- Как оформить «прирезку» земельного участка в соответствии с земельным кодексом
- Новый закон о «прирезке» земельных участков 2022
- Санкции за незаконный захват земли
- Как бесплатно узаконить «прирезку» земельного участка
- Какие нужны документы для «прирезки» земельного участка
- Сроки рассмотрения заявления о «прирезке» земельного участка
- Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?
- Кто должен делать дорогу к участку?
- Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?
- Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?
- Как заставить отремонтировать дорогу местного значения?
- Что делать если нет проезда к земельному участку?
- Подъездные пути к участку
Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2022 году, подробно рассмотрим в данной статье.
Как оформить «прирезку» земельного участка в соответствии с земельным кодексом
Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:
- Выдел;
- Объединение;
- Перераспределение;
- Раздел.
В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2022 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.
Новый закон о «прирезке» земельных участков 2022
Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2022 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков.
17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге.
Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов земельных участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет.
Санкции за незаконный захват земли
Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под уголовный кодекс.
При таком варианте правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка. При отсутствии мошеннических действий нарушитель скорее всего заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:
- поставлен ли участок на кадастровый учет;
- какова оценочная стоимость данного земельного надела.
Как бесплатно узаконить «прирезку» земельного участка
Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель.
Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.
Какие нужны документы для «прирезки» земельного участка
Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.
- Заявление о прирезке (перераспределении)
- Соглашение
- Выписка из ЕГРН
- Проект межевания или схема расположения участка
- Правоустанавливающие документы на землю.
Сроки рассмотрения заявления о «прирезке» земельного участка
Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:
- общий срок 30 рабочих дней
- увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
- срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.
После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.
Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?
Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план.
Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.
Узнать стоимость кадастровых работ вы можете при помощи бесплатного сервиса на сайте — онлайн калькулятора кадастровых работ.
Также можно ознакомиться на сайте с каталогом компаний вашего региона, оказывающих услуги в сфере кадастра.
Кто должен делать дорогу к участку?
Эксперты нашей компании подробно расскажут, кто должен делать дорогу к участку, и как решить проблему отсутствия подъездных путей в соответствии с законодательством. Организуются подобные дороги еще на стадии формирования территории. Эта обязанность возлагается на местную администрацию либо лицо, проводящее разделение или объединение земель.
Однако далеко не всегда имеется свободный доступ к наделу. И такую задачу нужно решать в срочном порядке, составив обращения в уполномоченные органы.
Зачастую дорога к участку пролегает через болотистую местность, которой требуется отсыпка и облагораживание в соответствии с установленными нормативами. Либо на пути к владениям образовался овраг или иные препятствия. Также создание подъездов необходимо из-за неправильно проведенных межевых работ.
Регистрирующие органы, как правило, приостанавливают оформление территории, если обнаружены подобные нарушения. Но иногда приходится самостоятельно решать вопрос организации дороги к собственной земле.
Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?
- Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
- Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
- По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
- Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
- Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
- Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
- Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.
Наши услуги:
Оформление дороги через суд — от 80000 рублей.
Созданию дороги (новый з/у в населённом пункте) — от 70000 рублей.
Оформление дороги в заявительно-претензионном порядке — от 40000 рублей.
Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?
Подъездные пути к вновь образованным участкам должны оборудовать местные власти. Особенно, если такие земли не прилегают к дорогам общего пользования. Процедура организации подъезда к участку зависит от многих нюансов, и главный из них – кому принадлежит земля между дорогой общего пользования и наделом.
Чтобы понять, как будет происходить прокладка подъезда к территории, нужно ознакомиться с межевым планом. В нем указывают особенности обеспечения доступа к участку:
- Через земли гос. собственности;
- По участкам общего пользования;
- В качестве сервитута по частным наделам.
Изучив процедуру создания дороги к участку через муниципалитет, многие решают построить ее самостоятельно, на собственные средства. Но делать это не рекомендуется, иначе подъездные пути признают самовольной постройкой.
Если администрация населенного пункта не спешит прокладывать дорогу к наделу, собственнику нужно самому инициировать процедуру. Перед этим следует:
- проверить, нанесен ли участок на кадастровую карту;
- к какому муниципальному образованию он относится;
- оформлены ли права на землю надлежащим образом;
- узнать, в чьей собственности находится земля под дорогой;
- определить возможность строительства подъезда к наделу.
Затем надо обратиться в местную администрацию, к которой относится ваш земельный участок, с заявлением. В нем нужно попросить начать проектирование и строительство автомобильной дороги. Ходатайство подается на имя главы администрации. В нем важно сослаться на необходимость подъездных путей:
- не может проехать строительная техника;
- вы планируете круглогодично проживать здесь;
- другие дороги отсутствуют или закрыты.
Обычно на подобные обращения отвечают отказом. Либо нет денег в бюджете поселения, либо земля под дорогой принадлежит частному лицу, либо по иным причинам. На такой ответ следует подать претензию, где указывают ссылки на законы и основания, подтверждающие необходимость прокладки дороги или возможность ее строительства.
Снова отказали – обращайтесь в суд. Чтобы просьбу точно утвердили, проконсультируйтесь с профильными юристами Геобюро по данному вопросу.
Как заставить отремонтировать дорогу местного значения?
Администрация населенного пункта должна проводить текущий ремонт дорог местного значения. Для этой цели привлекаются лицензированные организации. Если этого не происходит, собственники участков, прилегающих к проблемной дороге, могут подать жалобу на состояние проезжей части.
Отклонения от нормативов, установленных в ГОСТ Р 50597-2017, должны устранить. Жалобу подают, когда:
- на дорожном полотне есть ямы длиннее 15 см;
- мелкие выбоины на протяженности 100 метров;
- волны более 5 см на улице местного значения;
- колеи определенной глубины и т.д.
