Какова минимальная численность контрактной службы

Содержание
  1. В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?
  2. Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
  3. Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?
  4. Создание контрактной службы по 44-ФЗ 2022 г.
  5. 2. Положение о контрактной службы по 44-ФЗ
  6. 3. Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ
  7. Способы создания контрактной службы
  8. Модели контрактной службы
  9. 5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель.
  10. 6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика
  11. Грамотно формируем контрактную службу для участия в закупках по 44-ФЗ
  12. Каков круг обязанностей контрактной службы?
  13. Чем отличается управляющий от контрактной службы?
  14. Обязательно ли формировать отдельную структуру?
  15. Установлены ли нормы к количеству членов службы?
  16. Зачем нужна комиссия по закупкам, и есть ли требования к количеству членов?
  17. Есть ли нормативы к уровню образования специалистов?
  18. Кто решает вопрос об обучении?
  19. Как организовать работу контрактной службы заказчика
  20. Как выбрать: служба или управляющий
  21. Как работает управляющий по 44-ФЗ
  22. Как работает отдел
  23. Шаг 1. Выбираем форму
  24. Шаг 2. Готовим положение
  25. Шаг 3. Издаем приказ
  26. Ст. 38 44-ФЗ: назначение контактной службы
  27. Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего

Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.

Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье.

Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.

Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.

В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?

Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Ключевой момент здесь заключается в слове «или» .

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что в одной организации не может быть создана контрактная служба и определены одновременно контрактные управляющие. Наличие одного исключает другое, в том числе в случае, когда заказчик имеет обширную сеть филиалов.

При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.

Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).

Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.

Различия между контрактной службой и контрактным управляющим

Контрактная служба Контрактный управляющий
коллегиальный орган заказчика должностное лицо заказчика
в состав должно входить не менее 2 человек может быть один
только одна в организации может быть несколько
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.)

Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?

Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ.

Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к. большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.

Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве. Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения. Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:

  • для себя (чтобы не оштрафовали, не посадили);
  • для «галочки» (чтобы соответствовать формальным требованиям Закона № 44-ФЗ).
Читайте также:  Договор найма квартиры на 11 месяцев образец без налогов

Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому. При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России.

Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.

Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.

Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:

  • «повышение квалификации» (по результатам успешного освоения программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца);
  • «профессиональная переподготовка» (по результатам прохождения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца).

Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад.

часов и выше. Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).

Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия. Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад.

часов, но очно из них реализуется только, например, 16. Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.

Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок. Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки».

Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.

Создание контрактной службы по 44-ФЗ 2022 г.

Контрактная служба — это больше функция, чем подразделение, которое осуществляет закупки на нужду государства и муниципалов. Действует такая служба по Положению о контрактной службе, которое основывается на Типовом положении о контрактной службы и было принято Минэкономразвитием в приказе под номером 631 от 29.10.13.

Заказчик может создать такую службу в том случае, если годичный закупочный объем в согласии с планом-графиком составляет более, чем 100 млн.р, то регламентируется 1 частью 38 статьи в 44 Федеральном Законе. В случае, если Заказчик не создаст контрактную службу и годичный объем закупок составляет более, чем 100 млн.р, то он должен назначить контрактного управляющего — это регламентировано 2 частью в 38 статье по 44 Федеральному Закону.

Заказчика не обязывают создавать спецподразделение, поскольку контрактная служба имеет права существовать и без такового, что регламентируется 1 частью в статье 38 Закона под номером 44. Но в таком случае, Заказчик обязуется утвердить штат на постоянной основе, который будет выполнять функции данной службы, в свою очередь это регламентируется 2 подпунктом в 6 пункте Типового положения.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

2. Положение о контрактной службы по 44-ФЗ

  • Правила выбора поставщиков и подрядчиков;
  • Методы в согласии с которыми будет планироваться и обосновываться закупка;
  • Порядок подписания контракта;
  • Прочие моменты из числе деятельности закупок.

3. Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ

При создании контрактной службы, Заказчик самостоятельно должен определить и утвердить численность и структуру. Тут имеется одно правило, данная служба не может состоять менее, чем из 2 человек.

Способы создания контрактной службы

1. Создать отдельное структурное подразделение ( либо на базе уже имеющегося, либо создать ное такое подразделение)

2. Утвердить постоянный состав работников, которые будут исполнять функции контрактной службы, при этом создавать отдельное подразделение не требуется.

  • Приказ о создании таковой службы (см ниже)
  • Положение о контрактной службы (см выше)

В тех случаях, если годичный объем закупок не превысил 100 млн.р и Заказчик не имеет контрактной службы, то он ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего.

Контрактный управляющий — это лицо, которое занимает соответствующую должность и несет ответственность за выполнение одной или нескольких закупок, а также выполнение договоров — это регламентирует 2 часть в 38 статье.

Модели контрактной службы

Итак, обобщим выше-указанные сведения. В рамках 44 Федерального закона предлагается всего 3 модели контрактной службы:

5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель.

Мы уже говорили ранее о том, что Заказчик самостоятельно утверждает структуру и численность работников контрактной службы, не забывая о том, что их должно быть не менее, чем 2.

Не важно какую из форм выберет Заказчик, он обязуется назначить руководителя. Если это контрактная служба создана в форме отдельного структурного подразделения, то ее должен возглавить руководитель данного подразделения. В случае, если контрактная служба создана не на базе какого-либо подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель Заказчика, либо его заместитель.

Обратите внимание, при включении отдельно взятых работников в состав службы в связи с изменением или же расширением их функций, вследствие чего изменения и трудового договора, то это может происходить только при получении согласия от этих работников, при этом изменения следует внести и в их должностные инструкции.

  • Общее положение: цель и условие создания, законодательная база, принцип действия, структура, численность и обязанность;
  • Полномочия при выполнении должностных обязанностей и функций;
  • Ответственность которую несут работники.
Читайте также:  Где указывается лицевой счет в платежном поручении

Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика

Когда Заказчик создает контрактную службу, он нацеливается на эффективное проведение закупок для государства или муниципальных компаний.

Чтобы создать такую службу, нужно создать отдельное подразделение, которое будет функционировать внутри компании или оформить официальный состав работников, которые и будут выполнять права и обязанности службы вне структурного подразделения.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Грамотно формируем контрактную службу для участия в закупках по 44-ФЗ

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», действующий с 2014 года, впервые регламентировал требование к заказчику привлекать для проведения закупок только квалифицированных специалистов, имеющих документальное свидетельство своих знаний в этой области.

Для легитимного участия в процессах закупок заказчик теперь обязан сформировать в своей организации контрактную службу или назначить контрактного управляющего, а также создать специальную комиссию.

Каков круг обязанностей контрактной службы?

Контрактная служба контролирует любые операции по закупкам, вплоть до:

  • поиска подходящих предложений;
  • подбора поставщиков или исполнителей;
  • подписания и ведения договора;
  • общего аудита и контроля.

Чем отличается управляющий от контрактной службы?

Общий функционал у них одинаков, но отдельная служба формируется, если в год объем закупок превосходит 100 млн. руб.

Обязательно ли формировать отдельную структуру?

Служба может функционировать и в рамках отдельного подразделения в организации, и в виде документально утвержденного состава специалистов.

Установлены ли нормы к количеству членов службы?

В утвержденный состав должно входить как минимум двое специалистов, работающих в штате. Их включение осуществляется с подтвержденного согласия и при внесении необходимых корректив в должностные инструкции.

Зачем нужна комиссия по закупкам, и есть ли требования к количеству членов?

Комиссия требуется для контроля соблюдения законодательных правил при создании аукциона, запроса котировок, создания и проведения конкурса. Чаще всего заказчики формируют единую комиссию по всем вопросам.

При организации единой комиссии и комиссий по конкурсам или аукционам, их минимальный состав — 5 человек.

