- Причины остановки
- Могут ли остановить «просто так»
- Способы остановки
- Обязанности сотрудника ГИБДД после остановки машины
- Обязанности водителя при остановке ДПС
- Какие документы нужно предъявлять
- Нужно ли покидать автомобиль
- Осмотр и досмотр транспортного средства
- Полезные советы
- Имеет ли право простая полиция (не ГИБДД) останавливать ваш автомобиль?
- Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664
- Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД
- Основания остановки ТС для проверки документов
- Железные аргументы. Обязан ли водитель давать документы в руки сотруднику ДПС?
- Что же делать?
- Как защититься?
- Какие документы давать?
- В каких случаях останавливаться?
- Что делать, если все-таки остановили?
- Новый регламент ГИБДД. К чему надо привыкать водителям
- Засада
- Вежливость
- Проверка документов
- Лишение прав и медосвидетельствование
- Временные знаки
Права водителя при остановке ДПС сейчас достаточно четко регламентированы законодательными актами. К сожалению, многие граждане не знают не только своих прав, но и обязанностей. Это дает простор недобросовестным представителям полиции совершать незаконные действия с целью обогащения или улучшения статистики.
Поэтому, когда вас останавливают, лучше быть юридически подготовленным и знать как свои права, так и права инспектора ГИБДД при остановке транспортного средства.
Причины остановки
Сотрудник дорожной полиции может остановить вас по следующим причинам:
- нарушение правил дорожного движения;
- наличие данных о том, что водитель или пассажиры причастны к совершению какого-либо преступления;
- если у инспектора есть ориентировка, что похожая машина находится в угоне или разыскивается;
- чтобы попросить водителя и пассажиров дать показания по поводу ДТП, свидетелями которого они перед этим стали, или выступить в качестве понятых;
- наименее приятная для автомобилиста причина — инспектору необходимо воспользоваться машиной, например, для погони за нарушителем;
- на конкретном участке дороги необходимо временно перекрыть движение;
- предоставить свободный проезд автомобилям специальных служб;
- чтобы попросить оказать помощь ему или участникам аварии;
- при проведении каких-либо плановых проверок и специальных мероприятий (акция «трезвый водитель», перевозка лиц, находящихся в розыске, и т. д.).
Иногда инспектор вынужден прекратить движение водителя для его же безопасности — если по ходу следования произошло обрушение дорожного полотна, на трассу упало дерево, произошло серьезное ДТП, перекрывшее движение, или другая чрезвычайная ситуация.
Могут ли остановить «просто так»
До недавнего времени по причине, указанной в последнем пункте, инспектор мог остановить вас только на стационарном посту ГИБДД. Однако 20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент Министерства внутренних дел, который дает сотрудникам ДПС право остановки автомобиля для проверки документов в любом месте. Но это не значит, что инспектор может свободно «кочевать» с места на место в поисках «добычи».
Участок патрулирования определяется по решению руководства, причем водитель вправе проверить, правомерно ли сотрудники находятся в данном конкретном месте.
Способы остановки
Чаще всего инспектор останавливает автомобилиста при помощи знаменитой «полосатой палки» — специального черно-белого жезла. Сотрудник указывает жезлом сначала на машину, которую хочет остановить, а затем на участок обочины, где водителю следует встать.
Имеет ли инспектор ДПС при остановке водителя право не пользоваться жезлом? Да, иногда вместо него применяется красный светоотражающий диск, громкоговоритель или просто жест рукой. Инспектору запрещается останавливать автомобили в местах, где это запрещено Правилами дорожного движения. Исключение составляют экстренные случаи — например, необходимость предотвратить угрозу жизни или здоровью, погоня за нарушителем и т.
д.
Обязанности сотрудника ГИБДД после остановки машины
Согласно новому регламенту, инспектор, остановив транспортное средство (независимо от причины остановки), обязан проделать ряд действий:
- Подойти к автомобилю — не «вразвалочку», а без промедления.
- Поздороваться с водителем и представиться, назвав свое Ф. И. О., специальное звание и должность.
- «Отдать честь», приложив правую руку к головному убору.
- Рассказать, зачем он остановил вас. Часто инспектор в ответ на недоуменный вопрос водителя отвечает: «А сами-то как думаете?» В этом случае стоит вежливо напомнить ему, что объяснять причину остановки — его обязанность, а не ваша.
