Справка о несудимости если был условный срок

Содержание
  1. Что может быть указано в справке о судимости
  2. Примерный образец
  3. Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них
  4. Судимость давно погашена, однако в справке она отражена. С такой справкой не могу никуда устроиться на работу. Как мне быть в такой ситуации?
  5. Мне необходима справка в ином формате, и чтобы в ней отразили сведения о снятии с меня судимости, однако в выданной справке данная информация отсутствует, это нарушает закон о рассмотрении обращений граждан
  6. Гражданин постоянно проживает (зарегистрирован) в Саратовской области, но в данный момент временно находится (работает, учится) в другом регионе РФ и там ему требуется справка о наличии (отсутствии судимости). Обязательно ли ему ехать в город Саратов для получения справки?
  7. В течение какого времени можно забрать справку о наличии (отсутствии) после её готовности?
  8. Срок действия справок о наличии (отсутствии) судимости?
  9. Каким способом я могу получить справку о наличии (отсутствии) судимости?
  10. Информация о судимости и как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2022 году
  11. Какие ограничения накладывает судимость
  12. Аннулирование судимости
  13. Процедура внесения информации в базу данных
  14. Как узнать о судимости по фамилии
  15. Получение справки через сайт МВД
  16. Проверка через сайт суда
  17. Проверка через федеральную службу судебных приставов
  18. Законность требования справки о судимости
  19. Можно ли убрать информацию базы данных
  20. Ходатайство о снятии вины
  21. ВС посчитал, что порядок выдачи справки о судимости не нарушает права лиц со снятой судимостью
  22. Можно ли узнать о наличии судимости

Для того чтобы избавиться от судимости, гражданину необходимо время. Только так в большинстве стран, включая Россию и Украину, она снимается. И неважно, условное было наказание или нет. Рано или поздно человек снимается с учета . Срок устанавливается Уголовным кодексом (ст. 86). В соответствии с этим нормативным актом для погашения потребуется:

  • если наказание не связано с реальным тюремным сроком, то 1 год;
  • при совершении преступления легкой или средней тяжести – 3 года;
  • при наказании за тяжкое деяние – 8 лет;
  • при особо тяжком преступлении – 10 лет.

Если человек был осужден условно, то судимость снимается после окончания испытательного срока. При досрочном освобождении или определении более мягкого наказания исчисление начинается после выхода лица на свободу. Делать для снятия ничего не нужно, так как процедура осуществляется автоматически.

Справка: для несовершеннолетних установлены другие сроки. Даже при совершении особо тяжкого деяния судимость снимается через 3 года, а не через 10 лет.

Человек, имеющий в прошлом уголовное наказание, не обладает всеми гражданскими правами, как законопослушные члены общества. Например, он не может служить в армии, быть кандидатом на выборах, получить другое гражданство, усыновить ребенка и т. д. Поэтому многие стараются снять судимость как можно раньше.

Это можно сделать через суд, не дожидаясь окончания срока давности. Но для этого должны быть веские основания. Также должно писаться исковое заявление, где нужно указать свою просьбу. Но истцу придется дать доказательства своего примерного поведения и т. д.

Что может быть указано в справке о судимости

Если человеку понадобилась соответствующая справка, необходимо писать заявление и просить оформление. Обычно документ готовится в течение нескольких дней. Если гражданин не привлекался к ответственности, ему нет нужды переживать.

Другое дело, когда в прошлом была судимость. Даже если он успел ее погасить, информация может указываться в справке. То есть, даже погашенная судимость отражается в справке о несудимости.

Указывается также и условный срок.

Примерный образец

Документ о судимости (несудимости) имеет установленную форму. И она может отражать наличие наказания за уголовное преступление . Оформляется справка следующим образом:

  1. Сначала указывается «шапка документа», которая содержит сведения о номере документа и адресе заявителя.
  2. Затем пишется название органа, который выдает документ.
  3. Ф. И. О. заявителя.
  4. Дата рождения.
  5. Наличие или отсутствие уголовного наказания. Например, Никифоров Т. П. был осужден 10 лет назад (2008 г.) по ст. 228, ч. 1 УК РФ.
  6. Дата и подпись лица, оформившего справку.

Сотрудник информационного центра обязан написать всю имеющуюся информацию, даже если речь идет о снятой судимости. Но тогда он обязательно должен отразить тот факт, что по закону судимость с заявителя снята.

