- Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
- Понятие принципа аффилированности юридических лиц
- Лица, которые могут выступать в качестве аффилированных субъектов.
- Критерии и признаки аффилированности юридического лица
- Проблемы реализации законодательства об аффилированных лицах
- Кузнецов Федор Николаевич
- Аффилированные лица и компании
- Что значит аффилированные юрлица?
- Как доказать аффилированность юридических лиц?
- Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?
- Аффилированность – не приговор. Как доказать реальность требований?
- Запрет на включение в реестр требований кредиторов требований юридически аффилированных лиц
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.
Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.
При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.
Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.
Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной.
Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?
Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.
Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.
Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.
При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.
Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.
Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной.
Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?
Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.
Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Понятие принципа аффилированности юридических лиц
В ГК России понятие аффилированность появилось с законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым введена в действие новая норма (ст. 53.2 ГК РФ). Положения этой статьи устанавливают единое регулирование такого понятия, как правовая и экономическая взаимозависимость лиц: аффилированности и контролирующего лица.
В ней факт аффилированности определен юридическими признаками и существующими фактическими обстоятельствами.
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированность, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости.
Здесь предполагается наличие как имущественных, договорных, организационных, так и родственных отношений. Часто встречаемой в правоприменительной практике формой зависимости аффилированных лиц на сегодняшний день являются имущественные взаимоотношения, построенные на участии субъектов в уставном капитале конкретной компании (юр. лица).
Договорные отношения, между аффилированными лицами, как правило, возникают при появлении у одной или некоторого числа организаций, возможности, учитывая условия договора, влиять на решение, которое принимает сторона (юр. лицо.) В этом случае под влиянием на принятие решений подконтрольной стороной подразумевается:
- Возможность установления каких-либо условий, определяющих возможность и динамику ведения другой компанией предпринимательской деятельности.
- Возможность реализовать полномочия исполнительного органа стороннего юрлица.
- Возможность осуществлять проверки юр. лица.
- Другие способы договорных взаимоотношений субъектов хозяйствования.
Как уже указывалось выше, одной из форм зависимости активированных лиц признаются родственные отношения.
Также положениями п. 6.1 ст. 45 ФЗ N 14-ФЗ «Об ООО», лицо может признаваться аффилированным исходя из существующих требований законодательства РФ.
Наличие вышеуказанных законодательных норм обязывает аффилированных лиц общества уведомлять письменно общество о факте принадлежности долей либо их части не позже 10 дней с момента их приобретения, если их наличие определяет права лиц, касаемо распоряжения 20 % и более от всех голосов.
Также предполагается ответственность аффилированного лица перед обществом при возникновении последствий (ущерба) по причине не предоставления им необходимой информации.
Лица, которые могут выступать в качестве аффилированных субъектов.
Ими, исходя из законодательных норм, являются физ. лица, а также юр. лица, имеющие определенную степень влияния на деятельность сторонних юридических или физ.лиц. Законодателем определен перечень аффилированных лиц компаний (юр. лиц):
- Члены совета директоров этого юр.лица, либо другого коллегиального органа.
- Собственников, и (или) лиц, имеющих в своем распоряжении 20 % и более от всего числа голосов, в которые входят ценные бумаги, акции, доли, вклады, которые образуют уставной капитал этого юр. лица и т. д.
- Члены коллегиальных ИО, а также тех лиц, которые обладают правом реализации полномочий единоличного исполнительного органа.
Значительно расширяется перечень аффилированных лиц из-за включения в законодательную норму понятия группы лиц, которое раскрывается в статье 4 вышеупомянутого закона.
Акционерное законодательство и Закон «Об ООО» достаточно конкретно применяет категорию аффилированные лица, которая, по мнению законодателя, защищает права акционеров, а также общества. Так в главе 11 Закона «Об ООО» определён:
- Специальный порядок для совершения сделок, которые осуществляются с аффилированными лицами.
- Установлена процедура, позволяющая приобретать 20 % и более акций общества.
- Установлен порядок, на основании которого раскрываются сведения об аффилированных лицах.
Кроме вышеуказанных законодательных норм, понятие аффилированных лиц используется и в положениях по бухгалтерскому учету. Согласно им сведения о производимых операциях между компанией и аффилированными лицами должны включаться в бухгалтерскую отчетность в тех случаях, когда последний контролирует либо может в значительной мере влиять на деятельность конкретного юр. лица.
