- Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.А.
- Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
- Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.А.
- Ключевые слова
- Текст научной работы на тему «РАСПОРЯЖЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
- Относительно распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
- К чему приведет распоряжение муниципалитетами земельными участками, на которые нет разграничения собственности между РФ и субъектами РФ?
- ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю
- Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
- Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
- Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА / LAND PLOTS WHOSE STATE OWNERSHIP IS NOT DELIMITED / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.А.
Как установлено статьей 1 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю является одним из принципов земельного законодательства. Земельные участки , государственная собственность на которые не разграничена — особая категория земель, регистрация прав на которые еще не осуществлена. Законодательство в этой отрасли довольно бессистемно изменяет властвующий субъект, уполномоченный управлять данным видом собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Уральский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федер?
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.А.
Как установлено статьей 1 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю является одним из принципов земельного законодательства. Земельные участки , государственная собственность на которые не разграничена — особая категория земель, регистрация прав на которые еще не осуществлена. Законодательство в этой отрасли довольно бессистемно изменяет властвующий субъект, уполномоченный управлять данным видом собственности.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Текст научной работы на тему «РАСПОРЯЖЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
РАСПОРЯЖЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ
РАЗГРАНИЧЕНА: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Магистрант, кафедра конституционного, административного и муниципального права,
Сибирский федеральный университет
Как установлено статьей 1 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю является одним из принципов земельного законодательства. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена — особая категория земель, регистрация прав на которые еще не осуществлена. Законодательство в этой отрасли довольно бессистемно изменяет властвующий субъект, уполномоченный управлять данным видом собственности.
Ключевые слова: земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия органов местного самоуправления, органы местного самоупр авления.
Keywords: land plots whose state ownership is not delimited, powers of local self-government, local self-government.
Разграничение между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями некогда единой социалистической собственности на землю и иные государственные объекты, начавшееся в 90-е г., до сих пор не завершено. Существует значительный массив земельных участков, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке. Поскольку институт бесхозяйности неприменим к земельным отношениям в силу п.
1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) [1], сформировалась категория земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
С момента принятия Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ (далее — Ф3-173) и до 01.06.2006 г. субъектом, уполномоченным распоряжаться такими землями и земельными участками, назывались органы местного самоуправления (п.10 ст.3 Ф3-173). Регулирование организации местного самоуправления в этот период Федерацией осуществлялось лишь в рамках общих принципов, а региональные законодатели, если вводили у себя двухуровневую систему местного самоуправления, распределяли полномочия между поселениями и муниципальными районами [2, 62].
Так, исходя из положений Закона Красноярского края «О предметах ведения муниципальных образований» от 22.06.1998 N 3-110 (утратил силу с 01.01.2006 г.) [3] распоряжение такой неразграниченной государственной собственностью осуществляли сельсоветы и краевые города.
Следующий этап реформирования местного самоуправления ознаменовался федеральной интервенцией в сферу правового регулирования организации местного самоуправления. Установив обязательную двухуровневую систему территориальной организации местного самоуправления, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее -ФЗ-131) разграничил вопросы местного значения между органами поселений и муниципальных районов. Поправками к ФЗ-173 от 17.04.2006 была определена
® Иванова М.А., 2017 г.
принадлежность полномочий по управлению землями и земельными участками, государственная собственная на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, распоряжение осуществляли органы местного самоуправления данных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не было установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В некоторых регионах распоряжение осуществляли только органы государственной власти субъекта РФ, в некоторых случаях — только органы местного самоуправления.
Также существовали и смешанные варианты регулирования распоряжения, в том числе путем заключения договоров. Правоприменительная практика показала, что имелись случаи злоупотребления органами государственной власти субъектов и органов местного самоуправления указанными правами. [4].
Новый период развития муниципального законодательства, который получил образное наименование «контрреформа контреформы»[5, 69], с одной стороны, характеризуется сужением объема вопросов местного значения сельских поселений, но, с другой стороны, введением института перераспределения вопросов местного значения между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. В то же время в Ф3-173 была Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ введена с 1 марта 2015 года ст. 3.3., которая полномочия по управлению указанными землями и земельными участками отнесла к полномочиям поселений.
Возможность использования поселениями таких полномочий увязывалась с наличием утвержденных правил землепользования и застройки. В отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, распоряжение осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов.
Указанные изменения были направлены на стимулирование разработки правил землепользования и застройки, а также укрепление муниципальной власти поселений, учета местных особенностей при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, дефицит квалифицированных кадров в сельских поселениях не позволил им полноценно осуществлять такое распоряжение земельными участками. Заключение соглашений о передаче осуществления данных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов в порядке ч.
4 ст. 15 ФЗ-131 является невозможным, так как распоряжение земельным участками, государственная собственность на которые на разграничена, не является вопросом местного значения.