- Неотъемлемое право водителя при остановке ДПС — потребовать у сотрудника служебное удостоверение. Можно не только рассмотреть данные инспектора, но и зафиксировать их для себя.
После выполнения всех перечисленных действий инспектор может предложить автомобилисту предъявить документы.
Обязанности водителя при остановке ДПС
Вы обязаны остановиться, увидев соответствующий жест сотрудника ГИБДД. Сделать это нужно в указанном инспектором месте с соблюдением правил дорожного движения. В противном случае вы нарушаете п.
6.11 ПДД и будете оштрафованы по ст. 12.25 п. 2 КОАП РФ на сумму от 500 до 800 руб.
Исключение составляют случаи, когда остановка происходит в темное время суток, в неосвещенном и безлюдном месте, или если остановка сопряжена с серьезным нарушением ПДД (к примеру, вас останавливают под знаком «остановка запрещена»).
В установленных законом случаях вы обязаны предоставить свое транспортное средство сотрудникам ГИБДД. Например, если необходимо догнать преступника, а автомобиль полицейских сломался. Такое же правило действует в отношении служащих ФСБ или работников скорой помощи.
Какие документы нужно предъявлять
Вы должны предоставить инспектору водительские права, свидетельство о регистрации на машину (при наличии прицепа — на него тоже), а также полис ОСАГО. Показывать ли талон техосмотра при остановке ДПС — право водителя. Все равно при его отсутствии автогражданскую ответственность не застрахуют.
Документы нужно передать инспектору в незаламинированном виде и не пристегнутыми цепочкой или каким-то иным способом к автомобилю. Раньше многие пользовались различными удерживающими устройствами для документов, чтобы сотрудник ГИБДД не смог их изъять. В текущем регламенте на это обратили особое внимание.
Нужно ли покидать автомобиль
Выходить или нет из машины при остановке ДПС — право водителя. Подойти обязан сам сотрудник ДПС. Ранее часто возникали трения с водителями, не желавшими покидать салон автомобиля, указывая на то, что они не должны этого делать по закону.
Однако в Регламенте от 2017 года четко указано, что водитель теперь обязан выйти по требованию инспектора. Конечно, вы не должны покидать машину просто потому, что сотруднику так захотелось. Есть определенный спектр причин, описанных в Регламенте:
- необходимость сверить номера агрегатов автомобиля с документами;
- инспектор заподозрил у водителя признаки алкогольного или другого опьянения;
- нужно поправить плохо закрепленный груз или, например, номерной знак;
- от водителя требуется помощь пострадавшим в аварии или дача показаний в качестве понятого;
- автовладелец проявляет агрессию по отношению к сотруднику ДПС;
- необходимо провести досмотр транспортного средства, прицепа или самого водителя.
Никто не запрещает водителю самостоятельно покинуть автомобиль для общения с инспектором. В других странах, в частности в США, такое поведение может быть расценено полицейским как агрессия. Однако в России выйти навстречу сотруднику считается, скорее, хорошим тоном. Водитель показывает, что настроен доброжелательно и бояться ему нечего.
Осмотр и досмотр транспортного средства
Да, это разные понятия! Осмотр не подразумевает открытие дверей, багажника и вообще какого-либо прикосновения инспектора к автомобилю. Он проводится при спецоперациях, с целью обнаружения неисправностей или проверки соответствия перевозимого груза сопроводительным документам.
Как только инспектор просит «откройте, пожалуйста, багажник» — это уже досмотр. Он может проводиться только в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола. Кроме того, для такого мероприятия нужны серьезные основания — наличие ориентировки, подозрение (обоснованное) на перевозку наркотиков, оружия, взрывчатки и т.
д. Просто так открывать инспектору машину вы не обязаны.
Полезные советы
Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:
- Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
- Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
- Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.
Не нужно думать «ой, меня остановили, наверное, я что-то нарушил». Даже если вы действительно совершили правонарушение, согласно административному законодательству, вы невиновны, пока ваша вина не доказана. Вести себя нужно соответственно.
Помните права водителя при остановке сотрудником ДПС — требуйте прямые доказательства вашей виновности независимо от того, что пытается инкриминировать вам инспектор.
