Внутренний финансовый контроль в 2022 году

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов — не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

Ко мпания основана в 1996 году

Новые изменения в 115-ФЗ и новые ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ с 22 марта 2022

Что для субъектов 115-ФЗ изменилось с 22 марта 2022 года

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 22.03.2022 г.)

22 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2021 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес ряд важнейших изменений в закон №115.

С указанной даты субъекты 115 закона должны проводить оценку степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и относить клиентов к группам риска совершения подозрительных операций.

Установлено, что подозрительные операции – это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Организации и предприниматели обязаны:

— при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов оценивать степень (уровень) риска совершения ими подозрительных операций, в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг), предоставляемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и относить каждого клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций;

— принимать в соответствии с правилами внутреннего контроля меры по снижению выявленных рисков совершения клиентами подозрительных операций;

— до предоставления новых услуг и (или) программно-технических средств, обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом, оценивать возможность использования таких услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и по результатам этой оценки принимать меры, направленные на снижение (минимизацию) данной возможности.

Уточнены процедуры по приостановке операций клиентов и по отказам в совершении операций.

Вступили в силу и иные изменения в закон №115.

Что нужно поменять в правилах внутреннего контроля по изменениям от 22 марта 2022 года?

Организации и предприниматели будут обязаны скорректировать свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ и изменить в них программу идентификации, оценки рисков, программу по отказам клиентам, программу реабилитации клиентов-отказников, программу по приостановлению операций, формы используемых приложений.

По новым изменениям предстоит долгая, кропотливая и обстоятельная работа. Так, например, необходимо будет уточнить порядок приостановки операций клиентов, порядок оценки риска совершения клиентами подозрительных операций, порядок работы с отказами в проведении операций. Несмотря на то, что в 115 законе появилось только несколько изменений, количество же внесенных в ПВК изменений – больше ста.

Где взять новые правила внутреннего контроля с изменениями от 22 марта 2022 года.

Наши абоненты уже сейчас начинают получать новые правила, адаптированные под их виды деятельности и специфику, которые можно будет утвердить с 22 марта 2022 года. Так, те наши абоненты, кто находится в ведении Федеральной пробирной палаты и Росфинмониторинга получат новые ПВК уже до 01 апреля 2022 года. А те, кто поднадзорен Банку России – до конца мая 2022 года.

Мы готовы помочь с новыми правилами внутреннего контроля по изменениям от 22 марта 2022 года и всем прочим нашим клиентам, как тем, кто делал ПВК ранее у нас, так и тем, кто решит обратиться к нам впервые. Причем нашим старым клиентам мы готовы предложить скидки на новые правила.

Заказать документ совсем просто.

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Новые мартовские требования к правилам внутреннего контроля в 2022 году

В марте 2022 года утверждены новые требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПВК по ПОД/ФТиФРОМУ).

Изменения внесены постановлением Правительства РФ №1187 от 14 июля 2021 г. «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями».

На основании указанных изменений предприниматели* обязаны утвердить новую редакцию ПВК в период с 1 марта 2022 по 31 марта 2022 года. Кстати, важно отметить, что в указанный период предприниматели обязаны отразить в ПВК изменения в антиотмывочном законодательстве, внесенные одновременно двумя нормативными актами:

  • Федеральный закон №208-ФЗ от 13 июля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля»;
  • Постановление Правительства РФ №1187 от 14 июля 2021 г. «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями».

С подробным разбором Федерального закона №208-ФЗ можно ознакомиться в прошлых статьях.

Кстати, если Вы еще не знали, у нас есть общедоступный реестр изменений в правилах внутреннего контроля, который Вы можете использовать для самопроверки. Если в случае проверки Вы обнаружите недостающие у себя ПВК Вы можете их заказать у нас в компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ.

Изменения в программе выявления операций (сделок)

С 1 марта 2022 года изменилось наименование программа выявления операций (сделок). Теперь она будет называться «программа выявления операций (сделок)подлежащих обязательному контролю, и разовых операций (сделок) либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма».