По закону в такой справке должно отражаться уголовное прошлое заявителя. Но никто не отменял человеческий фактор, сбой в системе и другие причины, по которым бывшие преступники оказываются абсолютно «чистыми» перед обществом. Но даже если подобная информация будет указана, это не всегда приводит к серьезным проблемам.

Особенно если было условное наказание или « легкая » статья.

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них

Ответ: Наиболее удобный способ подачи заявления – в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru.

Вместо установленных Регламентом 30 дней срок предоставления гос.услуги значительно сокращается до 10-14.

В случае подачи заявления в электронном виде количество посещений ведомства сокращается:

  • до 1 раза, в случае выбора способа получения справки на бумажном носителе (личное присутствие будет необходимо только для получения готовой справки);
  • до 0 раз, в случае выбора способа получения справки в электронном вида в личный кабинет Единого портала.

Судимость давно погашена, однако в справке она отражена. С такой справкой не могу никуда устроиться на работу. Как мне быть в такой ситуации?

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее – банки данных).

Согласно пунктам 1 и 2, части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления.

В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о полиции персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Необходимость в обработке, хранении и предоставлении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должности судей, при занятии преподавательской деятельностью и других, предусматривающих соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.

При этом, погашение судимости наступает автоматически по истечении сроков, определенных в части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, без принятия дополнительных процессуальных решений.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27 сентября 2019 г. № 660 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.2020 № 57322) (далее – Административный регламент), определена форма справки и отражаемая в ней информация. Согласно пункту 76.3 Административного регламента в справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Содержание и объем информации, подлежащих внесению в справку согласно пункту 76 Административного регламента, соответствует целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах, и предусматривает включение в справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости для их последующей передачи работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида.

Включение в справку о судимости сведений о снятой (погашенной) судимости правомерно, поскольку обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.

Наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не является препятствием при трудоустройстве в учреждения или организации, где для осуществления трудовой деятельности отсутствуют соответствующие законодательные ограничения. Трудовым кодексом Российской Федерации установлены гарантии при заключении трудового договора согласно которым запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при заключении трудового договора в зависимости, в том числе, от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. За исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде (часть 1,2 и 6 статьи 64 ТК РФ).

Мне необходима справка в ином формате, и чтобы в ней отразили сведения о снятии с меня судимости, однако в выданной справке данная информация отсутствует, это нарушает закон о рассмотрении обращений граждан

Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» содержит в себе общие нормы права, регулирующие порядок рассмотрения любых обращений, поступающих в государственные органы.

Читайте также:  Порядок переоформления земельного участка между физическими лицами

Вместе с тем выдача сведений о судимости физического лица по заявлению такого лица отнесена к категории государственных услуг, что следует из статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые оказываются в установленном порядке, при этом результат оказания государственной услуги может быть только таким, который предусмотрен административным регламентом. Таким образом, положения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, которые регулируют общие вопросы, не могут быть применены в условиях, когда имеется специальная норма права.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости установлен Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27 сентября 2019 года № 660 (далее – Административный регламент) (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.01.2020 № 57322).

Указанный Административный регламент установил стандарт предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, которые предоставляет МВД России.

Пунктом 9 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

В приложение № 4 к Административному регламенту приведен образец заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

В соответствии с подпунктом 76.3 Административного регламента отражению в справке подлежат следующие сведения: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, сведения о переквалификации деяния, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

Таким образом, форма результата предоставления государственной услуги, по содержанию отличная от установленной Административным регламентом, противоречит положениям Административного регламента. Результатом оказания государственной услуги может быть только выдача справки установленного образца. Иного результата оказания государственной услуги не предусмотрено законом.

Гражданин постоянно проживает (зарегистрирован) в Саратовской области, но в данный момент временно находится (работает, учится) в другом регионе РФ и там ему требуется справка о наличии (отсутствии судимости). Обязательно ли ему ехать в город Саратов для получения справки?

Ответ : Нет, не обязательно. Государственная услуга может быть получена по экстерриториальному принципу в ФКУ «ГИАЦ МВД России», любом ИЦ или МФЦ (в том числе посредством комплексного запроса) по выбору заявителя, а также через ЕПГУ.

В течение какого времени можно забрать справку о наличии (отсутствии) после её готовности?

Ответ : Срок хранения справки о наличии (отсутствии) судимости на бумажном носителе составляет 3 месяца с даты регистрации заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

Срок действия справок о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ: Нормативными документами МВД России срок действия справок о судимости не установлен.

