- Кто такие самозанятые
- Работа в такси
- Нужна ли лицензия
- Как получить лицензию на такси самозанятому лицу
- Проблема легализации самозанятых таксистов
- Нормативно-правовая база
- Получаем лицензию через посредника
- Оформляем лицензию самостоятельно
- Оформление лицензии
- Условия получения лицензии самозанятого таксиста
- Сроки получения лицензии
- Требования к автомобилю
- Перечень документов
- Составление договора
- Путевые листы для самозанятых таксистов
- Штрафы за отсутствие лицензии
- Выделенные полосы, как с ними
- Можно ли стать самозанятым таксистом
- Плюсы и минусы такого вида деятельности
- Обязательные требования
- Какие налоги нужно оплачивать
- Возможности нового налога
- Особенности работы с агрегаторами
- Важные проблемы самозанятых водителей
С первого января 2019 года в силу вступил закон о введении специального налогового режима. Появился налог на профессиональный доход, с фиксированной и низкой ставкой. Также новый режим очень прост с точки зрения оформления — все делается без походов в налоговую.
Введен закон пока в качестве эксперимента только в ряде регионов страны: Москве и области, Калужской области и республике Татарстан.
Больше всего отклика закон получил как раз в Москве: работают сами на себя здесь многие. В том числе и таксисты. Однако не все так просто, и столь удобный налоговый режим не позволяет им вести свою деятельность легально. Сказывается несостыковка с другим законодательным актом, который признает деятельность таксиста как предпринимательскую.
Если вы — честный таксист, желающий работать легально и не опасаться штрафов, но при этом совершенно запутались во всех юридических нюансах, обратитесь за помощью к профессиональному юристу. Он поможет оформить все необходимые документы правильно.
Кто такие самозанятые
Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.
В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят.
В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения.
Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.
По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.
Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.
Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.
Кто-то отнесся к эксперименту скептически. Однако, согласно отчетам ФНС, все больше людей оформляют самозанятость. В основном на территории Москвы, но есть такие и в других регионах РФ, где действует такой режим.
Работа в такси
Начиная с 2011 года, когда был создан закон № 69-ФЗ, внесший изменения в ряд законодательных актов, деятельность по пассажирским перевозкам, в том числе и такси, на территории РФ может осуществляться только при условии наличия лицензии.
При этом частный извоз считается предпринимательской деятельностью. Чтобы получить разрешение на самостоятельную работу с использованием своего автомобиля в качестве такси, вам придется оформлять ИП. Если до этого вы «бомбили» нелегально, закон о самозанятости вам не поможет.
Для получения лицензии и вы, и ваш автомобиль должны соответствовать ряду требований. Во-первых, ваш стаж вождения должен составлять не менее 5 лет. Во-вторых, автомобиль должен принадлежать именно вам — получить лицензию на работу в такси на автомобиле, который вы используете по доверенности, не удастся.
Автомобиль должен быть определенного цвета. Единого стандарта здесь нет, необходимо уточнять конкретные требования в каждом регионе. Например, в Москве лицензию для работы в такси может получить исключительно обладатель машины желтого цвета.
В московской области разнообразия больше: помимо желтого, разрешение есть на белый и серый цвета. При этом важен не только визуальный аспект — чтобы получить лицензию, «правильный» цвет автомобиля должен быть прописан в СТС.
Машина должна проходить техосмотр каждые 0,5 года, об этом должны быть подтверждающие документы. Сам водитель для работы в такси с лицензией должен регулярно проходить медосмотр. На автомобиль устанавливаются так называемые «шашечки» — световой блок на крыше. В машине должен быть таксометр.
Выдачей лицензии на работу в такси занимаются органы власти, отвечающие за лицензирование, чаще всего это Министерство транспорта РФ. Гражданин, который хочет осуществлять работу водителем такси и получить лицензию, должен предоставить следующий пакет документов:
- заявление;
- копии паспорта (страницы с фото и прописка);
- документы, подтверждающие право владения автомобилем (тем, на котором он планирует работать);
- копию постановки автомобиля на учет в ГАИ;
- документы, дающие право на ведение предпринимательской деятельности;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Размер госпошлины варьируется в зависимости от региона России, в котором оформляется лицензия на такси. В среднем, она составляет от трех до пяти тысяч рублей.
