54 фз о митингах и пикетах

Содержание
  1. Федеральный закон № 54
  2. Что представляет собой закон?
  3. Основные поправки в ФЗ № 54
  4. Нюансы протестных процедур
  5. Разрешено ли по закону протестовать против официальных действий властей РФ?
  6. В чем разница между митингом, пикетом и иными протестными мероприятиями
  7. Проводят ли акции протеста в ином формате
  8. Возможно ли проведение публичного мероприятия без согласования с властями РФ
  9. Когда местным властям не высылают отдельное уведомление
  10. Публичные мероприятия проводят в любое время дня и ночи?
  11. Митинг проводят где угодно?
  12. Что делают при несогласии с альтернативным предложением от местных властей
  13. Что нельзя и что можно приносить на митинг
  14. Считают ли митингом собрание единомышленников около суда
  15. Ответственность за нарушение закона
  16. Соответствует ли ФЗ 54 положениям Конституции РФ?
  17. Новости
  18. Разъяснение законодательства об организации и проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ответственности за нарушение установленного порядка
  19. Проведение одиночных пикетов: правила по закону
  20. Что говорит закон
  21. Общие рекомендации и запреты
  22. Вопрос согласования
  23. Время проведения
  24. В каких случаях могут запретить пикет
  25. Когда полиция вправе задержать человека на одиночном пикете
  26. Примеры акций одиночного пикетирования

Сегодня большую популярность набирают различные протестные акции. В этой ситуации на территории РФ проводят митинги, разнообразные шествия, собрания, официальные демонстрации или одиночные пикеты.

Понятия и правила проведения протестных акций приведены в ФЗ № 54 от 19 июня 2004 года о митингах и пикетах. Ниже подробно рассмотрены основные положения этого закона.

Федеральный закон № 54

Федеральный закон № 54 от 19 июня 2004 года о митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях (далее — ФЗ № 54) был принят Госдумой 4 июня, а одобрен Совфедом РФ 9 июня 2004 г. Последние поправки в этот закон были внесены 7 июня 2017 г.

В этом законе отражены права граждан РФ на проведение мирных различных собраний, демонстраций, пикетов и др. Положениями ФЗ № 54 регулируют правоотношения между участниками протестов и госорганами.

Что представляет собой закон?

ФЗ № 54 состоит из 3 глав и 19 статей. В 1 главе приведены общие различные положения и основные термины («демонстрация», «митинг» и др.).

Во 2 главе отражен порядок, конкретные законные способы, основные положения и нюансы проведения протестных мероприятий, а в 3 — гарантии участникам этих собраний. О праве на мирные акции говорится в ст. 31 Конституции РФ.

Основные поправки в ФЗ № 54

Крайние поправки в ФЗ № 54 были внесены ФЗ № 107 от 7 июня 2017 г. В 2012 г. в первый закон добавили такую информацию:

    настоящего закона дополнили поправкой о том, что лица с судимостью не могут быть официальными организаторами собраний, различных демонстраций, митингов или иных подобных мероприятий. При неисполнении конкретных обязанностей последние лица несут административную ответственность за тот вред, который причиняют участники протестов; внесена информация о том, что участникам митинга или другого протестного мероприятия нельзя скрывать свое лицо маской. Также, в этой статье введен запрет на ношение на протестную акцию оружия, взрывчатки, горючих разнообразных жидкостей и алкоголя; дополнили положением об организации одиночного пикета. До его официального проведения теперь не отсылают отдельное уведомление в тот местный орган самоуправления, за которым закреплена конкретная территория; внесена поправка об обязанности региональной власти установить специальные отдельные места для общественного обсуждения насущных общественно-политических вопросов (Гайд-парки). После получения официального разрешения мирную акцию проводят только в указанном месте; дополнили информацией о продолжительности публичного мероприятия. Теперь протестные акции проводят в такой период — с 7 до 22 часов. Это правило не применяют по отношению к собраниям, которые посвящены отдельным памятным датам РФ (например, празднование 9 мая); внесена поправка о том, что теперь организаторы проводят агитацию только после официального согласования с региональными или местными властями; дополнили информацией о законных основаниях для отказа со стороны государства в проведении мирного протеста. Такое возможно только в случае подачи уведомления лицом, которое не является организатором, или в этой заявке указана территория, где запрещено проводить публичные мероприятия.

