Преподавание в вузе требования

Содержание
  1. Что нужно для преподавания в школе?
  2. Что нужно для преподавания на курсах или в качестве репетитора?
  3. Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?
  4. Кто обычно становится преподавателем вуза?
  5. Требования к преподавателям
  6. Конкурс на замещение должности в вузе
  7. Какими личными качествами должен обладать преподаватель?
  8. Карьера преподавателя
  9. Должностная инструкция преподавателя вуза
  10. Преподаватель в вузе: особенности работы
  11. О профессии «преподаватель в вузе»
  12. Профессиональные обязанности преподавателя
  13. Требования к работнику высшего учебного заведения
  14. Личностные качества преподавателя
  15. Востребованность специальности
  16. Средняя заработная плата преподавателя вуза
  17. Личные и профессиональные качества преподавателя
  18. Ассистент
  19. Старший преподаватель
  20. Доцент
  21. Профессор
  22. Научная деятельность преподавателя
  23. Что нужно преподавателю?
  24. Должности преподавателей университетов
  25. Как пойти работать в университет?
  26. Какие обязанности есть у преподавателей?

Кто имеет право на преподавание? Чему нужно научиться, перед тем как устроиться на работу преподавателем? Поговорим о требованиях, которые нужны для педагогической деятельности:

Речь в основном пойдёт об уровне необходимого образования и требованиях, которые работодатели предъявляют к потенциальным педагогам.

Что нужно для преподавания в школе?

Чтобы преподавать в школе, нужно иметь:

  • ЛИБО диплом о среднем профессиональном образовании по одному из педагогических направлений;
  • ЛИБО диплом о высшем образовании по одному из педагогических направлений;
  • ЛИБО диплом о высшем образовании по направлению, соответствующему предмету в школе;
  • ЛИБО диплом об освоении программы профессиональной переподготовки.

Однако работодатель, то есть школа, имеет право завышать или занижать планку требований к квалификации соискателей. В таком случае решение принимает аттестационная комиссия, оценивая фактический профессионализм потенциального преподавателя.

Посмотрим на требования к учителям московских школ:

Что нужно для преподавания на курсах или в качестве репетитора?

С этим пунктом всё гораздо проще, так как устроиться на работу преподавателем курсов или репетитором зачастую можно при достаточном знании выбранного предмета. Хотя есть и исключения.

Снова обратимся к поиску вакансий в этих сферах:

Вывод: в большинстве случаев всё логично и просто — право на преподавание и получение работы педагогом есть у людей с образованием!

Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

    Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

    Требования к преподавателям

    Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию.

    Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

    Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности.

    Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

    Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

    Конкурс на замещение должности в вузе

    Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

    Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно.

    Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.

    Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

    Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

    Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

    Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

  • умение работать с людьми;
  • умение установить контакт с аудиторией;
  • грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;

    Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет.

    Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.

    Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям.

    Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.

    Читайте также:  Договор с домработницей на оказание услуг образец

    Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

    Карьера преподавателя

    Перечень должностей в вузе таков:

    1. ассистент;
    2. старший преподаватель;
    3. доцент;
    4. профессор.

    Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций.

    Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

    Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

    Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

    Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

    Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания.

    Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию.

    Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.

    Должностная инструкция преподавателя вуза

    Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

    • научно-исследовательская работа;
    • ведение кружков со студентами;
    • общественная деятельность и кураторская работа.

    Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д.

    Это подрывает процесс образования изнутри.

    Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка.

    Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов.

    Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».

    Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

    Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.

    Преподаватель в вузе: особенности работы

    Преподаватель в вузе – это специалист, который проводит семинарские и лабораторные занятия в группах, оказывает помощь лектору в приеме зачетов и экзаменов у учащихся высших учебных заведений. Чтобы работать на этой должности кандидат должен иметь высшее профессиональное образование и преподавательский стаж.

    О профессии «преподаватель в вузе»

    Профессия «преподаватель в вузе» считается престижной и уважаемой. Данная специальность предоставляет возможности карьерного роста до старшего преподавателя или профессора при наличии ученой степени и стажа работы в качестве преподавателя.

    Чтобы работать в этой должности кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать специальными навыками и умениями, глубокими знаниями своего предмета и пр. Профессиональные обязанности педагога обширны: преподаватель ведет семинары, участвует в различных (в том числе международного масштаба) мероприятиях, публикуется в научных изданиях и пр.

    Профессиональные обязанности преподавателя

    Профессиональная нагрузка преподавателей вузов зависит от их специализации и определяется самостоятельно администрацией вуза. Однако недельная рабочая нагрузка не должна быть выше 36 часов. Если педагог занимается научной работой, профессиональная нагрузка может быть сокращена.