В Москве ее размер может достигать десяти тысяч. Точных сроков оформления разрешения также не установлено, процесс может занять до 30 дней. Действует выданная лицензия такси в течение 5 лет на всей территории Российской Федерации.
Нужна ли лицензия
Наличие лицензии — требование законодательства. Теоретически вы можете работать в такси и без разрешения, однако это грозит штрафами. И если в регионах и небольших городах вопрос получения лицензии стоит менее остро, то в крупных городах, а тем более в Москве, водители такси попадают под проверки сотрудников ГАИ очень часто.
В КоАП закреплено несколько случаев, связанных с неофициальным частным извозом, когда водителю грозит наказание. Ключевой — работа в такси без лицензии.
Это правонарушение влечет за собой штраф три тысячи рублей, а если вы зарегистрированы как ИП — десять тысяч. Также у вас имеют право изъять транспортное средство и отправить его на штрафстоянку. При многократном установлении факта работы в такси без официального разрешения водителя могут даже лишить прав.
Если вы используете символику такси — на автомобиле есть изображения «шашечек» или установлен световой плафон на крыше — но при этом не имеете лицензии, вам также грозит штраф в размере двух с половиной тысяч рублей для физического лица. Оформленный как ИП водитель такси без лицензии в этом случае будет вынужден заплатить двадцать тысяч.
Лицензия для работы в такси — это документ, который содержит данные водителя (в том числе и паспортные) и информацию об автомобиле, на котором он работает. Также там указана информация о выдавшем органе и месте его расположения. Водитель, который осуществляет деятельность в такси, должен иметь лицензию с собой всегда, как и остальные документы на авто.
И быть готовым предъявить ее по требованию.
Так как работа в такси — это предпринимательская деятельность, в салоне автомобиля должна быть размещена информация о законных основаниях ее ведения: данные лицензии, данные лица ИП (ИНН, ОГРНИП). В свободном доступе у водителя должна быть документально подтвержденная информация о техосмотрах автомобиля и медосмотрах водителя.
Также при оплате услуг водитель такси обязан выдать пассажиру чек, поэтому автомобиль должен быть оборудован ККМ. Штраф за отсутствие чека составляет тысячу рублей.
Как получить лицензию на такси самозанятому лицу
Федеральный закон, позволяющий гражданам работать «на себя», носит во многом экспериментальный характер. В будущем законодательство будет совершенствоваться вслед за практикой, но на сегодняшний день в нем много «белых пятен». И один из вопросов, оставшихся за скобками – это лицензия на такси без ИП.
- Проблема легализации самозанятых таксистов
- Нормативно-правовая база
- Могут ли самозанятые получить лицензию на такси
- Нужна ли лицензия на такси самозанятым
- Что значит стать самозанятым в такси
- Как оформить самозанятому лицензию такси
- Получаем лицензию через посредника
- Оформляем лицензию самостоятельно
- Оформление лицензии
- Условия получения лицензии самозанятого таксиста
- Сроки получения лицензии
- Требования к автомобилю
- Перечень документов
- Составление договора
- Путевые листы для самозанятых таксистов
- Срок действия лицензии
- Штрафы за отсутствие лицензии
- Выделенные полосы, как с ними
Проблема легализации самозанятых таксистов
На сегодняшний день рынок оказания нелегальных перевозок пассажиров легковым транспортом все еще существует, особенно в нестоличных регионах. Для нелицензированных водителей (в обиходе – «бомбил») этот вид деятельности является основным или дополнительным. Для выхода из тени для них существуют два пути:
- регистрация ИП;
- трудоустройство в таксопарки.
Для тех, кто занимается извозом время от времени, оба пути не являются удобными из-за возникновения обязательств, требующих регулярности в выходе на работу, а также из-за необходимости перечислять государственные платежи даже в случае приостановки деятельности. Работающие постоянно не хотят регистрировать ИП в основном из-за нежелания платить налоги, а в легальные организации они устраиваться не хотят из-за несоответствия автомобилей техническим требованиям. Этот момент создает еще и проблемы с безопасностью перевозок.
Легализация самозанятых таксистов могла бы вывести хотя бы частично этот сегмент рынка из тени, увеличить налоговые поступления в казну, уменьшить аварийность.
Нормативно-правовая база
Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.
Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.
Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:
- необходимость и порядок получения разрешений на такси;
- требования к автомобилям, перевозящим людей;
- контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.
