- Узаконивание реконструкции частного дома
- Как произвести согласование реконструкции
- Что делать, если реконструкция проведена незаконно
- Порядок проведения узаконивания
- Что нужно учесть до подачи искового заявления
- Всегда ли нужно обращаться в суд
- Что такое реконструкция частного жилого дома: как избежать отказа и получить разрешение
- Общие понятия о реконструкции дома
- Отличия реконструкции от капитального ремонта и перепланировки
- Оформление разрешения на реконструкцию дома
- Использование материнского капитала в реконструкции
- Согласование реконструкции зданий в 2022 году
- Что такое реконструкция – юридическим и простым языком
- ВС: Самовольно реконструированное здание подлежит сносу, только если его нельзя вернуть в прежнее состояние
- Три инстанции подтвердили необходимость сноса гостиницы
- ВС напомнил о своих разъяснениях
Самовольная реконструкция жилого дома может быть узаконена в судебном порядке.
Собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку (реконструкцию) или снос. Эти права реализуются при условии соблюдения, в частности, градостроительных и строительных норм и правил (п.
1 ст. 263 ГК РФ; пп. 2 п.
1 ст. 40 ЗК РФ).
Справка. Реконструкция жилого дома
Под реконструкцией жилого дома понимается изменение параметров дома, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст.
1 ГрК РФ).
В настоящем материале рассмотрим самовольную реконструкцию жилого дома, в результате которой изменились его параметры.
Законная реконструкция жилого дома
Для признания реконструкции жилого дома законной необходимо соблюсти ряд административных процедур.
По общему правилу собственник жилого дома должен направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, например отдел по градостроительству и архитектуре местной администрации (далее — уполномоченный орган), уведомление о планируемой реконструкции с приложением необходимых документов (ч. 1, 3 ст.
51.1 ГрК РФ; ч. 5 ст. 16 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
Получение уведомления о соответствии планируемой реконструкции установленным параметрам либо ненаправление уполномоченным органом в установленный законом срок (по общему правилу — семь рабочих дней) уведомления о таком несоответствии считается согласованием реконструкции и дает право на проведение необходимых работ (ч. 7, 13 ст. 51.1 ГрК РФ).
Уведомление об окончании реконструкции в случае ее соответствия требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также технический план жилого дома будут являться основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, прилагаемыми к соответствующему заявлению (ч. 16, 19 ст. 55 ГрК РФ; п.
1.2 ст. 19, ч. 11.1 ст.
24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
До 01.03.2026 допускается государственный кадастровый учет и регистрация прав на жилые дома, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, без вышеуказанных уведомлений, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
При этом жилой дом должен соответствовать, в частности, установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др.
Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч.
12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 24.12.2019 N ОГ-Д23-11504; Письма Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21, от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21, от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Также не требуется направлять уведомление в отношении жилого дома, созданного на садовом земельном участке либо земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, кадастровый учет которого осуществлен до 04.08.2018 (ч.
22 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; ч. 6.1 ст.
16, ст. 17 Закона N 340-ФЗ).
Самовольная реконструкция жилого дома и ее узаконение
Реконструкция жилого дома, произведенная без осуществления всех необходимых процедур по ее согласованию с уполномоченным органом, считается самовольной.
Если в результате самовольной реконструкции возник новый объект, он будет рассматриваться как самовольная постройка. Под созданием нового объекта следует понимать в том числе изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и т.п.) (п.
28 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010; Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.06.2015 N 24-КГ15-6).
Самовольная постройка, в свою очередь, подлежит сносу или приведению (путем реконструкции) в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (абз. 3 ст.
12, п. 2 ст. 222 ГК РФ; ч.
10 ст. 55.32 ГрК РФ).
При этом снос самовольной постройки может быть осуществлен лишь в том случае, если будет установлена невозможность приведения объекта в состояние, существовавшее до проведения самовольной реконструкции (п.
28 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).