    В обязанности педагога вуза входят:

    проведение лабораторных и семинарских занятий;

    помощь лектору при приеме зачетов, экзаменов, тестировании и пр. (подготовка вопросов, тестов);

    написание исследовательских трудов;

    участие в написании методичек, учебных пособий и пр.;

    участие в мероприятиях, конференциях и т.д.

    Основная деятельность преподавателя вуза направлена на обучение студентов профильному предмету. При этом главная задача современного педагога состоит в том, чтобы вызвать у учащихся желание к самообразованию и освоению новых знаний.

    Источник фото bublikhaus/freepik

    Требования к работнику высшего учебного заведения

    В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:

    высшее профессиональное образование;

    Читайте также:  Капитальные вложения и капитальный ремонт отличия

    опыт работы в должности педагога;

    знание государственных образовательных стандартов;

    глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;

    стремление знать последние новости в сфере образования;

    знание основ педагогики, психологии;

    знание методик обучения студентов и пр.

    Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).

    Личностные качества преподавателя

    Для преподавателя вуза важны несколько качеств, необходимых для работы.

    К таковым относятся:

      самообладание, стрессоустойчивость;

    умение находить общий язык с разными типами собеседников;

    организаторские и лидерские способности;

    грамотная письменная и устная речь;

    развитые внимание, память, аналитическое мышление и пр.

    Востребованность специальности

    Несмотря на большее количество ежегодно выпускающихся студентов-педагогов, данная специальность является распространенной и востребованной. Больше шансов получить хорошую должность есть у тех студентов, кто окончил магистратуру и аспирантуру, принимал участие в конференциях, показал себя за время учебы как целеустремленного и ответственного учащегося.

    Средняя заработная плата преподавателя вуза

    Средняя зарплата преподавателя вуза по России составляет 25 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге она достигает 30-40 тыс. руб. Стоит иметь в виду, что уровень заработной платы зависит от места работы, должностных обязанностей педагога и пр.

    Личные и профессиональные качества преподавателя

    Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

    И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо:

    • постоянно изучать литературу по специальности,
    • быть в курсе последних достижений в своей области,
    • не жалеть времени на подготовку к занятиям,
    • также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты.

    Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

    Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

    Ассистент

    Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

    Старший преподаватель

    Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

    Доцент

    Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

    Профессор

    Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

    Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

    Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

    Научная деятельность преподавателя

    Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

    Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

    Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

    Что нужно преподавателю?

    Потенциальный преподаватель должен идеально разбираться в дисциплине, которую он преподает. Также, учитель должен обладать достаточными коммуникативными знаниями. Для того, чтобы увлечь студентов определенной дисциплиной. Даже если она является очень узконаправленной.

    Работать преподавателем в университете нужно ответственным людям. Сюда попадают только лучшие педагоги. Чтобы трудоустроиться в ВУЗ, необходимо обладать достаточными навыками для преподавания. А также дипломом об окончании университета. Как минимум, магистерским.

    Должности преподавателей университетов

    Чтобы дойти до вершины карьерной лестницы в университете, подростку недостаточно будет только лишь закончить магистратуру. После поступления на работу, ему придется усердно трудиться. Постепенно взбираясь по карьерной лестнице. По одной ступеньке.

    Читайте также:  Положение о взыскании дебиторской задолженности образец

    В университете есть несколько должностей. Все они идут по следующей иерархии:

    1. Ассистент. Это самый младший сотрудник преподавательского состава университета. Он является профессиональным педагогом, который окончил либо магистратуру, либо специалитет. Ассистент должен иметь стаж работы преподавателем от 12 месяцев. Если подросток отправится сначала на аспирантуру, то сможет сразу устроиться на работу в университет. Без набора одного года опыта. Ассистент имеет минимальные преподавательские обязанности. Он проводит консультации для различных групп студентов. Организовывает лабораторные и практические работы. Проводит семинары, а также помогает более старшим преподавателям принимать различные виды зачетов и экзаменов. Очень часто преподавать на кафедре берут бывших студентов, которые закончили университет на хорошие оценки. И проявили себя ответственными людьми во время обучения.
    2. Старший преподаватель. Чтобы занять эту должность, ассистенту нужно потрудиться. Необходимо иметь опыт работы в университете минимум три года. Либо, преподаватель может получить кандидата наук. В этом случае он тоже может претендовать на получение должности. Старший преподаватель может организовывать различные практики, лабораторные работы. Он может создавать свои собственные книги и материалы. Также, старший преподаватель может проводить лекции. Принимать зачеты и экзамены.
    3. Доцент. Чтобы стать преподавателем этого уровня, необходимо соблюсти несколько требований. Кандидат на должность должен иметь диплом об окончании аспирантуры. Иметь степень кандидата наук. Регулярно принимать участие в мероприятиях научного типа (например, в различных конференциях, а также симпозиумах). А еще, специалист этого спектра должен в обязательном порядке писать различные научные работы, книги. Также, в обязанности доцента входит руководство аспирантами.
    4. Профессор. Чтобы получить эту должность, специалисту нужно возыметь степень доктора определенных наук. Отработать минимум пять лет в университете. Выложить в соответсвующие журналы несколько различных видов монографий, а также научных статей. Причем, не только в российские журналы, но и в заграничные. Также, важно, чтобы эти источники были авторитетными, и являлись рецензируемыми. Доцент является крайней и самой высокой должностью иерархии университета. Дослужиться до нее можно только упорным трудом. А также регулярными публикациями огромного количества работ.

