- Что такое фаркоп
- Документы необходимые для фаркопа в 2022 году
- На какие автомобили можно ставить фаркоп
- Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле
- Категория прав для машины с фаркопом
- Какие документы нужны на фаркоп
- Какой штраф за фаркоп без документов
- Какая установка фаркопа не требует регистрации
Конструкция легковых автомобилей позволяет устанавливать на них дополнительное оборудование. Одни устройства могут сделать эксплуатацию машину более комфортной, другие расширяют ее возможности, увеличивая проходимость или способность перевозить грузы. К первому виду допоборудования относятся:
- панорамный люк;
- обогрев рулевого колеса;
- электрические стеклоподъемники;
- датчики парковки;
- элементы дизайна и т.д.
Ко второму виду можно отнести:
- лебедку;
- багажник на крышу;
- усиленные элементы подвески;
- фаркоп.
В статье речь пойдет о фаркопе, а именно:
- о том, что представляет собой это устройство;
- каким образом должна осуществляться его установка на легковой автомобиль;
- как правильно оформить и зарегистрировать фаркоп в 2022 году.
Кроме этого, расскажем, какое наказание будет ждать автовладельца за управление машиной с незарегистрированным фаркопом.
Что такое фаркоп
Автомобильный фаркоп – это дополнительное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство, позволяющее подсоединить к нему прицеп для перевозки грузов. Крепление этого тягово-сцепного устройства (ТСУ) может быть предусмотрено заводом-изготовителем легковой машины, а может быть установлено самостоятельно.
В первом случае никаких проблем с установкой и эксплуатацией ТСУ обычно не возникает, так как это дополнительное оборудование внесено в техническую документацию автомобиля.
Поэтому работы по монтажу фаркопа, как на предприятии-изготовителе, так и в автосервисе, не будут считаться вмешательством в конструкцию автомобиля.
А вот самостоятельное крепление ТСУ к легковому автомобилю, у которого автозавод не предусмотрел этот элемент, может привести к проблемам с ГИБДД.
Документы необходимые для фаркопа в 2022 году
В 2022 году в России будет продолжать действовать Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу 10 лет назад. Этот документ регламентирует требования, которым должны соответствовать автомобили и монтируемое оборудование. Статья 77 Регламента указывает, что не подлежат проверке транспортные средства:
- если на них установлены компоненты, специально предназначенные для данного транспорта, прошедшие оценку соответствия и внесенные в эксплуатационную документацию;
- если дополнительное оборудование установлено в порядке серийных изменений, на основании конструкторской документации, в заводских условиях.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что для подтверждения законности установки ТСУ на автомобиль, в 2022 году нужно будет иметь следующие документы:
- Руководство по эксплуатации, где указано на возможность использования автоприцепа.
- Документ, подтверждающий, что фаркоп, установленный на легковом автомобиле, предназначен именно для этой модели.
- Сертификат соответствия ТСУ требованиям, предъявляемым Техническим регламентом.
Правила дорожного движения не налагают на водителя обязанности возить с собой указанные документы.
Достаточно сказать о их наличии инспектору ГИБДД, остановившему машину для проверки. Опытный сотрудник поймет – соответствует ли это действительности – по марке машины и ее нагрузочной таблице. Но лучше брать с собой эти бумаги, чтобы подстраховаться от ненужной бюрократической волокиты.
На какие автомобили можно ставить фаркоп
По своему смыслу, отечественное законодательство гласит: «Разрешено все, что не запрещено». Поэтому установить фаркоп можно на любой легковой автомобиль, кроме тех, в отношении которых существует прямой запрет. Эта информация отражается в сертификате одобрения типа транспортного средства (ОТТС).
Этот документ можно получить по запросу на заводе-изготовителе или у официального дилера.
Кроме этого, запрещено устанавливать сцепное устройство на легковые машины, для управления которыми требуется категория «В», если масса прицепа превышает максимальную массу снаряженного автомобиля, а их общая масса превышает 3 500 кг.
В остальных случаях установка фаркопа будет законной, если соблюдены все формальности при монтаже и регистрации ТСУ.
Можно ли ездить с фаркопом без прицепа на легковом автомобиле
Если ТСУ установлено на легковой автомобиль, конструкция которого предусматривает эту возможность и все процедуры выполнены в установленном законом порядке, то ездить с фаркопом можно как с прицепом, так и без него.