Получаем лицензию через посредника
Услугу получения разрешения предлагают фирмы-посредники. Все, что нужно в этом случае – предоставить необходимые документы и оплатить услуги. Такой способ экономит нервы, время, но не деньги.
Некоторые посредники могут оформить документ бесплатно на условиях последующей работы у них. В этом случае стоимость процедуры может быть компенсирована в виде повышенной комиссии.
Оформляем лицензию самостоятельно
Чтобы самостоятельно оформить разрешение, в качестве первого шага надо заполнить заявление. Его форма может меняться от региона к региону. К нему надо приложить документы (их список ниже) и подать собранный пакет в Минтранс. Для тех, у кого имеется аккаунт на Госуслугах, доступен запрос лицензии через этот ресурс.
Оформление лицензии
После подачи всех требуемых документов, Минтранс (или транспортный департамент в местной администрации) проверяет подлинность всех декларированных сведений. В случае несоответствия предоставленных данных соискателю в трехдневный срок должен быть направлен мотивированный отказ.
Условия получения лицензии самозанятого таксиста
Кроме требований к состоянию авто, существуют требования к водителю. Он необязательно должен быть гражданином России, но его водительский стаж должен составлять не менее 3 лет (еще недавно – не менее 5 лет). Это единственное условие, предусмотренное законом.
Сроки получения лицензии
Срок получения лицензии зависит от региона. В Москве это занимает около 10 дней, в МО – до 30. Лицензию надо прийти и забрать лично. Если этого не сделать в течение 40 дней, разрешение будет аннулировано.
Требования к автомобилю
Для того, чтобы заниматься легкомоторными перевозками, автомобиль должен быть зарегистрирован на территории РФ и соответствовать определенным требованиям:
- на нем должна быть нанесена цветографическая эмблема такси («шашечки»);
- на крыше устанавливается фонарь желтого или оранжевого цвета с той же эмблемой;
- в салоне устанавливается таксометр или размещается перечень фиксированных тарифов;
- в салоне вывешиваются сведения о перевозчике и правила пользования такси;
- автомобиль должен проходить дважды в год техосмотр и технический контроль перед каждым на линию.
В регионах могут устанавливаться требования к окраске таксомоторов (в Москве такси должны быть желтого цвета, в МО – комбинация белого, серого и желтого).
Перечень документов
Потребуется подготовить документы:
- копия (скан) паспорта;
- копия (скан) свидетельства о регистрации транспортного средства;
- копия (скан) доверенности или договора аренды ТС.
- ИНН;
- свидетельство о регистрации ИП (выписка из ЕГРН);
- подтверждение оплаты госпошлины.
Все копии прикладываются к заявлению в Минтранс.
Составление договора
Опыта заключения договоров таксомоторных предприятий и агрегаторов с самозанятыми такси пока не наработано. Камнем преткновения может стать различная система налогообложения. Правовой практики в этом направлении на сегодняшний день не существует. Яндекс.Такси предполагает, что пассажиры будут платить таким таксистам на 4% больше.
Путевые листы для самозанятых таксистов
Самозанятые водители должны иметь с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД оформленные путевые листы. Закон 259-ФЗ исключений для представителей микробизнеса не предусматривает.
Штрафы за отсутствие лицензии
Наказание за деятельность в области легкомоторных перевозок без оформления соответствующей лицензии определяется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Перевозки без оформления лицензии влекут за собой крупные штрафы:
- 50 000 рублей таксисту-индивидуалу;
- если он оформлен в качестве индивидуального предпринимателя, то штраф вдвое больше;
- юридическим лицам придется заплатить 400 000 рублей.
При осуществлении деятельности лицензия должна находиться в салоне автомобиля. Статья 12.3 за ее отсутствие (при условии, что она существует) предусматривает наложение штрафа в пять тысяч рублей (п.2.1). Размер штрафа может быть изменен в сторону увеличения региональными законодательными актами.
Так, в Москве и Санкт-Петербурге штраф взимается в удвоенном размере.
Важно! Следует различать лицензию на такси и лицензию на пассажироперевозки. Первый вариант подразумевает использование только легкового транспорта. Второй включает в себя право перевозить людей микроавтобусами и автобусами.
