Уголовные преступления в сфере таможенного дела

ТАМОЖЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CUSTOMS CRIME / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева А.В.

В данной статье рассмотрен проблемный вопрос такого явления как таможенные преступления . Проанализирована характеристика и признаки данного явления. Подробно рассмотрены виды преступлений, носящие как административный характер, так и уголовный. Проведен анализ количества совершенных преступлений за 2016-2017 года.

Customs crimes

In this article, the problematic issue of such a phenomenon as customs crimes is considered. The characteristics and signs of this phenomenon are analyzed. The types of crimes that are administrative

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

ЗАЙЦЕВА Анна Васильевна,

Краткая аннотация. В данной статье рассмотрен проблемный вопрос такого явления как таможенные преступления. Проанализирована характеристика и признаки данного явления. Подробно рассмотрены виды преступлений, носящие как административный характер, так и уголовный. Проведен анализ количества совершенных преступлений за 2016-2017 года.

Abstract. In this article, the problematic issue of such a phenomenon as customs crimes is considered. The characteristics and signs of this phenomenon are analyzed. The types of crimes that are a d-ministrative and criminal are considered in detail. The analysis of the number of committed crimes for 2016-2017 is conducted.

Ключевые слова: таможенное преступление, уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, ответственность, наказание.

Keywords: customs crime, criminal code, code of administrative offenses, responsibility, punishment.

Сегодня проблема преступлений в сфере таможенного дела является одной из самых актуальных, так как с каждым годом их число увеличивается. Решение данного вопроса имеет огромное значение для отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь сказывается на порядке взимания таможенных пошлин и платежей, оформления документов на товары. Соответственно этим и объясняется наличие проблем уголовно-правовой квалификации и расследования таможенных преступлений.

В свою очередь правонарушения в сфере таможенного дела носят как административный характер, так и уголовный. Таможенный Кодекс Таможенного Союза содержит статьи, в которых прописана ответственность лиц за несоблюдение тех или иных требований и условий, подлежащих законодательству.

В зависимости от степени тяжести и нанесенного вреда правонарушения в таможенной сфере делятся на преступления и проступки. Отличие их состоит в том, какую степень опасности несут эти деяния, причиненные конкретным лицом.

Из общей теории права, преступления представляют собой наибольшую степень общественной опасности, наносящие серьезный

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания[1]. При этом обозначено, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Ответственность за преступления в сфере таможенного дела регулируются уголовным законодательством. Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает пять видов таможенных преступлений, посягающих на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС:

— контрабанда (ст. 188 УК РФ);

— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Все вышеперечисленные виды преступлений посягают на экономическую безопасность Российской Федерации. Таможенные преступления относятся как к трудно раскрываемым и трудно доказуемым. Трудности основываются на следующих факторах, таких как: сложность в нахождении следов таможенных преступлений, высокая степень опасности для экономики страны, сложность механизма совершения преступлений, латентность, организованность совершения преступлений.

Главной особенностью таможенных преступлений является их многообъектность. Так, почти в каждом составе преступления объектами могут служить как здоровье населения, так и общественная безопасность, так же безопасность экономики страны, интересы культуры. Анализ практики преступлений в сфере таможенного дела показывает, что в основном они совершаются с прямым умыслом.

Субъекты таможенных преступлений весьма разнообразны. Ими могут быть как физические лица, должностные лица, также и руководители организаций.

Правонарушения в сфере таможенного дела носят так же и административный характер. Согласно ст. 2.1 КоАП под правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2].

Согласно КоАП нарушению таможенных правил отдана целая глава — Глава 16 КоАП. Она предусматривает следующие виды таможенных правонарушений:

— незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС;

— несоблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров;

— недекларирование наличных денежных средств физическими лицами;

— нарушение режима зоны таможенного контроля;

— непринятие мер в случае аварии;

— представление недействительных документов;

— причаливание к плавучим средствам, находящихся под таможенным контролем;

— недоставка, выдача, передача товара без разрешения таможенного органа, либо его утрата;

— несоблюдения порядка таможенного транзита;

— уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации;

— несоблюдение сроков подачи таможенной декларации;

— совершение грузовых операций над товарами, находящимися под таможенным контролем, без право разрешения на это таможенным органом;

— нарушение порядка помещения товаров на хранение;

— непредставление в таможенный орган отчетности;

— нарушение сроков временного хранения товаров;

— невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров физическими лицами;

— несоблюдение таможенной процедуры;

— незаконные пользования или распоряжения условно выпущенными товарами;

— незаконное пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка;

— нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

КоАП так же предусмотрена ответственность за каждое правонарушение в области таможенного дела.