На заметку! В статью 3.2 КоАП РФ ввели такой новый вид наказания правонарушителей (в том числе и участников протеста, которые нарушают ФЗ № 54), как «обязательные работы». Срок исполнения — 20-200 часов. Такое наказание отбывают не более 4 ч. в день.

Нюансы протестных процедур

В ст. 2 ФЗ № 54 приведены основные термины. Согласно этой статье, публичным официальным мероприятием считают мирную акцию (митинг, собрание, шествие, пикет), которую проводят по личной инициативе граждан РФ, политических разнообразных партий, религиозных или общественных различных объединений.

В такой ситуации участники протеста свободно выражают личное мнение и выдвигают конкретные требования по насущным вопросам

Разрешено ли по закону протестовать против официальных действий властей РФ?

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане вправе выходить на мирный протест (без оружия). Это могут быть собрания, различные митинги, протестные демонстрации, пикеты или шествия. Согласно ФЗ № 54, целью таких акций считают выдвижение определенных требований по актуальным экономическим и иным вопросам.

Внимание! В некоторых ситуациях власти запрещают проводить митинг в принципе. В этой ситуации чаще отказывают организаторам из ЛГБТ-сообществ.

В чем разница между митингом, пикетом и иными протестными мероприятиями

Согласно ст. 2 ФЗ № 54, собрание считают совместным пребыванием граждан в отдельном конкретном месте, которое отведено для публичного обсуждения общественно значимых насущных вопросов.

Такой территорией, например, является «гайд-парк». Подобные места уже есть в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре.

Митингом считают присутствие большого количества участников протеста в конкретном месте для свободного выражения своих мыслей по поводу разнообразных проблем российского общества. Во время этого мероприятия люди стоят на одном месте, а во время официального шествия или протестной демонстрации — идут до какого-то конечного пункта.

Во время шествия участники протеста идут по заранее согласованному с властями маршруту, а при участии в демонстрации — по любому пути. Пикетирование считают мирной акцией, которую осуществляют на одном месте и без применения разнообразных звукоусилительных средств.

При пикетировании у конкретного гособъекта размещают граждан с плакатом, различными транспарантами и иными подобными агитационными средствами. В этой ситуации используют и сборно-разборные разнообразные конструкции.

Проводят ли акции протеста в ином формате

В ФЗ № 54 нет информации о других формах протеста. Собрание граждан РФ на народный сход или прогулку власти считают неофициальной мирной акцией. В такой ситуации подобное публичное мероприятие квалифицируют как «митинг», «шествие», «демонстрация» или «пикет».

Возможно ли проведение публичного мероприятия без согласования с властями РФ

Да, но только в отношении одиночного пикета. До проведения мирного протеста об этом за 10-14 суток уведомляют местные власти. В этой ситуации в госорган, к которому прикреплена соответствующая территория, составляют и подают официальное уведомление.

Важно! В официальном уведомлении отражают свои личные данные и контакты, информацию о протестном мероприятии, его конкретных целях, месте проведения и численности участников. Это делают организаторы демонстрации или иной подобной акции.

До начала шествия в уведомлении на его проведение указывают конкретные маршруты движения протестующих граждан. По закону, отдельно получают разрешение на проведение публичных разнообразных мероприятий с применением транспортных различных средств (велосипедная прогулка или автопробег). В отношении пикетов действуют те же правила, но заявление на пикет подают за 3 суток.