Каким способом я могу получить справку о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ : Государственную услугу по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляет МВД России. На территории Саратовской области заявление по указанному вопросу можно подать:

Информация о судимости и как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2022 году

Наличие судимости всегда влечет за собой моральные и правовые последствия. Если моральные последствия выражаются в негативном отношении окружающих к осужденному, то правовые всегда накладывают на виновное лицо ряд определенных ограничений.

Не все ошибки прошлого можно удалить из памяти. Преступление, за которое виновное лицо понесло уголовное наказание, в большинстве случаев негативно сказывается на его карьере и репутации. Вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента совершения преступного деяния, информация о судимости навсегда будет неотъемлемой частью жизни человека.

Какие ограничения накладывает судимость

Понятие судимости закреплено в ст. 86 УК РФ. Лицо, которое было осуждено за совершение преступления, приобретает статус судимого сразу после вступления в законную силу приговора суда.

Наличие судимости всегда влечет за собой моральные и правовые последствия. Если моральные последствия выражаются в негативном отношении окружающих к осужденному, то правовые всегда накладывают на виновное лицо ряд определенных ограничений.

Лицам, у которых имеется непогашенная судимость, запрещается:

Баллотироваться (принимать участие в выборах) в государственные органы и органы местного самоуправления (пп. 2 п. 1 ст. 16 ФЗ № 79).

Занимать должности в правоохранительных и судебных органах, заниматься адвокатской деятельностью, работать в суде, прокуратуре и органах ФСБ РФ.

Получать лицензию на оружие. Заниматься детективной и охранной деятельностью.

Занимать должность главного бухгалтера в акционерных обществах (пп.3 п. 4 ст. 7 ФЗ №402).

Проходить военную службу по контракту. Лица имеющие судимость также не могут быть призваны в армию (ст. 23, ст. 34 ФЗ №53).

Выполнять работу, которая связана с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 ФЗ №16).

Если гражданин привлекался к уголовной ответственности по статьям, связанным с преступлениями против чести и достоинства, жизни, здоровья и половой неприкосновенности, он не сможет трудиться в сфере образования (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, ст. 351.1 ТК РФ).

Следует учесть, что если лицо было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, использовать огнестрельное оружие оно не вправе даже после снятия судимости. Кроме этого лицу запрещено свободно перемещаться по стране и выезжать за пределы государства по визе.

Судимость бывает четырех видов:

текущая (преступник еще отбывает наказание или срок давности судимости еще не истек);

условная (действует в отношении условно осужденных граждан);

погашенная (после отбытия наказания виновное лицо не совершало преступления);

снятая (при амнистии или помиловании).

Между судимым лицом и государством создаются особые взаимоотношения. Даже после того, как лицо отбыло наказание за совершенное преступление, оно в течение определенного времени считается опасным и находится под пристальным контролем со стороны органов правопорядка. Именно поэтому за вновь совершенное уголовное действие осужденному ранее гражданину будет вменено более строгое наказание.

Аннулирование судимости

Судимость и связанные с ней правовые последствия носят временный характер. Это означает, что ограничения, которые действовали в отношении осужденного лица, снимаются с него сразу после аннулирования судимости.

В статье 86 УК РФ перечислены способы прекращения судимости. В соответствии с нормами данной статьи, судимость прекращается путем погашения и снятия.

Погашение происходит автоматически, без привлечения судебных органов. При этом срок ее аннулирования зависит от степени тяжести преступления:

По истечению испытательного срока — для условно осужденных лиц.

Через 3 года с момента отбытия наказания — при совершении преступлений небольшой и средней тяжести.

Через 8 лет с момента отбытия наказания — при совершении тяжких преступлений.

Через 10 лет — при совершении особо тяжких преступлений.

Снятие судимости — это прекращение правовых последствий до истечения установленных законом сроков погашения судимости. В данном случае судимость снимается только после того, как суд вынесет специальное решение. Закон не содержит конкретной информации о том, в течение какого минимального срока в отношении виновного лица может быть снята судимость.

Процедура внесения информации в базу данных

Процедура внесения данных о судимости в базу МВД регулируется Типовым положением «О едином учете преступлений». Согласно данному положению, заносить информацию в базу данных имеют право только прокурор, дознаватель и следователь.

Алгоритм внесения информации в базу данных выглядит следующим образом:

Должностное лицо возбуждает уголовное дело.

