- Территориальное устройство
- Структурная организация учреждения
- Основные задачи военных комиссариатов
- Постановка на воинский учет
- Дополнительно
- Переезд и военкомат: снятие и постановка на учет
- Что будет, если о переезде не уведомить военкомат
- Как встать на воинский учет в военкомате первоначально и при смене места проживания
- Воинский учет при смене места жительства
- Необходима ли регистрация по новому месту для постановки на учет?
- Как сняться с учета при переезде?
- Что будет, если не осуществить постановку на воинский учет?
- ВС разъяснил, когда неуведомление военкомата о переезде можно считать уклонением от призыва
- Обстоятельства дела
- Суды разошлись в оценках законности решения военкомата
- Верховный Суд пояснил, что считать уклонением от призыва
- После переезда призывник должен был встать на учет по месту пребывания
- Читают сейчас
- Штраф за непостановку на воинский учет
Вооруженные Силы (армия) включают не только воинские части, но и административные военные учреждения. Военкомат – сокращенное обозначение от военного комиссариата. Это местный орган военного руководства, находящийся в подчинении МО РФ (Министерства Обороны Российской Федерации).
Комиссариаты являются составляющими подразделениями, закрепленными за определенным военным округом наряду с воинскими частями и военными учебными заведениями. Окружное деление в России представлено восточным, западным, южным и центральным военными округами. Во время военного положения округ именуется фронтом.
Территориальное устройство
В Российской Федерации принято формирование военных комиссариатов в соответствии с территориальным расположением субъекта РФ:
- краевой (КВК);
- республиканский (РесВК);
- областной (ОВК).
Комиссариаты, подчиняющиеся военкоматам субъекта России, подразделяются на районные (РВК), объединенные городские (ОГВК), городские (ГВК). Декрет (правовой акт) о создании комиссариатов по военным делам был принят в 1918 году. На тот момент в Советской республике насчитывалось 7431 учреждение.
Структурная организация учреждения
Специальная и общая служебная деятельность военкомата находится под управлением военного комиссара – военнослужащего старшего офицерского состава. Административная воинская должность и Положение о военкоматах узаконены Указом Президента.
Напрямую военные комиссариаты подчиняются командованию войсками военных округов, на территории которых они расположены.
Учреждения имеют отдельный лицевой счет в территориальном филиале централизованной системы Федерального казначейства РФ и гербовую печать государства. Транспортные средства, техника и другие виды довольствия финансируются Министерством Обороны за счет федерального бюджета.
Внутренняя структура административной военной организации:
- военком;
- зам. военкома;
- основные подразделения (отделы по воинскому призыву, контролю, учету и подготовке мобресурсов);
- центр соцобеспечения.
В отдел по призыву входит отделение связи, юридическое и строевое отделение. Отдел контроля включает АХО (административно-хозяйственное отделение), финотдел, гражданский отдел. Правовыми основами работы комиссариатов являются:
- Основной Закон Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы Главнокомандующего ВС (Президента РФ);
- постановления Правительства РФ;
- нормативные акты МО.
Проведение медицинского освидетельствования — одна из функций военного комиссариата
При необходимости создания, реорганизации и ликвидации военкоматов такое решение принимается министром обороны.
Основные задачи военных комиссариатов
Согласно узаконенному Положению, к основным задачам, поставленным перед военкоматами, относятся:
- постановка на воинский учет и снятие с учета;
- ведение регистрации граждан, подлежащих призыву, а также учет мобилизационных людских ресурсов;
- организация призыва новобранцев на службу в Вооруженные Силы и личного состава из числа запаса ВС на военно-учебные сборы;
- оповещение о призывах и сборах (вручение повесток и мобилизационных предписаний);
- проведение медицинского освидетельствования призывников и определение категории годности к службе в рядах Вооруженных Сил;
- организация и проведение мобилизационных мероприятий в случае введения военного положения;
- выявление лиц, уклоняющихся от армейской службы;
- выполнение территориально-оборонительных задач;
- исполнение приказов Министерства Обороны, командующего округом;
- контроль над финансовым обеспечением офицеров и прапорщиков из числа запаса и членов семей погибших военнослужащих.