Комиссии по котировкам или рассмотрению заявок и предложений работают в минимальном количестве 3 членов.

Есть ли нормативы к уровню образования специалистов?

В 2017 году начали действовать нормативные обновления.

  • Представителям контрактной службы требуется иметь базовое высшее или дополнительное образование в области закупок.
  • Специалистам комиссий нужен нормативный документ о профессиональной переподготовке, повышении квалификации по закупкам в соответствии с 44-ФЗ или о специальных познаниях по объекту закупки.

Кто решает вопрос об обучении?

Потребность переподготовки специалистов в сфере закупок заказчик определяет сам.

Ответственные работодатели, заинтересованные в четком соблюдении государственных нормативов и в успехе закупочной деятельности предприятия, могут провести дистанционное обучение по закупкам в учебном центре компании «РостБизнесКонсалт».

Как организовать работу контрактной службы заказчика

Контрактная служба — это внутренний орган в структуре заказчика, который организуют закупочный процесс. Создавать ее нужно не всегда.

Как выбрать: служба или управляющий

В ФКС закреплено, как правильно создать контрактную службу: все зависит от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Если он больше 100 миллионов рублей, то заказчик обязан создать службу. А если СГОЗ меньше 100 миллионов рублей, то назначает то или другое по своему усмотрению. Это указано в ч. 1 ст. 38 44-ФЗ.

Все случаи, когда не может быть назначен контрактный управляющий, перечислены в ст. 38 Федерального закона № 44. Возможность назначения этого специалиста ограничена только годовым СГОЗ в 100 миллионов рублей. Если годовой объем закупок меньше установленного лимита, назначается ответственное должностное лицо (ч. 2 ст. 38).

В положениях этой же статьи разъясняется, нужен ли контрактный управляющий, если создана контрактная служба, — нет, это равнозначные органы. Заказчик либо созывает специальный отдел по закупкам, либо назначает управляющего по контрактам.

Как работает управляющий по 44-ФЗ

По 44-ФЗ, работа контрактного управляющего по 44-ФЗ заключается в проведении всех закупок в организации или одной конкретной процедуры. Это указано в ч. 2 ст.

38 44-ФЗ. Определяйте сами, сколько управляющих нужно, чтобы организовать закупочный процесс. Рекомендуем распределять закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать управляющего, который обладает специальными знаниями в конкретной сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.

п.).

Эксперты КонсультантПлюс разработали шаблон трудового договора с контрактным управляющим. Используйте эту форму бесплатно.

Основные требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ в 2022 году заключаются в том, чтобы:

  • обеспечивать цикл закупки (от планирования до исполнения контракта);
  • взаимодействовать с третьими лицами, если возникли спорные ситуации.

Вот кто вправе отвечать за закупочную деятельность заказчика:

  1. Работник организации. Это указано в ч. 2 ст. 38 44-ФЗ и письме Минэкономразвития № Д28и-2996 от 10.11.2016.
  2. Сотрудник с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок. Это указано в ч. 6 ст. 38 44-ФЗ.
Читайте также:  Судьи верховного суда назначаются на должность

Вот актуальный пример постановления, которое утверждает назначение контрактного управляющего и должностную инструкцию по его работе.

Как работает отдел

В приказе Минфина № 158н от 31.07.2020 указано, что делает контрактная служба на предприятии: планирует закупки, определяет поставщика и заключает с ним контракт, отвечает за исполнение, внесение изменений и расторжение соглашений.

В состав контрактной службы 44-ФЗ входят минимум 2 образованных сотрудника заказчика: руководитель и работник. Вот краткая инструкция, как организовать работу закупочного отдела:

  1. Выберите форму.
  2. Подготовьте положение.
  3. Утвердите его приказом.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Шаг 1. Выбираем форму

Различают такие формы:

  • с выделением в отдельное структурное подразделение;
  • без такого выделения.

