- Что представляет из себя протест прокуратуры
- Чем отличается от представления
- Результаты рассмотрения протеста прокурора
- Образец оформления документа
- В какие сроки нужно отреагировать
- Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста
- Инструкция: готовим ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации
- Когда прокуратура запрашивает информацию
- Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
- Как написать ответ
- Что будет, если не ответить на требование
Заявления и жалобы
Не всегда нормативный или внутренний локальный правовой акт соответствует закону. Если это не так, то прокуратура вправе внести протест на него. Причем адресатом в данном случае может быть должностное лицо (компания, НКО, орган), оформившие приведенный акт, или вышестоящее ведомство или начальник данного работника.
Что такое протест, каковы результаты рассмотрения протеста прокурора образец и чем грозит отказ от исполнения прокурорских требований, рассказано ниже в статье.
Что представляет из себя протест прокуратуры
По закону, протест — это акт прокурорского реагирования. Его вправе принести зам или сам прокурор. Протест вносится на НПА или локальный акт (ст. 22, 23, 27 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ст. 245, 251 ГПК РФ):
- Органа (инстанции).
- Должностного лица.
- Коммерческой компании, НКО.
- Начальника сотрудника, оформившего незаконный документ.
- Вышестоящего ведомства.
Также, надзорное ведомство вправе обратиться в суд, если требуется защита гражданских прав и госинтересов и охраняемых законодательством РФ интересов общества.
По закону, протест может быть предъявлен администрации коммерческих компаний и НКО, а также должностному лицу из:
- Правительства России;
- Следственного комитета РФ;
- регионального Заксобрания и Правительства;
- областной думы;
- исполнительной и законодательной власти муниципалитета (например, Городского собрания);
- Генштаба России;
- Минобороны РФ;
- ОНК;
- контролирующих органов.
Чтобы протест был принят к рассмотрению адресатом, он должен быть правильно оформлен. В нем прописывается:
- название и юридический адрес органа или Ф. И. О. должностного лица — от кого требуется устранить допущенные правонарушения;
- день оформления;
- название;
- какой конкретно НПА или локальный документ противоречит закону — общая информация, номер и дата принятия;
- какой пункт неправомерного документа ведомства или отдельного сотрудника противоречит Конституции РФ и законодательству РФ — с указанием соответствующей статьи Конституции РФ и федеральных законов;
- заключение — предложение привести неправомерный НПА или внутренний акт в соответствии с Конституцией России и законодательством РФ;
- сроки исполнения;
- обязанность направить письменный ответ — с итогами рассмотрения и принятыми необходимыми мерами;
- личная подпись составителя.
Также, при составлении протеста сотрудник прокуратуры обязан указывать в нем правовую сущность, последствия, причины и условия выявленных правонарушений (п. 16 Приказа Генпрокуратуры РФ № 195 от 7 декабря 2007 г.). Причем при оформлении такого документа, как правило, поднимается вопрос об ответственности виновных должностных лиц (работников администрации) и устранении нарушений закона.
Кроме того, уполномоченный прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении приведенного акта.
Протест прокурора может быть досрочно отозван до получения его на руки уполномоченным сотрудником или ведомством. Причем это может сделать только прокурорский работник, внесший этот документ.
Чем отличается от представления
Представление и протест прокурора — это разные документы. Первый из них оформляется прокурорским работником (его замом) в отношении органа, компании, НКО или отдельного сотрудника, уполномоченных устранить допущенные правонарушения, а второй — приносится не на нарушения закона, а на отдельный правовой акт, нарушающий конституционные и гражданские права (ст. 23, 24, 28 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).
Важно! Кроме того, представление оформляется замом или самим прокурорским работником только в отношении отдельного ведомства, компании, НКО или сотрудника. Протест же может приноситься и начальнику этого сотрудника или в вышестоящую инстанцию.
Таким образом, протест оформляется только на НПА или локальный акт, нарушающий российское законодательство. Представление же вносится на определенные нарушения закона, а не на сам НПА.
Результаты рассмотрения протеста прокурора
Протест рассматривается уполномоченным сотрудником (органом) в порядке, введенном ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ. Так, после получения его на руки сотрудник, работник администрации или ведомство обязаны выполнить требования прокурора и принять необходимые меры.
После рассмотрения приведенного документа об этом сразу же сообщается надзорному ведомству (в виде письменного уведомления).
На заметку! Если же протест направлен коллегиальному органу, то он должен уведомить прокурора о дате ближайшего заседания.
Письменное уведомление можно отправить в прокуратуру, принесшей данный акт реагирования:
- По почте — на почтовый адрес прокуратуры.
- По факсу надзорного ведомства.
- Через ящик для обращений, расположенный в прокуратуре.
- На личном приеме у уполномоченного прокурора.
Чтобы письменный ответ был принят прокурорским работником, он должен быть правильно составлен. Данное уведомление направляется в соответствующую районную (городскую) прокуратуру (ст. 23 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).
Классификация правовых средств прокурорского надзора
Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы
Как подать жалобу в прокуратуру на налоговую инспекцию
Образец оформления документа
Прокурор или его зам. вносит протест на акт (НПА), противоречащий российскому законодательству. После рассмотрения на него своевременно должен быть дан ответ.