Запрет на эксплуатацию и применение штрафных санкций последует если:
- сцепное устройство является нестандартным или находится в неисправном состоянии;
- ТСУ установлено в место, не предусмотренное изготовителем;
- устройство закрывает собой номерной знак или осветительные приборы.
При выявлении нарушений, сотрудник ГИБДД обязан документально оформить эти обстоятельства и вручить копию протокола водителю.
Если правонарушение действительно имеет место и будет выписан штраф, то лучше оплатить его до истечения 20-и дней. Тогда размер платежа снизится в два раза и составит не 500, а 250 рублей.
Категория прав для машины с фаркопом
Чтобы определить, какая требуется категория прав для управления автопоездом, нужно знать следующие данные:
- разрешенную максимальную массу автомобиля – указана в свидетельстве о регистрации;
- разрешенную максимальную массу прицепа (сокращенно – полную массу) – приведена в паспорте изделия.
В зависимости от полной массы прицепы делят на категории:
- 1 (легковые) – до 750 кг;
- О2 – от 750 до 3500 кг;
- О3 – от 3500 до 10 000 кг;
- О4 – более 10 000 кг.
В соответствии с ПДД, категория B позволяет управлять машиной или автопоездом общей массой до 3500 кг. Следовательно, ее достаточно для всех прицепов 1-го типа. То же относится к категориям C, C1, D и D1.
Для буксировки прицепа типа О2 нужна подкатегория E. Для категорий B, C1 и D1 введены исключения: если сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышает установленных для данных категорий пределов (для B – 3500 кг), подкатегория E не нужна. Это при условии, что полная масса прицепа не превышает массу машины без нагрузки.
Прицепы типа О3 и О4 с категорией B возить запрещено. Для всех прочих нужна подкатегория E. При этом для C1E и D1E максимально допустимая общая масса автопоезда составляет 12 000 кг, полная масса прицепа не может превышать массу автомобиля без нагрузки.
Какие документы нужны на фаркоп
Если условия ТР ТС 018/2011 соблюдены и ТСУ не требует регистрации, водителю достаточно иметь при себе следующие документы:
- технический паспорт фаркопа с отметкой о его установке в авторизованном сервисном центре;
- акт выполненных работ или подтверждение оплаты услуги – чек либо накладная;
- копии сертификата соответствия изделия отечественным стандартам.
Если ТСУ требованиям ТР ТС не соответствует, понадобится следующее:
- ПТС с отметкой о регистрации фаркопа;
- Свидетельство о соответствии конструкции машины требованиям в части безопасности (ССКТС).
Какой штраф за фаркоп без документов
За эксплуатацию автомобиля с ТСУ без соответствующих бумаг по ст. 12.5 КоАП РФ положен штраф в размере 500 руб. Ч. 2 этой статьи предусматривает наказание за использование неисправного фаркопа. Размер штрафа также составляет 500 руб.
При повторном нарушении водителю придется уплатить уже 5 тыс. руб. Если должные меры им все равно приняты не будут, в дальнейшем инспектор может изъять автомашину и отправить ее на штраф-стоянку.
В настоящее время рассматривается законопроект о предоставлении ГИБДД полномочий наказывать за подобные нарушения приостановкой действия диагностической карты.
Какая установка фаркопа не требует регистрации
ТР ТС 018/2011 разрешает эксплуатацию без регистрации только тех приспособлений, узлов и агрегатов, что соответствуют условиям:
- Возможность их установки конструктивно предусмотрена изготовителем автомобиля и сведения об этом приведены в руководстве по эксплуатации.
- Изделие успешно прошло все необходимые испытания и тем самым подтвердило свое соответствие требованиям безопасности, что засвидетельствовано выданным уполномоченным государственным органом сертификатом установленного образца.
- Фаркоп разработан специально для данной модели автомобиля и его конструкция одобрена автопроизводителем.
Фаркопы в первую очередь подвергают испытаниям на усталостную прочность, т.к. они подвержены знакопеременным нагрузкам.
Полный перечень требований и описание методики испытаний приведены в следующих документах:
- ОСТ 37.001.096-84;
- ГОСТ 28248-89;
- ГОСТ Р 41.55-2005.
Сертификат соответствия зарубежным стандартам, например, DIN или ISO, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации и других стран Таможенного Союза, даже если изделие выпущено производителем с мировым именем. Тот должен дополнительно получить сертификат отечественного образца, если ему нужен доступ на рынок РФ.