Между тем, субъекты РФ на основании ч. 1.2. ст. 17 ФЗ-131 стали массово принимать законы о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, «отнимая» у муниципальных образований полномочия по распоряжению земельными участками.
Федеральный законодатель решил отыграть назад, приняв Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ, которым внес изменения в ФЗ-173, возвратив с 1 января 2017 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов в отношении таких земельных участков, расположенных на территории сельских поселений. Городские поселения, которые согласно ФЗ-131 имеют больший объем вопросов местного значения, сохраняют, таким образом, право распоряжение земельными участками из неразграниченной государственной собственности. (Законодательное Собрание Красноярского края обосновывало необходимость решения региональным законом вопроса о закреплении полномочия по предоставлению земельных участков за городским поселением или муниципальным районом.
Отдаленные городские поселения, особенно расположенные в районах Крайнего Севера, например поселок Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района Красноярского края, не обладает ресурсами (ни кадровыми, ни финансовыми) по исполнению государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. [6]) Федеральные власти остались равнодушны к данным поправкам. С 1 января 2017 г.
зависимость от наличия правил землепользования и застройки исключается [7].
Следует также отметить, что при отсутствии правил землепользования и застройки сельского поселения органы местного самоуправления муниципального района не связаны необходимостью согласовывать свои действия с интересами и местными особенностями поселения. Механизма же учета мнения населения [8] и органов местного самоуправления сельских поселений при предоставлении земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в настоящее время в законодательстве не выработано.
1. Справочно-правовая система Консультант-плюс. Профессиональный выпуск.
2. Роньжина (Каримова) О.В. Квазиюридические лица: правовая природа муниципального образования и органов местного самоуправления (проблема псевдомножественности субъектов правоотношений) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 61 — 63.
3. Справочно-правовая система Консультант-плюс. Региональный выпуск.
4. Прихожан М. К чему приведет распоряжение муниципалитетами земельными участками, на которые нет разграничения собственности между РФ и субъектами РФ? // Бюллетень «Ядаау» от 01.03.2015;
5. Шугрина Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4. С. 68 — 71.
6. Постановление Законодательного собрания Красноярского края от 26.05.2016 года № 10-4582П О поправке к проекту Федерального закона № 961795-6 «О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
7. С 1 января 2017 г. изменяется порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена // СПС КонсультантПлюс. 2016.
8. Роньжина О.В. Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 1.
Относительно распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Данная норма вступила в силу с 01.01.2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 334-ФЗ).
С 01.03.2015 по 31.12.2016 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п.2 ст. 3.3 Федерального за-кона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 31.12.2016 года).
Статьей 4 Закона № 334-ФЗ установлены переходные положения в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, в случае, если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Закона №334-Ф3 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Однако, решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимались органами местного самоуправления поселения не во всех случаях, а при образовании нового земельного участка (земельных участков) утверждалась Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В целях недопущения нарушений действующего законодательства Российской Федерации, прошу Вас дать разъяснения, является ли орган местного самоуправления муниципального района, органом, уполномоченным на заключение договоров аренды в отношении образованных в результате перераспределения (раздела, объединения) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что возможность такого перераспределения (раздела, объединения) рассматривалась органом местного самоуправления сельского поселения и Схема расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения (раздела, объединения) земельного участка (земельных участков), утверждалась также органом местного самоуправления сельского поселения.
Статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 334-ФЗ), установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ.
Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Исключений из данного правила Федеральным законом № 334-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, предоставление земельных участков органами местного самоуправления сельских поселений в рамках реализации переходных положений осуществляется исключительно в случаях, установленных статьей 4 Федерального закона № 334-ФЗ.
В иных случаях предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе заключение договоров аренды земельных участков, образованных в результате перераспределения земель и (или) земельных участков.
Земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности. Российской Федерации и распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
При этом в соответствии с положениями п.4 ст.5 Водного кодекса РФ (далее — ВК РФ) границей водного объекта является береговая линия, а по смыслу п.6 ст.6 ВК РФ береговая полоса расположена за границами водного объекта — вдоль береговой линии. Поскольку Земельный кодекс РФ, ВК РФ, Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и иные федеральные законы не содержат положений об отнесении земель, расположенных в пределах береговой полосы, к собственности Российской Федерации, полагаю, что распоряжение такими землями должно осуществляться уполномоченными органами в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить, к чьим полномочиям относятся вопросы предоставления земельных участков, не относящихся к землям водного фонда, расположенных в границах береговой полосы водного объекта, при условии, что право федеральной собственности на такие земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
При этом, исходя из положений федерального законодательства, нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования не является основанием для разграничения государственной собственности на землю.