    Работа преподавателем университета подойдет далеко не для всех. Стать профессором могут только те люди, которые любят свою работу. Которым нравится преподавать. И которые готовы посвящать работе в университете все свое свободное время.

    Как пойти работать в университет?

    Чтобы стать преподавателем университета, подростку предстоит пройти через следующий путь:

    1. Сначала подростку нужно выбрать университет, в котором он хочет учиться и работать. Здесь ему необходимо закончить бакалавриат. А после этого магистратуру. Во время учебы важно показывать хорошие оценки. Проявлять себя с лучшей стороны по специальности, которую он выбрал. А также активно заниматься различными видами исследовательской деятельности.
    2. После окончания магистратуры подростку предстоит поступить в аспирантуру. Или устроиться на работу ассистентом на своей родной кафедре. После этого тинейджер сможет защитить свою диссертацию. Получить звание кандидата наук. Если будут свободные места, то его могут повысить. Подросток получит звание старшего преподавателя. И сможет развиваться по карьерной лестнице дальше.
    3. Защита кандидатской диссертации. Это следующий этап, через который придется пройти юному преподавателю. Когда он защитит диссертацию, то университет соберет ученый совет. В его задачи входит принятие решения по поводу того, назначать тинейджера доцентом или нет. Огромное количество преподавателей останавливаются на этом шаге. И не идут учиться дальше, чтобы получить статус профессора. Если тинейджер все же захочет последнее звание, то он может пойти учиться в докторантуру. На протяжении последующих нескольких лет преподавателю предстоит регулярно писать диссертацию. А затем, в конце, защитить ее. Благодаря этому, у юного преподавателя открывается возможность стать профессором.

    В одни университеты очень легко устроиться. А в другие довольно сложно. Все зависит от того, где расположен университет. Насколько престижным он является.

    Например, в регионах устроиться в университет очень просто. Вакансии в ВУЗах появляются часто. А, например, устроиться на работу в МГУ будет сложно.

    Там свободных мест практически нет. Да и повышаться в звании там тяжело. Нет гарантий того, чтобы свободные места будут даже на должность старшего преподавателя.

    Банального повышения может понадобиться ждать годами. Далеко не каждый преподаватель готов пойти на такое.

    Какие обязанности есть у преподавателей?

    Преподаватель университета имеет ряд обязанностей. Он должен:

    1. Готовить огромное количество специализированных учебных материалов. Делает он это не только на одну пару, но и на весь семестр, а иногда даже и год.
    2. Организовывать пары, которые будут проводиться в разных видах. Чередовать лекции с практиками, а также лабораторными. Периодически нужно организовывать семинары и контрольные работы. При этом, важно использовать актуальные методики для обучения студентов.
    3. Подталкивать студентов к тому, чтобы они самостоятельно углублялись в определенный предмет. Старались изучать его.
    4. Следить за оценками студентов. За тем, понимают ли они конкретный материал. Хорошо ли усваивают его.
    5. Заниматься подготовкой различных видов материалов, в которых прописываются методики работы со студентами. Улучшение имеющихся программ по образованию для тех или иных студентов.
    6. Заниматься организацией и проведением различных видов аттестации. Начиная от семинаров и контрольных, заканчивая зачетами и экзаменами.

    Каждый преподаватель университета получает учебную нагрузку, которая равна девяти сотням часам в один учебный год. Каждый университет может сам регулировать нагрузку. Однако, преподаватель должен работать в университете не больше тридцати шести часов в неделю. Его права защищены с помощью трудового законодательства.

  • Adblock
    detector