Скорость выявления правонарушений обеспечивает не только его пресечение на ранних этапах совершения, но и возобновление нарушенных законом требований и законных интересов как физических, так и юридиче-

ских лиц, и поиск всех лиц, в той или иной степени причастных к их совершению.

Дела о нарушении таможенных правил рассматриваются Федеральной Таможенной Службой, уполномоченной в сфере таможенного дела, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами.

Анализ, совершенных преступлений показал, что их количество с каждым годом увеличивается, тем самым уровень преступности в таможенной сфере представляет реальную угрозу. На 2016 год таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 2 235 уголовных дел. Это на 10% больше, чем в 2015 году (2 031).

Больше всего преступлений было совершено по статье контрабанды, на нее отве-лось 43% из общего числа[3]. Довольно большую стоимость составили незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС товары и транспортные средства, она равняется более 10,3 млрд. рублей.

В основном предметами преступлений являлись наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, иностранная валюта и валюта РФ, автотранспортные средства и товары народного потребления.

А по показателям правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства наоборот на 2016 год пришлось меньше на 6 % возбужденных дел, чем годом ранее. Их количество составило 80 355 дел об АП, на 2015 год (85 523). Наибольшее количество дел об АП было возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров -35% от общего числа.

Чаще всего предметами административных правонарушений являлись табак, алкогольная продукция, автотранспортные средства, текстильные материалы, древесина, валюта.

По большему количеству дел было применено наказание в виде административного штрафа на общую сумму свыше 113,5 млрд. рублей. Всех меньше было применено административного ареста — по 8 делам об АП.

Делая вывод можно сказать, что на се-

годняшний день уровень борьбы с таможенными преступлениями не соответствует уровню их опасности, а методы борьбы недостаточно эффективны.

На эффективность борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела могут влиять следующие факторы:

— отказ в возбуждении уголовного дела без обоснований;

— прекращение проведения уголовных

— низкий уровень взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов;

— рост числа приостановленных, прекращенных дел.

Оперативно-розыскная деятельность и дознание выполняется соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.

В заключение данной статьи можно сказать, что в современных условиях необходимо уделить достаточно внимания к такой проблеме как преступления, угрожающие экономической безопасности страны. Государство должно быть, в первую очередь, заинтересованным в этом с помощью сильной законодательной базы. На наш взгляд, слабость борьбы с таможенными преступлениями объясняется объективной сложностью их расследования, а также целенаправленным противодействием расследованию со стороны заинтересованных лиц.

Задача усиления борьбы с таможенными преступлениями может быть решена лишь совместными усилиями, взаимодействием таможенных органов и правоохранительных органов, контролирующих сферу таможенного дела. Также, считаю, что только жесткая профилактическая работа с органами выявления и предотвращения таможенных преступлений способна в корне изменить текущую обстановку. Таким образом, борьба против совершения таможенных преступлений должна не только вестись в рамках закона, но и подвергаться профилактической работе по постоянному усовершенствованию органов выявления таможенных преступлений.

Читайте также:  Ненормированный рабочий день понятие и особенности применения

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru (Дата обращения 07.01.2018);

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от

ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Понятие, классификация и общая характеристика преступлений в сфере таможенной деятельности

Строгий таможенный контроль, установленный государством, осуществляется в целях защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, регулирования товарообмена па таможенной территории, обеспечения безопасности государства и общества. В ходе осуществления таможенного контроля таможенными органами могут быть выявлены различные правонарушения, в том числе преступного характера.

Все эти преступления можно условно разделить на две группы.

Первая группа выявляемых таможенными органами преступлений непосредственно связана с нарушением требований различных аспектов осуществляемого ими в рамках своих функций таможенного, экспортного и валютного контроля. Указанные преступления по своей сути являются нарушениями таможенных правил и зачастую имеют менее опасные аналоги в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

К данной группе традиционных таможенных преступлений можно отнести все виды контрабанды (ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ), незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст.

190 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.

194 УК РФ).

