- Водительский инструктаж: задачи и виды
- Общие требования при предрейсовом инструктаже
- Документы по предрейсовому инструктажу
- Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
- ТЕМЫ ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
- ЧТО ТАКОЕ предрейсовый ИНСТРУКТАЖ
- ВОПРОСЫ для проведения предрейсового ИНСТРУКТАЖА
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
- Кто проводит инструктаж
- Вводный
- Первичный
- Повторный
- Сезонный
- Специальный
- Инструктаж при перевозке детей
- Положение о проведении инструктажей
- Что должна содержать инструкция по охране труда водителя
- Какие виды инструктажа для водителей обязан проводить работодатель
- При приеме на работу
- Для водителей, направляемых в командировку
- Разработка и утверждение документов по БДД
- Заполненный межсезонный журнал по БДД
- Из каких граф состоит журнал проведения инструктажей с водителями по БД
- Что это
- Его особенности
- Кто должен пройти
- Законы и приказы
- Инструкция
- Положение о проведении инструктажей
- Журнал
- Путевой лист
- Правила прохождения инструктажа
Безопасность дорожного движения в автотранспортных предприятиях и коммерческих компаниях, содержащих на балансе автомобили – обязательный комплекс мер, который направлен на предотвращение и профилактику ДТП, обеспечение защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества и материальных ценностей при выполнении автоперевозок и эксплуатации транспортных средств.
Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.
Водительский инструктаж: задачи и виды
Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.
Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:
- Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
- Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
- Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
- Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
- Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
- Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.
Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.
Общие требования при предрейсовом инструктаже
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.
Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.
Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения .
Документы по предрейсовому инструктажу
Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:
- ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
- Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
- Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.
Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.
Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.
- Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?
Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД.
Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.
- Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?
Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.
- Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?
Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.
- Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?
Да, в обязательном порядке, при выполнении перевозки детей, все водители, независимо от опыта, стажа и порядка работы, проходят предрейсовый инструктаж. Этот вид пассажироперевозок опасен и подвергается наиболее жесткому контролю со стороны государства.
В заключении следует отметить, что предрейсовый инструктаж водителей – обязательная мера по информированию персонала юридического лица о всех особенностях автоперевозки, что позволяет дать водителям необходимую информацию о самой перевозке, ее климатических, временных и технических особенностях, специфике груза, режима и уровня безопасности транспортировки, а также о мерах обеспечения защиты людей и грузов от аварийных ситуаций.
Проводят инструктажи для водителей специалисты по БДД, которые составляют предварительный график лекций, продумывают их содержание и контролируют прохождение водителями инструктажей в обязательном порядке. Без отметки о прослушанном инструктаже в путевом листе, выезжать на линию нельзя, даже если все остальные документы в полном порядке.
Автор: Киселев Я.Л.
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 г «О безопасности дорожного движения», при эксплуатации транспортных средств, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предъявляются требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Одно из таких требований — это соблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Эти Правила утверждены Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г.
«Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». «В целях предупреждения ДТП, субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок» (п. 7 Приказа № 145)
Приказом Минтруда РФ №871Н от 09.12.2020 г. «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте» утверждены общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств.
ТЕМЫ ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
2. Погодные условия движения на маршруте.
3.
Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей, парковки транспортных средств.
4. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций.
5. Безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
ЧТО ТАКОЕ предрейсовый ИНСТРУКТАЖ
Предрейсовый инструктаж — это способ доведения информации по определенным вопросам и темам для водителей отправляющихся в рейс. Предрейсовый инструктаж должны пройти все водители перед отправлением в рейс, за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту. До водительского состава доводятся основные знания, касающиеся безопасных методов труда при эксплуатации транспорта.
По требованию Приказа Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок, субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Таким образом, перед отправлением в рейс по первичному маршруту, с водителем в обязательном порядке должен проводиться предрейсовый инструктаж.
ВОПРОСЫ для проведения предрейсового ИНСТРУКТАЖА
- Вопрос 1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
- Разбор и определение оптимального маршрута при помощи данных навигационных систем. Определение времени в пути, с учетом возможного потока автомобилей по выбранному маршруту в выбранный интервал времени для его преодоления.