Таким образом, лицо, которое осуществило самовольно реконструкцию жилого дома, вправе привести дом в состояние, соответствующее действующим нормативным требованиям, или в предыдущее состояние (до реконструкции) в случае, если это не противоречит действующим нормативам.
Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении жилого дома принимается судом (п.
п. 3.1, 4 ст. 222 ГК РФ).
В свою очередь, право собственности на самовольно реконструированный жилой дом может быть признано в судебном порядке (п. 3 ст. 222 ГК РФ; Апелляционные определения Московского городского суда от 08.11.2018 по делу N 33-48573/2018, от 20.02.2020 по делу N 33-8048/2020).
В этом случае в исковом заявлении в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть изложены, в частности, требования о сохранении дома в реконструированном виде. В иске рекомендуем также отметить, что при реконструкции дома не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан, а также не нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 1 ст.
11, ст. 12 ГК РФ; ч. 1 ст.
3, ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
К исковому заявлению могут быть приложены в том числе документы, подтверждающие попытки лица, осуществившего самовольную реконструкцию, принять меры к ее легализации (например, уведомление об окончании реконструкции и уведомление уполномоченного органа о несоответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства) (ч. 16, 19, 20 ст. 55 ГрК РФ; п.
4 ст. 132 ГПК РФ).
При рассмотрении дела судом может быть назначена строительно-техническая экспертиза (ч.1 ст. 79 ГПК РФ; Перечень, утв. Приказом Минюста России от 27.12.2012 N 237).
Исковые требования могут быть удовлетворены судом при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 222 ГК РФ):
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В случае удовлетворения судом требований лица решение суда будет являться основанием для осуществления Росреестром соответствующих регистрационных действий. Проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, которая может быть направлена вам в электронной форме (п. 5 ч.
2 ст. 14, ч. 1 ст.
28, ч. 1 ст. 58, ч.
6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
При этом представление технического плана не потребуется, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда, которое содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, соответствующие установленным методам их определения (ч.
4 ст. 58 Закона N 218-ФЗ).
Обратите внимание! Нормы законодательства о самовольных постройках не распространяются на реконструкцию жилого дома, связанную с заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций, в результате которой не возникло нового объекта недвижимости (п. 14 ст. 1 ГрК РФ; п. п. 28, 29 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Узаконивание реконструкции частного дома
Реконструкцией является внесение любых изменений в основные характеристики постройки. Допустим, вы сделали пристройку к зданию или решили возвести второй этаж. Данные изменения считаются реконструкцией, и на них требуется согласование.
Все несогласованные изменения считаются не законными, поскольку они не внесены в базу ЕГРН. Это значит, что фактическая конструкция постройки отличается от тех данных о ней, которые зафиксированы в реестре. Проводить реконструкцию домов, построенных на территориях ЛПХ, ИЖС, СНТ, можно в уведомительном порядке.
Как произвести согласование реконструкции
Требуют уведомления не все строительно-ремонтные работы, некоторые из них не считаются реконструкцией. Пример: вы провели капитальный ремонт дома, но при этом в его параметры, такие как фасад, этажность, изменения не вносились, значит, в данном случае получать разрешение на самовольные изменения не требуется. Но если планируемые изменения будут считаться реконструкцией, мы советуем действовать согласно закону, ведь это поможет сэкономить силы и время.
Согласовать строительные работы будет намного проще, чем изучать, как узаконить реконструкцию дома без разрешения от местных властей.
Процедура согласования состоит из двух этапов:
- Подача уведомления о реконструкции. Проектная документация для этого не требуется, достаточно сделать схему СПОЗУна уведомительном бланке.
- Ожидание положительного ответа от местной администрации. Пока вы его не получили, проводить работы нельзя.
Далее последуют два варианта развития событий:
- Вы получаете утвердительный ответ и можете приступать к строительству.
Вы получаете отказ. В данном случае можно попробовать устранить причины, которые привели к отрицательному ответу, и затем подать уведомление повторно.