Часто недобросовестные сотрудники берут водителей «на испуг». Не нужно поддаваться психологическому давлению — прямо на месте звоните по телефону доверия или в службу собственной безопасности. Нужные телефоны можно мгновенно найти в интернете или держать записанными на мобильном устройстве.
Имеет ли право простая полиция (не ГИБДД) останавливать ваш автомобиль?
Один из самых распространенных вопросов от водителей которые попадали в подобную ситуацию следующий «имеет ли право простой сотрудник полиции, не ГИБДД, или к примеру сотрудник ОМОН или СОБР, остановить мой автомобиль, просто меня остановили и произошла проверка документов или досмотр, а я не знаю нужно ли было останавливаться?».
Остановились и правильно сделали? Потому что шутки в таких ситуациях шутить не стоит.
Не важно кто перед вами, сотрудник вневедомственной охраны, инспектор ГИБДД , сотрудник СОБР или ОМОН, участковый, все они относятся к сотрудникам полиции, а значит обладают полномочиями для того, чтобы остановить вас и ваше ТС. На все перечисленные подразделения распространяется закон «О полиции» и все они обладают равными правами по отношению к участникам дорожного движения.
По закону о полиции правом проверять документы и останавливать транспортные средства наделены все служители закона, то есть любой сотрудник полиции если ему это необходимо может остановить вас и проверить документы (закон «О полиции» позволяет это сделать). Некоторые ошибочно полагают, что данные действия совершать имеет права только инспектор ГИБДД, это не так!
Но у вас может возникнуть вопрос, почему же тогда простые сотрудники полиции не выходят на дорогу и не занимаются регулированием дорожного движения? Все просто, кроме прав которыми наделены сотрудники полиции, существуют также их обязанности и задачи, которые они должны ежедневно выполнять, ставятся такие задачи тем подразделением в котором проходят службу конкретные сотрудники полиции. К примеру у участкового обязанность следить за порядком на своей территории, принимать заявления от граждан и совершать прочие действия по охране порядка, у отделения вневедомственной охраны полномочия охранять объекты, у инспекторов ГИБДД следить за безопасностью дорожного движения.
Но все же, есть определенные ситуации, когда сотрудник полиции не важно в каком подразделении он проходит службу, может остановить вас. К примеру, произошло какое то чрезвычайное происшествие и вашу машину заметили в данном районе, либо вы просто случайно там проезжали, соответственно в такой ситуации вас могут остановить, с целью проверки документов, установления обстоятельств происшествия, провести досмотр вашего авто, ведь все данные действия, являются ничем иначе как выполнением сотрудниками полиции возложенных на них полномочий.
Соответственно все действия вы имеете полное право снимать на видео, это не запрещено законодательством.
Также бывает, что проводится спецоперация и сотрудники останавливают все автомобили подряд, такое случается когда идет перехват особо опасных преступников, партии наркотиков или оружия.
Если вы сомневаетесь в том, что вас остановили настоящие сотрудники полиции, или они ведут себя слишком нагло и неуважительно, то попросите в обязательном порядке предъявить их служебное удостоверение, если вам отказали, то предупредите, что сотрудник нарушает часть 4 статьи 5 закона «О полиции». Согласно ее содержанию, сотрудник полиции обязан по требованию гражданина предъявить свое служебное удостоверение и не просто тыкнуть им в лицо и закрыть, а дать внимательно и спокойно изучить его и зафиксировать его данные. В случае если ваши права нарушены, то вы можете написать на такого сотрудника жалобу вышестоящему руководству или обжаловать действия сотрудника полиции в суд, что более эффективно.
Если вас останавливает простой сотрудник полиции за нарушение ПДД?
К примеру вы грубо нарушили правила дорожного движения и попали в поле зрения патрульных, в такой ситуации они имеют право вас остановить, но если у них нет необходимых бумаг, то правильно оформить документы у них нет возможности, так, что скорее всего им придется вызывать инспекторов ГИБДД на место, чтобы засвидетельствовать факт нарушения и выписать вам постановление или протокол об административном правонарушении.
Если вы видите, что сотрудники полиции откровенно балбесничают, или занимаются каким то самоуправством, то вы имеете право позвонить в «02» и сообщить о данном инциденте, также зафиксируйте данный факт на фото или видеосъемку, чтобы вам было чем подтвердить. Но производить звонок в полицию лучше всего если действительно ваши права грубо нарушаются. Также как уже говорилось выше, вы можете обжаловать действия сотрудников полиции в судебном порядке.
