- Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ
- Второй комментарий к СТ 24 ЗК РФ
- Права постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования земельным участком.
- Кто может воспользоваться правом
- Переоформление бессрочного права в собственность или аренду
- Для юрлиц
- Для физлиц
- Судебная практика: как признается или оспаривается право постоянного бессрочного пользования
- Частые вопросы
1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.
Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.
Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья содержит общие положения о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.
Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ предусмотрена замена права безвозмездного срочного пользования на право безвозмездного пользования. Это связано с общей тенденцией гармонизации земельного и гражданского законодательства и направлено на исключение споров о правовом регулировании данного права.
Так, безвозмездное пользование урегулировано главой 36 ч. 2 ГК РФ. Предмет договора безвозмездного пользования определен ст.
689 ГК РФ, согласно которой по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Законом 171-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом, согласно которому договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. Необходимость такого уточнения связана с тем, что целый ряд особенностей заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (порядок заключения, стороны, сроки и др.), предусмотрен главой V.1 ЗК РФ.
Важно также отметить, что в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 171-ФЗ земельные участки, предоставленные до 1 марта 2015 г.
в безвозмездное срочное пользование, считаются предоставленными в безвозмездное пользование. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие слова «безвозмездное срочное пользование», не требуется.
В качестве новеллы следует обратить внимание, что Законом N 171-ФЗ основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перенесены в ст. 39.10 ЗК РФ. При этом перечень таких оснований претерпел существенные изменения (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ).
Комментируемой статьей предусмотрено, что земельные участки (независимо от формы собственности) могут предоставляться в безвозмездное пользование в виде служебного надела. Хотя п. 2 комментируемой статьи регулирует вопросы предоставления служебных наделов без указания формы собственности на земельные участки, исходя из содержания данного пункта, а также принимая во внимание основные принципы гражданского законодательства (прежде всего свободу договора), представляется, что положения указанной нормы подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С 1 января 2017 г. п. 2 комментируемой статьи излагается в новой редакции .
Так, уточняется, что в качестве служебных наделов могут предоставляться являющиеся таковыми земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что возможность предоставления земельных участков из земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ранее также была предусмотрена ст. 10.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г.
N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ), п.
5 ст. 11, п. 4 ст.
16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
———————————
Федеральный закон от 23 июня 2016 г.
N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» (СЗ РФ. 2016. N 26 (ч.
I). Ст. 3875).
При этом предоставление земельных участков в качестве служебных наделов осуществляется в безвозмездное пользование в соответствии с комментируемой статьей.
В целом изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., направлены в основном на уточнение сфер деятельности организаций, работники которых имеют право на получение служебных наделов, и фактически не меняют существующее правовое регулирование.
Согласно п. 2 комментируемой статьи категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Долгое время указанные вопросы на федеральном уровне были урегулированы только Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота» (Свод законов РСФСР. 1988.
Т. 4. С.
112). С 1 марта 2015 г. данное Постановление утратило силу .
———————————
Постановление Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР» (СЗ РФ. 2014.
N 44. Ст. 6059).
Следует отметить, что согласно комментируемой статье служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Согласно ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев.
Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Кроме того, право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Комментарий к главе V
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из комментируемой главы был исключен целый ряд статей (28 — 34, 36, 38 — 39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что ЗК РФ с 1 марта 2015 г.
дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере.
Так, наличие в ЗК РФ разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения ст. 34 ЗК РФ .
Указание в ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, только гражданам также приводило к отсутствию однозначной практики применения ст. 34 ЗК РФ в отношении юридических лиц.
———————————
См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 5-Г10-14 .
Правоприменительная практика выявила также ряд существенных проблем при реализации процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п. п.
3, 4, 6 ст. 30 ЗК РФ можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения .
———————————
Учитывая, что такая ситуация не способствовала решению государственных и муниципальных задач, Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ было дано разъяснение о возможности предоставления земельного участка по процедуре выбора земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным и муниципальным предприятиям (письмо от 13 марта 2009 г. N Д23-651 ).
Запрет в п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта при размещении таких объектов в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в свете отсутствия в Градостроительном кодексе РФ 2004 г.
понятия «градостроительная документация о застройке», приводил к тому, что основной принцип разграничения случаев предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов характеризовался правовой неопределенностью . Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствовала, что выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов даже для крупных инфраструктурных проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, поскольку, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случае если на земельный участок, в отношении которого осуществлялась процедура выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, претендует нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст.