- Установление с помощью карт, личного опыта и знаний, опасных ландшафтов и дорожных особенностей на пути маршрута: железнодорожных переездов, водных переправ, крутых подъемов и спусков и т.п.
- Учет полосности дорожного полотна на пути маршрута, места сужения дорог, автомобильная плотность населенных пунктов на пути, с учетом времени суток.
- Анализ сведений о погодных условиях из метеосводок в выбранный интервал времени для отправки в рейс.
- Вопрос 2. Погодные условия движения на маршруте.
- Порядок мер по обеспечению безопасности движения в дождь, туман, снегопад, гололёд.
- Условиями недостаточной видимости считаются метеорологические условия (туман, дождь, снегопад и т.п.), ограничивающие видимость до 100 м.
- В густом тумане, во время дождя, снегопада и метели видимость и ориентировка ухудшаются. В таких условиях водитель, подъезжая к перекрестку, на котором движение регулируется светофором, должен быть особенно внимательным и выезжать на перекресток только при полной уверенности в правильности сигнала. При этом следует помнить, что в тумане виден только красный свет, зеленый же имеет желтоватый оттенок, а желтый — красноватый.
- При проезде через нерегулируемый перекресток в густом тумане, когда нельзя различить виды транспорта, следует уступить дорогу транспорту, выезжающему справа. При движении транспортного средства в густом тумане, в дождь, в метель и снегопад, если видимость не превышает 20 м, а также на стоянке должно быть включено освещение (ближний свет фар и задний фонарь). Включать дальний свет фар не следует, так как в тумане он, отражаясь, ослепляет водителя.
- Во избежание столкновения необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/час и время от времени подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей. На подъемах и спусках двигаться только на первой или второй передаче.
- При дожде, густом тумане, в метель и снегопад (когда видимость не более 20 м) запрещаются движение по трамвайным путям, обгон, перевозка опасных грузов и буксировка. Если туман застиг в пути, нужно съехать с дороги в сторону.
- На скользкой дороге автомобиль необходимо вести с пониженной скоростью, тормозить двигателем, переходя на низкую передачу, не прибегая к тормозу, нельзя резко поворачивать рулевое колесо, отпускать или резко нажимать педаль дросселя. При необходимости уменьшить скорость нужно тормозить прерывистыми кратковременными нажатиями на педаль тормоза.
- При заносе транспорта торможение необходимо прекратить и плавно повернуть руль в сторону заноса. На скользкой дороге торможение в основном нужно осуществлять двигателем, без включения сцепления, а тормоза использовать для дополнительного торможения.
- Вопрос 3. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств.
- Последовательность пунктов посещения водителем на маршруте.
- Прогнозирование временных затрат между промежуточным ( промежуточными) и конечным пунктом выполняемого рейса.
- Определение и планирование мест отдыха на маршруте. Сбор информации об инфраструктуре и организации таких мест, расположенных на пути следования. Возможность организации стоянки в таких местах.
- Определение и планирование мест приема пищи на маршруте. Сбор информации о пункте обеспечения питания, о возможности совмещения приема пищи с отдыхом водителя. Выявление и рекомендация по использованию таких, расположенных на пути следования.
- Обеспечение соблюдения режима труда и отдыха водителей, если в рейс отправляется экипаж, а время на преодоление маршрута предполагает смену водителей. Рекомендация по произведению смены: выбору места на пути следования для смены, интервал времени для смены.
- Определение и планирование стоянок и парковочных мест на пути следования.
- Правила парковки в темное время суток.
- В темное время суток остановка на неосвещенной автомобильной дороге опасна во всех случаях. Если габаритные огни автомобиля неисправны, то даже кратковременная остановка ночью на неосвещенном участке дороги запрещена — автомобиль должен быть отведен за пределы дороги, т.е. за пределы проезжей части
- При ситуации, когда водитель из-за возникшей неисправности вынужден оставить автомобиль на месте, где правилами ПДД остановка и стоянка запрещена, водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, а если она неисправна или отсутствует, выставить на расстоянии 25-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки, выполненный из светоотражающего материала или мигающий красный фонарь.
