Росфинмониторинг проверка физ лиц

Содержание
  1. Слухи или правда?
  2. Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия
  3. Какие следки и операции попадают под контроль
  4. Как проводится контроль
  5. А что же РФМ?
  6. Какие последствия могу быть
  7. Как узнать о проверке
  8. Как защищать свои интересы
  9. Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами
  10. Примеры употребления на «Секрете»
  11. Нюансы
  12. Критика
  13. Мораторий – не для всех
  14. Как проверяют?
  15. Рекомендации бизнесу
  16. Почему важно проверить человека на экстремизм и терроризм
  17. Включение в перечень Росфинмониторинга: причины и последствия
  18. Кому и когда нужно проверять реестр Росфинмониторинга
  19. Как быстро проверить человека по перечню Росфинмониторинга и другим параметрам благонадежности?
  20. Вы получите актуальную информацию по таким параметрам:
  21. Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ
  22. Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы

В начале года в СМИ пестрила информация о контроле росфинмониторинга с 2021 года за всеми сделками граждан с недвижимостью свыше 3 млн. руб. и вкладами в банках более 600 000 руб.

Теперь физические и юридические лица обязаны будут доказать, что их средства добыты законным путем. Иначе могут наступить неприятные последствия в виде конфискации и арестов имущества и денег.

Какая же ситуация на самом деле? Есть ли риски потерять деньги или квартиру (дачу) при её продаже-покупке? Возможно ли лишиться крупного вклада в банке? В этих и других актуальных вопросах давайте разберемся в этой статье.

Слухи или правда?

Для начала скажем, что тот пресловутый закон, о котором пишут в Интернете и вещают в теленовостях существует с 2001 года. Осуществление контроля на рынке недвижимости и в банковском секторе под эгидой борьбы с нетрудовыми доходами и финансированием терроризма/экстремизма производится с начала 2000-х.

Ничего сверхнового в 2021 году не появилось, никаких сенсационных норм и статей законодателем не принято. Об этом в своих новостных рассылках пишет и сам Росфинмониторинг, которого «обвиняют» в беспардонном вмешательстве в частные дела граждан и коммерческих организаций.

Поэтому развеем слухи: поголовно не будут изымать квартиры, блокировать деньги на счетах и конфисковывать прочее имущество.

Однако это не означает, что не будут проводить антиотмывочных проверок и не применять санкции к нарушителям. Такую деятельность ведет Росфинмониторинг и поднадзорные ему субъекты.

В настоящее время под проверки попадают обычные граждане, ИП и компании. Хотя ранее «под прицел» в основном попадали чиновники.

Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия

Это государственная организация с широкими полномочиями. Официальное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее так сокращенно РФМ). Иногда учреждение называют финансовой разведкой. Из этого названия многое становится понятным.

Деятельность Росфинмониторинга можно условно представить в виде трех направлений:

Во-первых, собирает информацию о финансовых потоках лиц, финансирующих терроризм/экстремизм и граждан легализующих преступную прибыль. При выявлении признаков и следов преступлений и прочих нарушений передает материалы в правоохранительные или налоговые органы для дальнейшей проверки и принятия решения по существу.

Во-вторых, осуществляет надзор за отдельными организациями, которые обязаны контролировать «подозрительные» договоры и операции граждан и юридических лиц. Так как эти организации по роду своей деятельности имеют информационный доступ, а также могут влиять на такие сделки и операции. К таким организациями относятся:

  • лизинговые фирмы;
  • риэлторы и агентства недвижимости;
  • компании, принимающие платежи от населения (коммунальные, по оплате товаров и услуги и пр.);
  • факторинговые организации, то есть те, кто участвуют в сделке между поставщиком и покупателем товаров, оплачивая товар за покупателя, а потом получают деньги от покупателя со своими процентами и комиссиями. Это своего рода кредит. Такие услуги распространены при покупке товаров через Интернет-магазины.

