- ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИРОВАНИЕ ТС
- КОМУ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ КАТЕГОРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
- КАКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕ ПОДЛЕЖАТ КАТЕГОРИРОВАНИЮ
- Министерство транспорта Российской Федерации уточняет:
- Внесение в реестр Росавтодора транспортных средств (ранее — категорирование транспорта) в 2022 году
- Для чего нужно уведомление о внесении в реестр Росавтодора ТС
- Разъяснения Минтранса по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС
- Что означает категорирование ТС для перевозки пассажиров и зачем его проводят?
- Что такое категорирование транспортного средства для перевозки пассажиров?
- Для чего нужно категорирование?
- Какой транспорт не подлежит делению на категории?
- Необходимые документы для проведения процедуры
- Где можно провести категорирование?
- Стоимость данной процедуры
- Результаты проведения процедуры
Для обеспечения безопасности пассажиров, участников дорожного движения, воздушных, железнодорожных перевозок существует распределение средств передвижения по определённым критериям в соответствии с риск-ориентированным подходом.
Категорирование транспорта призвано обеспечить отсутствие ЧС при перевозке людей, присвоить им особый статус возможной опасности. Таким образом, формируется понимание угрозы при пользовании транспортных средств.
Зачастую владельцу ТС осуществить самостоятельно всенеобходимые процедуры в Федеральном Дорожном Агенстве (ФДА) довольно сложно, ввиду чего нужна помощь квалифицированного специалиста, который поможет оформить все бумаги в соответствии с требованиями законодательства.
ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИРОВАНИЕ ТС
Согласно ФЗ от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», под категорированием объектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся транспортные средства, понимается отнесение их к определенным критериям с учетом степени угрозы совершения противоправных действий и всевозможных последствий против жизни и здоровья людей.
Категорирование ТС является основной из задач, возлагаемых Законом на собственников и владельцев транспортных средств, в целях обеспечения транспортной безопасности.
За неисполнение обязательств по обеспечению соответствующего уровня безопасности и несоблюдение порядка и правил осуществления коммерческих и некоммерческих перевозок грузов и пассажиров, административный кодекс (ст. 11.15.1.-11.15.2 КоАПа) предусматривает ряд существенных санкций: от штрафа и ареста транспортного средства, вплоть до приостановления деятельности предприятия (при условии отсутствия обстоятельств, характерных уголовному законодательству).
КОМУ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ КАТЕГОРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Субъекты транспортной инфраструктуры: юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками ТС, т.е перевозчики, принявшие на себя обязанность доставить пассажиров ТС категории М2 и М3, или опасный груз, из точки А в точку Б, должны внести каждое ТС в реестр категорируемых. Все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию (ч. 1 ст.
6 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности).
Контролирующим органом в области транспортной безопасности является Федеральное дорожное агентство – Росавтодор; именно там необходимо получить уведомление о внесении транспортного средства в список категорируемых, что позволит осуществлять свою деятельность в соответствии с требованием закона.
КАКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕ ПОДЛЕЖАТ КАТЕГОРИРОВАНИЮ
- Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу.
- Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг.
- Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов.
- Транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе.
- Перевозки пассажиров для собственных нужд ИП или юридического лица по территории предприятия.
Таким образом, все автобусы и тягачи, осуществляющие перевозку пассажиров и опасных грузов на коммерческой основе, по заказам или по установленным маршрутам, подлежат обязательному категорированию.
Министерство транспорта Российской Федерации уточняет:
На транспортные средства, осуществляющие перевозку лиц, не являющихся пассажирами, для собственных нужд не по дорогам общего пользования юридического лица или индивидуального предпринимателя, требования ФЗ «О транспортной безопасности» не распространяются.
Однако в связи с недавними изменениями в правила автомобильных перевозок пассажиров, согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 30.10.2018 г.
№386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», любая деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, подлежит обязательному лицензированию, т. е. необходимо оформлять лицензию на перевозку пассажиров и иных лиц автомобильным транспортом по дорогам.
Внесение в реестр Росавтодора транспортных средств (ранее — категорирование транспорта) в 2022 году
Cогласно статье 6 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортные средства и ОТИ подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Однако действовавшее ранее категорирование автобусов и транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы заменено на процедуру внесения в реестр Росавтодора ТС согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2020 г. № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Нужно внести в реестр Росавтодора ТС (категорирование) для перевозки пассажиров или опасных грузов?
Процедура заменена с принятием Постановления Правительства 1640 от 08.10.2020.
Теперь ТС вносится в реестр транспортных средств и на него нужно получать паспорт безопасности ТС.
Внесение в реестр Росавтодора – 5000 руб. (по 1000руб за каждое последующее ТС).
Большинство обращений поступает к нам на получение категорирования транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы (в УГАДН требуется при подаче документов для получения специальных разрешений), и на получение пассажирской лицензии, т.е. категорирование автобусов.