- Вопрос 4. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций).
- Сбор сведений для определения на маршруте пунктов медицинской помощи. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) могут возникнуть на дорогах в значительном отдалении от населенных пунктов и медицинских учреждений. Правила оказания самостоятельной помощи. Проверка наличия аптечного набора, перевязочных материалов и медикаментов.
- Сбор сведений для определения на маршруте пунктов технической помощи. Рекомендации по согласованным действиям водителя при возникших неисправностях автомобиля.
- Сбор сведений для определения на маршруте постов Госавтоинспекции МВД. Рекомендации по согласованным действиям и возможным обстоятельствам, в силу которых водителю необходимо обращаться к сотрудникам МВД.
- Вопрос 5. Безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
- Определение и анализ схемы движения автотранспорта в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
- Планирование маршрута с учетом объезда перекрытых дорог, ограничения движения отдельных категорий транспорта в определенном времени и определенных местах.
- Прогнозирование увеличения временных затрат на объезд ограниченного движения. Рекомендации по выбору: между движением для объезда, или стоянкой, для ожидания окончания мероприятия.
- При участии транспортного средства в мероприятии, в колонне, водитель должен знать правила движения в колонне. При движении в колонне обгон категорически запрещен.
- При участии в мероприятии, с учетом инструкций организатора мероприятия, требуется теоретическая отработка маршрута и скоростного режима.
- Передача водителю контактов координатора, уполномоченного организатором мероприятия.
- охрана транспортных средств на стоянках при организации отдыха
- особенности перевозки детей и учащихся
- порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей
- особенности и правила высадки и посадкидетей;
- график технических остановок, к примеру, через каждые 50 минут, но не реже, чем через 100 км;
- остановки для приема пищи, через каждые 3 или 5 часов;
- остановка на ночлег.
- человек, который своевременно не прошел вновь инструктаж ОТ и ежегодную проверку знаний по ОТ, не может выполнять свою работу;
- сотрудник, который не соблюдает внутренний трудовой распорядок, принятый руководством, не может быть допущен до работы;
- человек должен иметь график труда не более 40 часов в 7 дней. При этом продолжительность одного дня работы или смены должны быть определена правилами по внутреннему трудовому распорядку или штатному расписанию, которое утвердил работодатель, согласовывая его с профсоюзом;
- выполняя свою работу, водитель машины может быть подвержен воздействию опасных и вредоносных факторов в виде токсичных веществ, этилированного бензина, выхлопных газов и прочего;
- оборудование с инструментами и приспособлениями, если их неправильно использовать, может привести к получению серьезных травм;
- водитель, управляющий машиной, обязан соблюдать правила пожарной безопасности. Если он курящий, то курить должен только в специально отведенных для этого местах;
- водитель должен устранить собственными силами замеченную неисправность автомобиля во время совершения работы, например, поломку крепления, или позвонить руководителю предприятия, вызвав техническую бригаду на помощь;
- если два водителя направляются работать на одном автомобильном средстве, то руководством назначается старший водитель. Именно он несет ответственность, чтобы были соблюдены требования безопасности;
- водитель обязуется соблюдать правила личной гигиены.
- Вводный или первичный. На нем новеньких сотрудников знакомят с регламентом организации, рассказывают о нюансах автотранспортного парка фирмы. Шоферу объясняют правила и режим работы, предупреждают о пожарной безопасности, о маршрутах, обязательности врачебного и технического контроля.
- Сезонный. Проводится два раза в год в период межсезонья. На лекции присутствуют все водители. Инструктор рассказывает о правилах езды в гололед и по мокрым дорогам, напоминает о скоростном режиме и соблюдении ПДД во время школьных каникул.
- Специальный. Не носит систематического характера. Его зачитывают в случае возникновения нештатных ситуаций. К ним можно отнести законодательные новшества, чрезвычайные происшествия, повышенную аварийность на маршруте, погодные катаклизмы. Решение о проведении и времени этих учений принимает ответственный за инструктаж сотрудник предприятия.