Критерии и признаки аффилированности юридического лица
Устанавливая признаки аффилированности лица, исходя из положения закона, можно отметить, что они включают в свой состав отношения зависимости, которые складываются между физ. и юр. лицом и непосредственно аффилированным лицом.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм — это способность одного из участников сложившегося хозяйственного оборота воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Общими же признаками лиц, которым присущ фактор аффилированности, можно считать:
- состав аффилированных лиц;
- правые основания аффилированности;
- степень взаимозависимости участников хозяйственного оборота;
- а также правовую форму, в которой эта зависимость существует.
Можно сказать, что аффилированные лица определяются как субъекты отношений, способные в определенной степени контролировать хозяйственную деятельность общества, которые приобрели такую правовую возможность после приобретения какого-либо пакета акций общества, либо в силу существующего должностного положения в обществе либо в силу каких-то других обстоятельств.
Проблемы реализации законодательства об аффилированных лицах
Существование такого рода проблем связано с их недостаточной эффективностью, которая характеризуется достижением определенных целей.
На сегодняшний день акционерное право и законодательство в целом не содержат положений, которые в полной мере создают четкий правовой механизм, обеспечивающий возможность разрешения конфликта интересов возникающего между обществом и контролирующими его лицами, а также способными предоставить субъектам возможность реализации принципов приобретения гражданских прав и обязанностей по своей воле и в своих интересах.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Аффилированные лица и компании
Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.
Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.
Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.
Что значит аффилированные юрлица?
Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.
Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Характер аффилированности здесь может быть:
- имущественным;
- договорным;
- организационно-управленческим;
- семейно-правовым;
- смешанным.
Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.
Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:
- Снижается риск того, что сделку признают недействительной, например, из-за неодобрения исполнительного коллегиального органа.
- Потенциальный контрагент получает возможность оценить все риски и перспективы будущей сделки. Следовательно, уменьшается опасность того, что данный факт хозяйственной жизни предприятия признают фиктивным из-за наличия в нем заинтересованности и непредоставления партнеру информации о наличии аффилированных отношений в структуре партнерской организации.
- Сохраняются капитал и инвестиции вследствие снижения вероятности вмешательства в работу сторонних организаций.
- Осуществляется антимонопольное регулирование.
- Выполняется норма, предусмотренная приказом Минфина от 29.04.2008 № 48н: юрлицо обязано информировать налоговую о сделках со связанными лицами.
Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.
С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).
Как доказать аффилированность юридических лиц?
Понятие аффилированности в российском законодательстве остается не до конца раскрытым. Еще в 2012 году на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 47538-6. В нем авторы пытались подробно раскрыть термин аффилированности и перечислить конкретные схемы участия одного юридического лица в деятельности другого.
Более того – один из пунктов проекта предусматривал возможность признания судом аффилированных отношений, несмотря на отсутствие конкретных законодательно предусмотренных признаков, то есть, исходя из фактических обстоятельств дела.
Однако в статью 53.2 Гражданского кодекса РФ до сих пор не внесены изменения, но в современной судебной практике признают возможность наличия прямой и косвенной аффилированности по фактическим основаниям, даже в случае отсутствия правоотношений между организацией и связанными лицами.
Так, из определения Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 следует, что наличие аффилированных связей можно доказывать любыми, не запрещенными процессуальным законом средствами. Даже в случае, когда две организации не входят в одну группу лиц, то в качестве доказательств можно использовать следующие обстоятельства:
- у юридических лиц одни и те же дебиторы;
- пересечение основных видов деятельности юридических лиц;
- расходование кредитных средств организации на обеспечение нужд контрагента;
- если продукция одной организации отгружается со склада другой;
- юридические лица выступают взаимными кредиторами и дебиторами;
- обе компании подали заявление о банкротстве по упрощенной процедуре в один день.
Таким образом, ключевым признаком аффилированности являются не взаимоотношения в рамках экономической зависимости, а возможность влиять на принципиальные решения юридического лица, от которых зависит судьба организации.
Кроме того, в судебной практике существуют примеры, когда наличие аффилированной связи ставилось под сомнение даже при наличии явной экономической зависимости. Так, в деле о банкротстве (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 № 15АП-19042/2013 по делу № А53-3626/2013) суд пришел к выводу, что о факте принадлежности к одному «производственному комплексу» и наличии зависимости деятельности одной организации от другой не свидетельствуют следующие обстоятельства:
- наличие договорных отношений;
- исполнение полномочий единоличных исполнительных органов покупателя и поставщика одним и тем же лицом;
- аффилированный состав акционеров организаций.