30 ЗК РФ .
———————————
См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13 .
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10 .
В связи с этим ЗК РФ Законом N 171-ФЗ был дополнен отдельной главой, содержащей во многом принципиально новые подходы к регулированию порядка предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков с учетом недостатков ранее действовавшего законодательства в данной сфере, выявленных пробелов и коллизий и сложившейся судебной практикой (подробнее см. комментарий к главе V.1 ЗК РФ).
В комментируемой главе сохранены в основном статьи, регулирующие общие положения о возникновении, переходе прав на земельные участки независимо от формы собственности на них.
Второй комментарий к СТ 24 ЗК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи названы три основания возникновения права безвозмездного срочного пользования: договор безвозмездного срочного пользования; решение органа местного самоуправления или органа государственной власти о предоставлении земельного участка на данном праве; решение организации о предоставлении служебного надела.
Отношения, возникающие из договора безвозмездного срочного пользования, регулируются ЗК, гл. 36 ГК («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 34 ГК («Аренда»).
При этом следует иметь в виду положение п. 2 ст. 690 ГК, которым коммерческой организации запрещается передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля такой организации.
Решение государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование может быть принято только в строго ограниченных случаях, прямо указанных в федеральных законах. Такое ограничение вызвано необходимостью предупреждения возможных злоупотреблений со стороны компетентных органов, так как данное использование является безвозмездным. Помимо случаев, указанных в комментируемой статье, до 2014 г.
земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство олимпийских объектов, а также Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ст. 16 ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
2. В п. 2 комментируемой статьи определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.
Служебные наделы могут предоставляться организациями своим работникам из земель, находящихся у них не только на праве собственности, но и на праве аренды, поскольку законодательство не содержит запрета на совершение арендатором подобных действий.
Земельные участки предоставлялись в виде служебного надела и в советское время (см., например, ст. 110 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.). В настоящее время продолжает действовать Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота» (СП РСФСР.
1965. N 5. Ст.
24), в котором определены размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса), предоставляемых на одну семью, и категории работников, которым предоставляются такие наделы.
Права постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Субъекты — обладатели прав данного вида называются землепользователями (п. 3 ст. 5 ЗК); принадлежащие им права землепользования — как постоянного (бессрочного), так и безвозмездного срочного — включают в себя не только правомочие собственно пользования земельным участком, но и владения им [1] (п.
1 ст. 269 ГК). Если использование соответствующего участка по определенному целевому назначению невозможно без возведения на нем зданий, сооружений или создания другого недвижимого имущества, то пользователь вправе возвести на участке соответствующую недвижимость, которая становится его собственностью (п.
2 ст. 269 ГК). Пределы осуществления таких правомочий постоянным землепользователем могут быть установлены не только законом (как в случае с субправомочиями, входящими в состав права пожизненного наследуемого владения), но также иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п.
1 ст. 269 ГК); срочным землепользователем — законом, актом о предоставлении участка либо договором (п. 1 ст.
24 ЗК). Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном или срочном пользовании, невозможно (и. 4 ст.
20 ЗК).
а) Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в настоящее время предоставляется (1) государственным и муниципальным учреждениям; (2) казенным предприятиям, (3) центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий [2] , а также (4) органам государственной власти и органам местного самоуправления (и. 1 ст. 268 ГК; п.
1 ст. 20 ЗК). Иным лицам, в том числе гражданам, земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование со времени введения в действие ЗК не предоставляются; однако ранее предоставленные права этого рода сохраняются в неприкосновенности (п.
3 ст. 20 ЗК) впредь до их переоформления в права аренды (п. 2—2.5 ст.
3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Предметом такого предоставления (объектом права постоянного землепользования) может быть только участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; основанием — решение государственного или муниципального органа о таком предоставлении, т.с. административный акт (п.
1 ст. 268 ГК). В остальном с содержательной точки зрения право постоянного (бессрочного) землепользования весьма близко к нраву пожизненного наследуемого владения, отличаясь от него лишь тем, что является строго личным и не способно поменять своего обладателя даже в порядке универсального правопреемства; тем более, оно не может быть предметом внесения в уставный капитал, залога и других подобных актов.
С прекращением существования своего субъекта рассматриваемое право также прекращается.