- Периодический. Необходим, чтобы «освежить» знания. В зависимости от специфики компании, может проводиться раз в два или три месяца. На лекции присутствует весь водительский состав.
- Предрейсовый. Его проводят не для всех водителей. Тем шоферам, которые перевозят товары в пределах городской черты, проходить инструктаж необязательно.
- шоферы, перевозящие пассажиров (управляющие автобусами, троллейбусами, электричками, маршрутными такси, поездами метро);
- работники, отправляющиеся по заданному маршруту впервые;
- сотрудники, перевозящие опасные и специфичные грузы.
- Один из главных документов – это приказ Минтруда Российской Федерации, выпущенный в 2018 году. Он содержит упоминание об обязательных мероприятиях, нацеленных на сокращение количества травм на рабочем месте. Основное в документе – утвержденный инструктаж по БДД с шоферами.
- При внедрении лекций по БДД также руководствуются приказом Министерства транспорта. Он был принят и утвержден в январе 2014 года. Регламентирует безопасность транспортировки грузов и перевозки пассажиров. В него включены правила подготовки компаний к данным видам деятельности.
- Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом содержит нормы, на которые обращают внимание проверяющие. В Положении заложены типы учений, их примерные темы и пожелания к инструкторам.
- особенности прохождения врачебных осмотров;
- контроль над техсостоянием транспортного средства;
- поведение при общении с правоохранителями;
- оформление документации, прохождение таможенных пунктов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
Действующее законодательство не ограничивает право субъектов транспортной деятельности на организацию и проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства водителей. Юридические лица и ИП вправе самостоятельно определить для себя дополнительные вопросы и темы предрейсового инструктажа, в зависимости от своих индивидуальных потребностей и финансовых возможностей.
Речь идет о доведении дополнительной информации до водителей при проведении предрейсовых инструктажей.
При выборе дополнительных вопросов может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 года. Нужно учитывать, что указанный документ не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому он носит рекомендательный характер и может быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ, а именно Приказу № 145.
Например, «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» дополнительно предлагает проводить предрейсовый инструктаж и в других случаях с водителями: обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных); при переводе водителей на другую марку автомобилей.
Вместе с тем, Положение (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) предлагает и дополнительные вопросы для проведения предрейсового инструктажа, которые могут использоваться субъектом транспортной деятельности. Например:
Кто проводит инструктаж
Руководство логистической компании или другой организации-перевозчика не вправе допускать сотрудников к управлению транспортным средством без инструктажа.
Как правило, на предприятии есть отдел по безопасности движения, специалисты которого и разрабатывают программы проведения инструктажей. Общее руководство и контроль за разработкой и проведением этих мероприятий осуществляет руководитель подразделения. Функции непосредственного проведения инструктажей водителей возлагается на инженера по БД или на механика, начальника гаража, в зависимости от структуры предприятия.
Вводный
Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.
Первичный
Инструктаж проводится на рабочем месте и также считается смешанным, так как включает в себя не только правила безопасной эксплуатации транспортного средства, но и общие требования техники безопасности на рабочем месте.
Повторный
Подлежит ежеквартальному проведению и включает в себя всю информацию, доносимую на первичном инструктаже. Подобное мероприятие с положительной стороны отмечается сотрудниками. Они считают, что весьма полезно повторить изученное ранее, потому что многое постепенно забывается.
Сезонный
Подлежит проведению дважды в год. Тематика инструктажей — особенности управления транспортом в межсезонье и в тяжелых зимних условиях. Комментарии водителей об этом мероприятии только положительные, ведь они понимают, как важно в тяжелых ситуациях не растеряться и знать, как действовать.
Специальный
Проводится в экстренных случаях, когда до персонала необходимо донести информацию об изменениях в нормативных актах относительно безопасности движения, о необходимости изменить маршрут движения или об «ужасающей» аварии на дороге, об угрозе возможного террористического акта.
Не заносится информация в журнал о предрейсовом инструктаже водителей по безопасности дорожного движения, о нем ставится отметка в путевом листе.