Постарайтесь лучше избежать конфликта на дороге, но вся зафиксируйте и запомните, далее вы обязательно сможете отстоять ваши права и подать жалобы в надзорные органы.
Надеюсь данный материал был вам интересен, если у вас остались вопросы, то задавайте их на нашем сайте.
Знайте ваши права. Желаю вам удачи!
Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Трудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.
Считаете материал полезным? Поддержите проект. Поделитесь ссылкой на страницу в вашей любимой социальной сети, нажав на одну из кнопок ниже
Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664
Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».
Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.
Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД
И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:
- 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
- 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
- 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст.
12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Основания остановки ТС для проверки документов
Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):
Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки.
Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Обратите внимание, что для защиты своих интересов вы имеете право снимать на видео сотрудников полиции, остановивших вас на дороге!
Железные аргументы. Обязан ли водитель давать документы в руки сотруднику ДПС?
Вопрос о том, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС, который остановил его автомобиль, волнует многих. Добросовестному автомобилисту, конечно, опасаться нечего. Если за ним не числится неуплаченных штрафов, да и не нарушил он ничего, то проверка документов — пустая формальность.
Другой вопрос, что инспекторы не всегда оказываются добросовестными. Так, иногда имеют место случаи, когда переданный сотруднику ГИБДД документ таинственным образом «исчезает», и водитель вынужден платить штраф, а потом еще и восстанавливать бумаги за свой счет.
Что же делать?
Значит, не давать документы инспектору в руки и только показывать на расстоянии, через окошко? А что, если он напрямую потребует дать их ему? Отказать? Не будет ли это квалифицироваться как отказ выполнять законное требование сотрудника полиции и не повлечет ли за собой дополнительные проблемы? Обязан ли водитель давать документы, выполняя приказ дорожного полицейского?
Итак, представим: вас останавливает инспектор ДПС, представляется по всей форме, и требует от вас предъявить документы. Если обратиться к Правилам дорожного движения, а именно к пункту 2.1.1, регулирующему общие обязанности водителей, то становится очевидным, что тот обязан именно передать, а не предъявить, сотруднику ДПС все необходимые документы.
То есть показать через окошко автомобиля права нельзя, это является нарушением закона. Их необходимо передать инспектору лично в руки. Сотрудник ГИБДД должен определить подлинность предъявленных документов, а это он может сделать и тактильным путем, то есть на ощупь. К тому же в некоторых случаях требуется внимательно рассмотреть цифры, чтобы проверить водителя и управляемый им автомобиль по специальной базе данных.
Однако инспектор ГИБДД не может уносить права в свою машину или на пост для составления протокола или для осуществления проверки. Если следовать букве закона, то сотрудник дорожной полиции может только предложить шоферу покинуть его транспортное средство и проследовать с ним в служебный автомобиль или в служебное помещения, где уже и происходит оформление всех необходимых бумаг. Водитель имеет право не согласиться.
А так как заполнение протокола должно происходить в его присутствии, инспектор ДПС должен будет произвести выполнение всех процессуальных действий на месте.
Однако нужно помнить, что в трех случаях водитель все же обязан покинуть транспортное средство:
- если он имеет признаки алкогольного или наркотического опьянения;
- если автомобиль или прицеп неисправен;
- если необходим досмотр автомобиля и лично водителя в рамках проводимой специальной операции.
Также читайте другую статью о том, как не попасться на развод в автосервисе.
Как защититься?
Итак, вопроса о том, обязан ли водитель давать в руки документы инспектору ДПС, больше не стоит. Согласно ПДД и общепринятой практике, обязан. Конечно, можно оспорить этот пункт Правил, как и любой другой, в суде. Однако проще предпринять превентивные меры, чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны дорожных инспекторов.
В целом схема выглядит так.
- Согласно закону «О полиции», инспектор при остановке транспорта обязан представиться и объяснить цель своего обращения. Если он этого не сделал, то водитель вправе больше не продолжать разговор.
- При требовании предъявить права, полис и т.д. автомобилист может потребовать у инспектора показать его служебное удостоверение, которое водитель не имеет права брать в руки, однако может свободно переписать все необходимые данные или надиктовать их на записывающее устройство.