Военные комиссариаты находятся в тесной корреляции с органами местного самоуправления и исполнительной власти. Это позволяет качественно организовать и провести призывную кампанию и подготовку молодежи к службе в армии.
Постановка на воинский учет
Первично на учет в военном комиссариате ставят за год до совершеннолетия. В год, когда молодому человеку исполняется семнадцать лет, он обязан явиться в военкомат в период с 1 января по 31 марта. Сбор документации и приписка допризывника к тому или иному комиссариату являются обязанностью учреждения, где юноша проходит обучение на момент достижения возраста первичной постановки на воинский учет.
Оповещение проводится посредством вручения повестки. В случае отсутствия соответствующего документа узнать свой военкомат можно согласно прописке.
В перечень обязательных входят следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении;
- аттестат, диплом, свидетельство об образовании ( в зависимости от того, какое образовательное учреждение окончено);
- водительские права (при наличии);
- письменное согласие родителей (опекунов);
- медицинские документы (при наличии хронических заболеваний);
- справка с места учебы или работы.
Образец повестки, вручаемой для обязательной первичной постановки на воинский учет
Регистрации (постановке на учет) по адресу проживания подлежат не только допризывники, но и иные категории военнообязанных граждан:
- солдаты, старшины, офицеры и прапорщики запаса;
- гражданские лица, окончившие высшие учебные заведения с военной кафедрой;
- юноши, которые не служили (не призывались) до достижения 27-летнего возраста;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность.
Найти военкомат по прописке и стать на воинский учет также необходимо после прохождения альтернативной гражданской службы. При смене места жительства и прописки личное дело на новый адрес отправляют работники военного комиссариата.
Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан самостоятельно явиться в военный комиссариат по предыдущему адресу и сняться с учета. Далее с заявлением и документом, подтверждающим новое место жительства (регистрации), стать на воинский учет в территориально закрепленный военный комиссариат.
При нарушении установленных правил накладывается административное взыскание (штраф). Географическое место расположения учреждения по новому месту жительства можно посмотреть в интернете, набрав в графе поиска «Военкоматы города (Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода и т.д.).
Дополнительно
Не подлежат приписке к военному комиссариату и постановке на воинский учет:
- женщины и девушки, не получившие военно-учетную специальность;
- юноши, получившие категорию «Д» по результатам медицинского освидетельствования;
- военнослужащие срочной службы и службы по контракту;
- преступники и правонарушители, находящиеся в местах лишения свободы;
- граждане запаса после достижения предельного возраста;
- лица, сменившие гражданство.
Юноши и девушки (по желанию), приобретшие гражданство Российской Федерации, ставятся на воинский учет по таким же правилам, что и граждане РФ.
Переезд и военкомат: снятие и постановка на учет
Мужчины при переезде должны детально изучить вопрос, связанный с учетом в военкомате. Этот вопрос актуален не только при переезде в другой город или регион, но даже при смене района в рамках одного города. Если при переезде вы начинаете постоянное проживание не в том районе, где состоится на воинском учете, нужно озаботиться вопросом снятия с учета в старом военкомате и постановки в новом.
В нашей статье подробно о данной процедуре и различных нюансах с нею связанных.
Что будет, если о переезде не уведомить военкомат
При подготовке к переезду многие забывают о том, что нужно решить вопрос с военкоматом, а некоторые мужчины и вовсе этого не знают. Тем не менее, есть закон, который прямо предусматривает при переезде необходимость сняться с воинского учета по старому месту пребывания и встать на воинский учет в новом месте.
За несвоевременное уведомление военкомата о смене места пребывания (даже если не менялась прописка) гражданину грозит штраф от 500 рублей до 3000 рублей. Размер штрафа определяется статьей 21.5 КоАП РФ.
Как встать на воинский учет в военкомате первоначально и при смене места проживания
Постановка на воинский учет – достаточно трудоемкий процесс, во время которого необходимо учитывать множество нюансов и подготовить немало документов. Состоять на учете должен каждый мужчина и для этого необходимо пройти процедуру регистрации, которая обязательна для всех молодых людей, достигших 17-летнего возраста. Данный процесс не стоит игнорировать, дабы не навлечь на себя неприятностей.