Инструктаж при перевозке детей
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в случае перевозки детей, помимо общих сведений, должен включать в себя требования постановления Правительства РФ № 117 от 17.12.13 г. В частности, для перевозок детей нельзя использовать транспортное средство, которое эксплуатируется больше 10 лет. Автомобили обязательно должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и тахографом.
Обязательно устанавливается знак «Перевозка детей». В данном случае следует включить пункты в примерные темы инструктажей водителей:
Главное, что нельзя перевозить детей с 11 вечера до 6 утра, только в крайних случаях, к примеру, для передвижения в аэропорт или на вокзал. Также возможно перемещение транспортного средства с организованной группой детей в ночное время суток, если на пути следования произошла задержка и до конца поездки осталось не более 50 км.
Заказчик, то есть школа или другое детское учреждение, заказывающее услуги перевозок, может выдвигать отдельные требования к водителям, транспортному средству, естественно, в рамках действующего законодательства. Такая дополнительная информация доносится до сведения водителя именно на предрейсовом инструктаже.
Положение о проведении инструктажей
То, как должен быть проведен предрейсовый инструктаж, описано в положении.
Обратите внимание! Документ инструкции по БДД для водителей 2018 года не официальный, а значит, не обладает юридической силой. Он нужен лишь для того, чтобы сделать инструктажи более эффективными.
Что должна содержать инструкция по охране труда водителя
До того, как начинается инструктаж для водителей, каждому человеку дают изучать инструкцию по ОТ. В ней находится информация по охране труда, требования к безопасности в дороге. Там указано, чем должен руководствоваться сотрудник при возникновении нештатных аварийных ситуаций.
В инструкции сказано, что управлять автомобилем могут лица не младше 18 лет, которые имеют водительские права, прошли медицинский осмотр, прослушали вводный и первичный инструктажи, стажировались на рабочем месте, получили соответствующую квалификацию по тарифному квалификационному справочнику, подтвердили, что знают требования ОТ.
Также в документе содержится информация о том, что:
Обратите внимание! Также прописывается тот факт, что если трудящиеся не соблюдают данную инструкцию, то они могут быть привлечены к дисциплинарной и другой ответственности.
Какие виды инструктажа для водителей обязан проводить работодатель
Работодатель, имеющий штатный водительский состав, обязан проводить вводный инструктаж при приеме на работу, инструктаж до каждого рейса, а также периодический, сезонный и специальный. Допускать водителей работать без прохождения обучения запрещено. Осуществлять контроль его прохождения должен работодатель или заместитель.
Какие бывают виды
При приеме на работу
Когда водитель принимается на должность, работодатель обязан познакомить человека с тем, как будет построена его деятельность, что он должен будет делать и как нужно себя вести, чтобы обеспечить безопасное вождение.
Для водителей, направляемых в командировку
Инструктаж для водителей автобуса или другого транспорта, которые направляются в командировку, именуется периодическим. Он нужен чтобы водитель быстро, экономно и результативно мог доставить груз или экипаж. Он проводится по установленной и утвержденной руководством программе.
Разработка и утверждение документов по БДД
Утверждаются инструкции с программами по безопасному дорожному движению директором и его заместителями-инструкторами в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Пометку о том, что инструкции проводятся, ставят в Журнале регистрации.
Проведением инструктажа, подготовкой водителей перед рейсами занимается начальник службы безопасности движения. Он разрабатывает инструкции и журналы, которые утверждает глава. Указанные люди ответственны за то, чтобы вся информация давалась своевременно и в полном объеме.
Для этого создаются журналы регистрации, чтобы контролировать процесс осведомления.
Заполненный межсезонный журнал по БДД
В нем прописываются занятия с датой проведения. Журнал подписывает водитель со специалистом, который предоставил первому всю информацию о БДД. Водитель оставляет подпись.
Обратите внимание! Если водитель не прослушал инструкцию, то журнал не заполняется. В итоге, водитель не идет работать. Ответственность за это несет начальник службы ББД или инженер. Они ответственны за то, чтобы участниками ДД были прослушаны лекции. Оформление происходит по положению ПДД. Пример можно найти ниже.