В-третьих, ведет список субъектов причастных к терроризму/экстремизму или его материальной поддержке. Этот черный список Росфинмониторинга публикуется на официальном сайте. Многие организации осуществляющие функции с денежными потоками (в основном речь идет о кредитных компаниях), должны учитывать содержание этого списка.

При установлении лиц числящихся в нем, накладывать финансовые запреты и ограничения.

Как можно заметить РФМ сам не арестовывает, не конфискует имущество, не блокирует вклады, не приостанавливает банковские расчеты и пр. Этим занимаются организация подотчетные ему.

Полный список функций финансовой разведки России можно просмотреть здесь.

Кроме того, функции контроля за операциями, находящиеся под подозрением в финансировании терроризма (экстремизма) и отмывании нелегальных доходов выполняют нарду с органом финансовой разведки и ряд других субъектов. Их перечень можно просмотреть здесь.

Какие следки и операции попадают под контроль

  • валюты за наличный расчет;
  • ценных бумаг наличными;
  • драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий и лома;
  • недвижимости (коммерческая и некоммерческая).
  • когда счет принадлежит юридическому лицу и снятие/зачисление производится в наличной форме;
  • снятие, если организация (чей счет) существует не дольше 1 календарного квартала;
  • по счету организации, с момента создания которой не проводилось никаких операций;
  • целевые платежи/списания во исполнение договора лизинга;
  • если лицо, которое получает или переводит средства, проживает в Иране или Северной Корее, либо операция производится через Иранский, Северно-Корейский банки;
  • когда речь идет об отдельных счетах в уполномоченном банке головного исполнителя поставок по гос.оборон.заказа (при процедуре гос.закупок).
  • владелец счета – организация (учреждение), имеющая стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации.
  • предоставление организациями, которые не относятся к категории «кредитные», беспроцентных займов гражданами или другим юридическим лицам;
  • передача в ломбард драг.металлов/камней, а также изделий из них, либо лома ювелирных предметов в ломбард под залог при выдаче ссуды;
  • если в сделке, кроме российского гражданина, участвует житель Ирана или Северной Корее (независимо от того какая он сторона сделки займодавец или заёмщик), либо выдача/получение займа производится с участием банков указанных стран.
  • получение суммы ставки на участие в лотереи или азартной игре в игорном заведении;
  • выплата выигрыша от участия в лотереи или победе в азартной игре.
  • оплата страховой премии при страховании жизни и пенсионном страховании;
  • получение страх.выплаты, в том числе периодических платежей, в случае смерти, наступления определенного возраста застрахованного, пенсионные выплаты и подобные события.
  • получение наличных по чеку на предъявителя (который выдан лицом, преимущественно проживающим за рубежом);
  • снятие денег, в том числе через банкомат, кассы банка, с платежной карты (дебетовая, кредитная, электронные кошельки), которые выпущены иностранным банком.
  • открытие депозита в пользу другого человека путем внесения наличных средств.
  • оплата наличными капитала учредителем при создании фирмы или увеличении размера капитала.
  • любой вид почтовой пересылки денег.
  • возврат остатка аванса, уплаченного за услуги связи.
  • получение активов от иностранных государств, международных компаний, иностранцев;
  • расходование активов, в том числе при обычной деятельности.

Кроме того, существует ценз к операциям, подлежащим обязательному контролю росфинмониторингом независимо от суммы сделок. Речь идет о любом денежном обороте или сделке с имуществом, когда одной из сторон является человек или организация, имеющие отношение к экстремизму/терроризму.

Сведения о причастности к экстремизму/терроризму открыто публикуются на сайте РФМ.

Описанные выше сделки/операции являются предметом так называемого обязательного контроля, где главный критерий — сумма контроля.

Однако субъекты контроля (в большей степени это касается банковского сектора) должны анализировать денежные потоки своих клиентов, дабы выявлять подозрительные сделки/операции. То есть когда деятельность граждан и организаций не попадает под обязательный контроль, но связана с возможным отмыванием нелегальных доходов. По сути это любая сделка/операция, имеющая сомнительные признаки.