Согласование проектной документации при реконструкции сооружения не требуется. Но те работы, которые будут проведены, должны совпадать с заявленными. Например, не удастся снести старый дом, а на его месте построить новый, выдав это за реконструкцию. Такие несоответствия будут выявлены, и вам придется узаконить самострой.
После завершения строительных работ нужно действовать по следующей схеме:
- Подготовить технический план. Нужно обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договор на создание техплана дома после реконструкции: сделать это можно в компании «Геомер групп».
- Когда техплан будет готов, нужно уведомить администрацию о завершении работ с приложением технической документации.
Затем нужно ожидать проверки соответствия заявленных работ фактическим комиссией. Будет произведен выезд на объект, поэтому вероятность успешно дезинформировать администрацию очень мала. Несоответствия будут выявлены, а вы получите предписание о возврате здания к первоначальному виду.
Если же нарушений зафиксировано не будет, вам выдадут уведомление о соответствии.
Сделанные изменения подлежат внесению в реестр. По закону, подавать данные в Росреестр должна местная администрация, но если вы не хотите ждать, можно сделать это самостоятельно либо обратиться к специалистам «Геомер групп» для существенной экономии времени.
В Росреестр подается заявление о проведении работ, к которому прикладываются все четыре уведомления. Спустя 7 дней после получения заявления Росреестром изменения в нем фиксируются, а вы получаете выписку из ЕГРН с обновленными данными о доме.
Что делать, если реконструкция проведена незаконно
Факты незаконной реконструкции встречаются довольно часто. Нужно ли узаконить изменения или можно оставить все как есть?
Напоминаем, что все незаконные работы и изменения могут повлечь серьезные последствия, а именно:
- Вы получите предписание о возврате дома к его первоначальному виду. Оплачивать работы придется вам самим.
- Налог на дом пересчитают за последние три года, так как реконструкция существенно меняет параметры здания, соответственно, меняется и его кадастровая стоимость. Если вы надстраиваете дополнительный этаж, кадастровая стоимость увеличивается, а также меняется в большую сторону и сумма налога на дом, так как он подлежит пересчету при выявлении незаконной реконструкции.
- С этим домом не удастся проводить сделки. При попытках его продажи или получения под него залога незаконные изменения конструкции будут быстро обнаружены, поскольку фактическое состояние дома не соответствует информации в ЕГРН. Также проблемы возникнут и в случае наследования данной недвижимости, ведь все процедуры по узакониванию изменений придется проходить наследникам, в ином случае они не смогут оформить недвижимость на себя.
- Проблемы могут быть и с подключением к коммуникациям, в частности, к газу, ведь при изменении параметров здания может измениться и схема подключения. Газовщики могут предписать вернуть дом к первоначальному состоянию либо просто отключат подачу газа.
Незаконная реконструкция может повлечь и другие неприятности, поэтому мы рекомендуем избегать рисков и делать все в соответствии с законом.
В вопросах недвижимости есть очень много нюансов, и способы узаконивания могут быть различными: среди них нет такого, который бы подошел абсолютно всем. Именно ваша ситуация может являться нетиповой и потребует особого подхода и помощи экспертов, поэтому советуем сначала проконсультироваться со специалистом для оценки ситуации.
Порядок проведения узаконивания
Нужно быть готовым к тому, что на узаконивание реконструкции потребуется время, но в целом, порядок довольно простой:
- Подготовка техплана. Прежде чем обращаться за узакониванием изменений, нужно подготовить технический план, в котором будет отображено текущее состояние дома. Делать техпланы зданий может только кадастровый инженер. Заказать эту необходимую техническую документацию можно в нашей компании.
- Подача заявления в местную администрацию. На этом этапе действия те же, что и при обычном согласовании. Заявление пишется в свободной форме, и подать его может только собственник. Если же участок или недвижимость находятся в долевой собственности, потребуется согласие от всех собственников. Срок рассмотрения заявления составляет около месяца, и в большинстве случаев администрация отвечает отказом.