Вопрос о месте права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в системе ограниченных вещных прав является спорным. Наиболее полно (насколько нам известно) он разобран в монографическом исследовании Л. В.
Копылова, который совершенно справедливо указывает на сходство данного права со стороны своей неотчуждаемости и пожизненности с римскими личными (персональными) сервитутами (usus et usufructus), а со стороны субъектного состава и содержания [3] — с чиншевым правом. «Думается, — заключает автор, — постоянное пользование — это особое ограниченное вещное право, которое нельзя отнести ни к одному из видов jura in re, известных римскому частному праву. Однако по объему правомочий его субъекта упомянутое право можно поместить между личными сервитутами (а именно usufructus) и эмфитевтической арендой» [4] .
К сожалению, ученый не объясняет, в чем же проявляется та «ширина» правомочий российского бессрочного землепользователя, которая не позволяет ему отождествить право постоянного (бессрочного) пользования даже с римским узуфруктом — правом, на самом деле содержательно весьма и весьма широким; собственно, о самих этих правах в его работе ничего и не говорится [5] . В действительности же не только узуфрукт, но и даже узус предполагают, во-первых, право пользования плодоприносящей вещыо и, во-вторых, право присвоения приносимых ею плодов; отличаются же они друг от друга по целям и пределам своего осуществления. «Со стороны юридической, формальной, разница между ними заключается в том, что узуфруктуарий может уступить свое право другому, а узуарий может только сам употреблять вещь, но передать ее другому не может.
Со стороны фактического содержания узуфрукт представляет полное пользование вещью, узус же — ограниченное необходимыми потребностями. Обыкновенно признают, что узуфрукт содержит uti и frui — или право извлечения плодов, a usus — содержит uti или право всякого иного употребления вещи, но и узуару принадлежит отчасти право на извлечение плодов» [6] [7] (выделено нами. — В. Б.). Где же критерий этого «отчасти»? «.
Мы можем определить fructus как пользование вещью, посредством которого мы обогащаемся из самой вещи. Если (же) кто-либо потребил произведения вещи для своих собственных нужд и потребностей, то он после этого потребления не является более богатым, чем он был до получения плодов. Поэтому подобное получение плодов можно отличать от fructus и рассматривать как простой usus» m (выделено нами. — В. Б.).
Легко видеть, что право постоянного (бессрочного) пользования землей в его современном (строго личном, не допускающем распоряжения) виде действительно не может быть сведено ни к узусу, ник узуфрукту. О почему? Потому ли, что оно дает своему субъекту больше возможностей, чем имел римский узуфруктуарий? Отнюдь! Напротив: современное право постоянного (бессрочного) пользования землей доставляет своему обладателю меньше, чем римский узуфрукт! Оно действительно напоминает узуфрукт, но только в том отношении, что позволяет своему обладателю обогащаться. В то же время оно похоже и на узус тем, что носит строго личный характеру т.е.
не допускает сдачи своего объекта ни в аренду, ни в ссуду. Однако, поскольку до 2007 г. (т.е.
во время написания цитируемой нами монографии А. В. Копылова) обладатель права постоянного бессрочного пользования указанные возможности имел — мог сдавать объект своего права как в безвозмездное, так и в возмездное, пользование постороннему лицу, — данное право следовало в то время квалифицировать именно как классический римский земельный узуфрукт (usufructus in re a lien а).
He вполне справедливо, на наш взгляд, и суждение А. В. Копылова о таком принципиальном различии между современным правом постоянного бессрочного пользования и советским правом землепользования граждан (их объединений (колхозных дворов и самих колхозов), а также государственных предприятий (прежде всего совхозов)), как публично-правовой характер последнего института [8] .
Тот факт, что «возникновение и переход права землепользования в советскую эпоху осуществлялись в публично-правовом, а не договорном порядке», никак не подтверждает авторского тезиса. Вспомним, что в то время вся земля находилась в исключительной собственности советского государства — спрашивается, кто же иной (в таких условиях), кроме этого самого государства, мог бы предоставить право землепользования? Только государство; каким же образом? Конечно же своим односторонним изъявлением (административным актом). Однако и современные земельные права, такие как пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование, вещную природу которых А.