Следователь в течение суток передает информацию в регистрационно-учетный отдел.

Регистрационно-учетный центр перенаправляет данные о преступлении в информационный центр.

Информационный центр передает суточную статистику правонарушений в Главный информационно-аналитический центр РФ (ГИАЦ).

Информационные центры по обработке данных делятся на группы в зависимости от видов уголовных преступлений.

Важно: учету подлежат все лица, вина которых была доказана.

Как узнать о судимости по фамилии

Работодатель, который принимает на ответственную должность незнакомого соискателя, всегда рискует. Именно поэтому многие хотят предварительно проверить биографию будущего сотрудника или партнера по деловым отношениям.

Получить информацию о судимости онлайн без привлечения квалифицированного специалиста невозможно. Дело в том, что данные, размещенные в ГИАЦ РФ, предназначены только для внутреннего пользования и не подлежит публичному распространению. В связи с этим доступ к базе данных имеют только сотрудники правоохранительных органов.

Запросить информацию с базы данных могут работники отдела кадров государственных и муниципальных учреждений, организации, выдающие лицензию на пользование оружием и оформляющие визы.

Руководители организаций, которые не входят вышеуказанный перечень, не вправе обращаться в органы Министерства Внутренних Дел с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии судимости в отношении будущего сотрудника. В круг получателей такой информации входят также физические лица, в отношении которых было вынесено решение суда.

Если работодателю нужна информация о судимости, лучше всего напрямую спросить это у перспективного работника. К сожалению, не все люди привыкли говорить правду о своем прошлом. Поэтому, если есть сомнения, необходимо потребовать справку об отсутствии судимости.

Если вы хотите узнать о судимости человека по фамилии через интернет, необходимо помнить, что запрашивать такую информацию можно только через официальные сайты государственных структур. Не стоит доверять интернет-ресурсам, которые предлагают провести проверку за денежное вознаграждение.

Читайте также:  Госслужащий это кто по профессии

Теоретически скрыть информацию о судимости можно. Для этого человеку необходимо обратиться в ЗАГС с заявлением о смене персональных данных. В этом случае стандартные федеральные базы, которыми вправе пользоваться любой гражданин, не покажут наличие судимости.

Однако, если в МВД с заявлением обратятся работники отдела кадров государственных или муниципальных организаций, информация о смене ФИО будет для них доступна.

В связи с этим рядовым работодателям, которые не имеют возможности обратиться за помощью к правовым структурам, при приеме на работу рекомендуется включать в список необходимой информации вопрос про смену персональных данных.

Получение справки через сайт МВД

Запросить сведения о судимости может только сам гражданин. Для этого ему необходимо лично обратиться в информационный центр МВД либо заполнить заявку на получение на сайте Госуслуг или через официальный сайт МВД РФ.

Мнение о том, информацию о судимости может получить любой работодатель или сотрудник банка, является ошибочным. Однако если у работодателя есть подозрения о том, что его сотрудник совершил какие-либо преступные деяния, он вправе подать письменное заявление в отделение МВД о предоставлении данных.

На сайте МВД доступна не только информация об отсутствии судимости. Также на данном портале можно найти граждан, которые находятся в розыске. Для этого необходимо знать ФИО человека и его полную дату рождения.

Проверка через сайт суда

Если у вас на руках имеются паспортные данные перспективного сотрудника или партнера по бизнесу, и вы знаете по какому адресу данное лицо зарегистрировано, вы можете проверить информацию о судимости в базе данных судебных органов.

Для этого необходимо перейти на сайт суда общей юрисдикции, который находится по месту прописки проверяемого лица и перейти в раздел “Судебное делопроизводство”.

Проверка через федеральную службу судебных приставов

Сайт поможет проверить законопослушность гражданина по косвенным признакам. Это значит, что в реестре федеральной службы содержится не только информация о совершении уголовных преступлений. Поэтому если имя проверяемого лица будет обнаружено в списках сервиса, не стоит сразу предполагать худший вариант.

Возможно данное лицо просто является задолжником по алиментам.

С помощью сервиса можно получить сведения о:

Наличии долгов у физического лица.

О наличии открытых исполнительных производств в отношении конкретного гражданина.

О лицах, которых на сегодняшний день объявлены в розыск.

В базу данных попадает информация о лицах, которые имеют проблемы с уголовным, гражданским и административным законодательством.