Даже при наличии лицензии таксист может быть оштрафован за другие нарушения:
- отсутствие требуемой цветовой раскраски;
- невыдача документов финансовой отчетности;
- невывешивание в салоне информации о перевозчике.
Не зависит от наличия лицензии возможность наложения штрафа за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
Выделенные полосы, как с ними
У многих водителей возникает соблазн оформить лицензию таксиста и ездить по выделенным полосам. Не получится. Для такой езды, кроме разрешения, автомобиль должен иметь цветографическое оформление (раскраска, эмблема, фонарь), соответствующее действующим в регионе правилам и соответствовать остальным требования.
В противном случае наличие разрешения не спасет от штрафа.
Можно ли стать самозанятым таксистом
В настоящее время для регистрации в качестве таксиста с собственным транспортом разработаны специальные программы. Они позволяют выбирать заказы, автоматически оплачивать тарифы и посылать отчеты о своей деятельности. Это позволяет многим гражданам свободно подрабатывать таксистами.
Но не все так просто. Первый вопрос, который всегда возникает при выборе данной деятельности, заключается в том, возможна ли самозанятость такси, или нужно регистрировать ИП?
Такси как успешный бизнес
К сведению! Необходимость платить налоги при занятии любой коммерческой деятельностью закреплена законодательно, и таксисты не исключение. НДФЛ платится в размере 13 % от выручки, независимо от того, имеет таксист ИП или нет.
Конечно, стопроцентного отслеживания данных о количестве физических лиц, являющихся самозанятыми, сейчас нет. Но вероятность того, что при перевозке очередного пассажира у таксиста не потребуют разрешение на трудовую деятельность, существует всегда.
Принятый в 2018 г. закон оговаривает возможность регистрации граждан, зарабатывающих деньги самостоятельно, как самозанятых. И таксисты полностью попадают под критерии этого документа.
Плюсы и минусы такого вида деятельности
Деятельность частных лиц по перевозке пассажиров выгодна не только самим водителям, но и его пассажирам, которым это позволяет быстрее добраться до нужного места.
Преимущества перешедших на индивидуальную деятельность по системе НПД таксистов заключаются в следующем:
- не требуется регистрироваться как ИП;
- не нужно приобретать онлайн-кассу;
- возможность платить только один налог на самозанятость;
- снижение отчислений до 4 % с частных клиентов и 6 % с корпоративных. Снижение в начале деятельности вычетов до 10 тыс. руб., а ставок отчислений до 3 и 4 %;
- отсутствие проблем с налоговой инспекцией по поводу неуплаты определенных налогов;
- возможность зарабатывать официально, а значит получать все виды социальной помощи от государства.
Важно! Регистрация самозанятого в качестве налогоплательщика не связана с наличием у него лицензии, вида транспортного средства и размера дохода.
Обязательные требования
В некоторых ситуациях водитель такси (самозанятый) может не получить лицензию на свою деятельность. Это связано с несоблюдением некоторых утвержденных правил.
Что касается автомобиля, то он должен быть соответствующе оформлен. Цвет зависит от общепринятого в данном регионе.
Кроме того, должны быть:
- распознавательная эмблема в виде «шашечек» контрастного цвета;
- специальный оранжевый фонарь на крыше;
- таксометр для оплаты проезда.
Обратите внимание! Важно также, чтобы машина была исправна и периодически проходила техосмотр. Перед выездом на линию ежедневно должен проводиться осмотр технического состояния механизмов.
Требования, предъявляемые к самому водителю:
- наличие общего водительского стажа не менее трех лет;
- справка о прохождении медосмотра.
Все эти требования направлены на повышение безопасности пассажиров и снижение риска автотранспортных происшествий.
Какие налоги нужно оплачивать
В соответствии с законом, самозанятые перевозчики должны уплачивать налог с получаемого дохода. Если его нет, то и платить не придется.
По индивидуальным заказам, а также при оплате наличными или через терминал вычет составит 4 %. При оформлении поездок для организаций или компаний налог будет 6 %. Уменьшить выплаты можно, оформив налоговый вычет.
Таким образом, с введением в действие закона о самозанятости население получило возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью, оплачивая минимальный налог. Что касается такси, то этот вопрос очень долго был камнем преткновения. Благодаря тому же закону многие проблемы были решены, и водители без проблем занимаются частной деятельностью, просто пройдя регистрацию в качестве самозанятого и получив лицензию.