«Исполнение полномочий единоличного исполнительного органа одним лицом . , а также аффилированный состав акционеров заемщика и поручителя не свидетельствуют о том, что указанные лица входят в единый производственный комплекс и производственная деятельность одной организации находится в зависимости от другой…», – говорится в определении.
Таким образом, суд признал наличие формальных признаков аффилированности при отсутствии фактической экономической зависимости. Следовательно, данное понятие может характеризовать правоотношения, основанные на других видах социальной зависимости – например, структурно-организационной.
Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?
Как с контрагентами, так и с участниками аффилированных организаций связаны определенные риски. Некоторые из них:
1. Фактические признаки аффилированности все чаще расцениваются контролирующими органами как попытки налоговой оптимизации.
В любой спорной ситуации претензии со стороны налоговых инспекторов и третьих лиц будут предъявляться ко всем участникам группы, в том числе к активодержателям и бенефициарам бизнеса.
Судебная практика
В определении Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 304-КГ17-14572 в деле о налоговом правонарушении в части неверного исчисления основных налогов суд отклонил все доводы налогоплательщика о самостоятельной деятельности каждой из связанных организаций. А в качестве доказательств зависимости к сведению приняли следующие обстоятельства:
- все организации осуществляли один вид деятельности;
- компании находились по одному юридическому адресу, а в своей деятельности использовали одни и те же помещения, материально-техническую базу и кадровый персонал;
- совместно хранили бухгалтерские документы и документы по ведению финансово-хозяйственной деятельности;
- расчетные счета обществ открыты в одном банке;
- правом первой подписи обладали одни и те же лица и пр.
2. Если устав компании разрешает продавать и покупать дочерним и подконтрольным организациям небольшие пакеты акций, контролировать фактические последствия таких действий довольно сложно.
Например, если дочерняя компания приобретет 10% акций компании, в которой материнская организация уже владеет аналогичным пакетом бумаг, основная компания автоматически попадает в список аффилированных лиц приобретенного предприятия.
3. Все чаще звучат предложения при банкротстве организации понижать в очередности любые требования аффилированных кредиторов.
Явное злоупотребление: лицо, которое довело компанию до банкротства, получает возмещение наравне с независимыми кредиторами, которые не имели контроля над должником.
4. Недружественные поглощения при покупке акций компаний-конкурентов.
Например, в случае, когда покупатель, которому не хотят продавать контрольный пакет акций, зарегистрирует на родственника руководителя отдельную организацию, а тот обратится к несговорчивому «продавцу» с соответствующим предложением. Проследить аффилированную связь «продавец» сможет только через отчетность первого покупателя.
Наши решения предусматривают варианты законного снижения налогов в рамках НК РФ. Не обязательно прибегать к помощи аффилированых лиц, чтобы не разоряться на налоги.
Мы сопроводим самые важные для вашего бизнеса сделки и предотвратим финансовые и репутационные потери. У инспекторов не будет ни малейшего шанса откопать в деятельности вашей организации формальные или фактические признаки аффилированности или взаимозависимости.
Если вы решите обелить бизнес, то наши специалисты предложат вам лучший вариант для новой организации бизнеса, предусматривающий минимальную налоговую нагрузку.
Аффилированность – не приговор. Как доказать реальность требований?
Взаимодействие аффилированных лиц в деятельности связанных с ними предприятий и участие в их жизни компании возможно путем заключения с ними различных сделок. Нередко таковыми вуалируется непосредственное финансирование бизнеса в разной форме. Предметом внимания каждого дела о включении требований связанных с должником лиц в реестр требований кредиторов является вопрос о праве таких лиц получить удовлетворение своих требований вровень с остальными кредиторами.
Запрет на включение в реестр требований кредиторов требований юридически аффилированных лиц
Закон о банкротстве гласит, что включение в реестр требований кредиторов требований учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из корпоративных правоотношений, запрещено. Участники не являются конкурсными кредиторами.
Законодательством предусмотрены исключительные условия относительно включения в реестр требований кредиторов требований по выплате пособий, компенсаций в отношении контролирующих должника лиц.
Так, требования руководящего состава должника, главного бухгалтера и его заместителей о выплате выходного пособия, компенсаций, размер которых по договору превышает минимальный размер соответствующих выплат, не относятся к числу требований кредиторов второй очереди и удовлетворяются после погашения остальных кредиторов в четвертую очередь.