В законе приводятся такие основания для проверки как:

  • необычный характер договора;
  • запутанные действия клиента;
  • отсутствие экономического смысла в проводимой операции;
  • несоответствие уставной деятельности фирмы.

И прочие основания на усмотрение проверяющих.

Как проводится контроль

Как можно увидеть финансовый контроль сделок росфинмониторингом довольно обширен. И хоть учреждение имеет территориальные органы и внушительный штат сотрудников, уследить за всеми манипуляции невозможно. Поэтому непосредственно проверочной деятельности осуществляют банки, ломбарды, страховые предприятия, операторы лотерей, риэлторские агенства и прочее.

Именно эти структуры документируют операции обязательного надзора и результаты такого документирования предоставляют в финансовую разведку.

В целом картина выглядит так:

  1. Банки и прочие субъекты контроля (далее также субъекты контроля) устанавливают анкетные данные личности (или регистрационные данные, если это юридическое лицо) перед совершением сделки, открытия счета (вклада), выдачи распоряжения на отправку (списание денег) и т.д. В том числе запрашивают документы, удостоверяющие личность, делают с них копии;
  2. Делают копии документов о заключении и исполнении договора (манипуляции с деньгами/имуществом);
  3. В течение 3 рабочих дней собранные сведения представляют в финмониторинг в электронном виде через личный кабинет. На сайте РФМ для этих целей субъекты контроля заблаговременно должны зарегистрироваться, открыть свой электронный кабинет. И в последующем через него предоставлять отчетность и сведения об интересуемых сделках/операциях. При чем это делается в тайне от заинтересованных лиц (сторон сделки/операций).
Читайте также:  Как проверить готов ли патент

А что же РФМ?

Далее в дело вступает финн.разведка. Она обрабатывает полученные сведения. Если нужно, запрашивает дополнительную информацию у отправителя данных (банки, ломбарды, страховые компании и др.), даже по другим сделкам и за другой период времени.

Не исключено, что гос. орган может напрямую запросить данные у сторон договора (хотя такое встречается крайне редко).

В итоге, после обработке данные финмониторинг делает заключение о законности действий или необходимости дальнейшей компетентной углубленной проверки. В последнем случае имеющиеся материалы направляет или в правоохранительные органы, или в налоговую инспекцию по подведомственности.

По сути, проверка росфинмониторинга физических лиц и фирм заключается в сборе информации. При выявлении признаков нелегальности доходов и финансирование экстремизма/терроризма — направление её в нужные органы.

А правоохранительные органы по итогам своих расследований могут применить различные меры воздействия:

  • возбуждение уголовного дела, в том числе по ст. ст. 174, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ;
  • арест или конфискация движимого/недвижимого имущества.

Какие последствия могу быть

Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:

  • приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
  • отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
  • не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
  • не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
  • удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.

Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.

В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.

Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.

Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб.

По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению). Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки.

В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности. Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.

Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.

Как узнать о проверке

Компании и граждане не должны узнавать о проводимых в отношении них мероприятий контроля. Такая деятельность контрольными органами проводится тайно. Это предусмотрено законодательством.

Исключением являются случаи, когда возникает необходимость блокировать счета или имущество собственника, либо информацию направляют правоохранителям (налоговикам).

Как защищать свои интересы

Пока собирают сведения о сделках и передают их в финмониторинг никакие права не нарушаются. В самом законе сказано, что такая деятельность не влечет даже нарушения правил о сборе и хранении персональных данных.

Однако, если финансовый отчет об имуществе и доходах заинтересует финн.разведку, тогда возможны неприятные последствия и разбирательства.

Как показывает практика единственный верный способ действий — это на запросы правоохранителей и Росфинмониторинга представить как можно более полную запрашиваемую информацию. Иногда этого бывает достаточно, чтобы разморозить счета, снять аресты и прочее.

Если это не помогает, то действия госорганов нужно оспаривать в суде.