Образец письменного уведомления о рассмотрении протеста прокурора
В какие сроки нужно отреагировать
По закону, прокурорский протест должен быть рассмотрен на протяжении 10 дней с даты получения на руки (п. 2 ст. 23 ФЗ № 2202-1).
Если он внесен на решение регионального Заксобрания или Городского собрания, то он подлежит первоочередному рассмотрению на первом же заседании. В случаях же, требующих незамедлительного устранения правонарушения, приведенный десятидневный срок может быть сокращен.
Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста
Бывает так, что орган или должностное лицо не направляют письменного уведомления с ответом на протест в прокуратуру. Тогда прокурор вправе отреагировать должным образом (п. 16 Приказа № 195).
Так, за умышленный отказ от исполнение прокурорских требований, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ в виде (ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 ФЗ № 2202-1):
- штрафа на 2 000 – 3 000 р.;
- дисквалификацию на 6–12 мес.
Положения ст. 17.7 КоАП РФ не распространяются на урегулированные УПК РФ отношения, связанные с прокурорским надзором за работой дознавателей и следователей из органов предварительного следствия.
Кроме того, за уклонение от рассмотрения данного акта реагирования может грозить и уголовная ответственность. Например, вмешательство в работу прокурора в виде воспрепятствования расследованию дела, осуществленные должностным лицом с применением служебного положения, наказываются (ст. 294 УК РФ):
- Штрафом на 100 000 – 300 000 р. или в размере з/п или другого дохода виновного лица за 1-2 года.
- Направлением на принудительные оплачиваемые работы на протяжении 4 лет как максимум — с лишением законного права быть на отдельных должностях или заниматься конкретной трудовой (служебной) деятельностью на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
- Тюремным заключением на 4 года как максимум — с лишением возможности работать на госслужбе (в администрации компании, НКО) или быть на отдельных должностях на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
Таким образом, при исполнении своих служебных обязанностей зам или сам прокурор вправе приносить протест на неправомерный правовой акт. Он направляется в ведомство или уполномоченному сотруднику (работнику администрации компании, НКО), оформившие неправомерный документ, или в вышестоящую инстанцию или начальнику этого работника.
При ответе на протест должно быть направлено соответствующее уведомление. В противном случае, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ, УК РФ.
Помощник арбитражного управляющего. Специализируется на таких направлениях как банкротство физических лиц. Работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.
Инструкция: готовим ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации
Ответ на требование прокуратуры о предоставлении информации — это официальное письмо, в котором организация сообщает сведения, необходимые госоргану, чтобы провести проверку. Запросить могут и документы. Отреагировать нужно в срок от 1 до 5 дней.
Когда прокуратура запрашивает информацию
В полномочия Прокуратуры входит надзор за соблюдением законов РФ:
- при защите прав и законных интересов граждан государственными органами, муниципальными и организациями всех форм собственности;
- при проведении госзакупок;
- в воинских органах и частях;
- при осуществлении уголовного преследования и при исполнении наказаний.
Правила работы установлены федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992. При любом нарушении прав гражданин или организация вправе обратиться за защитой в контролирующий госорган. Получив информацию о нарушении прав или закона, госорган обязан реагировать: провести проверку, установить факт нарушения или его отсутствие и вынести соответствующее предписание.
Проверка проводится на основании обращения или информации о нарушении, полученных из любых других источников. Требование прокуратуры о предоставлении документов связано с проведением таких проверок. Госорган вправе запрашивать только те сведения и документы, которые связаны с предметом проверки.
Не требуют документы или сведения, которые находятся в публичном доступе и официально опубликованы.
Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.
Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом. Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку.
Как написать ответ
Ответ готовят на фирменном бланке организации. Текст состоит из трех смысловых частей.
- наименование адресата, куда направляется ответ;
- наименование организации, подающей информацию, ее юридический и фактический адреса, контактные данные;
- реквизиты обращения, полученного организацией: дата получения, исходящий номер прокуратуры и входящий номер организации;
- кратко суть требования.
- изложение требуемой информации;
- причины, по которым информация не предоставлена в срок, обозначенный в требовании, и когда организация ее предоставит;
- отказ в предоставлении и его причины.
- перечень прилагаемых документов;
- дата составления;
- должность, Ф.И.О. подписывающего лица и сама подпись.
Перед отправкой ответ регистрируют и присваивают исходящий номер. Передать ответ в прокуратуру следует способом, позволяющим обеспечить скорейшую доставку адресату и подтверждение вручения.
Что будет, если не ответить на требование
В законе однозначно сказано, что получатель требования обязан ответить на запрос. Отсутствие любого ответа на требование прокурора, даже отрицательного, повлечет серьезные последствия.
Представителя организации пригласят на личную встречу. Неявку квалифицируют как административное правонарушение, предусмотренное [K=11;P=17.7;T=ст. 17.7 КоАП РФ].
Пренебрежение прокурорскими требованиями влечет штраф:
- для гражданина — от 1000 до 1500 рублей;
- для должностного лица — от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификация от 6 месяцев до одного года;
- для организации — от 50 000 до 100 000 рублей, в отдельных случаях деятельность приостанавливается на срок до 90 суток.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.