Программа выявления операций должна предусматривать 3 (три) процедуры выявления:

  • операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ по указанным в нем основаниям;
  • необычных разовых операций (сделок), в том числе подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Читайте также:  Закон о межевании земельных участков 2022 новый закон

Программа выявления операций должна предусматривать принятие руководителем организации или индивидуальным предпринимателем решения о признании выявленной разовой необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой) либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента осуществляемыми в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Изменения в программе документального фиксирования информации

Программа документального фиксирования информации должна предусматривать документальное фиксирование информации о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Вам также может быть полезна следующая информация:

Программа документального фиксирования информации должна предусматривать составление сотрудником организации, индивидуальным предпринимателем (работником индивидуального предпринимателя), выявившими разовую операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения — документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее — внутреннее сообщение).

Форма и способ документального фиксирования информации о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, определяются организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.

* Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом – это:

  1. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  2. индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  3. организаторы азартных игр;
  4. операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
  5. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  6. индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  7. операторы по приему платежей;
  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  9. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  10. операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
  11. адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;
  12. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Финконтроль: что дальше?

Проблемы, вопросы, перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита были детально рассмотрены на круглом столе «Новации методологии и ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного контроля и внутреннего финансового аудита». Мероприятие организовано Минфином России и Союзом развития государственных финансов при поддержке Комитета финансов города Санкт-Петербурга.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков рассказал о том, что сделано и будет сделано в плане правового регулирования и методологического обеспечения ВГ(М)ФК и ВФА.

Проблемные зоны ВГ(М)ФК

Бычков отметил четыре самые актуальные проблемы ВГ(М)ФК, для решения которых ведется активная работа, в конечном итоге направленная на совершенствование внутреннего государственного финансового контроля.

1 Первая проблема — это ограниченность доступа органов ВГ(М)ФК к документам, информации, информационным системам различных организаций, которые необходимы в процессе контрольной деятельности. С 1 января 2022 года вступает в силу статья 269.3 БК РФ, которая в целом эту проблему решает. Она говорит о том, что не только объекты контроля должны предоставлять необходимую для проверки информацию, но и иные организации тоже обязаны это сделать.

В 2021 году, например, органы внутреннего государственного финансового контроля по факту не имели нормального доступа даже к информационным системам, связанным с планированием и исполнением бюджета. Теперь в соответствии со вступающей в силу статьей по запросу ОГФК доступ к информационным системам должен быть предоставлен вне зависимости от намерения проводить проверку.

Сбой может произойти в том случае, если объект контроля не является владельцем или оператором системы. Именно сославшись на этот факт, организация может отказать в доступе. На этот счет в проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» сформулированы поправки в стандарты «Права и обязанности» и «Проведение КМ», которые звучат следующим образом: «.

доступ к государственным и муниципальным информационным системам, информационным системам, владельцем, оператором или пользователем которых является объект контроля. »

2 Еще одна проблема связана с тем, что в БК РФ регламентированы различные подходы и полномочия в части организации проверок. Стандарты ВГ(М)ФК приняты и внедрены, тем не менее существует еще ряд моментов, которые они не регулируют.

Федеральный закон от 29 ноября 2021 года № внес ряд поправок в Бюджетный кодекс. В том числе уточнены полномочия по ВГ(М)ФК в части анализа соблюдения правовых актов, связанных с наполняемостью бюджета в связи с управлением государственным (муниципальным) имуществом. Полномочие сейчас звучит как контроль за соблюдением положений правовых актов, обуславливающих «.

формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании». «Речь идет об анализе финансово-хозяйственной деятельности не только тех объектов контроля, которые получили субсидии в отчетном периоде, но и других организаций, которые распоряжаются имуществом, имеют обязанности по перечислению дивидендов и управлению активами. Это очень емкое полномочие, и понятно, что здесь скрывается много разных сюжетов.

От нас это требует дополнительной проработки в части подзаконных актов, разъясняющих, как полномочие реализовывать», — отметил представитель Минфина России.

Кроме того, федеральные законы от 1 июля 2021 года № и упомянутый выше № исключили норму БК РФ об обязательной проверке органами Г(М)ФК соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий. Эта норма нарушала принцип риск-ориентированности контроля и была невозможной для исполнения. Теперь соблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидий проверяются по общим правилам, обозначенным Бюджетным кодексом в разделе по госфинконтролю.

