в границах территориальной зоны
    • параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС (высотность, этажность, площадь и др.)
    • запрос необходимо направить в отдел градостроительства и архитектуры администрации местного поселения

    Виды разрешённого использования для каждой территориальной зоны определяют местные власти:

    • с учётом исторически сложившихся условий использования территории
    • с использованием материалов такого документа, как Классификатор видов разрешенного использования
      • утверждён приказом Росреестра № П/0412 от 10 ноября 2020 года

      Документы градостроительного зонирования:

      • регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, а какие – после получения разрешения
      • для каких видов деятельности участки не могут быть использованы

      3. Основные ВРИ земельных участков

      К основным ВРИ ЗУ относятся главные виды (способы) эксплуатации участка, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ПЗЗ, в границах которой расположен ЗУ.

      При необходимости собственник ЗУ вправе сделать выбор предпочтительного для себя одного из основных видов использования ЗУ:

      • в самостоятельном порядке (без согласований)
        • в совокупности со вспомогательным видом использования
        • внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется

        Изменение основного ВРИ ЗУ на другой вид проводится в соответствии с наименованием вида использования участка по Классификатору ВРИ.

        Изменение ВРИ объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений:

        • жилых – в нежилые помещения
        • нежилых – в жилые помещения

        осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

        Существующий основной ВРИ ЗУ считается изменённым с момента внесения в ЕГРН сведений об участке с новым ВРИ и записи в ЕГРН.

        В Классификаторе ВРИ ЗУ основные виды разрешённого использования ЗУ сгруппированы по разделам. Они соответствуют целевыму назначению участков:

        • сельскохозяйственное
        • жилая застройка
        • общественное использование объектов капитального строительства
        • предпринимательство
        • отдых (рекреация)
        • производственная деятельность
        • транспорт
        • обеспечение обороны и безопасности
        • деятельность по особой охране и изучению природы
        • лесное
        • водные объекты
        • общее пользование территории

        Каждый из разделов состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.

        К примеру, раздел Классификатора «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:

        • для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)
        • малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)
        • для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)
        • блокированная жилая застройка (код 2.3)
        • передвижное жильё (код 2.4)
        • среднеэтажная застройка (код 2.5)
        • многоэтажная застройка (высотная) — код 2.6
        • обслуживание жилой застройки (код 2.7)
        • объекты гаражного назначения (код 2.7.1)

        Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» описание вида выглядит так:

        • размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше 3 надземных этажей)
        • производство с/х продукции
        • размещение гаража и иных вспомогательных сооружений
        • содержание с/х животных

        Если вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, то он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору (часть 11 статьи 34 ФЗ №171).

        При этом смена ВРИ ЗУ не выполняется, а земельный надел используется по своему прежнему назначению до тех пор, пока у собственника не возникнет надобность в этой замене. Изменить вид использования надела можно будет только из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом и, как понятно, в соответствии с Классификатором ВРИ.

        Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

        Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

        Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

        Основные выводы Обзора:

        1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

        Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

        2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

        • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
        • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

        4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

        Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

        5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

        • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
        • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
        • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

        7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
        Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

        8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

        Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

        При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

        Что такое условно разрешенный вид использования?

        Условно разрешенное использование земли (далее УРВИ) является дополнительным к основному. Это возможность расширить классификатор, когда предусмотреть все ситуации довольно сложно. Применить УРВИ возможно только после согласования с местной администрацией и публичных слушаний с условием, что такие расширения предусмотрены Градостроительным планом территории.

        Основных видов использования надела в некоторых случаях может оказаться недостаточным. Это, например, возможность застройки малоэтажного жилого дома (по коду 2.1.1) и необходимость возвести индивидуальные гаражи. Классификатор позволяет произвести строительство гаражей, только в рамках условно разрешенного использования земли.

        Тогда владельцу участка потребуется письменно заявить в местной администрации о желании использовании его в соответствии с условным разрешением. Заметим, что УРВИ должны быть перечислены в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждаются администрацией населенного пункта.