Если по заявлению отказано, следующей инстанцией является суд. До подачи искового заявления рекомендуем собрать следующие документы:
- Согласование с Роспотребнадзором на соответствие дома санитарным нормам. Нюанс в том, что для частного дома проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу не обязательно, но так как нужно собрать судебные доказательства, можно согласовать реконструкцию.
- Согласование с пожарным надзором. Не всегда удается согласовать проведенную реконструкцию с этой инстанцией. Иногда в ГПН отказывают. В этом случае вы можете заявить в суд ходатайство о назначении пожарной экспертизы, положительное заключение которой будет доводом в вашу пользу.
- Согласие от всех заинтересованных лиц. Дать свое согласие на реконструкцию должны все заинтересованными в ней лица. Ими могут быть не только собственники или соседи по участку, также может потребоваться согласие от муниципалитета или государства. Например, если дом расположен вблизи линейных объектов местного или федерального значения. В этом случае потребуется обратиться в контролирующие органы.
- Согласование с Росавиацией. Оно требуется в случае нахождения вашего дома в 30-километровой зоне от аэропортов.
На необходимые согласования может уйти много времени и сил. Многие инстанции рассматривают заявление около месяца, и всегда существует риск отказа. Наша компания поможет вам согласовать реконструкцию в контролирующих органах.
После сбора всех документов можно обращаться в районный суд с иском о признании права собственности на самовольно перестроенный дом. На первый взгляд, у истца уже есть право собственности, но, по закону, ОКС был изменен, а значит объект собственности теперь другой. Двумя основными последствиями реконструкции могут быть:
- Фактическое создание нового объекта, например, если вы сделали к дому пристройку или возвели еще один этаж.
- Улучшение характеристик прежнего объекта.
В исковом заявлении вы должны мотивированно объяснить свою точку зрения. К иску прилагаются собранные на предыдущем этапе документы.
Что нужно учесть до подачи искового заявления
Суды далеко не всегда принимают сторону истца. Соблюдение нескольких условий повысит вероятность положительного судебного решения:
- Вы должны иметь права на участок, на котором находится недвижимость. Это может быть право собственности, пожизненного наследуемого владения либо бессрочного пользования. Если вы – арендатор, суд скорее всего откажет.
- Реконструкция не должна влиять безопасность жилища, но вам нужно доказать этот факт. Еще до суда можно заказать строительную экспертизу либо можно ходатайствовать о ее назначении в суде. Обычно досудебное обращение к экспертам стоит дешевле.
- Реконструкцией не должны быть нарушены права заинтересованных лиц. Суд может посчитать, что вы нарушаете права соседей, если, например, пристройка к дому вплотную граничит с другим участком. Поэтому, рекомендуем заранее согласовывать такое увеличение жилплощади с соседями. Также нарушением прав могут быть случаи, когда после реконструкции затруднен подход к инженерным коммуникациям.
- Были предприняты попытки досудебной легализации. То есть, вы обратились в администрацию и получили отказ. Если же данных мер не было принято, вероятность отрицательного судебного решения выше.
Всегда ли нужно обращаться в суд
Судебное разбирательство может отнять много времени, а, чтобы доказать вашу правоту, могут потребоваться дополнительные экспертизы за ваш счет. Поэтому по возможности лучше решать проблему узаконивания в административном порядке:
- Заказать технический план.
- Подать заявление на внесение изменений в Росреестр.
Дальше остается ожидать решения Росреестра. Данный метод проще судебного разбирательства, но риск получить отказ от сотрудников кадастровой службы высок. Если последует отказ, разбирательства в судебном порядке не избежать.
Что такое реконструкция частного жилого дома: как избежать отказа и получить разрешение
Строительство дома – трудоемкий и требующий немалых вложений процесс. Но и по окончании строительства со временем появится необходимость в ремонте и даже в обновлении жилья. Если с ремонтом все просто – бери и делай, то реконструкция частного дома имеет некоторые особенности, которые важно знать, планируя капитальные изменения жилья.
Общие понятия о реконструкции дома
Реконструкция упоминается в Градостроительном кодексе РФ (далее ГрК РФ), в Гражданской кодексе РФ (ГК РФ) и в некоторых других нормативно-правовых актах (НПА).