Очень редко, но бывает, что компанию или гражданина служба мониторинга может ошибочно включить в списки лиц, причастных к терроризму/экстремизму, распространению оружия массового поражения. В таком случае нужно написать обращение в Росмониторинг об исправлении ошибки. А если нет обратной связи – обратиться в суд.

Что такое финмониторинг. Объясняем простыми словами

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Проще говоря, банки обязаны проверять подозрительные операции клиентов и блокировать их, чтобы пресекать мошеннические махинации нечестных дельцов. Таковы требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Примеры употребления на «Секрете»

«Мы рекомендуем периодически следить за своим кредитным рейтингом и проверять наличие вашей фамилии в различных списках на сайте финмониторинга».

(Директор финансового направления «Сравни.ру» Алексей Грибков — о том, как действовать, чтобы избежать отказа в выдаче кредита.)

«Суммы менее 500 000 рублей не попадают под финмониторинг, а банки и налоговая не квалифицируют такие платежи как коммерческие».

(Директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский — о том, как сотрудничающие с иностранными компаниями блогеры получают деньги за рекламу на личный счёт.)

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

  • все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
  • покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
  • операции с криптовалютой.

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

  • необычный для конкретного предприятия характер сделок;
  • отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
  • вывод капитала из страны;
  • финансирование серого импорта;
  • уход от налогообложения;
  • финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели.

Примеры операций и подозрительных ситуаций, которые попадают под контроль финмониторинга, в том числе обязательный:

  • переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
  • поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
  • использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
  • систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
  • многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
  • покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
  • размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
  • частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
  • невозможность установления сторон сделки;
  • перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
  • зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
  • предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
  • многократное увеличение оборотов по счёту компании;
  • скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
  • получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
  • операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Читайте также:  Иск о взыскании пособия по безработице

Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

  • пояснение схемы ведения бизнеса;
  • информация о применяемой системе налогообложения;
  • сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
  • договоры и первичные документы к ним;
  • штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность.

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций.

Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Мораторий – не для всех

В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.

Как проверяют?

Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:

  • на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
  • на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).

Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.

При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.

Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.

Рекомендации бизнесу

Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.

Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.

Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.

Почему важно проверить человека на экстремизм и терроризм

Отчеты доступны в тарифах для Бизнеса. При этом обязательным условием для отправки запроса на формирование отчета является наличие согласия проверяемого физического лица на обработку персональных данных, полученного в порядке, установленном 152-ФЗ «О персональных данных».

Перечень организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, был создан Росфинмониторингом в 2001 году. На 2022 год в нем числится около 12 000 человек. Попадание в этот список называют гражданской смертью человека.

Разбираемся, с чем связано это наименование, а также зачем и кому в первую очередь нужна проверка террористов и экстремистов.

Включение в перечень Росфинмониторинга: причины и последствия

В список попадают осужденные по статьям Уголовного кодекса, связанным с призывами к экстремизму, возбуждением ненависти или вражды и другими социально опасными деяниями (ст. 205, 277, 280, 282, 360 и т. д.).

Сегодня задача реестра — ограничить финансирование преступной деятельности. Основной механизм, который используется для этого — блокировка банковских счетов подозреваемых лиц.

Ограничения для попавшего в перечень:

  • выезд за границу;
  • открытие счета в банке и оформление карт;
  • использование денег на банковских счетах и счетах электронных кошельков, кроме зарплат, пенсий и пособий на сумму не выше 10 000 рублей в месяц;
  • вступление в наследство;
  • получение алиментов, страховых выплат, выплат компенсаций по суду безналичным способом, через счета;
  • оформление документов с заверением нотариуса.

Человек может платить налоги и кредиты, взятые до включения в список, и получать зарплату на старую карту, но не получится воспользоваться деньгами в полной мере. Важно, что в реестр попадают еще на стадии рассмотрения дела, когда обвинение даже не доказано.

Известны случаи, когда в списке числятся родственники подозреваемых в запрещенной деятельности.