3 До сих пор еще не разрешены вопросы формирования единообразных согласованных и проработанных подходов к классификации нарушений. Тем не менее такая работа ведется. И на уровне не только стандартов, но и методических рекомендаций Минфина России по проведению основных типов контрольных мероприятий.

К примеру, уже подготовлены проекты рекомендаций по оценке действий объекта контроля в случаях нецелевого использования им бюджетных средств, в случаях неэффективного использования. Есть и варианты методрекомендаций по проведению проверок предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и (или) их использования и оформлению их результатов, а также методрекомендаций по проведению проверок предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета бюджетной системы РФ бюджетным (автономным) учреждениям, и оформлению их результатов. (Эти документы были тщательно рассмотрены на заседании рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, которое прошло в рамках круглого стола.)

Методические рекомендации являются дополнением к стандартам и определяют, какие контрольные действия нужно проводить по тому или иному вопросу, как классифицировать ошибки и нарушения, оформлять акты. В этом году будет начата разработка и методических рекомендаций по проведению проверок в сфере закупок.

Читайте также:  Младший лейтенант внутренней службы мвд погоны

4 Четвертая проблема связана с переориентацией контрольной деятельности на упреждающий контроль. Пока, как отметил Бычков, в законодательстве недостаточно условий для развития упреждающего контроля именно силами ВГ(М)ФК. Но в настоящее время Министерство финансов РФ реализует ведомственный проект, который предполагает разработать и внедрить больше инструментов в части предварительного контроля.

Сейчас в Бюджетном кодексе термин «предварительный контроль» есть, но нет четкого понимания, как его проводить. Предполагается расширить полномочия органов ВГ(М)ФК по проведению экспертно-аналитических мероприятий. По их итогам контролеры смогут направлять предупреждения с рекомендациями, в том числе с предложениями по изменению нормативной базы.

Еще один аспект — это автоматизация контрольной работы. Причем необходимо не только автоматизировать бизнес-процессы контроля, объединить на единой платформе результаты контрольной деятельности, но и обеспечить оперативный доступ к этой информации для внешнего пользователя, который может не знать всех нюансов контроля, но наделен полномочиями по принятию управленческих решений.

Поправки в БК РФ 2022 года

В новом году по планам Минфина России, по крайней мере, два сюжета будут раскрыты в Бюджетном кодексе. Во-первых, должен решиться вопрос разграничения полномочий в части контроля за соблюдением порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Сейчас в БК РФ достаточно жестко прописаны права контролеров исключительно вышестоящего бюджета в части проверок порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Это правильно. Но что должен делать региональный контролер, который может проверять расходные обязательства своего бюджета вне зависимости от источников финансирования? Действующая редакция не дает четкого ответа на вопрос, может ли он проверить использование трансферта из федерального бюджета. И дилемма должна разрешиться поправками и в БК РФ, и в стандарты.

«Понятно, что может. Второй вопрос, как в этом случае должны реализовывать результаты проверок казначейство и региональный орган контроля, чтобы исключить дублирование. Это необходимо еще обсуждать», — сказал Бычков.

Во-вторых, поправки нужно внести в нормы, касающиеся применения бюджетных мер принуждения. Сейчас в рамках бюджетных кредитов работает только одна норма — это применение БМП за нецелевое использование средств. Вместе с тем такие нарушения выявляются редко, при этом часто — нарушения, связанные с неправомерностью использования средств, неисполнением контрактов в полном объеме.

Они наносят ущерб бюджету. Но механизм возмещения средств ущерба вследствие таких нарушений не доработан. И это одна из старых задач нового года.

О стандартах

В настоящее время работают все семь утвержденных стандартов ВГ(М)ФК, которые охватывают все этапы контрольной деятельности. Уже сформировалась правоприменительная практика, и на ее основании в документы будут вноситься и уже вносятся необходимые коррективы. В частности, постановление Правительства РФ от 6 сентября 2021 года № 1504 не только уточняет процедурные вопросы, но и имеет концептуальное значение.