Ко второй группе преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела и выявляемых таможенными органами при проверке перемещаемых через границу товаров и соответствующих документов, а также в рамках таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, можно отнести так называемые сопряженные преступления, не связанные непосредственно с нарушением таможенных правил. Это могут быть:

  • 1) сопряженные с таможенными экономические преступления (например, легализация имущества, полученного преступным путем, незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака);
  • 2) сопряженные с таможенными служебные преступления (например, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями);
  • 3) иные преступления, сопряженные с таможенными (например, организация преступного сообщества, незаконный оборот оружия, наркотиков).

До недавнего времени возбуждение уголовных дел по всем подобным преступлениям и их расследование осуществлялись другими правоохранительными органами, которым таможенные органы передавали по подследственности материалы о выявленных в ходе таможенного контроля признаках совершения преступлений.

Однако Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» расширил полномочия таможенных органов в этой части, отнеся к их компетенции возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий по следующим преступлениям данной группы 1 : незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст.

173.2 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ).

При этом к компетенции таможенных органов относятся не любые факты совершения перечисленных выше преступлений, а только те, которые выявлены таможенными органами РФ.

Более того, указанным законом таможенным органам было возвращено утраченное ранее право осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 и ч.

1 ст. 200.1 УК РФ [1] [2] . То есть в настоящее время дознаватели таможенных органов вправе не только возбуждать уголовные дела об указанных преступлениях и осуществлять неотложные действия, а полностью их расследовать и по завершении предварительного расследования передавать материалы в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением [3] (в зависимости от формы дознания).

Таким образом, на сегодняшний день указанная выше часть сопутствующих преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, относится к компетенции таможенных органов, и круг преступлений, по которым они вправе возбуждать и расследовать уголовные дела, расширился с 6 до 12 статей УК РФ.

Все остальные сопутствующие преступления, совершаемые в сфере таможенного дела, относятся к компетенции иных органов дознания и предварительного следствия и будут рассмотрены в настоящем учебном пособии отдельно.

Исходя из изложенного необходимо отметить, что широко используемое ранее понятие «таможенные преступления» представляется в настоящее время некорректным, так как объединяющий их ранее критерий основного непосредственного объекта, связанного с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу, применим далеко не ко всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов действующим законодательством. Применение понятия «таможенные преступления» представляется возможным только при условии использования его для краткости изложения как синонима «преступлений, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов», в качестве которого он будет использоваться в настоящем издании.

Тем не менее следует учитывать, что, несмотря на все последние законодательные изменения, все преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, так или иначе связаны со сферой таможенного регулирования.

Иод сферой таможенного регулирования понимаются отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федеации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей [4] .

То есть таможенные органы имеют возможность выявить преступления, предусмотренные ст. 173.1 — 174.1 УК РФ, только в том случае, когда эти деяния связаны с фактом перемещения товаров через границу, иначе они не попадут в сферу деятельности таможенных органов.

Суммируя изложенное, можно сформулировать следующее определение исследуемой группы преступлений: преступления в сфере таможенной деятельности (таможенные преступления) — это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов.

Понятие виды и классификация таможенных правонарушений

Все правонарушения в сфере таможенного дела закон разграничивает в зависимости от тяжести содеянного на две категории:

  • 1. административно наказуемые (гл.16 КоАП РФ содержит 23 статьи) — административные правонарушения (далее-АП) в сфере таможенного дела или нарушения таможенных правил (далее-НТП);
  • 2. уголовно наказуемые (ст.ст.188, 189, 190, 193, 194 УК РФ) — таможенные преступления.

Критерием разграничения служит вред, причиненный правоохраняемым интересам.

Таможенное преступление — предусмотренное уголовным законом и запрещенное под угрозой применения уголовного наказания, общественно опасное противоправное, виновное деяние, совершенное в сфере таможенного дела.

Административное правонарушение в сфере таможенного дела (НТП) — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

Виды таможенных правонарушений.

Таможенные преступления.

  • — Контрабанда (ст.188УК РФ).
  • — Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ).
  • — Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст.190 УК РФ).
  • — Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ).
  • — Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

АП в сфере таможенного дела (НТП).

  • — Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1 КоАП РФ);
  • — Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 КоАП РФ);
  • — Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ(ст.16.3 КоАП РФ);
  • — Недекларирование либо недостоверное декларирование физическим лицами иностранной валюты или валюты РФ (ст16.4 КоАП РФ);
  • — Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.16.5 КоАП РФ);
  • — Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст.16.6 КоАП);
  • — Представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст.16.7 КоАП РФ);
  • — Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст.16.8 КоАП РФ);
  • — Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст.16.9 КоАП РФ);
  • — Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст.16.10 КоАП РФ);
  • — Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст.16.11 КоАП РФ);
  • — Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст.16.12 КоАП РФ);
  • — Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст.16.13 КоАП РФ);
  • — Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст.16.14 КоАП РФ);
  • — Непредставление в таможенный орган отчетности (ст.16.15 КоАП РФ);
  • — Нарушение сроков временного хранения товаров (ст.16.16 КоАП РФ);
  • — Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст.16.17 КоАП РФ);
  • — Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст.16.18 КоАП РФ);
  • — Несоблюдение таможенного режима (ст16.19 КоАП РФ);
  • — Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст.16.20 КоАП РФ);
  • — Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств (ст.16.21 КоАП РФ);
  • — Нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст.16.22 КоАП РФ);
  • — Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст.16.23 КоАП РФ).
Читайте также:  Как узнать причину судебной задолженности

Классификация правонарушений в сфере таможенного дела

  • 1). Классификация в зависимости от тяжести содеянного:
    • — таможенные преступления;
    • — АП в сфере таможенного дела.
    • — правонарушения, совершенные в торговом обороте;
    • — правонарушения, совершенные в неторговом обороте.

    Состав таможенного правонарушения

    Состав таможенного правонарушения, как и любого другого вида правонарушения включает следующие элементы:

    • 1. объект;
    • 2. объективная сторона;
    • 3. субъект;
    • 4. субъективная сторона.

    Если хотя бы один из элементов состава отсутствует, то противоправное деяние не может быть признано правонарушением.

    Объект таможенного правонарушения — охраняемые государством общественные отношения в сфере таможенного дела установленные нормами ТК РФ. Можно выделить следующие группы объектов (рис.1).

    Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

    Порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

    Порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и порядок их уплаты

    Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

    соблюдения мер экономической политики

    Рис.1 Объекты таможенных правонарушений

    Объективная сторона таможенного правонарушения — деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми (уголовно-правовыми) нормами правил. Объективную сторону НТП содержат нормы главы 16 КоАП РФ. Объективную сторону таможенных преступлений содержат нормы ст.ст. 188, 189,190, 193,194 УК РФ.

    Субъект таможенного правонарушения. Субъектами нарушений таможенных правил являются:

    • индивидуальные субъекты — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица;
    • коллективныесубъекты — юридические лица российские и иностранные, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Индивидуальный субъект, совершивший правонарушение, несет административную ответственность по достижению им к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста во вменяемом состоянии, т.е. может осознавать значение своих действий и руководить ими (ст.2.1, 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях, если правонарушение совершено ими на территории России.

    Должностные лица в качестве особого вида индивидуальных субъектов привлекаются к ответственности за НТП, если в их должностные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ по таможенному делу и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России. Понятие должностного лица закреплено в примечании к ст.2.4 КоАП РФ.

    Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

    Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Однако законодательством предусмотрено исключение из общего правила, согласно примечанию 1 к ст.16.1 КоАП РФ индивидуальные предприниматели за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (НТП) несут ответственность как юридические лица.

    Юридическим лицом в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

    В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

    Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

    Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

    Субъектами преступлений в сфере таможенного дела могут быть только физические лица вменяемые и достигшие 16-летнего возраста (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица).

    Субъективная сторона таможенного правонарушения — совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

    Очевидно, что понятие умысла и неосторожности, как характеристики психического отношения лица к содеянному применимо лишь к физическим лицам — субъектам таможенных правонарушений.

    Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный умысел).

    Неосторожность может проявляться в двух формах:

    • — легкомыслия (самонадеянности), когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;
    • — небрежности, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

    Субъективная сторона НТП может характеризоваться виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

    Субъективная сторона преступлений в сфере таможенного дела характеризуется только умышленной формой вины.

    Отличительные признаки таможенных преступлений от административных правонарушений в сфере таможенного дела

    Характеризуя объективную сторону таможенных преступлений, важно четко отличать их от административных правонарушений со сходной объективной стороной.