Законность требования справки о судимости

Если лицо устраивается на работу в организацию, которая не входит в перечень запрещенных при наличии судимости, оно не обязано предоставлять работодателю справку. То есть работодатель вправе попросить сотрудника предоставить такую информацию, однако отказать в приеме на работу он не может.

Важно: наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не может являться законным основанием для отказа в трудоустройстве.

Ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Требование работодателя предоставить справку о судимости в подобных случаях являются незаконными и могут расцениваться как дискриминация.

Лицо, которому было отказано в трудоустройстве по причине наличия судимости, вправе требовать фиксации отказа в письменной форме.

Можно ли убрать информацию базы данных

Многих интересует можно ли убрать судимость из базы данных. Удалить информацию из базы данных невозможно. Здесь ответ только один — нет.

Сведения о правонарушении будет храниться вечно, вне зависимости от того, была ли погашена судимость или нет. Такая мера необходима для выявления и фиксации рецидивов.

Важно: база данных ГИАЦ общая. Это означает, что сотрудники МВД любого российского региона могут запросить сведения о судимости вне зависимости от места жительства правонарушителя.

Убрать информацию из базы данных можно только в случае, если сведения о лице и правонарушении были внесены по ошибке или в отношении лица был вынесен оправдательный приговор.

Многие путают процесс снятия судимости с процессом удаления судимости из базы данных ГИАЦ. Снятие судимости подразумевает под собой лишь прекращение правовых последствий. Это означает, что даже после того, как судимость по решению суда будет снята, информация об уголовном деянии и последующем наказании все равно будет доступна для определенного круга лиц.

Таким образом, убрать информацию о судимости без веских причин невозможно. Если в отношении конкретного лица не был вынесен оправдательный приговор или факт ошибочного внесения информации в базу данных не был доказан, не стоит платить деньги лже специалистам, которые за определенную плату готовы удалить данные о судимости из базы.

Теперь поговорим о том, как убрать судимость из базы МВД. Информация о человеке, который смог доказать свою непричастность к правонарушению и в отношении которого был вынесен оправдательный приговор, автоматически удаляется из базы данных МВД.

Ходатайство о снятии вины

Снятие судимости и исключение информации о лице из базы данных возможно только по решению суда. Других вариантов нет.

Для того чтобы отбелить свою репутацию и честное имя, необходимо обратиться в суд с ходатайством об удалении судимости. Для осуществления задуманного, истцу придется предоставить доказательства ошибочного внесения его личных данных в базу ГИАЦ.

Важно: если из-за допущенной ошибки пострадала деловая или личная репутация заявителя, он вправе взыскать моральный ущерб с лица, которое вносило информацию в базу данных. Для этого в судебном порядке ему необходимо доказать факт наличия страданий и финансовых потерь. Для того чтобы требования истца были удовлетворены в полном объеме, необходимо заручиться поддержкой опытного адвоката.

Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.

ВС посчитал, что порядок выдачи справки о судимости не нарушает права лиц со снятой судимостью

В комментарии «АГ» адвокат истца выразила несогласие с решением ВС РФ и сообщила о намерении оспорить его в вышестоящей инстанции. По мнению одного эксперта «АГ», решение ВС – это попытка найти баланс между частным и публичным интересами в правах личности. Другая полагает, что в рассматриваемом случае был все же нарушен баланс интересов между конституционно защищаемыми ценностями и защитой прав граждан при распространении информации о них.

Третий посчитал, что Суд фактически устранился от оценки влияния таких сведений на реализацию различных конституционных прав, оставляя этот вопрос на усмотрение иных органов в каждом конкретном случае.

18 июля Верховный Суд вынес решение по делу № АКПИ22-365 (есть у «АГ»), которым отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим п. 76.2 Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости.

В 2007 г. житель Новосибирска Иван Колпаков был признан виновным в совершении преступления, однако затем кассация отменила обвинительный приговор. В 2009 г. он был признан виновным по другой статье УК и приговорен к трем годам лишения свободы условно. В мае 2010 г. судимость была снята постановлением суда.

Позднее Иван Колпаков обратился за получением справки о наличии (отсутствии) судимости, в которой были отражены сведения о судимости, несмотря на то, что она была снята. Посчитав, что это нарушает его права, он обратился в Верховный Суд с административным иском о признании недействующим подп. 74.2 п.