Согласно ст. 7 ФЗ № 54, единственным публичным мероприятием, которое проводят без получения предварительного разрешения от местной власти, считают одиночный пикет. При этом, расстояние до ближайшего второго пикетчика должно быть не менее 50 м.

На заметку! Крайнюю норму ввели в Москве, а в иных регионах РФ подобное расстояние бывает и меньше. Например, при проведении одиночного пикета в Свердловской области между пикетчиками должно быть 40 м как минимум, а в Приморском крае — 30 м.

Когда местным властям не высылают отдельное уведомление

Простое сообщение о готовящемся протестной акции передают в местный госорган только в случае проведения протеста в «гайд-парке». В этой ситуации заранее проверяют, не занято ли время другими людьми.

До проведения всех остальных мирных акций местным властям предоставляют официальное уведомление о проведении публичного мероприятия.

Публичные мероприятия проводят в любое время дня и ночи?

Нет, это не так. Митинг и иные подобные протесты проводят только с 7 до 22 ч. Ночью организуют публичные культурные или различные мемориальные мероприятия.

Митинг проводят где угодно?

Нет, это не так. Местные власти требуют от официальных организаторов перенести митинг или иную форму мирного протеста в другое место при ее проведении на таких территориях:

  • около опасных производственных предприятий и иных подобных гособъектов, ж/д дороги, нефте-, газо-, путепроводов, высоковольтных проводов и др.;
  • рядом с резиденциями президента РФ, судебными органами, тюрьмами, различными колониями, следственными и иными изоляторами и др.;
  • около границы РФ — при отсутствии официального разрешения от российских пограничников.

Также, в проведении протестной акции официально отказывают в том случае, если ее организатор имеет такой статус:

  • не является гражданином РФ;
  • официально признан недееспособным;
  • имеет непогашенную судимость по конкретным статьям;
  • на протяжении 12 месяцев до предполагаемого дня протеста организатора дважды привлекали к конкретной административной ответственности за неповиновение Росгвардии, полиции или за иные подобные правонарушения.

Внимание! На протяжении 3 дней местные власти отвечают на заявку организаторов шествия или иного публичного мероприятия. В итоге, чиновники одобряют проведение мирной акции или предлагают свою альтернативу.

Что делают при несогласии с альтернативным предложением от местных властей

Не позднее, чем за 3 суток до проведения публичного мероприятия местным властям дают официальный ответ на их альтернативное предложение. Такое сообщение отправляют организаторы мирного протеста.

При несогласии с предложенной альтернативой в соответствующий госорган подают официальную жалобу. Однако местные власти обычно рассматривают такие заявки уже после дня проведения мирного протеста.

Что нельзя и что можно приносить на митинг

Помимо пистолета и иных видов оружия на митинг и иную протестную акцию запрещено приносить такие предметы:

  • колющие и различные режущие предметы (ножи, мечи и др.);
  • различную пиротехнику;
  • огнеопасные различные изделия (за исключением зажигалок и коробков со спичками);
  • химические конкретные вещества и иные подобные материалы, которые применяют для задымления;
  • спиртные напитки.

Важно! На митинг можно брать личный телефон, паспорт, один или несколько плакатов, листовок, а также платок и бутылку с водой. Последнюю часто используют как для питья, так и для промывания глаз от газовых баллончиков сотрудников Росгвардии, полиции или отдельных участников протеста.

Личный паспорт предъявляют сотрудникам Росгвардии и полицейским для удостоверения личности. Однако, после совершения административного или иного правонарушения, участника протестной акции помещают в автозак и отводят в местное отделение полиции.

Считают ли митингом собрание единомышленников около суда

Единомышленники приходят в суд для моральной поддержки задержанного участника протестной акции. В этой ситуации, во время громких судебных процессов, гражданам часто не хватает свободного места в небольшом зале суда.

В итоге, единомышленники собираются не в здании местного суда, а около него. Такие собрания власти нередко считают публичным несогласованным мероприятием и задерживают всех его участников.