В. Копылов сомнению не подвергает [9] , тоже возникали (пока не запретил ЗК) и продолжают возникать именно из административных актов, о чем пишет, кстати, и сам автор [10] [11] . Его предложение закрепить возможность возникновения права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, находящиеся не только в публичной, но и в частной собственности, на основании договора и к тому же за плату ™, по сути представляет собой не что иное, как признание вещного характера за эмфитевтическим (бессрочным) арендным правом.
б) Право безвозмездного срочного пользования земельным участком в ГК лишь упоминается (п. 1 ст. 267, ст.
270); основанием же возникновения такого права может быть либо договор безвозмездного пользования — ссуды (гл. 36), л ибо договор пожизненного содержания с иждивением (§ 4 гл. 33), либо, наконец, завещательный отказ — легат (ст.
1137, в ней особенно см. п. 2).
ЗК право безвозмездного срочного пользования землей трактует иначе: это не только право, возникшее по договору ссуды между собственником земли — ссудодателем и землепользователем — ссудополучателем (подп. 2 п. 1 ст.
24 ЗК), но и право безвозмездного срочного пользования земельными участками публичных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления, находящимися в государственной или муниципальной собственности, срок существования которого не может превышать одного года, и право безвозмездного срочного пользования граждан землями организаций отдельных отраслей экономики в связи с работой (службой) граждан в таких организациях — право безвозмездного срочного пользования служебным наделом (подп. 1 и 3 п. 1, п.
2 ст. 24 ЗК).
Содержание данного права, его ограничения и пределы осуществления (ст. 40—42 ЗК) практически тождественны с содержанием права постоянного (бессрочного) пользования. Однако законодательные предписания о тех целях, ради достижения которых данное право предоставляется, позволяет сделать вывод об одном, но весьма существенном различии между данными правами: право безвозмездного срочного пользования имеет в виду (1) строго личное пользование и притом (2) чисто потребительского характера, т.е.
пользование, не допускающее обогащения субъекта. С точки зрения римской систематики перед нами, следовательно, не что иное как разновидность узуса — земельный узус (usus in re aliend).
Кто может воспользоваться правом
Субъекты права постоянного бессрочного пользования земельным участком в настоящее время делятся на две главные категории по принципу происхождения подобного права. Это лица, получающие бессрочное право:
- в соответствии с принятым ЗК РФ;
- использования земель еще до того момента, как был принят Земельный кодекс в 2001-м году на различных основаниях.
В соответствии со ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, к первой категории относятся следующие юрлица:
- органы власти (и местные, и федеральные);
- бюджетные учреждения государственных органов;
- казенные предприятия;
- центры наследия бывших российских президентов.
Подобные организации не обязаны оформлять землю в собственность. Они могут пользоваться ЗУ для своей деятельности.
Решение о том, состоится ли предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование , принимается вышестоящим органом власти.
Ко второй категории относятся все физ- и юрлица, которые не оформили в собственность участки, используемые гражданами и организациями еще со времен СССР. Такие земли могут относиться к различным категориям землепользования — от садовых ЗУ до территорий с промышленными предприятиями и зданиями.
Государство упрощает процедуру регистрации собственности, предлагая «дачную амнистию» и тем самым целенаправленно стимулируя процедуру оформления пользователями подобных земель права собственности на них.
Внимание! Данное право сохраняется за всеми физлицами, которые вправе эксплуатировать государственную землю в течение любого периода времени. Главное условие — право пользования должно быть получено до введения ЗК РФ, в соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Переоформление бессрочного права в собственность или аренду
Если имеет место бессрочное пользование земельным участком — как оформить собственность на такую землю? Разберемся далее.
Речь идет об устаревшей юридической норме, поскольку оформление земли в собственность либо аренды выгодно и землепользователю, и органам власти, которым она принадлежит.
Органы государственной власти при передаче ЗУ в собственность его фактическому пользователю будут получать земельный налог с нового землевладельца, а при заключении договора аренды – плату за данную аренду. А вот за бессрочное пользование территорией землепользователь оплачивает исключительно коммунальные ресурсы, подводимые к ЗУ.
Право постоянного пользования земельными участками можно переоформить на аренду (см. Определение ВС РФ от 13. июня 2017 г., дело №305-КГ17-877).
Кроме того, землепользователю необходимо провести переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком, чтобы иметь возможность производить те или иные важные операции с используемой землей:
- отчуждение в виде продажи либо дарения;
- сдача в аренду;
- передача ЗУ по наследству;
- разделение на доли;
- перевод недвижимого имущества в другую категорию земли.
