Принципы и методы обеспечения конфиденциальности информации в наше время стали государственным делом, и регулируются специальным законодательством РФ.
Какая информация относится к коммерческой тайне, кто ее устанавливает, какие сведения фирма вправе засекретить, кто может быть обладателем коммерческой тайны, и как охраняется конфиденциальность?
Согласно ст. 139 Гражданского кодекса РФ, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании. И обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
(Упоминание в этой статье не только коммерческой, но и служебной тайны означает, что, по сути, это 2 равнозначных понятия.) Нормативным документом, регламентирующим вопросы, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, с передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, пресечением нелегального оттока служебной информации и ответственностью не только за разглашение коммерческой тайны, но и за непредоставление по специальному требованию органам государственной власти и местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, является Федеральный Закон РФ «О коммерческой тайне» от 29 июня 2004 г. N 98 — ФЗ. Следует заметить, что положения этого закона не распространяются на сведения, отнесенные к государственной тайне, в отношении которых имеются специальные законы РФ.
Под коммерческой тайной указанный закон подразумевает конфиденциальную информацию, позволяющую при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг, или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3). Другими словами — это сведения, которые могут составлять коммерческую тайну, если они имеют ценность, и пока неизвестны третьим лицам.
Это определенная информация, которую фирма оберегает от посторонних, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладатель такой информации ввел режим коммерческой тайны, т.е. меры по охране ее конфиденциальности. Сам закон не обязывает предоставлять к таким данным свободный доступ, поэтому доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определенных лиц может быть осуществлен лишь с согласия ее обладателя или на основании требований законодательства.
Например, эти требования подготовлены законом правоохранительным органам, но при условии сохранения ими не только ее конфиденциальности, но и охраны конфиденциальности такой информации. Такие же требования к защите конфиденциальности коммерческой тайны предъявляются и к лицам, получившим доступ к такой информации в результате случайности или по ошибке.
— Кто устанавливает режим охраны коммерческой тайны?
— Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, т.е. юридическое и физическое лицо, обладающее такой информацией на законном основании, и устанавливающий ограниченный доступ к этой информации, имеет право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны для подобной информации. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право защищать свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами подобной информации.
Причем, пострадав от этого, он сможет в соответствующем виде потребовать возмещения всего доказанного ущерба (убытков) с конкурента который воспользовался утечкой тайны или у представителей власти, виновных в утечке коммерческих секретов (п. 7 ст. 7 Закона).
Это же положение предусмотрено в п. 2 ст. 139 ГК РФ.
Лица незаконным методом, получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну обязаны возместить причиненные убытки. Также эта обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору.
В целях пресечения нелегального оттока служебной и коммерческой информации, закон предусматривает ряд положений направленных на охрану такой конфиденциальной информации со стороны работников организации или индивидуального предпринимателя, имеющих доступ к такой информации, ввиду необходимости выполнения ими своих трудовых обязанностей. Такие работники должны быть под расписку ознакомлены с режимом коммерческой тайны и ответственностью за ее нарушение. Если трудовыми обязанностями работника не предусмотрен доступ к конфиденциальной информации, то он может ознакомиться с ней только при его согласии.
Закон также устанавливает срок неразглашения работником информации, являющейся коммерческой тайной. Он составляет 3и года после прекращения трудового договора или истечения другого после увольнения срока, устанавливаемого в специальном соглашении работодателя и работника.
— Какова мера ответственности за разглашение коммерческой тайны?
— Если уволенный работник разгласил секретную информацию в течение указанного срока, то с него можно потребовать, как предусматривает ГК РФ, возмещения причиненных такими действиями убытков. Но, если ущерб либо убытки возникли вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнением работодателем обязанностей по обеспечению режима коммерческой тайны, то за разглашение в этих случаях коммерческой тайны работник, уволившийся работник ответственности не несет.
Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне на основании ст. 139 ГК РФ.
Еще одна особенность состоит в том, что работник вправе обжаловать через суд незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением своих трудовых обязанностей (ст. 11 Закона).
В законе «О коммерческой тайне» довольно детально регламентируются вопросы ответственности за разглашение коммерческой тайны работниками организаций, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. 14 Закона).
Вместе с тем Законом предусмотрена ответственность обладателя секретной информации за невыполнение законных требований органов государственной власти о предоставлении им такой информации, а также воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации (ст. 15 Закона).
— Какую информацию можно отнести к коммерческой тайне?
— Закон предусмотрел перечень сведений в предпринимательской деятельности, которые вообще не могут составлять коммерческую тайну, и на них предпринимательские структуры не вправе вводить режим тайны. Это данные, которые являются общедоступными. Например, учредительные документы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающие их государственную регистрацию в соответствующих госреестрах, и документы, дающие им право осуществления предпринимательской деятельности; о составе имущества государственных и унитарных предприятий и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.
Не могут составлять коммерческую тайну сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты, о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих правонарушений, о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Не составляют коммерческую тайну и данные о размере и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе имущества, об их расходах, оплате труда их работников (ст.
5 Закона). Помимо этого, в законе установлен перечень лиц, которым предприятия обязаны предоставлять информацию, относящуюся к разряду коммерческой тайны. Это касается запросов со стороны судов и прокуратуры.