74 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

В соответствии с этой нормой в справке в графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» делается отметка «не имеются» при наличии сведений о прекращении факта уголовного преследования по следующим основаниям:

  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения;
  • отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия суда, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого;
  • непричастность подозреваемого, обвиняемого или подсудимого к совершению преступления;
  • вынесение в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.

По мнению Ивана Колпакова, эта норма не предусматривает всех возможных случаев, при наличии которых в справке о наличии (отсутствии) судимости должна ставиться отметка «не имеется», а именно: она не предусматривает такого основания прекращения уголовного преследования, как снятие или погашение судимости, а также установление судом факта незаконности осуждения по определенным статьям УК. Это, по его мнению, препятствует его праву быть избранным в органы власти и местного самоуправления, выбору сферы деятельности и места работы, искажает сведения о его личности, поскольку вызывает сомнения в его морально-этических и нравственных качествах, нарушает право на неприкосновенность частной жизни.

Читайте также:  Ензас пр. 2700 что это

Истец добавил, что сведения о признанной судами незаконной и снятой судимости вообще не должны отражаться в справке о наличии (отсутствии) судимости, поскольку лицо считается несудимым после снятия или погашения судимости, отмены незаконного приговора. По его мнению, лицо, когда-либо осужденное, представляя вышеуказанную справку, всегда будет сталкиваться с правовыми последствиями такой судимости, поскольку его будут оценивать, исходя из сведений, содержащихся в таком документе.

Рассмотрев дело, Верховный Суд отказал в удовлетворении требований. Он напомнил, что выдача справок о наличии (отсутствии) судимости направлена на реализацию отдельных положений Трудового кодекса, иных федеральных законов, непосредственно предусматривающих ограничения определенного вида трудовой и предпринимательской деятельности, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. «Доводы административного истца о создании препятствий в праве быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в выборе сферы деятельности и места работы со ссылкой на полученную справку о судимости, которая, по его мнению, не отвечает цели, предусмотренной ч.

6 ст. 86 УК РФ, лишены правовых оснований», – отмечено в решении.

Со ссылкой на практику Конституционного Суда ВС пояснил, что за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не УК РФ, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. Он также отметил, что оспариваемая административным истцом норма не регулирует отношения, связанные с поступлением на работу, выбором рода деятельности и профессии. Решение об отказе в допуске к соответствующей деятельности во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой, служебной или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

«Наличие в справке информации об имевшейся судимости или уголовном преследовании само по себе не влечет неблагоприятных последствий. МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости (уголовного преследования) и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта», – подчеркнул ВС.

Он добавил, что оспариваемая норма, применяемая в связи с предоставлением госуслуги и имеющая иной предмет регулирования, не может по своему содержанию противоречить ч. 6 ст. 86 УК РФ, согласно которой погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные этим Кодексом, связанные с судимостью.

«Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод, что обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных», – счел ВС, который отказал в удовлетворении административного иска.

В комментарии «АГ» одна из представителей административного истца в Верховном Суде, адвокат АП Новосибирской области Елена Данилова отметила: несмотря на то, что согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Кодексом, связанные с судимостью, регламенты МВД России позволяют отражать в таких документах сведения о снятой судимости.

«Это, на наш взгляд, является недопустимым. Мы планируем обжаловать решение ВС в вышестоящую инстанцию», – сообщила она.

В отказном определении он указал, что суды должны находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями исходя из обстоятельств конкретного дела

Адвокат, руководитель уголовной практики АБ «КРП» Михаил Кириенко считает, что решение ВС РФ – это очередная попытка найти баланс между частным и публичным интересом в правах личности. «С одной стороны, я разделяю позицию Суда, что доводы истца не относимы к предписаниям ст. 86 УК РФ, так как институт судимости предопределяется наличие как уголовно-правовых, так и общеправовых последствий для лиц, которые осуждались.

Попытки регламентировать “право на забвение” применительно к уголовно-правовой информации о личности предпринимались, тут нужно вспомнить Определение КС РФ от 26 ноября 2018 г. № 3087-О, в котором были развиты базовые принципы разрешения такого вопроса, а именно то, что не исключаются возможности ограничения такого “права на забвение” в случаях, когда информация обладает безусловной публичной значимостью, то есть содержит данные о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость, и речь идет именно о публичном доступе», – напомнил он.