- При разговоре с инспектором можно включить диктофон или видеорегистратор, чтобы зафиксировать весь процесс, причем стража правопорядка об этом предупреждать не обязательно.
- Если осуществляется запись, то при передаче документов нужно четко вслух выговаривать их наименования. Также нужно указать, что они не имели видимых повреждений.
- После возврата необходимо зафиксировать, в каком количестве и в каком состоянии бумаги вернулись.
Хорошо, если при передаче документов присутствует пассажир. Вопреки распространенному мнению, он отлично подходит для роли свидетеля, так как он не является заинтересованной стороной. Его показания обязательно будут учтены, если дело дойдет до судебного разбирательства, даже если он не знает, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору.
Как собрать документы на перевозку грузов, узнайте в другой статье.
Кроме того, все документы можно скрепить при помощи специального антикоррупционного зажима. Это устройство крепко фиксирует их в единой связке, и без вскрытия замка невозможно извлечь или добавить что-либо. Согласно закону, такие зажимы не запрещены, напротив, их разработка в свое время была инициирована руководством федеральной ГИБДД.
Требования инспектора по открытию зажима и передачи ему бумаг по отдельности незаконны. Он вполне может посмотреть их и так, в Регламенте этот вопрос никак не регулируется.
Какие документы давать?
Вопрос, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору по КоАП, выяснен, но немаловажно знать, какие именно документы водитель должен передать инспектору. К их числу относятся:
- водительское удостоверение (при его отсутствии — временное разрешение);
- регистрационные документы на автомобиль и прицеп (если он используется);
- действующий страховой полис ОСАГО;
- путевые листы, накладные на груз и т.д. — при осуществлении профессиональных действий.
Требования других документов, например, паспорта или медицинской справки, незаконны. Также в 2016 году не нужно предъявлять талон техосмотра или доверенность. В последнем случае необходимо, чтобы данные лица, управляющего транспортным средством в данный момент, были вписаны в полис ОСАГО.
В каких случаях останавливаться?
Не все водители знают, что в соответствии с нововведениями в законодательство инспектора ГИБДД не могут останавливать просто так, «для проверки документов». Согласно изменениям в 185-м приказе МВД по РФ (он же «Административный регламент»), сотрудники инспекции могут останавливать любое транспортное средство для проверки документов исключительно на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах. Просто так, на улице, только для того, чтобы проверить наличие прав и страховки, сотрудники дорожной полиции больше не имеют права этого делать.
Читайте также: Водителей с детьми могут обязать ездить на 20 км/час медленнее остальных участников дорожного движения
Однако существуют три исключения из правил:
- если сотрудники ГИБДД проводят оперативные мероприятия;
- если водитель нарушил ПДД;
- если водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В случае, если дорожной полицией проводятся особые мероприятия, инспектор ДПС обязательно должен уведомить об этом водителя. Тот имеет право позвонить в территориальный орган дорожной инспекции или дежурную часть полиции и удостовериться, что действительно такие мероприятия проводятся. Если факт не подтвердиться, то остановка считается незаконной, и водитель не обязан ничего предъявлять сотруднику полиции.
Если же полицейский утверждает, что автомобилист нарушил ПДД, он должен предъявить доказательства, например, показания свидетелей. Только в этом случае он может потребовать посмотреть документы.
Если же водитель находится в нетрезвом состоянии, то сотрудник дорожной полиции вправе вообще не допустить его к управлению транспортом.
Что делать, если все-таки остановили?
Если же инспектор, остановив водителя в произвольном месте, все же настаивает на предъявлении документов, то тот может повиноваться, однако при составлении протокола имеет право указать на незаконность действий полицейского. Опытные водители подсказывают, это гораздо лучший выход, чем пытаться оспорить действия инспектора, указывая на их незаконность. Рассердившийся представитель дорожной инспекции может обвинить такого водителя в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции.
А эскалации конфликта при таком раскладе лучше избежать.
Обязан ли водитель открывать багажник? Читайте тут.
Таким образом, отвечая на вопрос, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС в 2016 году, нужно помнить:
Новый регламент ГИБДД. К чему надо привыкать водителям
С пятницы, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент ГИБДД, который, как обещают в ведомстве, обеспечат «надлежащий уровень защищенности граждан» и сведет к минимуму «возможные злоупотребления». «МИР 24» разобрал наиболее важные изменения, а также проверил слухи, возникшие в ходе обсуждения документа.
