Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

В документе, в частности сообщается, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов.

В документе, в частности сообщается, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов. Кроме того, при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством РФ не установлена.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 апреля 2019 г. № ДЗ-531-ПГ

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Читайте также:  Нужна ли справка при заселении в отель

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный № 52861) (далее – Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

– обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;
– обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. ЛУГОВЕНКО

10 комментариев

  1. Виктор
    07.07.2021 (07:31)

День добрый.
Подскажите, обязательно или нет проходить послерейсовый мед осмотр водителям легковых автомобилей?

Статья 23 Федерального закона РФ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — обязательные послерейсовые медосмотры проводятся если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Согласно Уставу автомобильного транспорта, пассажир — это тот кто оплатил проезд.

Добрый день! Может ли водитель на служебном автотранспорте, с путевым листом без отметок, доехать до места прохождения предрейсовых осмотров(медик, механик), и только после получения отметок отправиться в рейс?

Здравствуйте, Серафим. Подскажите пожалуйста нужно ли будет проводить предрейсовый медицинский осмотр водителям авто и электропогрузчиков после 01.01.2021 (ПОТ РМ 008-99 утратят силу), новые же Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта не регламентируют данную процедуру, как и выдачу путевых листов для данных водителей.
Спасибо.

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, если предрейсовый осмотр проводится на предприятии квалифицированным медицинским работником предприятия. Но кабинет по проведению не лицензирован.
Какова ответственность наступит при проверки предприятия инспектирующими лицами.

Читайте также:  Статья разглашение государственной тайны

Зависит от того что будут проверять и как будут квалифицировать нарушение.

В соответствии со Статьей 12.31.1. КоАП РФ — осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров — влечет наложение административного штрафа:
на граждан — 3 тысячи рублей;
на должностных лиц — 5 тысяч рублей;
на юридических лиц — 30 тысяч рублей.

Согласно части 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ — допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц — 15-25 тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — 15-25 тысяч рублей;
на юридических лиц — 100-130 тысяч рублей.

За повторное нарушение части 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ административный штраф:
на должностных лиц — 30-40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок 1-3 лет;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — 30-40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц — 100-200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если организация осуществляет лицензируемый вид деятельности, например перевозку пассажиров автобусами для собственных нужд, то согласно части 3 Статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан — 1,5-2 тысячи рублей;
на должностных лиц — 3-4 тысячи рублей;
на юридических лиц — 30-40 тысяч рублей.

Здравствуйте Серафим.
Подскажите пожалуйста на моем предприятие оказывающее транспортные услуги по перевозу грузов (в том числе опасных), предрейсовый (предсменном) и послерейсовый медицинский осмотр, а также предрейсовый контроль технического состояния ТС, проводится только номинально, с отметкой в путевом листе, но не по факту. Никакой мед.сотрудник в реальности нас водителей не осматривает, а лицо отвечающее за выпуск ТС, по факту никого тех.контроля не проводит.

Меня, как водителя, такое положение дел не устраивает. Соответственно, вопрос? Могу ли я отказаться о выезда на маршрут (законно ли это), до полного устранения данных нарушений.

Конечно можете, я бы даже сказал что Вы обязаны не выходить в рейс без проведения предрейсового контроля и медосмотра, так как ответственность за последствия на дороге будет лежать в том числе и на Вас.

День добрый. А на ком лежит контроль в организации за факт прохождения медосмотра? Уполномоченными лицами ставящими время выезда и показания одометра, контролером тех.состояния, ответственным за БДД или любое лицо назначенное руководителем? Спасибо.

Что нужно знать о предрейсовых медосмотрах водителей автотранспорта

В Приказе четко разделяются такие виды осмотров, как предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Предварительные осмотры водителей проводят при приеме на работу. Предрейсовые осмотры проходят все водители кроме водителей экстренных оперативных служб. Послерейсовые — только те, кто перевозит пассажиров (водители такси, автобусов) и опасные грузы (спецавтотранспорт).

В этом же приказе определяется требования к проведению таких осмотров, в первую очередь требования к медицинским специалистам и организациям. Порядок проведения медосмотра:

  • 1. Жалобы водителя
  • 2. Визуальный осмотр
  • 3. Измерение температуры, давления, пульса
  • 4. Признаки опьянения
  • 5. Процент алкоголя в крови
  • 6. Наличие ПАВ (психоактивных веществ).