Итак, исполнение государственной функции по внесению в реестр транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ и ТС) автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства осуществляется Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и только в Москве.
По ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливаeтся не более четырех категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости — первая, вторая, третья, четвертая.
Для чего нужно уведомление о внесении в реестр Росавтодора ТС
Получить уведомление необходимо для того, чтобы подать паспорт обеспечения транспортной безопасности в Ространснадзор для получения специального разрешения на перевозку особо опасных грузов (без уведомления о принятии паспорта ТБ подача документов невозможна, а значит, невозможна перевозка особо опасных грузов), а так же если Ваша специализация – перевозка пассажиров по заказам или на основании лицензии по маршрутам, внесение в реестр ТС также необходимо.
В случае игнорирования требований законодательства и не получения уведомления Росавтодора для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров по заказам или по маршруту, юридическому лицу грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.7.5.-1 КоАП РФ), а также штраф по ст. 11.15.1 КоАП РФ или в худшем случае по ст 263.1 УК РФ (N 63-ФЗ ).
Конечно, отсутствие разрешительной документации — это и простои, и неуверенность в спокойном функционировании бизнеса Ваших перевозок, ведь если остановит гаишник — проблем не миновать.
Разъяснения Минтранса по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС
Министерство транспорта РФ опубликовало разъяснения положений федеральных законов по вопросу обеспечения транспортной безопасности. Они касаются всех субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций, которые ответственны за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС).
В августе 2019 года в ФЗ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» были внесены изменения ФЗ № 270-ФЗ от 02.08.2019 года.
Из 16-ФЗ исключено проведение следующих процедур:
- категорирования ТС,
- оценки уязвимости ТС,
- разработки планов обеспечения транспортной безопасности ТС.
При этом, на основании п. 6 ст. 1 ФЗ № 270-ФЗ от 02.08.2019 года субъекты транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ, не подлежащего категорированию, и ТС обязаны разработать и согласовать:
Сроки разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС – 1 месяц с момента вступления в силу новых требований, которыми определена обязанность по обеспечению транспортной безопасности на объекте. Разрабатываются и утверждаются документы субъектом транспортной инфраструктуры для тех ОТИ и ТС, которые не подлежали категорированию по ч.1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ.
Другими словами, для ОТИ не подлежащих категорированию и ТС в обязательном порядке нужно разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности с момента вступления изменений в силу, с 30 января 2020 года.
Кроме того, также с 30.01.2020 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ № 257-ФЗ, согласно которым автомобили, перевозящие опасные грузы, могут получить соответствующее разрешение на движение по автомобильным дорогам только в том случае, если будет получено уведомление о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС.
Ранее, до вступления в силу изменений ФЗ № 257-ФЗ действовало правило, согласно которому разрешение на движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов выдавалось, если было уведомление о включении автомобиля в Реестр категорированных ОТИ и ТС с присвоением им соответствующей категории. Кроме того, должно было быть уведомление о том, что перевозчик груза соответствует требованиям безопасности субъекта транспортной инфраструктуры.
На практике сложилась ситуация, что Минтрансом РФ еще не разработаны подзаконные акты и не утверждена форма паспорта обеспечения безопасности ОТИ и ТС в целях реализации новых изменений, связанных с установлением требований по обеспечению безопасности на транспорте.
Поэтому до появления новых требований, всем субъектам транспортной инфраструктуры нужно руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 924 от 14.09.2016, которым утверждены требования по обеспечению безопасности на транспорте.
Для получения специального разрешения на транспортировку опасных грузов автотранспортом перевозчики должны представить:
- уведомление о включении автомобиля, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории,
- утвержденный План обеспечения транспортной безопасности ТС.
Срок внесения в Правительство РФ нового подзаконного акта, устанавливающего требования к обеспечению безопасности на транспорте перенесен на июнь 2020 года.
Что означает категорирование ТС для перевозки пассажиров и зачем его проводят?
На сегодняшний день, абсолютно все автомобили имеют категорию, которая присвоена благодаря чёткой структуре. Структура, по которой присваивается та или иная категория, включает в себя рассмотрение различных характеристик, например, грузоподъёмность, масса и прочее.
Если говорить о транспорте, предназначенном для транспортировки пассажиров, существует совершенно индивидуальная схема присвоения категории.
Что такое категорирование транспортного средства для перевозки пассажиров?
Говоря с точки зрения действующего законодательства, то категорирование – это процедура присвоения автомобилю того или иного статуса, т.е. категории, рассмотрим подробнее, что же она в себя включает:
- Для начала, присвоение категории осуществляется уполномоченным органом на основании предоставленных владельцем документов.
- Для транспорта, на котором осуществляется перевозку пассажиров, существует четыре присваиваемых категории.