На устранение таких нарушений дают до двух недель. Обычно процедура начинается после обращения собственников (одиночного или коллективного):
- В администрацию населенного пункта – помимо заявления потребуются доказательства наличия проблем на дороге (ответ дадут в течение 30 дней);
- В управление ГИБДД – проводится проверка и, если проезжая часть действительно не соответствует стандартам, выносят предписание на ремонт (его должны исполнить в течение 14 дней).
В небольших муниципалитетах подобные меры, как правило, не приносят результата. В такой ситуации следует подать повторное обращение в администрацию (лучше коллективное, с подписями всех жителей улицы). Добейтесь от представителя ГИБДД, чтобы он возбудил дело об административном правонарушении в довесок к постановлению о ремонте.
Дорожное полотно по-прежнему не отремонтировали – пишите жалобу в прокуратуру, либо сразу в судебные органы. Самостоятельное обращение в суд ускорит процедуру. Иск готовят и в том случае, когда ГИБДД не возбуждает дело об административном правонарушении.
Если жалоба прокурору не принесла результатов, но вы не решаетесь идти в суд, можно направить претензию в МВД РФ или в иные вышестоящие инстанции.
Оптимальный вариант – подача искового заявления после отказа в местной администрации. Но начинать разбирательство надо только после консультации с юристом. Он соберет доказательства необходимости ремонта, отправит жалобы в уполномоченные органы и представит ваши интересы в суде.
Что делать если нет проезда к земельному участку?
После приобретения участка может оказаться, что фактически проезда к нему нет, либо дорога имеется, но пролегает она по чужой территории. Порядок действий зависит от ситуации:
- Проезда нет совсем – соседи поставили забор так, что надел оказался в замкнутом «кольце»;
- Проезд есть, но земля под ним принадлежит частному лицу (владелец соседнего участка);
- Дорога имеется, но участок под ней находится в собственности муниципалитета.
В каждом из этих случаев процедура получения доступа к территории будет немного отличаться. Но есть общий порядок действий, к которому прибегают в подобных ситуациях.
- Если участок находится в границах населенного пункта, необходимо обратиться к главе местной администрации за установлением публичного сервитута.
- Когда надел расположен за пределами муниципалитета, такое заявление направляют в районную администрацию.
- Невозможно установить публичный сервитут (отсутствуют основания), либо земля принадлежит частному лицу – придется устанавливать частный сервитут.
Если других вариантов организации проезда к земельному участку не найдут, представители местной или районной администрации вправе установить публичный сервитут к территории. Но важно учитывать, что право проезда может быть временным или постоянным. Первый вариант подходит, если дорога нужна на время строительства, а второй – во всех остальных случаях.
О частном сервитуте придется договариваться с владельцем земли напрямую. Обычно право проезда устанавливают за определенную плату (ежемесячную, ежеквартальную и т.д.). В этих целях составляется соглашение. Договориться не получилось – сервитут можно установить в судебном порядке.
Существует вариант, когда проезд к участку невозможен из-за неправомерно установленных заборов или объектов недвижимости. В данной ситуации все вышеописанные действия осуществляются после ликвидации таких препятствий. Инициировать процедуру можно, написав жалобу в муниципалитет.
Учитывая сложность процедуры, проводить ее должны профильные юристы. Так вы исключаете риск отказа и получаете гарантию организации проезда к участку.
Подъездные пути к участку
Здравствуйте! У меня в собственности находится земельный участок по адресу г.Кемерово, ул.Монтажников 33 (кадастровый номер 42:24:010139:1221, кадастровый инженер Барботько К.Н., дата внесения в ЕГРН 10.10.2011). К моему участку нет подъездных путей, так как он с трёх сторон окружен другими участками, а с четвёртой стороны-землями РЖД. Подскажите, пожалуйста, где должна быть дорога.
На Ваше обращение об отсутствии подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101039:1221 по ул. Монтажников, 33, сообщаем.
В соответствии с п. 4.15 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой.
Согласно сведениям из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, схема земельного участка с адресной привязкой: г. Кемерово, ул. Монтажников, 33, была выполнена с соблюдением градостроительных, санитарно-гигиенических и других требований, предъявляемых к формированию жилой среды, в том числе с обеспечением подъезда к земельному участку, а также возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и обеспечения противопожарной безопасности и утверждена распоряжением администрации города Кемерово от 27.06.2011 № 2938.
Обращаем Ваше внимание, что местоположение земельного участка по ул. Монтажников, 33, утвержденного схемой, не соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101039:1221, образованного и поставленного на государственный кадастровый учет кадастровым инженером Барботько К.Н., как и соседнего земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101039:1286 (ул. Монтажников, 35).
Кадастровый инженер, выполнивший образование и постановку земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101039:1286 (ул. Монтажников, 35), включил в границы земельного участка территорию, необходимую для обеспечения проезда (прохода) на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101039:1221.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово, действуя в рамках полномочий, регламентированных положением об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово от 02.02.2015 № 172, не обладает полномочиями по осуществлению контроля при постановке земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101039:1221 расположен в территориальной зоне Ж3 — зоне малоэтажной жилой застройки, предназначенной для преимущественного размещения жилого фонда: индивидуальных жилых домов малой этажности (1 — 3 этажа) с приусадебными участками, а также блокированных жилых домов высотой не выше трех надземных этажей с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности использования указанных земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Информируем, образованный земельный участок располагается в глубине существующей застройки. Доступ с территории общего пользования отсутствует.
Однако, ст. 23 Земельного кодекса РФ, предусматривает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Таким образом, в целях обеспечения доступа на расположенный в глубине жилой застройки земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101039:1221 потребуется установление сервитута.