Поэтому стоит разобрать, как встать на учет в военкомат?
Воинский учет при смене места жительства
Многие граждане задаются вопросом, как встать на учет в другой военкомат при смене места жительства? Если было принято решение сменить место жительства (неважно, другой это город или только другой район), в обязательном порядке необходимо поставить в известность военный комиссариат. Также необходимо написать заявление о снятии с воинского учета.
Как показывает практика, при данных обстоятельствах в военкомате могут потребовать документ, подтверждающий фактическую смену места жительства.
Как только гражданин въедет в новый дом или квартиру, сразу же необходимо явиться в военкомат и встать на учет по новому месту жительства. Для этого необходимо будет написать заявление, его образец можно получить у сотрудников государственного учреждения.
Также для регистрации по новому месту необходимо подготовить следующий пакет документов:
- Паспорт гражданина РФ;
- Аттестат или диплом об образовании;
- Военный билет или приписное свидетельство;
- Свидетельство о браке или рождении детей (при их наличии).
Необходима ли регистрация по новому месту для постановки на учет?
17 февраля 2019 года законодательно было принято положение, которое гласит, что для постановки на воинский учет совсем не обязательна регистрация по новому месту жительства. Для этого гражданину будет вполне достаточно предъявить справку с учебы или нового места работы.
Но со временем все же необходимо будет получить регистрацию, потому как законом запрещается проживание на новом месте жительства сроком более трех месяцев без регистрации. В случае обнаружения данного факта на человека может быть наложено административное взыскание в виде штрафа на сумму от 3000 до 5000 рублей.
Как сняться с учета при переезде?
Для начала необходимо разобраться, кому необходимо сниматься с учета в военкомате. Бытует мнение, что это касается только той категории граждан, которые переезжают на постоянное место жительства в другой город, но это не так. Данное правило касается и тех, у кого в планах временно проживать по новому месту сроком более чем 90 дней.
Для снятия с регистрации во время переезда необходимо:
- Подготовить необходимые документы. Подтверждать свой переезд какими-либо документами совсем не обязательно, но не лишним будет взять с собой при посещении военкомата справку с нового места работы либо учебы, иные доказательства совершаемого переезда;
- Написать заявление. Как правильно написать заявление расскажут в военкомате и выдадут образец его заполнения. В нем указывается новый адрес проживания. Написанное заявление передается военному комиссару, после чего он ставит пометку что гражданин больше не числится за данным военкоматом.
Если гражданин самостоятельно не снимется с регистрации по старому месту проживания, то после уплаты штрафа представители военкомата сами направят все необходимые документы по новому адресу проживания человека.
Что будет, если не осуществить постановку на воинский учет?
При необходимости постановки на воинский учет военным комиссариатом будет направлена повестка. После ее получения явка является обязательной.
Не явиться в военкомат после получения повестки молодой человек может по следующим причинам:
- Получение увечья или наличие заболевания, вследствие чего гражданин утратил трудоспособность;
- Смерть близкого родственника, например, матери, отца, сына, дочери, жены, сестры, брата, дедушки или бабушки;
- Тяжелое состояние близкого родственника и необходимость ведения ухода за ним, если делать этого больше некому;
- Препятствие, возникшее не по собственной воле гражданина, например, наводнение, землетрясение, пожар;
- Другие уважительные причины.
В случае неявки в военкомат по одной из перечисленных выше причин, молодому человеку необходимо будет предоставить документальное подтверждение этого. Но после окончания действия уважительных причин, гражданину необходимо будет в ближайшее время явиться в военкомат для постановки на учет.
Умышленная неявка в военный комиссариат будет караться в виде административного штрафа размером до 500 рублей.
Таким образом, был разобран вопрос, в какой военкомат необходимо встать на учет при смене места жительства или при смене места регистрации. Приняв решение переехать, гражданин в обязательном порядке должен сообщить об этом в старый военный комиссариат для снятия с регистрации. Если же игнорировать данное правило, гражданина будет ожидать административное наказание в виде штрафа до 500 рублей.