        Рассмотрим на примере города Омска, который в соответствии с Правилами застройки поделен на 10 жилых зон. Использовать их в соответствии с основным видом возможно для застройки жилыми зданиями и детскими садами. Условно разрешенным станет использование под:

        • малоэтажное жилое строительство с отсутствием прилегающих участком земли;
        • возведение зданий бытового обслуживания, включающих гостиницы (включая мотели и общежития), парикмахерские, мастерские, осуществляющие ремонт бытовой техники, и т.п., учреждений культуры и искусства, музеи;
        • возведение зданий административных, деловых и хозяйственных;
        • общепит (рестораны, бары, столовые), аптеки, бани, магазины, объекты временной торговли;
        • гаражи.

        Условно разрешенное использование земельного участка может быть любым из возможного списка. При этом в зависимости от функционала зоны и решения властей одна территория может иметь один перечень видов использования, а другая – отличный от нее.

        Условно разрешенными для жилых секторов в плане застройки земли будет возведение в их пределах отдельно стоящих зданий:

        • для торговых площадей, торгово-развлекательных центров;
        • общественного питания;
        • офисных и административных;
        • медицинских и т.д.

        В зоне, отведенной под деловую и общественную сферу, к условно разрешенному использованию отнесены жилые дома частного и многоквартирного характера. Для производственных зон все перечисленные виды станут условно разрешенными.

        Зонирование территории с точки зрения градостроительства осуществляется в соответствии с четвертой главой ГрК. Кодексом установлена необходимость разработки и утверждения главой территориальной администрации Правил землепользования и застройки, включающих в себя:

        • общие положения (порядок их применения и внесения изменений);
        • карту зонирования для целей возможной застройки;
        • градостроительные регламенты.

        Проект Правил обязателен к обсуждению общественностью. После согласования на всех этапах они утверждаются главой местного самоуправления. Изменения могут быть внесены по инициативе заинтересованного лица (например, при планировании застройки).

        Но для этого требуется согласование с компетентными структурами, прохождение этапа публичных слушаний и утверждение в муниципальном органе власти.

        Где указываются УРВИ?

        Основным документом муниципалитета, регулирующим градостроительство в его пределах, являются Правила землепользования и застройки. Поэтому для строительства на конкретном участке необходимо предварительно ознакомиться с ними, чтобы избежать неприятных ситуаций впоследствии.

        Зачастую такие правила называют «строительным паспортом земли», который содержит сведения о наделе. Они включают в себя все допустимые виды его использования (условно разрешенные в том числе), а также ограничения в отношении земли. Здесь же имеется топографическая схема с нанесением зон застройки, красных линий и т.д.

        Градостроительный план выдается владельцу земли только на основании заявления, поданного в орган местного самоуправления. Подготовка занимает 20 рабочих дней, исчисляемых от даты подачи заявления, выдается бесплатно (ст. 57 3 Градостроительного кодекса).

        Публичные слушания

        Статьей 5.1 ГрК установлен порядок проведения общественных обсуждений по вопросам замены видов условно разрешенного использования надела. Принимать в них участие может любой из жителей территории расположения участка земли, по которому происходит слушание. Если возникает вероятность негативного воздействия на окружающую среду вследствие изменения ВРИ, то в обсуждения могут быть вовлечены собственники прилегающих к участку земель.

        Слушания подразумевают следующие этапы:

        • оповещение о предстоящих слушаниях;
        • размещение проекта в общественных изданиях, включая СМИ и интернет;
        • экспозиция созданного проекта;
        • составления по итогам слушаний протокола;
        • публикация в СМИ заключения о результатах слушаний.

        Все участники слушаний в процессе размещения проекта и проведения экспозиции вправе вносит свои замечания и предложения в форме письменной или устной. Они собираются в протокол организаторами собрания и отражаются в заключении по его итогам. Их принятие или отклонение должно быть аргументировано и так же занесено в протокол.

        Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Adblock
detector