Ответственность за нарушение закона

Согласно ст. 20.2 КоАП РФ, при нарушении ФЗ № 54 участников протестов-граждан РФ привлекают к такой административной ответственности:

  1. Штрафуют на 10 000-300 000 руб.
  2. Отправляют на 200 часов обязательных различных работ (как максимум).
  3. Накладывают административный арест на 30 дней как максимум.

Согласно ст. 19.3 КоАП РФ, при неповиновении Росгвардии, полиции и иным правоохранительным органам организаторов и участников протеста привлекают к такой ответственности:

  • граждан РФ штрафуют на 500-5000 руб. или отправляют в изолятор ИВС на 30 суток;
  • должностным лицам выписывают штраф на 10 000-20 000 руб.;
  • юридических лиц штрафуют на 50 000-100 000 руб.

Важно! Самые строгие наказания назначают за повторные административные нарушения. Тех, кого за 180 суток более 3 раз привлекали по ст. 20.2 и 19.3 КоАП РФ, штрафуют на 600 000-1 000 000 руб. (или на сумму зарплаты за 2-3 года), привлекают к обязательным различным работам или отправляют в тюрьму на 5 лет как максимум.

Соответствует ли ФЗ 54 положениям Конституции РФ?

По мнению судей Конституционного суда (КС), ФЗ № 54 соответствует ст. 31 Конституции РФ. У КС есть различные замечания к отдельным статьям этого закона. Однако, в целом судьи КС никогда ФЗ № 54 не оспаривали.

Новости

Разъяснение законодательства об организации и проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ответственности за нарушение установленного порядка

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

Статьей 31 Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно п.1 ст. 5 указанного Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Никаких возрастных ограничений к участникам публичного мероприятия ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит.

В соответствии с п.1 ст. 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Участники публичных мероприятий обязаны:

-выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

-соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

— соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичных мероприятий не вправе:

— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

— иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;

— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;

— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени.

Проведение публичного мероприятия запрещается:

1) на территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) на территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) в пограничной зоне, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

За нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований предусмотрена административная и уголовная ответственность:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности: увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 — до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 — 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.18 — до шестисот тысяч рублей.

Статьей 5.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, а именно:

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения.

  1. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  2. 2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
  3. 3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  4. 4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
  5. 5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
  6. 6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов.
  7. 7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, — влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП, относится к компетенции судей (часть 1 статьи 23.1 КоАП), что исключает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей).

Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статьей 149 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, уголовная ответственность последует за совершение преступлений, предусмотренных статьями 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистских действий», 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 212 УК РФ «Массовые беспорядки», а также 318, 319 УК РФ «За оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти».

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

Проведение одиночных пикетов: правила по закону

База знаний

Термин «одиночный пикет» часто встречается в РФ на фоне ограничений в проведении массовых митингов и других сборов людей для выражения несогласия. Это законная форма протеста, в которой принимает участие только один человек. По действующему законодательству для проведения одиночных пикетов разрешение не нужно.

В зависимости от региона меняются требования к расстоянию между участниками. К примеру, в Москве это 50 м, в Приморском крае — 30 м и так далее. Ниже рассмотрим правовые особенности такой акции, а также приведем пример одиночного пикета с большим количество людей, как в случае с Голуновым.

Также советуем воспользоваться онлайн консультацией юриста – она не ограничена по времени и вы сможете получить более точный ответ на ваш вопрос.

Что говорит закон

В ФЗ №54, принятом 19.06.2004 года, указано определение и особенности массовых сборов людей (митингов, демонстраций и т. д.). В ФЗ прописано, что пикетирование — одна из форм выражения мнения, которая осуществляется без перемещения и применения звукоусиливающей аппаратуры.

