- Какое правило Инкотермс следует использовать в 2022 году?
- Какой термин Инкотермс следует использовать в контракте?
- Все об Инкотермс
- Распределение ответственности согласно INCOTERMS 2010
- Термины, применяемые к грузоперевозкам, осуществляемым морским и иным наводным транспортом:
- Может быть полезно
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ
- 3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Новые правила Инкотермс 2020
- Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС-2020: значение,применение, особенности базисов поставки
- Инкотермс-2020: ключевые изменения
- Как работает Инкотермс на практике
Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, признанные правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру как основные условия для международной торговли товарами. Сфера действия Инкотермс (Incoterms) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части перевозки товара от продавца покупателю, ответственности за утрату и повреждение товара, его таможенной очистки и страхования.
Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты МТТ (International Chamber of Commerce, ICC). В правилах Incoterms используются трехбуквенные сокращения для торговых терминов (базисов поставки) международной торговли и содержат необходимые инструкции для всех участников глобальной торговли.
Условия поставки Инкотермс являются практически основным стандартом в международном бизнесе.
Какое правило Инкотермс следует использовать в 2022 году?
Правила Инкотермс 2020 это последняя версия правил, которая актуальна в 2022 году и будет действовать в течение этого десятилетия, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс планируется в 2029 году.
Стороны договора купли-продажи товаров в 2022 году могут продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже выбрать более ранние версии Инкотермс, поэтому важно четко указать выбранную версию в контракте. Однако МТТ (ICC) участникам ВЭД рекомендует использовать самую последнюю версию правил Incoterms 2020.
Какой термин Инкотермс следует использовать в контракте?
Условия поставки Инкотермс 2020 также как и предыдущая версия правил Инкотермс 2010 состоит из 11 торговых терминов, которые делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.
I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА | II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА |
---|---|
EXW — «Ex Works / Франко завод» FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик» СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до» CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до» DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки» DAP — «Delivered at Place / Поставка в месте назначения» DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» |
FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна» FOB — «Free on Board / Свободно на борту» CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт» CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт» |
В Инкотермс 2020 можно выделить четыре группы базисов поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным. Группа «E» — условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа «C» — условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки; и, наконец, группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.
Группа Е (Отгрузка)
Все об Инкотермс
Составление и заключение договоров поставки товаров между государствами требует от сторон знания специальной терминологии. Во избежание случаев неверного толкования понятий, используемых в сфере ВЭД и, как следствие, возникновения споров, необходимо руководствоваться правилами, закрепленными в Инкотермс.
Распределение ответственности согласно INCOTERMS 2010
Затарка груза | Затаможка | Доставка до порта погрузки | Погрузка на судно | Морская перевозка | Выгрузка с судна | Доставка до места назначения | Страхование | Растаможка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
EXW | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FCA | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FAS | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FOB | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
CFR | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
CIF | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Продавец | Покупатель |
DAT | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
DAP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель |
CPT | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель |
CIP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель |
DDP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Продавец |
Термины, применяемые к грузоперевозкам, осуществляемым морским и иным наводным транспортом:
(англ. free on board, франко борт). Отгрузка товара на судно, принадлежащее покупателю или оплаченное им, при этом оплата части доставки до терминала входит в обязанность продавца. Подробнее
(англ. free alongside ship, свободно вдоль борта судна). Доставка товара к судну покупателя без отгрузки. Бремя оплаты отгрузки и доставки лежит на получателе. Подробнее
(англ. cost and freight, стоимость и фрахт). Перевозка груза до порта, указанного в договоре. Все расходы по доставке, оплате страховки, разгрузки и перевалочных работ при этом покупатель несет самостоятельно. Подробнее
(англ. cost, insurance and freight, стоимость, страхование и фрахт). Режим поставки, аналогичный категории CFR, однако оплата страховых взносов возлагается на продавца. Подробнее
Вы также можете написать нам на почту [email protected] или позвонить:
Может быть полезно
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие правила регулируют отношения между Посетителем/Пользователем/Заказчиком и Исполнителем по предоставлению Услуг.
1.2.
Исполнитель осуществляет размещение на Сайте информации о предлагаемых Услугах, иной информации, связанной с деятельностью Исполнителя. Внесение изменений, в том числе в сведения об оказании Услуг на Сайте и их стоимости, осуществляется Исполнителем в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Информация действительна до внесения Исполнителем соответствующих изменений, если иной срок не указан Исполнителем дополнительно.
1.3. Полным и безоговорочным согласием и принятием настоящих Правил является размещение Заказчиком Заявки в порядке, установленном на Сайте.
2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ
2.1. Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на Сайт без цели размещения Заявки. 2.2.
Пользователь — посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий разместить Заявку на Сайте.