В начале 2019 года правительство Российской федерации приняло новый закон о налогообложении самозанятых граждан. Теперь потребуется оформлять лицензию такси для самозанятых. В соответствии с правилами придется платить ежемесячно до четырех процентов от доходов для физических лиц. Юридическим лицам придется уплачивать до шести процентов от доходов.
Этот проект – экспериментальный, поэтому запущен в Москве и области, а также в Калужском регионе и республике Татарстан. Самозанятые граждане будут платить налоги через специальное приложение «Мой налог». Изменения касаются тех людей, которые работают через агрегаторы.
Использование технологий удобно для создания и внедрения площадки заказов и выполнения услуг напрямую, без использования компании как посредника. Это позволяет выполнять работу удаленно, с другой точки страны, что существенно расширяет диапазон деятельности.
Разработана платформа Яндекс.Такси для самозанятых. Она отвечает за сотрудничество с таксопарками. Самозанятые таксисты могут перейти на предлагаемую систему налогообложения, если проживают в одной из экспериментальных областей. Для этого нужно пройти регистрацию в приложении «Мой налог».
Специалисты утверждают, что привлечь водителей можно, если разрешить им получать лицензию на собственный автомобиль. Теперь не потребуется пользоваться онлайн-кассами. Работает служба консультации, которая поможет по всем вопросам.
Приложение позволяет сформировать чек, а также напоминает о том, какую сумму необходимо внести. Выплаты делаются самостоятельно.
Новый режим пока не обязателен для исполнения. Возможность регистрации предоставляется желающим. Государство никого не принуждает. Рассмотрим, как получить лицензию на такси, а также другие основные моменты.
Возможности нового налога
Лицензия на такси для самозанятых граждан РФ не предоставляется так легко, который проживает на территории действия экспериментального проекта. Регистрация происходит через приложение. Такая возможность предоставляет водителям такие преимущества:
- не обязательно вносить взнос в пенсионный или страховой фонд;
- не нужно составлять ежегодные отчеты для налоговой службы;
- минимальная процентная ставка – четыре или шесть процентов для физических или юридических лиц соответственно.
Главный недостаток для самозанятых такси – лицензия. Для них не предусмотрено свободное получение документа. Официальную лицензию можно получить только, если водитель пройдет регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя.
Еще один выход из ситуации – оформление трудового договора с таксопарком. Также потребуется путевой лист, который сохраняется в обязательном порядке.
Новый закон направлен на ограничение конкурентных возможностей таксистов. Если владелец машины зарегистрируется в сервисе Яндекс без лицензии, это не узаконит его деятельность. За осуществление коммерческой деятельности без регистрации положен штраф.
Особенности работы с агрегаторами
Новый закон направлен на то, чтобы мотивировать таксистов использовать агрегаторы. Сейчас они работают по следующей схеме. Человек через приложение заказывает такси. Водитель приезжает, доставляет пассажира по путевому листу, получает оплату. Из этих денег почти тридцать процентов уходит агрегатору.
Нужна ли лицензия такси для самозанятых – да. После регистрации водитель начинает работать без посредников и получает чистый доход. Ему надо платить только четыре или шесть процентов от доходов в налоговую.
Доход, полученный таким образом, является легальным. Это позволяет открывать кредиты в банках и участвовать в других финансовых отношениях без рисков. Главный плюс новой системы – возможность управлять выплатами через приложение.
Важные проблемы самозанятых водителей
Это тема для каждого. Следует обратить внимание на следующие нюансы получения лицензии такси для самозанятых граждан:
- водителям важно заработать деньги – для кого-то это дополнительный заработок, а кому-то – выплачивать кредит;
- таксопарки часто отказывают в работе – это вызвано с затратами на обслуживание транспортного средства, также они требуют иномарки с удобствами;
- процесс работы таксистов не организован – это вызвано тем, что водителям перед рейсом проходят обязательный осмотр для безопасности, что увеличивает рабочее время;
- отсутствуют нормальные условия для заработка – штрафов много, а зарплаты катастрофически низкие.
Несмотря на создание всех условий, мало кто соглашается регистрироваться на официальных сервисах. Дело касается новой системы налогов, штрафов за неисполнение. При этом государство еще не в состоянии создать нормальные условия безопасности для водителей. Этот вопрос необходимо решать, чтобы улучшить качество сервиса.