    Квалифицирующими признаками преступления являются:

    • 1. крупный размер совершенного деяния: при контрабанде (ч.1 ст.188УК РФ) он превышает 250 тыс. руб., при невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193УК РФ) — превышает 5 млн. руб., а при уклонении от уплаты таможенных платежей (ст.194УК РФ) — превышает 500 тыс. руб.
    • 2. предмет деяния: контрабандой признается незаконное перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (ч.2 ст.188УК РФ), независимо от стоимости и количества незаконно перемещаемого.

    Поэтому в ряде случаев административная ответственность наступает только, если отсутствуют признаки уголовно наказуемых деяний.

    Уголовная ответственность за таможенные преступления

    Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за пять видов преступлений: контрабанда (ст.188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

    1. Контрабанда (ст.188 УК РФ).Статья 188 УК РФ содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства. Предметом преступления, предусмотренного ч.

    1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами таможенного законодательства.

    Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется ФЗ РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

    Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении них установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

    Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере.

    Закон называет шесть способовнезаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженного с недекларированием; е) сопряженного с недостоверным декларированием.

    Закон определяет место совершения преступления — таможенная граница. Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров совершается с нарушением порядка, установленного законом.

    Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер.

    Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб.

    Незаконное перемещение товаров и предметов на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

    Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не только нарушает порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного контроля, но может представлять угрозу для общественной или экономической безопасности. Поэтому перемещение через границу и малых их количеств образует признаки контрабанды.

    Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

    Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

    Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, предусмотренную ч. ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой.

    2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ).Опасность преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, состоит в нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны.

    Эта деятельность основывается на приоритете интересов страны, государственной монополии, соблюдении международных договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещении оружия массового поражения. Дополнительным объектом преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.

    Объективная сторона преступления характеризуется действиями, выражающимися в незаконном экспорте предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными, но чаще всего корыстными. Субъект преступления – специальный: лица, наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

    Это руководители юридических лиц, осуществляющие внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Часть 2 ст. 189 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч.

    2 ст. 35 УК РФ. Часть 3 ст.

    189 УК РФ включает два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой и б) в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. Экспорт перечисленных в ч. 3 ст.

    189 УК предметов в нарушение установленных правил контроля представляет особую опасность, поскольку нарушает нормы международного права и создает угрозу миру и безопасности человечества.

    3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

    Предметом преступления являются предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория, собственнику выдается паспорт конкретного объекта.

    Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом (ЮНЕСКО).

    Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, вывоз которых запрещен.Обязательному возврату подлежат особо ценные объекты, внесенные в охранные списки и реестры, независимо от времени их создания, культурные ценности, постоянно хранящиеся в музеях, архивах, библиотеках, а также объекты, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз осуществляется на основании свидетельства.

    Состав по конструкции – формальный. Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных ценностей, при наличии реальных условий для их возврата. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

    Субъектом преступления может быть любое частное лицо не моложе 16 лет или руководитель организации, ответственный за возвращение указанных ценностей.

    4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).

    Дополнительным непосредственным объектом преступления является установленный в РФ порядок обращения валютных ценностей. Предметом преступления являются средства в иностранной валюте. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте.

    Неперечисления в течение установленного срока части валюты из-за рубежа означает невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Обязательным признаком объективной стороны является крупный размер невозвращенной суммы. Таким размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 млн руб.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления специальный – руководитель организации. Им может быть должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или другой организации, которое уполномочено на подписание финансовых и банковских документов.

    При привлечении данных лиц к уголовной ответственности их деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. ст. 193 и 194 УК РФ – за неуплату налогов и сборов.

    5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

    Общественная опасность преступления заключается в нарушении установленного порядка таможенного контроля при пересечении таможенной границы, а также в уклонении гражданином от выполнения конституционной обязанности платить налоги и различные сборы (ст. 57 Конституции РФ).

    Предмет преступления – таможенные платежи. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к ст.

    194 УК РФ – сумма неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб. Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет считаться административным правонарушением (ст.

    16.22 КоАП РФ).

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи.

    Часть 2 ст. 194 УК РФ содержит два квалифицирующих признака: а) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 194 УК РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору; б) деяние, совершенное в особо крупном размере. Особо крупный размер – 1 млн 500 тыс. руб.

Adblock
detector