2.3. Заказчик — Пользователь, разместивший Заявку на Сайте.
2.4. Исполнитель — Юридическое лицо, описание Услуг которого размещено на Сайте. Сведения о юридическом лице: ООО «Квазар» ( ОГРН 1142536007790, ИНН 2536276283, КПП 253601001, место нахождения: г.
Владивосток, ул. Дальзаводская, 2а. Офис 218.)
2.5.
Сайт — Интернет-сайт, принадлежащий Исполнителю, расположенный в сети интернет по адресу http://cc-customs.ru, где представлены Услуги.
2.6. Услуги — информационные услуги, оказываемые Исполнителем и доступные для Заявки на Сайте.
2.7. Заявка — должным образом оформленный запрос Заказчика на оказание Услуги, выбранной на Сайте.
3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
3.1. Предоставляя свои персональные данные при отправке формы заявки на Сайте, Заказчик даёт Исполнителю своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в бессрочном порядке и в целях, указанных в настоящем Соглашении.
3.2. Исполнитель использует персональные данные Заказчика в целях:
— оформления Заказчиком Заявки на Сайте;
— обратной связи с Заказчиком.
3.3.
Персональные данные, которые собирает Исполнитель:
— Номер телефона Заказчика;
— Адрес электронной почты Заказчика;
— ФИО Заказчика.
3.4. Исполнитель обязуется не разглашать полученную от Заказчика информацию.
При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
3.5. Заказчик может отозвать свое согласие на обработку персональных данных после личного обращения к Исполнителю.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.
Новые правила Инкотермс 2020
В январе 2020 года начали действовать новые правила Инкотермс. Все мы знаем, что от момента, когда товар продан Покупателю, до момента, когда Покупатель его получит, с товаром еще много чего происходит. Т.е.
товар надо упаковать, погрузить на транспорт, доставить его в адрес назначения и т.д. Для того, чтобы не раздувать контракт, расписывая в нем многочисленные права, обязанности, риски сторон сделки, а также с целью единообразного толкования торговых практик разных стран, были разработаны и опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой типовые условия поставок Инкотермс.
Инкотермс – это систематизированный сборник типовых условий поставок товаров от Продавца к Покупателю. В сферу Инкотермс входят только конкретные аспекты договоров международной купли-продажи товаров, т.к. правила не регулируют переход права собственности на товар, виды и сроки оплаты и т.д.
Данным документом регулируются такие вопросы как: распределение риска и момент его перехода от Продавца к Покупателю за порчу и гибель товара; вид транспортного средства, на котором товар должен быть доставлен Покупателю; выполнение таможенных формальностей, обязательства Продавца и Покупателя, связанные с доставкой товара.
С целью приспособления Инкотермс к активно изменяющимся логистическим процессам и требованиям коммерческой практики термины корректируются, совершенствуются экспертами Международной торговой палаты каждые 10 – 12 лет. Новые правила Инкотермс 2020 вступили в силу 1 января 2020 года.
- Ожидалось, что условия поставки EXW будут отменены.
- Предполагалось и исключение из правил термина FAS.
- Еще одним анонсированным изменением в Инкотермс 2020 изначально предполагалось введение нового условия поставки CNI (Cost and Insurance или Стоимость и страхование).
- Термин FCA – один из наиболее часто используемых терминов, т.к. он решает некоторые сложности применения такого термина, как, например, EXW. Предполагалось, что это условие будет разделено на два базиса – один для наземной доставки, а другой – для доставки товаров в контейнерах морским транспортом.
- Также хотели поступить с условием DDP (доставка с оплатой пошлин).
- Предполагалось, что изменения также затронут страховые обязательства при условиях поставок CIF и CIP.
Помимо актуализации списка условий поставки товаров, предполагалось, что Международная торговая палата рассмотрит вопросы обеспечения транспортной кибербезопасности, поскольку за последние 10 лет этот вопрос в сфере международной торговли стал актуальным для большого числа компаний. Для обеспечения защиты от киберугроз необходимы новые технологий и стандартизация подхода к обеспечению кибербезопасности, что позволило бы минимизировать риски безопасности и конфиденциальности.
Более подробно об ожидаемых изменениях мы писали ранее.
На первый взгляд, Инкотермс 2020 не претерпел существенных изменений. Ни один термин не был удален, и ни один термин не был добавлен, но одно из условий поставок было переименовано.
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
Данное изменение было вызвано двумя причинами.
Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) и термином DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения). Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены Покупателю в указанном терминале. Тогда как в рамках DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров – когда они предоставлены Покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.
Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь Продавцу и Покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU и DAT в остальном идентичны по содержанию.
DPU является единственным термином, который поручает Продавцу разгрузку товара.
Условие поставки FCA (Free Carrier / Франко Перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране Продавца.