Участник пикета вправе использовать плакат, транспарант или другой способ выражения позиции. Иными словами, одиночный пикет — акция мирного характера, инициатором которой является гражданин или организация, где он состоит. Цель таких действий заключается в публичном выражении мнения для влияния на общество или конкретных его элементов.

Пикетирование может иметь разную тематику — политика, экономика, культурная и социальная сфера, взаимодействие с другими странами и т. д.По законам РФ согласование пикета не требуется. В остальных случаях организаторы акции обязаны письменно оповестить местную власть о шествии, демонстрации или других планах.

Во время пикетирования должны соблюдаться принципы ФЗ, Конституции РФ, а также действующих законодательных актов. Чтобы избежать ответственности за одиночный пикет, человек должен знать его особенности и выполнять требования действующих законов.В законодательстве четко разграничивается пикет и митинг. В первом случае запрещено перемещение и применение аппаратуры (магнитофона, усилителей).

Что касается ситуации с митингом, использование техники разрешается, а также допускается перемещение участника.

Общие рекомендации и запреты

При проведении одиночного пикета важно соблюдать ряд правил, чтобы избежать конфликта с правоохранительными органами. Выделим главные моменты:

  1. Возьмите с собой паспорт или удостоверение личности. В документе должно быть фото, подтверждающее принадлежность документа пикетируемому лицу.
  2. Не принимайте алкоголь за сутки до акции или в день ее проведения. При возникновении конфликтных ситуаций наличие спиртного в крови может иметь негативные последствия.
  3. Во время пикета можно стоять или сидеть возле плата или транспаранта. Разрешается раздача листовок и общение с журналистами для пояснения причин своих действий. Кроме того, на вопросы или реплики прохожих можно выкрикивать лозунги с применением возможностей голоса. Но здесь имеются противоречия. В вопросе выкрикивания позиция представителей власти расходится. Одни утверждают, что одиночный пикет должен сопровождаться молчаниям, а другие допускают возможность высказывания своей позиции. Чтобы избежать проблем, лучше ничего не говорить.

В процессе одиночного пикетирования нельзя:

  • применять техническую аппаратуру
  • перемещаться
  • танцевать
  • показывать трюки
  • вести разъяснительные беседы с прохожими
  • мешать перемещению транспорта и прохожих
  • повреждать или уничтожать материальные ценности
  • отказываться от выполнения требований полиции
  • сопротивляться работникам правоохранительных структур
  • оставлять после себя мусор
  • распивать спиртное
  • стучать
  • произносить речи и т. д.

Кроме того, после внесения правок в ФЗ №65 во время одиночного пикета и других аналогичных мероприятий нельзя:

  • закрывать лицо или использовать предметы, усложняющие идентификацию гражданина представителями правоохранительных органов
  • приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться в этом качестве (в том числе взрывчатку, горючие вещества и т. д.)
  • распространять и демонстрировать нацистскую атрибутику
  • озвучивать экстремистские лозунги
  • ложно обвинять представителей власти и т. д.

Нарушение указанных запретов может привести к задержанию участника одиночного пикета.

Вопрос согласования

Если в пикетировании участвует только один человек, согласовывать акцию не нужно. При этом группа лиц может провести одиночный пикет с привлечением большого количества людей при условии нахождения на определенном расстоянии. Для столицы и СПб этот параметр равен 50 метрам.При участии в пикетировании более одного человека и применении разных конструкций, организатор обязан проинформировать уполномоченный орган о будущем мероприятии, количестве участников, особенностях проведения и других моментах.

Ответственная структура рассматривает обращение и принимает решение о согласовании. По закону уполномоченный орган вправе отказать.

Время проведения

Одиночный пикет, как и мероприятия публичного характера, должны проводиться в период с 7.00 утра до 22.00 вечера. Исключением являются события, касающиеся памятных дней и проводимых на государственном уровне, а также согласованных событий культурного характера.