Из каких граф состоит журнал проведения инструктажей с водителями по БД
Журнал заполнения сведений об инструктажах с водителями по БД включает в себя время и место проведения лекций, данные о марке с номером авто, ФИО водителя, наименование курса, должность инструктора и его ФИО, подписи обеих сторон.
В целом, предрейсовый инструктаж – обязательное мероприятие, которое нацелено на то, чтобы были сохранены жизни работников водительского состава, а также минимизированы риски получения травм пассажирами и не допустить утраты товарного вида перевозимого груза. Инструктаж должен проводиться своевременно и согласно правилам.
БДД
Контролировать ситуацию на дороге должны уполномоченные службы. Однако не в их силах обеспечить полную безопасность движения, большая ответственность ложится на плечи самих шоферов. Для того чтобы дисциплинировать водителей, транспортные компании обязали проводить для сотрудников учения.
Данные мероприятия бывают нескольких видов, осуществляются сертифици-рованными лекторами.
В данной статье разберемся в том, как выглядит предрейсовый инструктаж води-телей по безопасности дорожного движения, кто его проводит и какие вопросы рекомендовано включить в лекцию.
Что это
Инструктаж для водителей – это ряд мероприятий, на которых подробно разбирают вопросы, связанные с безопасностью на дороге и на предприятии. Проведение учений носит обязательный характер. Занятия необходимы для обеспечения безопасности на маршруте.
В программу инструктажей включают нюансы, с которыми водитель может столкнуться при исполнении своих прямых обязанностей. Семинары помогут работнику не стать в тупик при возникновении нештатных ситуаций, не потерять контроль над автомобилем и сократят травматизм на дорогах.
Инструктажи делятся на несколько типов.
Каждый из них несет в себе конкретные функции.
Предрейсовая лекция нужна сотрудникам, отправляющимся на дальние расстояния и перевозящим пассажиров. Рассмотрим подробнее вопросы, которые следует включить в этот вид инструктажа.
Его особенности
Лекции проводят непосредственно перед отправкой сотрудника в рейс. Экспедитор также проходит инструктаж.
Кто должен пройти
К прохождению предрейсового инструктажа по БДД привлекают следующие категории водителей:
Законы и приказы
Инструкция
Инструкция предрейсовых инструктажей по БДД – одна из одиннадцати основных, заключенных в Сборник по безопасности движения. Образец (2017 и 2019 годов) находится в общем доступе в Сети. Методическое пособие дублирует содержание инструктажа. В нем в сжатой форме отображены все ключевые вопросы, затронутые на семинаре.
Инструкцию разрабатывает лектор, включая в нее следующие моменты:
Лектор вправе корректировать текст инструкции, дополняя ее.
Положение о проведении инструктажей
То, как должен быть проведен предрейсовый инструктаж, описано в положении.
Обратите внимание! Документ инструкции по БДД для водителей 2018 года не официальный, а значит, не обладает юридической силой. Он нужен лишь для того, чтобы сделать инструктажи более эффективными.
Журнал
Специальный журнал о прохождении инструктажей нужен для отчетности. В нем прописывают информацию о каждом сотруднике – личные данные, марку ТС, госномер автомобиля. После прохождения любого инструктажа водитель обязан расписаться в журнале регистрации. Также отчетная документация хранит данные инструктора – фамилию с именем и подпись.
Путевой лист
Перед маршрутом каждый водитель должен позаботиться о получении так называемого «путевика». Это документ бухучета, в котором прописаны данные шофера, марка и номер автомобиля.
В листе также отображена информация о прохождении технического и врачебного контроля. Водителя без «путевика» в рейс отправлять нельзя.
Правила прохождения инструктажа
Лекция проводится в отдельном помещении. Четкого временного регламента нет, длительность будет зависеть от навыков лектора и количества рассматриваемых вопросов. После учений инструктор и водитель ставят подписи в журнале. За отсутствие «автографов» могут наказать обоих специалистов.