По словам эксперта, что касается справки о наличии информации из баз ИЦ МВД России, ее общедоступность исключается, и как раз она аккумулируется для обеспечения публичных функций государства. «Однако это общие моменты, юридически же наличие в справке данных о снятой или погашенной судимости, т.е. об имевшем факте осуждения лица не должно служить препятствием для реализации прав граждан, за исключением прямо установленных случаев, как, например, с особыми требованиями, предъявляемыми к занятию ряда должностей.

Фактически же порок восприятия такой информации конкретным работодателем имеет место быть», – отметил Михаил Кириенко.

Он добавил, что такая ситуация могла бы очень просто решаться открытием доступа или более простой формой получения информации о судимости по запросу работодателей в тех сферах, где наличие факта осуждения (независимо от снятия или погашения судимости) имеет значение для того же трудоустройства. «И, соответственно, возложения на них, а не на работника, обязанности предоставлять соответствующую информацию. В иных случаях наличие снятой или погашенной судимости не должно влечь отражения в справке ИЦ таких сведений», – полагает Михаил Кириенко.

Адвокат КА г. Москвы «Якупов и партнеры» Дмитрий Мыльцын полагает, что решение ВС имеет важное значение для правоприменительной практики. «С одной стороны, оно фактически объясняет, почему органы внутренних дел указывают в справках о наличии (отсутствии) судимости сведения обо всех имеющихся ранее судимостях (включая погашенные), т.е.

предоставляют информацию даже о тех судимостях, которые уже не актуальны на день получения сведений. С другой стороны, оно не решает основной проблемы, не отвечает на вопрос, каким образом уже не актуальные сведения о ранее имевших место судимостях могут повлиять на различные конституционные права лица, в отношении которого запрашиваются сведения о наличии или отсутствии у него судимостей. Так, например, ВС указывает на ограничения, которые накладывается на лицо, имеющее судимость, даже погашенную при трудоустройстве в ФСБ, СК РФ, на должность судьи, работу в образовательных организациях с детьми и т.д.

При этом Суд подчеркивает, что такие сведения МВД России собирает в силу своих обязанностей, являясь в данном случае лишь оператором по сбору такого рода информации», – заметил он.

По словам эксперта, оспаривание же самого факта влияния тех или иных сведений на реализацию трудовых, избирательных и иных прав, по мнению Верховного Суда, должно происходить в судебном порядке по каждым конкретным случаям, где такие сведения повлекли ограничения прав лиц. «Таким образом, Суд, подчеркивая важность сбора и обработки информации лиц, содержащих сведения о наличии или отсутствии судимостей, устраняется от оценки влияния этих сведений на реализацию различных конституционных прав, оставляя этот вопрос на усмотрение иных органов, которые должны оценивать каждый конкретный случай, степень влияния таких сведений на лиц, соблюдая баланс конституционно значимых ценностей», – убежден Дмитрий Мыльцын.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что ранее КС РФ неоднократно указывал, что суды должны находить баланс между конституционно защищаемыми ценностями: доступом граждан к информации, с одной стороны, и защитой прав граждан при распространении информации о них, с другой – на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.

В рассматриваемом случае, по словам эксперта, совершенно очевидно, что интерес заявителя не ограничивался лишь уголовно-правовой составляющей и соответствующими последствиями. «Очевидным также является то, что даже при отсутствии определенных законодательно установленных ограничений информация о факте уголовного преследования негативно сказывается на репутационной составляющей, позволяя приходить к некоторым предубеждениям. Полагаю, что баланс интересов, хотя и имеет весьма тонкие грани в разграничениях, но в исследуемом случае нарушен.

Прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию не должно наравне с позитивными тянуть за собой шлейф негативных последствий, даже если это напрямую, с формальных позиций, не нарушает права конкретного гражданина», – подчеркнула Нарине Айрапетян.

Можно ли узнать о наличии судимости

Гражданин вправе в любое время бесплатно узнать имеется ли у него непогашенная судимость или нет. Справка об отсутствии судимости необходима для совершения других юридически значимых действий: трудоустройства, подачи документов об усыновлении.

Получить справку можно обратившись региональный информационный центр МВД России — ФКУ “КИАЦ МВД России” — или в любой многофункциональный центр. С собой необходимо иметь только паспорт, на месте сотрудник оформит заявление на выдачу справки и в течение месяца справку выдадут. Если действовать через МФЦ, получить документ можно раньше.

Никакие другие источники информации, кроме баз МВД РФ, не являются официальным и сведения полученные из них могут оказаться недостоверными.

Adblock
detector