Иначе говоря, если решили надстроить второй или третий этаж, восстановить фундамент, сделать пристройку к дому или на месте старого дома возвести новый – это и есть реконструкция.
Такие мероприятия повлекут изменение параметров дома – площади, этажности, инженерно-технического снабжения (отопления, электричества, водоснабжения и т. д.).
Отличия реконструкции от капитального ремонта и перепланировки
Реконструкцию часто сравнивают с перепланировкой или капитальным ремонтом. Но это ошибочное мнение. Перепланировка влечет изменения только внутренней части дома, капремонт – замена или восстановление каких-то элементов, а реконструкция – изменение площади и фасада помещения.
Для общего понимания различий вкратце рассмотрим перепланировку и капремонт.
Перепланировка, согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ – изменение частей дома, требующее внесения корректировок в технический план дома. В нее входят:
- перенос дверных или оконных проемов;
- перенос или разборка перегородок,
- устройство дополнительных санузлов и т. п.
Чтобы осуществить перепланировку дома, нужно получить разрешение от районной администрации, обратившись напрямую или через МФЦ.
Если вам не выдали разрешение на перепланировку, напишите нашему юристу! Он поможет вам разобраться в обоснованности отказа.
Капитальный ремонт – это замена или восстановление устаревших частей дома, инженерно-технического обеспечения, а также отдельных частей несущих конструкций жилья. Такие мероприятия не требуют внесения изменений в технический план и получения разрешения.
Пример капремонта – замена кровли, водопровода, отопления, замена перегородок и т. п.
Отличительная черта реконструкции – изменение параметров дома, направленных на увеличение площади, этажности. А перепланировка и капремонт не влекут таких глобальных изменений.
НПА, регулирующие реконструкцию:
Оформление разрешения на реконструкцию дома
Реновация дома – это очень важный процесс, который требует согласования и разрешения от органов местного самоуправления. Поскольку изменения параметров могут нарушить безопасность дома и затронуть интересы живущих в нем людей, а также соседей.
Ст.51 ГрК РФ дает определение разрешения на реконструкцию.
Для получения разрешения нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства в администрации муниципального образования (согласно п. 4 ст. 51 ГрК РФ) и подать заявление с соответствующим пакетом документов.
Весь перечень, необходимых документов для получения разрешения на реконструкцию содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Этот перечень не окончательный. Требования к списку документов могут отличаться в каждом субъекте. Поэтому перед оформлением следует уточнить эту информацию у специалиста специализированного отдела.
Обратиться можно лично либо через доверенное лицо. Также ГрК РФ в п. 7 ст. 51 предусматривает возможность подачи заявления через МФЦ.
После подачи документов заявление рассматривается в течение 7 рабочих дней, по истечении которых заявитель должен быть письменно уведомлен о принятой резолюции. Заявитель должен обратиться в пожарную службу и СЭС для дальнейшего согласования решения, результатом которого будет выдача разрешения либо отказ.
В случае положительного ответа можно приступать к реконструкции самостоятельно, если площадь пристройки/надстройки не будет превышать 10 кв. м. В противном случае выполнять реконструкцию должен специалист, имеющий лицензию на выполнение подобных работ.
Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.
После завершения реновации необходимо получить заключение о соответствии, реконструированного дома требованиям технических регламентов, иных НПА и проектной документации, включая требования энергоэффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергоресурсов – выдается в течение 10 рабочих дней районной инспекцией государственного строительного надзора.
После получения такого заключения необходимо актуализировать данные технического паспорта, зарегистрировав дом в ЕГРН, поскольку изменились технические параметры жилья. Для этого нужно получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию в том же органе самоуправления, снова собрав пакет документов с заявлением и разрешением на реконструкцию. Такое разрешение выдается в течение 10 рабочих дней.
Получение разрешения – обязательная процедура. Если реновация будет проведена без разрешения, будет наложен административный штраф (2 – 5 т. р.), согласно п. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях России.