Засада
Многих автовладельцев взбудоражила информация о том, что автоинспекторам опять разрешат устраивать засады на трассах. «Патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе, что, на первый взгляд, только подтверждает опасения.
Однако начальник управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков подчеркнул, что речь идет только об устранении пробелов в законодательстве. По его словам, основной посыл этого пункта в том, что «автомобиль ДПС должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения». Но если это требование в силу особенностей местности или рельефа дороги исполнить нельзя, то инспекторы могут оставить машину исходя из соображений безопасности.
Другими словами, прятаться в лесу на ровном участке трассы, а потом внезапно появляться перед водителями, сотрудники ГИБДД права по новому регламенту все равно не получат. И напомним, что составить административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.
Вежливость
Однако пугать, по крайней мере теоретически, должно стать сложнее. Ведь новый регламент прямо запрещает гаишникам несправедливо обвинять водителей, дискриминировать их по любым признакам — полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям. Нельзя проявлять грубость, допускать пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики, а также провоцировать на них.
Если же водитель находится в состоянии нервного возбуждения, то сотрудник ДПС обязан дать ему время успокоиться и только потом продолжить разговор.
Фото: Татьяна Константинова, «Мир 24».
Впрочем, автоэксперты отмечают, что проблема хамства на дорогах сейчас стоит далеко не так остро, как несколько лет назад. То есть регламент просто закрепляет существующий порядок.
Что интересно, в первых проектах документа сотрудникам ДПС запрещалось не только грубо выражаться, но и курить. В утвержденной редакции этот пункт исчез. Это произошло из-за того, что он дублирует положение кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России, в который норма включена.
Проверка документов
Никаких существенных изменений нет и в пункте о возвращении права на проверку документов вне стационарных постов. Лишение сотрудников ГИБДД этой возможности в ведомстве признали ошибкой, так как оно, отмечал замминистра внутренних дел Александр Горовой, принималось без учета географии и транспортной логистики России.
Дело в том, что сейчас гаишник не может остановить автомобиль вне стационарного поста и проверить документы, если у него нет на это конкретной причины. Вместе с тем список допустимых причин таков, что сотрудник ДПС практически всегда может объяснить остановку. Он может сослаться на собственное подозрение, на проходящее мероприятие (например, «трезвый водитель»), на ориентировку и т.
д. Однако многие водители начинают разговор с инспектором со скандала, требуя пояснить остановку и не принимая во внимания какие-либо приводимые им причины. Таким образом, с 20 октября автоинспектору не придется объяснять свое желание проверить документы.
К слову, нельзя забывать, что проверить документы могут не только у водителя, но и у пассажиров.
Новый регламент дает инспектору право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. Для этого у него должны заметить признаки опьянения или болезненного состояния. Также водителю могут предложить сесть в машину ДПС, но делать это он не обязан.
Пожаловаться на инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД. Там обязаны ответить на вопрос, правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорожной сети.
Лишение прав и медосвидетельствование
Новый регламент разрешает уехать с места нарушения с водительскими правами. Сдать их можно в течение трех дней после нарушения, а не сразу на месте, как принято сейчас.
Статья 223 поможет водителям, которых неправомерно заподозрили в пьянстве за рулем. Если гражданина забрали в медцентр, а тесты не подтвердили подозрения, то экипажу придется доставить водителя обратно к его автомобилю.
Регламент закрывает и еще один пробел. Теперь сами документы водителям придется передавать без «удерживающих устройств». Сейчас в России распространена практика, когда гражданин пристегивает свои права и другие документы цепочкой, длина которой иногда даже не позволяет проверить их.
Временные знаки
Этот пункт, вероятно, может породить немало проблем. Если действующие правила запрещают применять средства автоматической фиксации нарушений в местах установки временных дорожных знаков, то теперь этот пункт исчез. А это значит, что водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями или упал из-за сильного ветра.
Если у инспектора есть бумага об установке знака (получить ее он может, например, у подрядной организации, ремонтирующей участок дороги), то доказывать, что его там не стояло, придется оштрафованному. Что возможно разве что с помощью записи видеорегистратора.