После его наложения, военный комиссариат сам направит необходимые документы в госучреждение по новому адресу проживания военнообязанного.
ВС разъяснил, когда неуведомление военкомата о переезде можно считать уклонением от призыва
Сославшись на постановление КС, Суд указал, что если при переезде в другой город гражданин, подлежащий призыву, сразу не зарегистрировался по месту жительства или пребывания и не встал на воинский учет, то он нарушил Закон о военной службе
В комментарии «АГ» один из адвокатов назвал дискуссионным вопрос о неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений о привлечении его к административной ответственности. Другой полагает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания, при этом он заметил, что в действительности это не всегда просто реализовать.
Верховный Суд в Определении № 53-КАД21-22-К8 от 2 марта разъяснил, что до 2019 г. смена места жительства без смены регистрации и уведомления военкомата являлась уклонением от призыва.
Обстоятельства дела
Николай Терентьев до достижения призывного возраста состоял на регистрационном учете в Республике Бурятия, с 3 февраля 2009 г. – на воинском учете по тому же месту жительства. До получения диплома 10 июля 2015 г.
ему предоставлялась отсрочка от призыва на основании подп. «а» п. 2 ст.
24 Закона о военной службе в связи с обучением по очной форме в Красноярском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
21 февраля 2017 г. Николай Терентьев устроился на работу в г. Красноярске.
Через неделю работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата Республики Бурятия по Муйскому району сведения о Николае Терентьеве как о гражданине, подлежащем воинскому учету, указав адрес регистрации последнего в Республике Бурятия. После этого военным комиссаром Республики Бурятия в адрес военного комиссара г. Красноярска было направлено письмо с просьбой о проведении розыскных мероприятий в отношении Терентьева, о постановке на воинский учет и запросе его личного дела.
26 марта 2018 г. в ходе проверки места жительства Николая Терентьева по его месту регистрации в Бурятии было установлено, что он выехал в г. Красноярск, а дом, в котором он зарегистрирован, снесен.
Однако до сентября 2018 г. Терентьев продолжал быть зарегистрирован в Республике Бурятия. Только с 11 сентября 2018 г.
по 11 сентября 2019 г. и с 14 сентября 2019 г. по 14 сентября 2020 г.
Николай Терентьев состоял на регистрационном учете по месту пребывания в г. Красноярске.
18 сентября 2018 г. мужчину поставили на воинский учет в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска в целях проведения медицинского освидетельствования.
Ему вручались повестки о явке 10 октября и 23 октября. В эти дни Николай Терентьев прошел обследования врачей, в том числе невропатолога, который направил его в поликлинику для прохождения дополнительных обследований. В последующем по двум повесткам он не являлся в указанные даты, но приходил в другие дни.
Получив повестку на 23 ноября 2018 г., Терентьев вновь не явился, результаты дополнительных обследований до окончания осеннего призыва не представил. В последующем, с 12 по 14 февраля 2019 г. ему проводили операцию.
6 мая 2019 г. призывная комиссия г. Красноярска приняла решение о предоставлении Николаю Терентьеву отсрочки в силу подп.
«а» п. 1 ст. 24 Закона о военной службе сроком до октября 2019 г.
15 октября 2019 г. согласно записям в учетной карте призывника при прохождении медицинского освидетельствования ему определена категория Б, показатель предназначения – 4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). На основании п.
1.1 ст. 28 Закона о военной службе призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска зачислила Терентьева в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Суды разошлись в оценках законности решения военкомата
Не согласившись с решением, Николай Терентьев обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и возложении на военный комиссариат обязанности выдать ему военный билет установленного образца. Он настаивал, что не проходил военную службу по призыву по уважительным причинам, не нарушал требования Закона о военной службе и неоднократно являлся по повесткам в военкомат.
Суд признал решение призывной комиссии незаконным в части заключения о том, что Николай Терентьев не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он указал, что административными ответчиками в период с осеннего призыва 2015 г. по весенний призыв 2018 г.