Выделяйте отдел по закупкам в отдельное структурное подразделение по желанию. Ориентируйтесь на штатные возможности, объем и интенсивность тендеров. Решайте сами, выделять КС в отдельное структурное подразделение или наделить этими функциями состав работников, который действует в организации.

Такой способ организации привлекателен тем, что сотрудники не совмещают разные трудовые функции, это обеспечивает равномерное распределение нагрузки. Если выбираете этот тип организации, предусмотрите отдельную должность для руководителя.

Если не выделяете отдельное подразделение, это означает, что сотрудники исполняют функции КС, не отрываясь от основных трудовых обязанностей. Учитывайте нагрузку по закупкам и другой работой, чтобы не возникало авралов.

Шаг 2. Готовим положение

КС работает только на основании положения или регламента. Название этого документа выбирайте сами. Разработайте его на основании типового положения, которое утверждено приказом Минфина № 158н от 31.07.2020. Это указано в ч. 3 ст. 38 44-ФЗ.

Отдельная контрактная служба и контрактный управляющий начинают свою работу с определения обязанностей. В положении закрепите, как действует отдел заказа на этапах закупочной деятельности, и пропишите условия взаимодействия с закупочной комиссией, подразделениями заказчика, другими лицами, которые участвуют в организации тендера. Например, специализированные организации или независимые эксперты.

Чтобы эффективно распределить нагрузку, укажите в положении, участвуют ли работники КС в работе комиссии по закупкам. Региональные или местные акты субъекта РФ иногда предусматривают для некоторых заказчиков обязанность включать работников в состав комиссии.

Шаг 3. Издаем приказ

Приказ о создании КС фиксирует факт появления такого подразделения и утверждает положение (регламент) его работы.

В приказ включается информация:

  1. О лице, которое назначено руководителем. По регламенту, начальник контрактной службы — это специалист, который контролирует и несет ответственность за работу всего закупочного отдела.
  2. Список сотрудников, которые вошли в состав (если создаете без выделения подразделения).
  3. Срок подготовки руководителем документов, которые определят должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников службы.

Особых требований, кто может быть руководителем контрактной службы по 44-ФЗ в бюджетном учреждении в 2022 году, не предусмотрено. Руководить отделом вправе только специалист с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок.

Ознакомьте с приказом лиц, которые задействованы за два месяца до запланированной даты создания службы.

Ст. 38 44-ФЗ: назначение контактной службы

Если у выступающей в роли заказчика организации годовой объём государственных закупок товаров, работ и услуг превышает 100 млн. руб., заказчику необходимо создать контрактную службу (КС).

Это регламентируется в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 27.12.2019 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 08.01.2020.

Однако хотя заказчики должны создавать контрактную службу, при этом закон не обязывает заказчика создавать специальное структурное подразделение.

Если госзакупки в течение года не превышают 100 млн. руб., заказчик вправе самостоятельно решать, создать ли ему контрактную службу или же ограничиться возложением ответственности за осуществление закупок и исполнение контракта на заместителя руководителя организации-заказчика в лице контрактного управляющего, для которого разрабатывается должностная инструкция.

Функции контрактной службы и контрактного управляющего одинаковы. Разница только в закупочных объёмах. Сама же контрактная служба — это группа специалистов в составе отдельного подразделения, отвечающая за осуществление всего госзакупочного цикла. Служба обязательно должна возглавляться руководителем.

Контрактная служба по 44-ФЗ, права, обязанности сотрудников и порядок их работы определяются упомянутым законом.

При этом принципы, на которых базируется деятельность КС, состоят из:

  • концентрации обладающих высокой квалификацией работников, обладающих специальными знаниями и необходимым опытом в закупочной сфере;
  • свободного доступа сотрудников к информации о проведённых закупках и достигнутых при этом результатах;
  • подписания контрактов на максимально выгодных условиях, повышающих эффективность сделок;
  • соблюдения в своей деятельности требований нормативно-правового законодательства РФ и регламентом самой организации-заказчика ;
  • личной ответственности каждого сотрудника КС.

Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего

Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.

Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.

Adblock
detector