Не секрет, что только что купленная новая электроника теряет в стоимости 10-15%. Поэтому сервисы перепродажи весьма востребованы во всем мире. Avito — популярный аналог мирового eBay в России.
Популярность сервиса привлекает различных мошенников. Рассмотрим несколько схем обмана при использовании схемы пересылки товара Авито.Доставка. О схемах развода на eBay в этой статье.
Как работает Авито.Доставка
Премиальная электроника сконцентрирована главным образом в двух наиболее зажиточных городах России: Москва и Санкт-Петербург. В остальных регионах продавцы есть, но их в разы меньше. Соответственно, шанс купить новый iPhone, MacBook и пр.
по выгодной цене, например, в Н.Новгороде в разы меньше. Поэтому так или иначе приходится использовать схемы «гарантированной доставки» Авито.Доставка. Работает схема следующим образом:
- Продавец проставляет статус готовности отправить товар через Авито.Доставка. Нередко этот статус проставляется автоматически, хотя продавец не готов пересылать товар.
- Покупатель, найдя такой товар, договаривается с продавцом о продаже.
- Как только консенсус найден, он жмет на кнопку «Купить» и оплачивает товар пластиковой картой, указывая пункт самовывоза.
- Помимо стоимости товара при оплате включается стоимость доставки. Для дорогих товаров она составляет приличную сумму, даже если расстояние невелико. Например, отправка телефона iPhone стоимостью 50000 руб. из Москвы в Н.Новгород может составлять ~1500 руб.
- Продавец получает информацию об оплате, но деньги пока что ему не приходят. Они находятся на «буферном» счете Авито.
- Продавец выбирает пункт отправки товара.
- Отправляет товар в выбранном пункте.
- Покупателю приходит извещение об отправке товара, а затем о поступлении в пункт самовывоза.
- Покупатель получает товар. Если тот соответствует описанию на сайте и рабочий, то подтверждает получение. Если не рабочий, то не принимает товар, сразу возвращая его продавцу.
- Если товар принят, то продавец получает ссылку для ввода номера пластиковой карты на который будет зачислена сумма.
- Авито переводит на карточный счет продавца оплаченную покупателем сумму.
На первый взгляд процедура достаточно простая и надежная, но варианты мошенничества есть как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
Мухлеж продавца:
- Продавец может отправить некачественный товар.
- Если покупатель не проверил его тщательно в пункте самовывоза, то он может попасть на деньги. Возврат в таком случае может быть сопряжен с трудностями.
Мухлеж покупателя:
- Покупатель при получении может изъять отправленный продавцом товар и подложить вместо него другой, сказав, что ему отправили не то, что он заказывал. Но делать ему это придется ловко, поскольку в пункте приема обычно стоят камеры.
Как бороться с мошенничеством на Avito.Доставка?
Первым делом нужно очень внимательно посмотреть профиль продавца на Авито:
- Важна дата, когда продавец или покупатель зарегистрировался. Мошенники чаще всего используют аккаунты-однодневки, поскольку Авито банит их сразу после того как покупатель или продавец пожаловался.
- Как много товаров было продано и в каком интервале времени. Если продажи были сделаны практически сразу после регистрации — это может быть фейк. Продавец мог «нагнать» продажи, продавая самому себе с «левого» аккаунта. Естественно, бывают и новички, которые только зарегистрировались и начали продавать.
- Сколько отзывов и какие. Как ни странно, важнее не очень радужные отзывы. Такие отзывы показывают, что человек скорее всего реальный, не мошенник. Большое количество положительных пятизвездочных отзывов может говорить о фальсификации. Достаточно создать их с «левого» аккаунта, как бы продавая товар самому себе. Поэтому на них нужно осторожно обращать внимание. Хотя, несомненно, я приобретал товары у продавцов с большим количеством «пятизвездочных» отзывов и все было хорошо.
- В идеале для Авито было бы добавить разделение отзывов на полученные от тех, кто воспользовался услугой Авито.Доставка и обычных покупателей. Вес отзывов от покупателей через Авито.Доставка должен быть многократно выше, поскольку сфальсифицировать гораздо сложнее и накладно.
Естественно, как продавцу, так и покупателю нужно все этапы отправки/получения снимать все на видео во всех деталях:
- Продавцу упаковывать товар лучше непосредственно в пункте отправки.
- При этом нужно во всех деталях снимать, что положили в коробку, какой серийный номер на корпусе или в настройках устройства и т.п.
- Обязательно нужно при съемке сделать так, чтобы сотрудник транспортной компании попадал в объектив камеры, пусть лицо и будет скрыто.
- Отснять нужно всю последовательность одним куском так, чтобы отправляемый товар был все время в объективе камеры. Т.е. с момента запаковки до момента передачи сотруднику транспортной компании и подписания бумаг.