- Выданный документ является законным основанием для использования транспорта в рейсовых поездках, при частных перевозках пассажиров и предоставлении прочих транспортных услуг.
Для чего нужно категорирование?
Законодательно, ввод обязательного категорирования осуществлялся для того, что бы решить следующие проблемы:
- Снижение транспортной опасности на дорогах общего пользования. В частности для того, что бы исключить использования не соответствующего и не безопасного транспорта в пассажирских перевозках.
- Систематизировать автопарк, используемый для осуществления пассажирских перевозок.
- Осуществление государственного контроля над компаниями, которые оказывают население транспортные услуги в области пассажирских перевозок
- Снизить количество дорожно транспортных происшествий, которые так или иначе связанные с автобусами.
Какой транспорт не подлежит делению на категории?
Всё так же ссылаясь на действующее законодательство, можно выделить категорию транспорта , которая не подлежит делению на категории.
На сегодняшний день в Федеральном законе «О транспортной безопасности» можно найти нормативную документацию, согласно которой процедура категорирования не предусматривается для:
- Автомобильных прицепов, в том числе полуприцепов, и прицепов, назначением которых является транспортировка опасных грузов.
- Транспортные средства категории М1. Или проще говоря простые легковые автомобили и даже те, которые осуществляют заказную перевозку пассажиров, т.е. выступают в роли такси.
- Любые транспортные средства, не зависимо он категории, которые используются исключительно для осуществления заказных перевозок.
- Транспортные средства, которые обеспечивают транспортировку учащихся до учебного заведения и к месту проживания, однако в данном случае, это распространяется на транспорт с категорией М2 и М3.
Стоит помнить, что поправки в законодательство вносятся регулярно, а значит, перечень может, как пополняться, так и лишаться каких-либо пунктов. Поэтому стоит регулярно следить и при необходимости уточнять информацию, для того что бы ни возникало каких-либо проблем с законом.
Необходимые документы для проведения процедуры
Для того, что бы осуществить процедуру категорирования автомобиля, естественно потребуется определённый пакет документов, которые следует предоставить в уполномоченный орган.
Для того, что бы помочь избежать каких-либо затруднений в сборе бумаг, стоит привести их подробный перечень:
- Копию документа, подтверждающего существование конкретного перевозчика, т.е. свидетельство регистрации индивидуального предпринимателя, или соответствующий пакет документов для юридического лица.
- Копию паспорта технического средства
- Копию свидетельства о регистрации автомобиля
- Все бумаги связанные с транспортным средством, которые максимально отражают информацию о нём. Такую как: стоимость, класс опасности автомобиля, вместимость (или если говорить проще максимальное количество пассажиров, которое оно может перевозить согласно информации завода-изготовителя).
Индивидуально пакет документов терпит изменения в зависимости от того, кто обращается в уполномоченный орган, непосредственный собственник автомобиля или же его арендатор.
В случае, если инициатором обращения является непосредственный собственник, то тогда к перечню добавляются следующие пункты:
- Копия о государственной регистрации, заверенная нотариально
- Выписка из кадастрового паспорта об объекте транспортной инфраструктуры
В том случае, если подачу бумаг осуществляет арендатора, то от него потребуется:
- Копию договора между собственником и заявителем о найме на работу или аренде транспортного средства
- Так же потребуется и выписка из кадастрового паспорта.
Где можно провести категорирование?
Уполномоченным органом по проведению процедуры на сегодняшний день является «Росавтодор». Важно понимать, что нигде больше осуществить процедуру категорирования вы не сможете, хотя мошенников, которые предлагают такие услуги предостаточно.
Уточнить местоположение можно двумя способами, которые доступны сегодня каждому:
- По телефону
- И в интернете
При этом будет разумно предварительно обратиться в Росавтодор за консультацией, особенно если до этого вы не сталкивались с проведением подобных процедур.
Стоимость данной процедуры
Стоимость категорирования складывается из ряда факторов и особенностей, так, например:
- Оплаты государственной пошлины или какого либо сбора на сегодняшний день не требуется
- В зависимости от того кто подаёт документы может потребоваться составление и нотариальная заверка доверенности, что в сумме составляет около 1500 рублей.
- В случае подачи документов по средствам заказного письма, так же потребуется оплатить почтовые расходы, которые составляют примерно 100-200 рублей.
Результаты проведения процедуры
По результатам проведения категорирования автомобиль попадает в соответствующий реестр в течении 30 суток на основании:
- Решения о присвоении соответствующей категории
- Решения о включении в реестр категорированных транспортных средств
- Решения по изменению категории транспортного средства
Эксплуатация автомобиля без проведения процедуры категорирования запрещена законом, а это значит, что пренебрегать таким процессом не следует, ведь в противном случае могут возникнуть серьёзные проблемы с законом.