Кому и когда нужно проверять реестр Росфинмониторинга

Главным образом, проверка реестра Росфинмониторинга на терроризм требуется работодателю перед приемом на работу нового сотрудника.

  • Во-первых, для человека из списка Росфинмониторинга официальное трудоустройство будет проблематичным. Оно возможно только в случае выплат зарплаты наличными, что многие компании не используют.
  • Во-вторых, да, в последние годы ситуация с «арестами за репосты» усугубилась. Но не стоит забывать и об опасных преступниках, которые участвовали в террористических актах и представляют реальную угрозу обществу. Они тоже есть в этом реестре.

Максимально внимательно подойдите к вопросу изучения репутации, тем более, что сейчас это очень просто сделать. Любой настораживающий вас момент нуждается в объяснении и анализе, на основе чего и принимается взвешенное решение о сотрудничестве.

Работодателю рекомендуется провести комплексный анализ биографии кандидата. Это поможет сформировать уровень доверия к сотруднику и делать выводы не только на основе какого-то одного фактора.

Как быстро проверить человека по перечню Росфинмониторинга и другим параметрам благонадежности?

CheckPerson: проверка человека по базам Росфинмониторинга, ФНС, МВД и другим официальным источникам за 5 минут

Онлайн-сервис CheckPerson помогает работодателям по всей России нанимать ответственных и надежных сотрудников.

Читайте также:  Бланк заявления о принятии на работу

Как это работает:

  • Шаг 1. Заполняете форму с персональными данными проверяемого: ФИО, дата рождения, регион проживания, серия и номер паспорта и/или водительского удостоверения. Выбираете нужный тип отчета в зависимости от наличия перечисленной информации.
  • Шаг 2. Указываете ваш email для получения результата.
  • Шаг 3. Оплачиваете удобным для вас способом и все — отчет у вас на почте.

Так вы сформируете полную картину и не будете принимать решение на основе интуиции. Главное — получить письменное согласие на проверку, чтобы не нарушить закон «О персональных данных».

Вы получите актуальную информацию по таким параметрам:

  • проверка на причастность к терроризму и экстремизму;
  • задолженности по штрафам ГИБДД, налогам, алиментам, судебным взысканиям, кредитам;
  • подлинность предъявленного паспорта и ВУ;
  • наличие проблем с госорганами: нахождение в розыске МВД и арест имущества приставами;
  • регистрация в качестве учредителя юридического лица, руководителя организации или ИП;

Сервис автоматически отправит запрос по реестрам всех официальных источников: Росфинмониторинг, МВД, ГИБДД, ФССП, ФНС, ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

С CheckPerson вы сэкономите время и ресурсы на сбор информации и будете застрахованы от неожиданностей в работе с персоналом.

Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ

Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном незнании норм закона. И да, это не освобождает от ответственности.

Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет».

Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована. Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия.

Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.

Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы

Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.

  • Если мы не являемся стороной в купле-продаже недвижимости – значит у нас нет и обязанностей по соблюдению 115-ФЗ в этой части?

Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.

  • У нас код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» не является основным. Значит мы не подлежим проверке контролирующим органом?

И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.

Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.

  • Я индивидуальный предприниматель, состою на учете в Росфинмониторинге, основной код ОКВЭД 68.31. Но фактически не оказываю посреднические услуги. Значит ли это, что я перестал быть субъектом 115-ФЗ и можно не исполнять требования этого закона?

Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги.

Иначе — смотрите ответ на предыдущий вопрос.

  • Наше агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге. С 10.01.2021 внесли изменения в 115-ФЗ, касающиеся отмены обязанности представлять сведения, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей. Может ли наше юридическое лицо сняться с учета в Росфинмониторинге?

Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня.

Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.

Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:

  • зарегистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, а риелторы – еще и встать на учет в Росфинмониторинге;
  • осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;
  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  • проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
  • использовать функционал Личного кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечни);
  • с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ) – данный пункт только для риелторов;
  • выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
  • проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.
Adblock
detector