не исполнялись возложенные на них ст. 28 Закона о военной службе обязанности по осуществлению призывных мероприятий, доказательств того, что Николай Терентьев не проходил военную службу, не имея на то законных оснований после первого января 2014 г., не представлено.
Тем не менее суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Николая Терентьева после истечения в 2015 г. срока предоставленной отсрочки в связи с обучением отсутствовали предусмотренные законом основания, освобождающие его от прохождения военной службы по призыву. Переехав в г.
Красноярск и поступив в феврале 2017 г. на работу, он не исполнил установленной ст. 10 Закона о военной службе обязанности сняться с регистрационного учета в Республике Бурятия и встать на регистрационный учет по адресу места жительства или пребывания в г.
Красноярске, что позволило бы военному комиссариату г. Красноярска в период весенне-осеннего призыва в 2017 г. и весеннего призыва в 2018 г.
осуществить должным образом мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.
Проанализировав положения п. 1 ст. 10, п.
1.1 ст. 28 Закона о военной службе, п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, апелляция пришла к заключению, что поведение Николая Терентьева, сохранявшего регистрацию по месту жительства в Республике Бурятия в снесенном доме и проживавшего в г.
Красноярске без регистрации более полутора лет, явилось причиной невозможности исполнения в отношении него органом воинского учета Красноярского края мероприятий по призыву на военную службу в период с 2017 г. по сентябрь 2018 г. В связи с этим апелляционный суд посчитал правомерным признание истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Ссылку первой инстанции на отсутствие направления в указанный период в адрес Терентьева повесток, обязывающих явиться в военкомат для участия в мероприятиях по призыву на военную службу, апелляция признала ошибочной, поскольку отсутствие регистрационного учета административного истца в г. Красноярске до 1 сентября 2018 г. и воинского учета в комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г.
Красноярска свидетельствует об отсутствии полномочий на осуществление в отношении него соответствующих мероприятий.
Однако суд кассационной инстанции указал на неправильное применение апелляцией норм материального права, так как согласно положениям ч. 1 ст. 10 Закона о военной службе, действовавшей в редакции на момент спорных отношений, у призывника не было обязанности по постановке на воинский учет по месту пребывания.
Поэтому кассация оставила в силе решение первой инстанции.
Верховный Суд пояснил, что считать уклонением от призыва
Не согласившись с позицией кассации, военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов Красноярска обратился в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС заметил, что обязанности граждан по воинскому учету определены в ст. 10 Закона о военной службе (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 6 февраля 2019 г.
№ 8-ФЗ), в том числе явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев (абз. 6 п. 1).
Однако с 21 февраля 2017 г., когда Николай Терентьев был принят на работу, до 18 сентября 2018 г., когда он обратился в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска для постановки на воинский учет, административный истец эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее, не явился, проживал в г. Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, указал ВС.
Верховный Суд сослался на Постановление КС от 30 октября 2014 г. № 26-П, который, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность п. 1 ст.
3 Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» как препятствующего принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания заключением призывной комиссии его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в постановлении указал, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Таким образом, посчитал ВС, выводы судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, которые применены судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда.
Судебная коллегия по административным делам ВС РФ включила в него семь дел, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания
Верховный Суд также посчитал, что ссылка первой инстанции на Обзор судебной практики ВС № 3 (2018 г.), утвержденный Президиумом 14 ноября 2018 г., названные выводы не опровергает и не подтверждает законность кассационного определения, в связи с чем не может быть принята во внимание, так как изложенная в обзоре правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, когда имело место бездействие исключительно со стороны органа, уполномоченного на проведение призывных мероприятий в отношении гражданина, не допустившего нарушения требований ст. 10 Закона о военной службе.
Вместе с тем судами первой и кассационной инстанций не дано надлежащей правовой оценки действиям административного истца, который в нарушение требований Закона о воинской службе не сообщил о переезде в другой субъект РФ, после трудоустройства в феврале 2017 г. в Красноярске до сентября 2018 г. на регистрационный и воинский учет там не встал, указал ВС.
Верховный Суд оставил в силе решение апелляции.