- Как правило, в транспортных компаниях стоят видеокамеры, которые «пишут» видео с прилавка. Но, несомненно, стоит подстраховаться.
- Почему отснимать одним куском — потому, что это исключает сомнения в подлинности видеоматериала, что не было вырезок в ходе которых была произведена замена рабочего устройства на «дохлое», мусор и т.п.
- Определить, что в видео не вносились изменения нынче вполне реально, такие сервисы в интернете есть.
- Покупатель должен снимать все этапы распаковки от момента принятия коробки от сотрудника транспортной компании и до окончания тестирования, фактически до подписания накладной о приемке товара.
- Сотрудник транспортной компании (точнее его руки, одежда и пр.) должны попасть в объектив камеры несколько раз за время съемки.
- Все этапы проверки также должны быть отсняты одним куском, без пауз, и товар должен быть всегда в поле зрения камеры. Нельзя отводить камеру, чтобы не возникло претензий, что в этот момент была совершена подмена.
- Вся переписка по товару должна идти ТОЛЬКО В МЕССЕНДЖЕРЕ Авито. Если вас уводят в WhatsApp — возвращайтесь в Avito, даже если неудобно. Номер телефона продавца/покупателя может не совпадать с номером телефона в WhatsApp. В дальнейшем при разборках с Авито продавец или покупатель может сказать, что беседа велась не с ним.
В целом, при наличии такого видеоматериала можно уже опротестовывать факт мошенничества, обращаясь в Avito.
Другие схемы мошенничества на Авито
Недавно столкнулся с новой схемой мошенничества, и она гораздо более изощренная.
- Интересный товар выставляется по очень интересной цене.
- Возможно, в тексте дается некоторая легенда, которая рассказывает, почему товар продается по столь вкусной цене: срочно нужны деньги на операцию, автокатастрофа и пр.
- Все снимки товара сделаны под разными ракурсами, не придраться.
- По запросу продавец предоставляет чек, причем в нескольких ракурсах, т.е. явно не сдернут в Интернет. Товар реально скорее всего у них есть, только отправлять его никто не собирается.
- При проверке iPhone/iPad по серийному номеру на коробке могут проявиться нестыковки. Например, продавец говорит, что упаковка iPhone не вскрывалась, а оказывается, что он уже активирован некоторое время назад. Дата на чеке может значительно не совпадать с датой активации. Мелочи, но на них стоит обращать внимание.
- Продавец старается переключить общение с мессенджера Avito на WhatsApp/Viber. Возможно, по причине опасений, что антифрод система Авито (если таковая есть) выявит подозрительную активность.
- Увод общения из Авито уводит доказательства мошенничества в другой мессенджер. Сопоставить общение в Авито и другим мессенджером в случае разборок с техподдержкой Avito уже проблематично.
- Продавец ведет себя прямо идеально, быстро отвечает на вопросы, достаточно грамотно, хорошо поддерживает беседу и пр. В общем, клиентоориентация на уровне.
- Когда клиент созрел и готов оплатить, оказывается, что кнопки «Купить» для оплаты покупки нет.
- Покупатель спрашивает, включен ли режим «Авито.Доставка». А он был точно включен в момент начала общения и отключается злоумышленником к моменту, когда клиент созревает произвести покупку.
- Продавец отвечает, что да, конечно включен, только что проверил.
- Дальше он сообщает, что сейчас напишет в техподержку.
- Буквально через несколько минут (что нереально, техподдержка Авито не работает столь оперативно) присылает ответ техподдержки следующего вида:
Фейковое сообщение службы техподдержки Avito
- И дальше идет поясняющий текст:
- Вроде как у Авито проблемы на сайте, потому нужно воспользоваться «ручным режимом». Но отмечаем, что ссылка идет на некоторый домен «avito-pay.store»
- Если «пробить» домен через whois сервисы, то окажется, что домен был зарегистрирован недавно и нет связи с Avito.
- Если в лоб набрать домен, то идет переадресация на основной сайт avito.ru, чтобы снять подозрения о том, что сайт фейковый.
- Собственно, самому Авито бессмысленно, да и подозрительно использовать ещё один домен и пересылать на него клиентов для решения проблемы.
- Если перейти по ссылке, то появится форма в которую надо ввести параметры доставки и, главное, ввести номер пластиковой карты. Есть стилизация сайта Авито, что характерно для фишинговых сайтов.
- Собственно, после ввода номера деньги списывают и всё операция по «разводу» покупателя завершена. Предъявлять претензии Авито уже бессмысленно. Они просто скажут, что вы провели оплату на сайте, который к ним не имеет никакого отношения.