Базис поставки FCA предусматривает два возможных места отгрузки Продавцом товара:
Первый вариант – это место, принадлежащее Продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для Продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное Покупателем.
Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит Продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство Перевозчика, оплаченное Продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью Продавца.
Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (морским контейнером), и, если Продавец и Покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар. Для получения оплаты Продавец должен подтвердить отправку товара Покупателю, т.е. после погрузки товара на борт морского судна, предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту».
Но морской Перевозчик, как правило, не предоставлял Продавцу, коносамент с такой отметкой. Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB, что требовало от Продавца погрузку товара на судно, а от морского Перевозчика предоставления коносамента продавцу.
Условия поставки CIF (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт), и CIP (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), это те правила, которые обязуют Продавца приобрести страховку в пользу Покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.
Для условий поставки CIP Инкотермс 2020, теперь Продавец обязан застраховать товар от всех рисков (максимальное покрытие – не менее 110% от стоимости товара). Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.
Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм, которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP — это все же больше мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.
Каждое правило Инкотермс 2020 содержит два раздела по десять статей:
A1 / B1 Общие обязанности
A2 / B2: Поставка
A3 / B3: Переход рисков
A4 / B4: Перевозка
A5 / B5: Страхование
A6 / B6: Перевозка и транспортные документы
A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта
A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка
A9 / B9: Распределение расходов
A10 / B10: Уведомления
В разделе «А» оговариваются обязанности Продавца, а в разделе «В» — обязанности Покупателя.
Правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от Продавца к Покупателю они будут перевозиться сторонним Перевозчиком, нанятым Продавцом или Покупателем. Это не учитывало ситуации, когда сторонний Перевозчик фактически не требовался, поскольку Продавец или Покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара. Новые правила Инкотермс 2020 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.
Все затраты, связанные с различными нюансами купли-продажи, в новых правилах перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.
Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы Продавец и Покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2020.
В Инкотермс 2020 более точно разъясняется, какая из сторон, Продавец или Покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. Пояснено, что если риск перевозки передается в стране происхождения (стране Продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает Покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна Покупателя), ответственность несет Продавец.
Безопасность транспорта также стала новой нормой (например: теперь обязательно должна осуществляться проверка контейнеров). Статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от Продавца, где это возможно применить, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить Покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима Покупателю для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, опять же где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы Продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта, и помогал Покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения таможенных формальностей, связанных с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, тоже указаны в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:
- Когда данное правило должно быть использовано
- Когда риск переходит
- Как распределяются расходы
Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.
Конструктивно Инкотермс 2020 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.
Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС-2020: значение,применение, особенности базисов поставки
Инкотермс – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли – актуализируются и совершенствуются специалистами Международной торговой палаты каждые десять лет в целях обеспечения соответствия базисов поставки современной практике реализации внешнеэкономической деятельности и логистических процессов
Что важно знать об Инкотермс?
- С 01.01.2020 г. в год столетия Международной торговой палаты (International Chamberof Commerce, ICC), начала применяться новая, восьмая редакция Инкотермс-2020;
- Вступление в силу новой редакции не исключает возможности применения более ранних редакций Правил: Инкотермс-2010 и Инкотермс-2000;
- Структурно Инкотермс-2020, как и предыдущая версия, содержит 11 базисов поставки, которые подразделяются на 2 группы в зависимости от вида транспорта: 4 базиса поставки могут быть применены только к морскому или внутреннему водному транспорта, 7 оставшихся правил применяются вне зависимости от вида транспорта, а также при перевозке более чем одним видом транспорта;
- Инкотермс в Российской Федерации не имеют силу закона, а выступают в качестве правового обычая, однако необходимо помнить, что в ряде стран (Ирак, Испания, Украина) они имеют законодательную обязательность применения, что необходимо учитывать при заключении международных договоров с контрагентами из этих государств;
- В Российской Федерации положения Инкотермс носят юридически обязательный характер только тогда, когда на соответствующий базис есть ссылка в договоре. Вместе с тем, если отдельные положения контракта будут противоречить базису поставки по Инкотермс, то применяются положения, установленные контрактом. Считается, что стороны согласовали изъятие из Инкотермс;
- Установление базиса поставки недостаточно для определения обязательств сторон, стороны должны установить поименованное место поставки (конкретный географический пункт или порт);
- Применение Инкотермс допустимо не только для международных поставок, но и для внутренней торговли.
Инкотермс: краткая характеристика базисов поставки
Базисы поставки Инкотермс являются ключевыми для распределения обязательств сторон, связанных с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов в процессе исполнения международного контракта, а также позволяют определить, когда переходят риски с продавца на покупателя, когда обязательства поставщика считаются выполненными. Базис поставки определяется в контракте (договоре), отражается в декларации на товары, счете-фактуре. Учитывая ключевое значение определённых сторонами условий поставки по Инкотермс, специалисты ICC подготовили графические материалы, позволяющие наглядно определить особенности каждого базиса поставки.