В случае, если основания для отнесения земельных участков к той или иной форме публичной собственности отсутствуют, государственная собственность на них считается неразграниченной и распоряжение ими осуществляется органами, указанными в статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Одновременно отмечаем, что если земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (в том числе в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы) изменение публичного собственника такого земельного участка никоим образом не влияет на правовой режим его использования, установленный в связи с нахождением в границах такой зоны.
К чему приведет распоряжение муниципалитетами земельными участками, на которые нет разграничения собственности между РФ и субъектами РФ?
Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. осуществлялось на основании Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
В связи с признанием утратившим силу названного федерального закона (основание — Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами, прямо указывающими на принадлежность земель. Регистрация права собственности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г., в настоящее время неразграниченными остаются 695 692,8 тыс. га. Весьма солидный банк земель, который перейдет в распоряжение муниципальных органов власти.
В настоящее время правила распоряжения земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, установлены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении ЗК РФ). Согласно данному пункту, по общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления также распоряжаются земельными участками, находящимися на территории административных центров (столиц) субъектов РФ, однако законом субъекта РФ может быть установлено иное.
Региональное законодательство по данному вопросу развивается не единообразно.
В некоторых законодательных актах субъектов РФ предусмотрено, что распоряжение такими земельными участками осуществляют только органы государственной власти субъекта РФ (см., например, ст. 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», п. 1 ст.
2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 № 152-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края»).
В других прямо указано, что распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления (см., например, п. 2 ст. 36 Закона Челябинской области от 28.08.2003 ¹ 171-ЗО «О земельных отношениях»).
Кроме того, существуют и смешанные варианты регулирования распоряжения. В частности, ст. ст.
25.1 и 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» установлены перечни случаев распоряжения такими участками Правительством указанной республики или республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений. В остальных случаях распоряжение осуществляют органы местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления столицы субъекта РФ по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, могут носить договорной характер. Так, ст. 54-3 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» предусмотрено, что распоряжение указанными земельными участками осуществляют органы исполнительной власти области. Исключение составляют случаи, когда органы местного самоуправления заключают соглашения с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности.
Правоприменительная практика показала, что имелись случаи злоупотребления органами государственной власти субъектов и органов местного самоуправления указанными правами; так встречались случаи, когда Росимущество продавало объекты капитального строительства – здания, имевшие большой прилегающий земельный участок, в отношении которого не было произведено разграничение государственной собственности на землю. После приобретения объектов покупатель зданий, обращаясь в местные органы власти для оформления прав на земельные участки, узнавал, что прилегающие земельные участки были отданы органами местного самоуправления благотворительному фонду, а затем проданы для строительства коттеджных поселков, и теперь данные участки находятся в собственности физических лиц и застроены в соответствии с целевым назначением участка. В итоге получалось, что покупатель мог оформить только землю «под зданиями», а компенсировать убытки «вроде как и некому», так как выделить иной земельной участок в данном районе было невозможно ввиду отсутствия свободной земли, а обеспечить денежную компенсацию местные власти могли лишь при условии длительной рассрочки, ввиду того, что стоимость утраченных земельных участков была равна годовому бюджету муниципального образования.
В Москве не было редкостью, когда Росимущество лишалось земельных участков, на которых были расположены принадлежащие Российской Федерации объекты капитального строительства, в связи с тем, что в отношении указанных земельных участков не были оформлены земельно-правовые отношения. Часто случалось, что с утратой объекта у Росимущества утрачивались права на земельный участок.
Согласно Федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что с 1 марта 2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
При этом законом определено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон был изначально направлен на создание стимулов для муниципалитетов к завершению разработки правил землепользования и застройки. Поселения, утвердившие такие документы, получат полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.
Для органов государственной власти и местного самоуправления была введена возможность обмена земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, что часто необходимо для реализации крупных проектов по развитию территорий, что, как предполагается, должно позволить уменьшить необходимость изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая различную ситуацию по принятию правил землепользования и застройки ожидать резкого изменения ситуации по распоряжению неразграниченными земельными участками не стоит.
В Москве принятие правил землепользования и застройки ожидается не ранее принятия Генерального плана города в 2016 г., в Московской области (в большей части городов Подмосковья) принятие правил землепользования и застройки ожидается не ранее 2015-2016 гг.
Кроме того, учитывая уже имевшуюся ранее практику распоряжения земельными участками Субъектами Российской Федерации, ожидать существенных изменений в данном вопросе не приходится.
ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю
По мнению одного из экспертов «АГ», определение ВС РФ может повлечь формирование правоприменительной практики разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти. Другой отметил, что Верховный Суд указал на то, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению.
17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.
Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено.
Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.
21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости.
Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст.
3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.
Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п.
1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.
Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.
Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.
Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п.
2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.
Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.