После переезда призывник должен был встать на учет по месту пребывания
В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин отметил, что позиция Верховного Суда отражает не только факт направления или вручения гражданину повесток, но и отношение гражданина к выполнению обязанностей по воинскому учету в период проживания и работы в другом регионе.
Адвокат указал, что суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался позицией, отраженной в п. 54 Обзора судебной практики ВС № 3 (2018 г.), однако основанием для выводов о допущенных нарушениях норм материального права является в том числе неправильное истолкование закона – без учета правовой позиции, содержащейся не только в постановлениях Президиума ВС, но и в постановлениях КС. Владимир Тригнин отметил, что в этой связи ВС руководствовался разъяснениями, изложенными в Постановлении КС № 26-П/2014, указывая на совершение гражданином действий (бездействия), связанных с неисполнением возложенных п.
1 ст. 10 Закона о военной службе обязанностей по воинскому учету.
«В то же время полагаю вопрос о неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений компетентных органов о привлечении его к административной ответственности дискуссионным, поскольку иное утверждение противоречит основополагающим принципам презумпции невиновности, которые закреплены в ст. 1.5 КоАП и ст. 49 Конституции», – резюмировал Владимир Тригнин.
По мнению адвоката АП Санкт-Петербурга Александра Передрука, судебная практика, в том числе множественные определения Верховного Суда, демонстрирует единодушный подход к разрешению споров о получении справок взамен военного билета. «Общими словами этот подход можно описать так: суды, изучая фактические обстоятельства дела, обращают внимание на то, какие действия совершил экс-призывник, направленные на то, чтобы избежать получения повестки, и в полной ли мере он выполнял обязанности в области воинского учета. Например, если выпускник проживал в студенческом общежитии, встал по месту пребывания на воинский учет, а после окончания университета вернулся домой и не уведомил об этом военный комиссариат, не поменяв место воинского учета, а пришел за военным билетом только после 27 лет, то в таком случае очевидно суд встанет на сторону призывной комиссии.
Однако если призывник добросовестно изменил военный комиссариат, но при этом сотрудники последнего не могли по какой-то причине вручить повестку призывнику, то в таком случае суд удовлетворит исковые требования гражданина», – пояснил адвокат.
Вместе с тем он заметил, что в рассматриваемом деле обстоятельства чуть сложнее: у истца сохранялась регистрация по месту жительства в несуществующем ввиду его сноса доме в Республике Бурятия, сам же он жил в г. Красноярске без регистрации более полутора лет: «При таких условиях, действительно, военный комиссариат по независящим от себя причинам не мог известить призывника о необходимости явиться с целью прохождения военной или альтернативной гражданской службы».
Александр Передрук считает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда в Красноярск должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания. «Но все не так просто. Ни для кого не секрет, что на практике с этим нередко бывают проблемы, потому что между нанимателем и собственником жилья должен быть письменный договор.
Также, несмотря на наличие обязанности, далеко не каждый собственник жилого помещения соглашается оформлять нанимателю временную регистрацию. При этом до 2019 г. (как в рассматриваемом деле) без наличия регистрации по месту жительства или пребывания гражданин не мог встать на воинский учет.
То есть фактически человек мог находиться в ситуации, когда он де факто не мог оформить регистрацию по месту пребывания, а в этой связи де юре не мог встать на воинский учет», – пояснил адвокат.
Однако, заметил он, данная проблема утратила свою актуальность в феврале 2019 г., после того, как в положения Закона о военной службе внесли поправки, согласно которым отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет. Иными словами, теперь призывник вправе требовать постановки его на воинский учет по месту фактического проживания.
«Однако в деле остался нераскрытым важный момент: из судебного акта следует, что истец был трудоустроен в феврале 2017 г. в г. Красноярске.
Действующее нормативно-правовое регулирование возлагает на работодателя определенные обязанности – в частности, сообщать сведения о гражданах, которые должны состоять на воинском учете. Если военному комиссариату было известно место работы истца, однако меры по направлению повестки по адресу места работы приняты не были, то это обстоятельство могло бы повлиять на итоговое решение суда», – посчитал Александр Передрук.
Читают сейчас
Штраф за непостановку на воинский учет
105 670 просмотров