В этом случае реконструированный дом будет признан самовольной постройкой, которую необходимо узаконить (читайте, как легализовать самовольную постройку). Для этого в БТИ нужно взять новый кадастровый паспорт и вместе со старым предоставить документы из перечня в администрацию и получить разрешение на реконструкцию. В дальнейшем можно будет зарегистрировать право собственности на реконструированное жилье.
Также можно узаконить реконструкцию через суд.
Что касается реконструкции домов в СНТ (садовые некоммерческие товарищества), то благодаря принятому ФЗ № 93 от 30.06.2006 «О дачной амнистии», разрешение не требуется. А для регистрации права собственности применяется упрощенный порядок – достаточно предоставить в Росреестр декларацию об объекте недвижимого имущества. При этом земельный участок в СНТ должен находиться в собственности.
Использование материнского капитала в реконструкции
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (далее ФЗ № 256) средства мат. капитала можно использовать на реконструкцию дома при соблюдении нескольких условий:
- исполнение ребенку 3-х лет;
- площадь жилья будет увеличена;
- дом оформлен в совместную собственность;
- площадь жилья на каждого члена не превышает 18 кв. м.
При соблюдении всех условий можно обратиться в пенсионный фонд России (далее – ПФРФ) и предоставить заявление о распоряжении мат. капиталом и следующие документы:
После проверки документов ПФРФ в течение 2-х месяцев переводит 50% от суммы субсидии на счет получателя капитала, а оставшиеся деньги перечисляются не ранее чем через полгода после получения первой части. Для этого необходимо повторно обратиться в ПФ РФ с заявлением и актом освидетельствования проведения реконструкции. Этот документ выдается отделом архитектуры и градостроительства в администрации.
В случае, если для проведения реконструкции был привлечен подрядчик, то после завершения работ вся сумма будет переведена на счет организации.
Если реконструкцию дома невозможно отложить до исполнения ребенку 3-х лет, то можно провести необходимые работы, а после получить материнский капитал на компенсацию расходов при реновации дома. Также ФЗ № 256 предусматривает возможность погашения кредита, взятого на реконструкцию, за счет государственной субсидии.
Согласование реконструкции зданий в 2022 году
Реконструкция – это изменение параметров действующего объекта капитального строительства (этажности, площади, высоты), а также замена или восстановление несущих конструкций старого строения. Такое определение указано в Градостроительном кодексе РФ (ГрК). Поскольку такие виды работ могут существенно повлиять на целостность здания и его элементов, для проведения реконструкции нужно получить разрешение на строительство.
Выдает этот документ Госстройнадзор после проверки проектной документации.
Читайте в статье, как проходит согласование реконструкции многоквартирного дома и нежилого здания, какие документы нужны для обращения за разрешением, где заказать проектную документацию.
Что такое реконструкция – юридическим и простым языком
- изменение параметров и характеристик реконструируемого объекта или его частей, в том числе с увеличением или уменьшением высоты, этажности, общего объема и площади;
- перестройка, надстройка, расширение или увеличение реконструируемого объекта;
- замена или восстановление несущих конструкций действующего объекта, кроме случаев восстановления или замены их отдельных элементов для улучшения свойств и характеристик (такие виды работ подпадают под понятие капитального ремонта, реставрации старого здания);
- проведение работ для смены целевого назначения здания, перестройки объекта незавершенного строительства.
По специальным правилам нужно согласовать реконструкцию фасадов. Так как работы на фасадах затрагивают внешний облик и архитектуру здания, проект необходимо согласовать в Москомархитектуре. К работам на фасадах относится изменение мест расположения оконных и дверных проемов, обустройство входной группы, иные изменения.
Все консультации бесплатны.
При реконструкции осуществляется замена или восстановление несущих конструкций, либо изменений основных характеристик здания.
Реконструкция проводится по решению собственника, либо предприятия, уполномоченного на обслуживание здания, объекта незавершенного строительства. Если у здания несколько собственников, требуется согласие каждого из них. Причиной такого решения могут являться существенный износ или повреждения несущих конструкций старого здания, когда замена или восстановление их отдельных элементов не имеет смысла, либо невозможна.