Например, в стандарт «Планирование» введена такая тема, как обследование соблюдения условий контрактов, договоров, соглашений. Это сделано для того, чтобы контролеры имели право выходить на такого рода экспертно-аналитические мероприятия до того, как контрактный цикл завершится. Основная идея в том, чтобы обеспечить контролеру возможность выявить риски исполнения контракта и предупредить о них объект проверки.

Своим появлением поправка обязана поручению Президента РФ по обеспечению непрерывного контроля за реализацией инфраструктурных кредитов. Но потом было принято решение распространить норму на все контрактные расходы. Работа по корректировке стандартов, по словам Бычкова, не останавливается — она будет продолжаться и в 2022 году.

Начальник отдела методологии внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Е. А. Леонтьева более детально рассказала о том, какие изменения уже произошли в методологическом обеспечении контрольной деятельности, а что предстоит еще сделать.

В ближайшей перспективе нужно будет решить следующие вопросы:

1) доработка критериев расчета рисков при планировании контрольных мероприятий;

2) уточнение процедур назначения и проведения контрольных мероприятий (за исключением сроков направления запросов и возражений на акт проверки);

3) определение понятия «ущерб публично-правовому образованию»;

4) определение правовых оснований и случаев прекращения исполнения представлений и предписаний;

5) установление дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности;

6) регулирование процедур проведения анализа (проверок) органами Федерального казначейства региональных и муниципальных органов ВГ(М)ФК.

Что касается, например, отчетности, то приказ Минфина России от 1 декабря 2021 года № 540 утвердил Методические рекомендации по составлению и представлению отчетности о результатах контрольной деятельности органов ВГ(М)ФК. По словам Леонтьевой, на выходе документ оказался не совсем таким, каким задумывался. Некоторые разработанные формы отчетности не вошли в приказ.

В то же время запрос на информацию по результатам существует, поэтому к вопросу установления форм отчетности предстоит еще вернуться.

Говоря о внутреннем финансовом аудите, Бычков отметил, что по организации и исполнению этого полномочия Г(А)БС утверждены все необходимые стандарты. Базовые вступили в силу еще в конце 2019 года. Последний утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года и расписывает внутренний финансовый аудит в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности.

Несмотря на кажущуюся узость темы, документ дает четкое понимание того, что вообще должен делать внутренний аудитор. Он нацеливает аудитора акцентировать внимание на правильности и своевременности подготовки первичных учетных документов и, следовательно, дает ответ на вопрос: нужно ли проводить ВФА, если учетные функции администратора централизованы? «Аудит проводить нужно. В том числе и в целях подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

Отчетность начинается не с дебета и кредита — с первичных учетных документов. А первичные документы — результат исполнения основных бюджетных процедур», — отметил Бычков.

О наказании

Заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы И. Е. Зайко рассказала о касающихся финансового контроля нюансах проекта нового Кодекса об административной ответственности.

Документ разрабатывается уже не первый год. Последний вариант был кардинально переработан. Причем сначала была определена концепция, которую обсуждали, но, к сожалению, только на уровне федеральных органов власти.

Из региональных органов власти участвовало только Правительство Москвы. Сейчас уже решено, что кодексов будет два:

1) Кодекс об административных правонарушениях, из которого убирают все процедурные моменты;

2) Процессуальный кодекс об административных правонарушениях.

Если кратко о кодексе, то девиз его создания — уменьшение количества поименованных в нем нарушений. К сожалению, цель была достигнута укрупнением состава, причем это произошло и по финансово-бюджетным нарушениям. Очень многое изменилось по процедуре наказания.

Сроки давности, порядок производства, вид и размер административного наказания будут определяться в зависимости от категории правонарушения. Максимально усилена правовая защита лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, при назначении штрафа будет учитываться материальное положение виновного и наличие у него иждивенцев.

Кроме того, будет расширена сфера применения вместо наказания предупреждения, что, по мнению Зайко, является весьма спорным моментом. Например, замена на предупреждение идет автоматически, если правонарушение совершено впервые. Причем если с момента совершения аналогичного правонарушения прошел год, то оно тоже будет считаться впервые совершенным.