Материалы доступы на официальном сайте ICC по следующей ссылке: https://iccwbo.org/publication/incoterms-2020-practical-free-wallchart/
Соотношение Инкотермс и иной документации по сделке
Инкотермс не может заменить внешнеторговый контракт, т.к. устанавливает не полный объем договорных обязательств и иных условий реализации сделки.
В частности, Инкотермс не устанавливаются следующие аспекты внешнеторговой сделки:
- переход права собственности на товар;
- права интеллектуальной собственности;
- форс-мажорные обстоятельства;
- время, место, способ и валюту платежа;
- последствия нарушения договора и применимые санкции.
Соответственно, вышеупомянутые условия сделки должны находить свое отражение во внешнеторговом контракте или его приложениях. Более того, необходимо также учитывать положения национального законодательства, имеющие обязательственный характер (mandatory local law), которые носят превалирующий характер как над Инкотермс, так и над условиями договора, установленными сторонами.
Инкотермс-2020: ключевые изменения
Несмотря на ожидаемые значительные изменения в новую редакцию (предлагалось исключить условия EXW, FAS; ожидалось введение нового термина CNI (Cost and Insurance); предполагалось разделение термина FCA на два отдельных базиса) итоговая редакция Инкотермс-2020 не содержит кардинальных изменений в части убавления или добавления терминов, но вместе с тем, вносит ряд значимых изменений в уже существующие условия поставки. Кратко суть этих изменений представлена далее:
- Вследствие схожести двух терминов: DAT (Delivered at Terminal) и DAP (Delivered at place) и возникновения путаницы, разработчик (ICC) изменил название термина DAT на DPU (Delivered Named Place Unloaded), чем также расширил возможность выбора места поставки, исключив ограничение терминалом;
- В базис поставки FCA было введено положение, позволяющее покупателю по согласованию в договоре давать указание перевозчику выписать бортовой коносамент для продавца после погрузки товара на борт в том случае, если коносамент нужен для оформления инкассо или документарного аккредитива;
- Введены различия по страховым оговоркам условий CIP (Carriage and insurance paid to) и CIF (Cost Insurance And Freight), согласно которым в случае применения базиса CIF Поставщик обязан осуществить страхование груза по минимальному покрытию, предусмотренному пунктом «С» Институтских условий страхования грузов (Institute Cargo Clause) (LMA/ IUA), ограничивающему число рисков (к примеру, пожар или взрыв, потопление судна). В случае выбора базиса поставки CIP (Carriage and insurance paid to) Поставщик также должен обеспечить страхование, но применяя пункт «А» Институтских условий страхования грузов (Institute Cargo Clause), которые распространяются на все риски (за рядом отдельных исключений).
Если у Вас остались вопросы об особенностях применения Инкотермс или отдельных базисов поставки, юристы нашей компании с радостью помогут Вам!
Как работает Инкотермс на практике
Допустим, производитель или поставщик NN не готов заниматься перевозкой и отвечать за товар. Тогда он предлагает включить в договор условие поставки ex works (от нем. ab werk — с завода), или сокращенно на языке Инкотермс — EXW.
В этом случае покупатель получает товар непосредственно со склада производителя и несет полную ответственность за доставку товара: платит экспортные пошлины, занимается таможенной очисткой груза, передачей его от логиста к логисту и так далее.
Или прямо противоположная ситуация: покупатель берет товар на реализацию, но не хочет иметь дело с логистикой. Тогда в договоре указывается условие DPP (delivered duty paid — доставлено, пошлина оплачена). По этому условию продавец обязан организовать логистику товара, оформить все таможенные документы и сопровождать груз до тех пор, пока он не будет доставлен в место, указанное в договоре.
Типичный случай, когда может помочь использование Инкотермс, многие видели в фильме «Полосатый рейс»: по сюжету африканская торговая компания договорилась с Советским Союзом о том, что поставит товар по условию FOB (free on board, буквально: «бесплатно на борт судна») на корабль «Совторгнефтефлота». Эта норма подразумевает, что поставщик берет на себя ответственность за товар ровно до тех пор, пока тот не будет погружен на судно покупателя. При этом риск повреждения или уничтожения имущества переходит к покупателю с момента пересечения товаром борта судна.
Если по какой-то причине судно не смогло выгрузить товар в порту назначения (тигры сбежали) и после передачи ответственности за товар покупателю возникло какое-то дополнительное логистическое плечо, не предусмотренное ранее в условиях поставки, оплачивать его должен именно покупатель товара.