— Каковы основные действия руководителя фирмы по созданию правомерных механизмов охраны коммерческой тайны?
— В любой организации (фирме), независимо от ее организационно правовой формы, должен быть подготовлен и принят нормативный документ или несколько документов (положения или инструкции). Такой документ (документы) должен определить перечень конфиденциальной информации, вопросы доведения ее до сведения определенного круга работников, а также установленного режима обеспечения коммерческой тайны, обязанности работников по неразглашению и обеспечению сохранности режима коммерческой тайны и ответственности за разглашение секретной коммерческой информации. Для этого, прежде всего, формируется перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из того — способен ли обладатель информации обеспечить эффективную охрану ее конфиденциальности, является ли она неизвестной третьим лицам, имеет ли такая информация реальную или потенциальную ценность и т.д.
С учетом особенностей конкретной организации, и тем более, что в настоящее время отсутствует методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне, в такой перечень могут быть включены ключевые данные о финансовой деятельности (прибыль, кредиты, условия их платежей, финансовые отчеты прогнозы), информация о рынке (маркетинг, стратегия и т.п.), сведения о производстве или реализации продукции, товаров, информация о материально — техническом обеспечении, научные разработки, данные о персонале, сведения о системе безопасности, кодов и процедур доступа к информационным сетям и центрам. Такой перечень в зависимости от видов деятельности и информации может меняться.
Разработанный перечень утверждается приказом руководителя, или будет являться частью общего Положения об обеспечении коммерческой тайны в организации.
Вторым этапом внедрения и оформления механизма защиты коммерческой тайны является включение в такой документ обязанностей работников, связанных с неразглашением и обеспечением конфиденциальности информации, доступ к которой необходим для их работы. Примерно, в этой связи работник обязан:
а) выполнять установленный режим коммерческой тайны;
б) не разглашать информацию, являющуюся конфиденциальной, обладателями которой являются организация и ее контрагенты, при чем не только в период трудовой деятельности, но и после прекращения трудового договора в течение определенного срока, установленного соглашением сторон, и, по крайней мере, в течение 3 лет;
в) возместить причиненный организации ущерб, возникший в результате разглашения им коммерческой тайны;
г) возвратить организации при увольнении имеющиеся у него материальные носители информации, являющиеся коммерческой тайной. В названном документе следует предусмотреть и обязанности организации, круг которых предусмотрен в п. 1 ст.
11 Закона «О коммерческой тайне». В частности, это обязанность ознакомить конкретного работника под расписку с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение, а также создание работнику необходимых условий для соблюдения им режима коммерческой тайны.
Следующим этапом мероприятий по охране коммерческой тайны будет составление списка работников, допущенных к коммерческой тайне в процессе их профессиональной деятельности.
С указанными документами (приказом, инструкцией, положением) работники должны быть ознакомлены, подтверждением чего должна быть личная подпись работника с указанием даты ознакомления. В этих же целях условия об основных принципах режима и о неразглашении коммерческой тайны следует включить в текст трудового договора. Вместо этого возможно подписание сторонами дополнительного двустороннего соглашения к трудовому договору, в котором будут отражены основные вопросы сохранения коммерческой тайны, права и обязанности сторон.
Такое соглашение помимо информативной функции будет являться одним из основных доказательств при возникновении трудовых конфликтов, связанных с незаконным использованием или разглашением секретной информации. Получение информации, уровень ее секретности и работы с ней, обязанности по обеспечению ее сохранности и недопущению утечки можно предусмотреть в должностной инструкции конкретного работника. Следует обратить внимание, что невыполнение требований об ознакомлении конкретного работника с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну и не подписании документа об условии обязанности сохранения тайны и ответственности за ее разглашение, то работники, имеющие к ней доступ, могут быть освобождены от ответственности ее разглашения, а также, когда конкретный работник не имеет доступа к коммерческой тайне и узнал ее в результате случайности или ошибки, то работники, имеющие к ней доступ, могут быть освобождены от ответственности ее разглашения судебными органами.
— Какие виды ответственности предусмотрены за разглашение коммерческой тайны?
— В соответствии с законом предусматривается:
Нормативные документы по вопросам установления и защиты коммерческой тайны
В настоящее время основными нормативными документами по вопросам установления и защиты коммерческой тайны, являются:
- 98-ФЗ от 21.07.2004 «О коммерческой тайне»,
- 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учёте»,
- Трудовой кодекс Российской Федерации,
- Гражданский кодекс Российской Федерации,
- Кодекс об административных правонарушениях,
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
В 98-ФЗ дано понятие «Коммерческой тайны» – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п.1 ст.3 98-ФЗ).
Основной целью установления режима коммерческой тайны является увеличение конкурентоспособности бизнеса, рост прибыли и минимизация рисков причинения убытков. Утечка секретной информации может повлечь для компании невосполнимые потери.
Какие сведения составляют коммерческую тайну
Какие сведения могут составлять коммерческую тайну:
- производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
- сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п.2 ст.3 98-ФЗ).
Перечень информации не подлежащей разглашению, каждая организация вправе установить самостоятельно, при этом необходимо учитывать перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст.5 98-ФЗ):
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.