Медицинские осмотры водителей автотранспорта проводятся в организациях, имеющих транспортные средства, независимо того, находится ли оно в собственности компании либо во временном пользовании на основании договора аренды (с экипажем или без него). Прохождение медосмотра обязательно также и для ИП, которые самостоятельно управляют транспортным средством.

Читайте также:  Отчет об израсходованных материалах заказчика давальческих материалов

Ответственность за проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта

Для медицинских работников — от 2000 до 3000 руб. Для водителя — от 1500 руб. Но если в результате недобросоветсного проведения осмотра случилось ДТП и были жертвы, то размеры штрафов и меры наказания варьируются.

Кто проводит медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Как пройти обучение медицинским специалистам?

Обучение по направлению можно пройти в Современной научно-технологической академии (СНТА).

Оформление предрейсовых медицинских документов — профессиональный осмотр в Москве

Предрейсовый медицинский осмотр – обязательная процедура для работников-водителей, которым необходимо выходить на линию. Проходить ее нужно перед каждым выходом в рейс. Организовать медосмотр, подобрать учреждение должен работодатель, а не сам работник.

В Москве решить вопрос постоянных или разовых предрейсовых медицинских осмотров можно в центре психического здоровья Василия Шнурова. Услуга предоставляется и юридическим лицам (заключается договор с компанией), и частным в индивидуальном порядке.

Кому необходим медицинский осмотр

Пройти процедуру предрейсового медицинского осмотра должны следующие категории водителей:

  • занимающихся перевозкой опасных грузов;
  • оказывающих услуги в сфере пассажирских перевозок;
  • входящих в группу риска – возраст старше 55 лет, наличие хронических патологий в анамнезе.

Осмотр позволяет специалистам выявить факторы, которые служат противопоказанием к управлению транспортного средства любой категории. Комиссия способна обнаружить и доказать факт алкогольного опьянения, травмирования или плохого самочувствия: эти факторы являются запрещающими вождение автомобилей.

Как проходит предрейсовая медицинская комиссия

Протокол проведения осмотров водителей закреплен приказом Министерства Здравоохранения России еще в 2014 году. Он подразумевает выполнение определенных действий медицинским работником:

  • У водителя собирают данные о самочувствии, длительности отдыха/сна, имеющихся жалобах.
  • Проводится стандартный осмотр пациента – оценивается состояние слизистых, кожных покровов, размеры глазных зрачков, измеряется температура тела.
  • Измеряется частота пульса и артериальное давление. Если в анамнезе у водителя есть гипертония/гипотония, то полученные данные необходимо сопоставлять с более ранними показателями.
  • С помощью алкотестера устанавливается факт трезвости пациента.

По результатам обследования медработник принимает решение о допуске работника на линию. Для получения соответствующего штампа в путевом листе необходимо, чтобы отсутствовали:

  • симптомы любого заболевания;
  • жалобы на плохое самочувствие;
  • явные признаки недосыпания;
  • симптомы наркотического или алкогольного опьянения.

Все полученные данные вносятся в журнал предрейсового медицинского осмотра, в путевой лист ставится штамп с росписью медработника и датой проведения комиссии.

Когда работник не допускается к управлению транспортным средством

Медицинский персонал нашей клиники вправе не допустить водителя к работе, если в ходе осмотра у последнего будут выявлены:

  • Повышение/понижение пульса и артериального давления. Если подобное случилось впервые, то допускается контрольное измерение через 20 минут.
  • Гипертермия – повышение общей температуры тела (более 37 градусов).
  • Нарушение функционального состояния на фоне наркотического или алкогольного опьянения – нечеткие ответы на поставленные вопросы, повышенная возбудимость или заторможенность.
  • Острые симптомы внутренних заболеваний, признаки обострения хронических патологий.
  • Болевой синдром с любой локализацией – ушная, головная, зубная, брюшная.
  • Конъюнктивит, обильное слезотечение, рези в глазах, выраженное покраснение белков.

Если у пациента присутствует хотя бы один из перечисленных симптомов, то он направляется для прохождения полноценного осмотра в поликлинику. Водителю выдается справка с заключением и указанием причины отказа в допуске на линию – оформляется в свободной форме.

Adblock
detector