Также собственник может провести реконструкцию, чтобы изменить основные характеристики здания – сделать пристройку для новых офисов или расширения площади, увеличение этажности для открытия новых офисов. Проводится реконструкция и в многоквартирных зданиях, если состояние несущих конструкций угрожает целостности объекта и создает аварийную ситуацию для жильцов. При этом согласие жильцов не требуется, если реконструкция проводится по заключению межведомственной комиссии или по предписанию гос.
органов.
Не нужно получать разрешение на реконструкцию только для действующих объектов и видов работ, чей перечень прямо указан в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Например, для проведения капитального ремонта такой документ не требуется, а проект будет согласовываться в общем порядке.
Также по специальным правилам выдается разрешение для работ на линейных объектах.
Комментарий специалиста. Проведение реконструкции без проекта и разрешения на строительство не допускается. При выявлении таких фактов, собственник или подрядчик могут быть привлечены к административной ответственности, а выполнение строительных работ может быть приостановлено.
Только проектировщики и эксперты могут учесть фактическое состояние несущих конструкций, предусмотреть меры безопасности при проведении работ, установить пределы воздействия на отдельные элементы здания.
На инфографике указаны основные правила согласования реконструкции по ГрК РФ
ВС: Самовольно реконструированное здание подлежит сносу, только если его нельзя вернуть в прежнее состояние
Сославшись на позицию КС, Суд напомнил, что в каждом конкретном деле необходимо исследовать обстоятельства создания такой постройки и устанавливать лиц, осуществлявших строительство или являвшихся его заказчиками
По словам одного из адвокатов, своим определением Суд еще раз напомнил нижестоящим инстанциям о необходимости отказаться от формального подхода в отношении заявляемых органами местного самоуправления исков, касающихся объектов, имеющих признаки самовольных построек. Другой обозначил, что такие споры имеют особенности исчисления срока исковой давности, связанные с тем, что стороной по ним выступает публично-правовое образование. Третий добавил, что как суды, так и стороны в подобных спорах не всегда готовы глубоко погружаться в технические познания и детально оценивать результаты судебной экспертизы.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела вопрос о том, при каких условиях иск о сносе самовольно реконструированной недвижимости может быть удовлетворен (Определение № 308-ЭС19-21484 по делу № А32-30003/2018).
Три инстанции подтвердили необходимость сноса гостиницы
Администрация г. Краснодара, обратившись в Арбитражный суд Краснодарского края, потребовала обязать индивидуального предпринимателя Катрин Атаеву-Добришман снести самовольную постройку.
Администрация пояснила, что спорный объект капитального строительства расположен на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Однако при осуществлении контроля за соблюдением земельного законодательства соответствующее управление администрации города выяснило, что на участке ответчика расположено трехэтажное строение с вывеской «Бестужевъ», которое используется в качестве гостиницы. При этом разрешение на строительство гостиницы не выдавалось, а по данным ЕГРН на этом участке расположен жилой дом.
ВС разбирался в деле о самовольной постройке, о судьбе которой было заявлено два встречных требования
Суд указал, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку
Истец сообщил, что участок Катрин Атаевой-Добришман расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодара, в рамках которой не предусмотрена возможность использования земли под размещение гостиниц. Дополнительно администрация указала, что объект возведен без соблюдения минимально допустимых отступов.
АС Краснодарского края признал требования о сносе спорного объекта обоснованными. Сославшись на ст. 222 ГК, он решил, что возведенное ответчиком здание является самовольной постройкой, реконструкция которого проведена без необходимого в силу ст.
49 и 51 Градостроительного кодекса РФ. Суд также учел то, что здание используется предпринимателем в качестве гостиницы, в то время как располагается оно на земельном участке, не предназначенном для этой цели. Кроме того, первая инстанция установила, что при возведении объекта были нарушены максимальный процент застройки земельного участка, минимальный отступ зданий от границы, отделяющей участок от территории общего пользования, добавив, что ступени здания расположены на землях общего пользования.