В каких случаях могут запретить пикет

Пикетирование может быть прекращено в любой момент в случае нарушения участником требований законодательства. Выделим главные причины:

  1. Нарушение порядка с риском для окружающих или участника, а также имущества граждан или компаний.
  2. Совершение противоправных деяний.
  3. Неисполнение требований уполномоченных органов об устранении нарушений, указанных в ФЗ №54 и этой статье. После устранения замечаний проведение мероприятия можно продолжить.

Если отклонение от требований законодательства не устранено, пикет прекращается по требованию правоохранительных органов.В ситуации, когда решено прекратить пикетирование, органы власти РФ (на местном или региональном уровне) дают указание о прекращении мероприятия с последующим вручением соответствующего указания организатору. Также устанавливается временной промежуток, в течение которого необходимо выполнить предписание.Если требование не выполнено, представители полиции принимают законные меры по прекращению такой деятельности. При организации беспорядков, погромов или других ситуаций, противоречащих нормам законодательства, мероприятие прекращается правоохранителями с учетом законов РФ.

Неисполнение требований полиции или сопротивление влечет за собой последствия в административной и уголовной ответственности.

Когда полиция вправе задержать человека на одиночном пикете

Задержание во время пикетирования возможно в нескольких ситуациях. Выделим основные:

  1. Представители власти считают, что человек нарушает правила проведения пикета. К примеру, участник находится в запрещенном месте.
  2. Полиция нуждается в установлении личности. Чтобы предотвратить задержание, необходимо иметь при себе удостоверение (паспорт, права).
  3. При нападении противников. При появлении угрозы жизни пикетчику полиция вправе вмешаться и остановить акцию для защиты человека.

Важно помнить, что задержание во время пикета является нарушением закона. Чтобы защитить себя от произвола правоохранителей, важно знать права и уметь их отстаивать во время общения с полицией.

Примеры акций одиночного пикетирования

На практике существует много примеров, когда люди проводили акции одиночного пикетирования. Выделим основные:

  1. Антон Долин (кинокритик, журналист) в конце 2018-го провел одиночный пикет возле администрации главы государства в поддержку Сенцова. В дальнейшем к одиночному пикетированию присоединились и другие представители интеллигенции. Полиция в проведение мероприятия не вмешивалась.
  2. Алена Попова (общественный деятель, правозащитница) провела одиночный пикет, чтобы обратить внимание на неудовлетворительную работу Госдумы и ее неспособность найти нарушение этики в действиях Слуцкого (депутата Госдумы). Во время акции использовались изображения «виновника» на плакате. Представители правоохранительных органов подошли к женщине и потребовали от нее удалиться. Ей указали на нарушение ФЗ №54 и применение разборной конструкции. Через несколько часов ее освободили из-за отсутствия оснований для ареста.
  3. Ильдар Дадин (активист) провел одиночный пикет и был осужден по уголовной статье. В дальнейшем суд отменил приговор. Через некоторое время в 2017-м активист требовал отставки А. Тереха (руководителя УФС Карелии). Представители полиции потребовали у участника документы, которые тот не смог предоставить. В дальнейшем И. Дадин был арестован за пикетирование возле ФСБ, за что он получил штраф в размере 20 000 рублей.

Наибольший ажиотаж вызвала ситуация с задержанием Ивана Голунова (журналиста Медузы). По сведениям правоохранителей при нем были найдены наркотические средства, которые задержанный якобы хранил для дальнейшего распространения. На защиту журналиста вышло 50 коллег, которые стали на разрешенном расстоянии и раздавали листовки прохожим.

Акция продолжалась около двух часов. Работники правоохранительных органов проверили документы участников, но никаких действий не предпринимали.Кроме того, одиночные пикеты при участии около 400 человек проходили возле управления МВД на Петровке. До этого десять журналистов проводили аналогичную акцию возле здания полиции, но были задержаны.

В дальнейшем их отпустили.

Читайте также:  Возмездная опека над несовершеннолетним
Adblock
detector