Но при последнем рассмотрении документа все-таки было решено, что эта норма не будет применяться в отношении нарушений в финансово-бюджетной сфере. В противном случае финансовые контролеры вообще не смогут применить другого наказания, так как проверки одного и того же объекта контроля проходят реже, чем один раз в год.

Интересная для финконтроля тема — узаконивание фото- и видеосъемки. С вступлением новых норм в силу административное производство может использовать эти наглядные материалы в порядке, который устанавливает Правительство РФ. Также кодекс вводит широкие возможности по использованию электронного документооборота, рассмотрению административных дел по различным каналам видеосвязи.

Письмо Минфина РФ от от 25.05.2022 № 02-09-10/48734 «Об осуществлении в 2022 г. внутреннего муниципального финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, в том числе в сфере закупок»

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 28.04.2022, сообщает.

Читайте также:  Реальные заливы на карты без предоплат

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия), в том числе органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.

Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.

Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Федеральным законом № 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, в связи с чем не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Учитывая изложенное, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 5.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее — План), было разработано и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 № 665 «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств» (далее — постановление № 665).

Согласно требованиям пункта 1 постановления № 665 установлен мораторий на проведение Федеральным казначейством в рамках внутреннего государственного финансового контроля проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

В соответствии с пунктом 5 постановления № 665 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, с учетом положений постановления № 665.

При этом, по мнению Департамента, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации при подготовке акта, устанавливающего особенности осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в 2022 году в соответствующем публично-правовом образовании, вправе расширить действие моратория (например, в части перечня объектов контроля и (или) методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля).

Следует учитывать, что ограничения, установленные постановлением № 665, распространяются исключительно на сферу осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, включающую в себя контроль в сфере в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 8 и 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), и не затрагивают иные полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемые ими, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при оценке действий органов внутреннего муниципального финансового контроля необходимо учитывать положения муниципального правового акта, устанавливающего особенности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в 2022 году (при его наличии), вид и предмет контроля, а также правовые основания его проведения.

Утвердили особенности финансового контроля ГРБС и получателей бюджета в 2022 году

В 2022 году вступают в силу новые правила государственного финансового контроля. Контролирующие органы временно не будут проверять главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

В правительстве утвердили особенности внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ПП РФ № 665 от 14.04.2022). Новые правила касаются как главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, так и их получателей. ПП РФ № 665 вступит в силу с 23.04.2022.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали основы законодательного регулирования финансового контроля и аудита. Используйте эти инструкции бесплатно.

Контрольную деятельность приостановят до 01.01.2023. Начиная с 23.04.2022 органы Федерального казначейства больше не проверяют:

  • главных распорядителей бюджетных средств;
  • распорядителей бюджетных средств;
  • получателей бюджетных средств.

То есть заказчики из числа ГРБС, РБС или ПБС освобождены от проверок до конца 2022 года. А если в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (объекты контроля) уже ведутся проверки, которые начали до 23.04.2022, их временно приостановят и возобновят не раньше 01.01.2023. Или их оперативно закончат — в течение 20 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 665.

Проверки по поручению президента РФ не приостанавливаются. Такой контроль проводится в установленные сроки, поскольку действие ПП РФ № 665 не распространяется на контрольные мероприятия, которые проводятся по приказу:

  • президента РФ;
  • правительства РФ;
  • генерального прокурора;
  • ФСБ;
  • МВД.

Еще одна важная особенность. Распорядители и получатели бюджетных средств вправе обратиться в Федеральное казначейство, чтобы продлить срок исполнения представлений и предписаний по результатам проведенного контроля. Казначейство рассматривает такие обращения в течение 10 рабочих дней и принимает решение об изменении срока исполнения предписания.

Новый срок исполнения назначат на дату после 01.01.2023.

  • утвердили перечень информации для анализа рисков при внутреннем госфинконтроле;
  • кого и как проверяет прокуратура по 44-ФЗ;
  • как Казначейство проверяет заказчиков;
  • как закупить строительный контроль по 44-ФЗ.
Adblock
detector