Выводы АС Краснодарского края поддержали апелляционная инстанция и суд округа.
ВС напомнил о своих разъяснениях
Верховный Суд указал, что согласно п. 26 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении исков, связанных с самовольной постройкой, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, а также создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Для этого при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности суд вправе назначить экспертизу.
В п. 28 того же постановления указано, что положения ст. 222 ГК распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
При этом суд обязывает снести самовольно реконструированную недвижимость лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Проанализировав обстоятельства дела, Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к выводу, что нижестоящие инстанции не оценили ряд фактических обстоятельств. Так, часть спорной постройки (одна литера) была возведена на основании разрешения на строительство и сдана в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод дома в эксплуатацию. Наличие каких-либо нарушений при возведении этой литеры до проведения реконструкции дома суды не установили, подчеркнул ВС.
Кроме того, добавил он, возведению другой литеры (пристройки к дому) предшествовало получение разрешения на реконструкцию, на что указывала ответчик. Между тем выданные параметры на реконструкцию жилого дома и наличие отступлений, допущенных при реконструкции, их характер не были исследованы судами, тогда как Катрин Атаева-Добришман ссылалась на возведение пристройки в соответствии с установленными для реконструкции параметрами.
Как указано в определении, эксперты установили, что расстояние между спорным объектом и строениями на соседних земельных участках не соответствует строительным правилам. Однако из заключения не следует, к какой из двух литер дома относится это нарушение.
Сославшись на утвержденный Президиумом ВС РФ 19 марта 2014 г. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, коллегия заметила, что при рассмотрении таких споров судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки. Чтобы опровергнуть утверждение администрации о невозможности расположения гостиницы в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, предприниматель ссылалась на правила землепользования и застройки на территории, действовавшие в период получения градостроительного плана своего участка и разрешений на строительство дома и пристройки.
В соответствии с данным документом в числе предусмотренных для спорного земельного участка основных видов разрешенного использования указаны «гостиницы, дома приема гостей и т.п.».
Верховный Суд указал, что при ответе на вопрос о том, создает ли спорный объект угрозу жизни и здоровью граждан, эксперты выявили несоответствие посадки (размещения) относительно соседних строений, нарушающее градостроительные и противопожарные нормы и правила, а также правила землепользования. Из определения следует, что эксперты пришли к выводу: угроза жизни возможна при возникновении пожара для лиц, находящихся внутри исследуемого объекта. «Вывод о том, что сама постройка создает угрозу жизни ввиду наличия у нее признаков безопасности, экспертами не сделан», – подчеркнул Суд.
Нижестоящие инстанции исходили из отсутствия у ответчика разрешения на строительство гостиницы и согласования строительства именно такого объекта с уполномоченным органом исполнительной власти. Однако в материалах дела нет доказательств, подтверждающих невозможность использования объекта для личного проживания, указал ВС. Основания для сноса объекта в связи с использованием ответчицей постройки и земельного участка по нецелевому назначению также нельзя признать правомерными, добавил он.
ВС посчитал, что суды также не учли приведенный выше п. 28 Постановления № 10/22, поскольку вопрос о возможности приведения объекта в состояние, существовавшее до проведения работ по реконструкции в виде возведения пристройки, суды не исследовали. Более того, они обязали ответчика снести спорный объект полностью, в том числе ту часть, которая существовала до проведения реконструкции и, по выводам экспертов, имеет свои индивидуальные технико-экономические параметры.
Судебная коллегия отметила, что, как ранее неоднократно указывал КС РФ, обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, в каждом конкретном деле необходимо исследовать обстоятельства создания такой постройки и устанавливать лиц, осуществлявших строительство и (или) являвшихся его заказчиками.
Кроме того, добавил ВС, нельзя признать обоснованными и бесспорными выводы апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела Арбитражным судом Краснодарского края, поскольку их должная мотивировка отсутствует.