Эти действия можно выполнять исключительно после оформления надела в собственность.
Право бессрочного пользования земельным участком можно переоформить в аренду или в собственность. Это вправе сделать как граждане, так и организации. Наши юристы помогут вам подготовить необходимые документы, расскажут, как и куда их подать для оформления. Мы работаем удаленно.
Для юрлиц
Если постоянное бессрочное пользование земельным участком осуществляется юридическим лицом, и необходимо переоформление, то для физлиц нет сроков переоформления, установленных законом, а вот юрлицам, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», нужно было произвести такое переоформление до 1.07.2012 г.
под угрозой штрафа в размере от 20 до 100 тыс. руб.
Тем не менее, несмотря на штрафы, многие организации так и не переоформили используемые земли в положенные сроки. И потому государство передвинуло эти сроки для ЗУ, на которых размещены:
- железнодорожные пути;
- линии электропередач;
- дорожные коммуникации;
- объекты инженерной инфраструктуры.
Переоформление ЗУ с объектами, перечисленными выше, без оплаты штрафов было продлено до 1.01.2016 г. Для получения права собственности вместо возможности бессрочной эксплуатации государственных наделов юрлицу следует выкупить используемый ЗУ у местных органов власти.
Также с властями можно заключить договор аренды, в зависимости от экономических обстоятельств конкретного юрлица. Стоимость аренды, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ №137, составляет:
% от кадастровой стоимости (КС)
Для земель сельхозназначения
Для земель, изъятых из оборота
Для остальных земель
Стоимость выкупа земель с приобретением права собственности стоит 2,5% от кадастровой стоимости, однако для городов с числом жителей более трех млн (Москва и СпБ) стоимость покупки увеличивается до 20% КС.
Чтобы вам было легче оформить договор аренды ЗУ самостоятельно, наши специалисты подготовили унифицированный бланк, на который можно опираться при составлении. Также вы можете обратиться напрямую за помощью к нашим юристам.
Для физлиц
В бессрочном пользовании у граждан, как правило, находятся сельхозземли для дачных либо садовых ЗУ. Оформление права собственности требуется для возможности продавать участок или передавать его по наследству.
Отметим, что произвести переоформление бесплатно можно один раз в жизни.
Для такой процедуры физлицу следует осуществить следующие действия: выполнить следующую последовательность действий:
- Подготовить пакет документов, свидетельствующий о том, что вы вправе использовать ЗУ неограниченное количество времени;
- Провести межевание такого участка;
- Оплатить государственную пошлину за регистрацию права собственности;
- Представить в регистрационную палату собранные документы и квитанцию.
Часто происходило так, что возможность использовать государственные наделы передавалась не какому-то конкретному садоводу, а всему садовому товариществу целиком или дачному кооперативу.
В подобном случае у землепользователя может не оказаться документов на землю. Тогда ему следует обратиться в местный орган исполнительной власти и там запросить акт передачи земли в бессрочное пользование садовому товариществу, членом которого как раз и является пользователь данной земли.
Чтобы доказать принадлежность к данному товариществу, рекомендуем предъявить членскую книжку, а также имеющиеся документы об уплате в товарищество тех или иных платежей (в частности, электричество, охрана и пр.) за последние годы. Это подтвердит фактическое пользование ЗУ.
Цитата: Для того, чтобы провести межевание, нужно обратиться в БТИ или в стороннюю организацию для заключения договора о проведении кадастровых работ и определении границ ЗУ.
Затем подайте документы в регистрационную палату, чтобы приватизировать землю в рамках дачной амнистии.
Судебная практика: как признается или оспаривается право постоянного бессрочного пользования
Судебная практика в области бессрочного пользования ЗУ – это чаще всего споры, которые вытекают из переоформления права, возникшего ранее у лица. Рассмотрим две ситуации:
- Ситуация №1. Зарегистрированное право нельзя оспорить по мотиву нахождения на ЗУ объектов недвижимого имущества иных лиц (см. апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 3 июня 2016 г., дело №33-4082/2016).
- Ситуация №2. Суд не признал, что правопреемник юрлица вправе использовать государственную землю в своих нуждах,, поскольку по этому ЗУ не было решения государственного органа о предоставлении предшественнику данного права (определение ВС РФ от 7 июня 2017 г., дело №308-КГ17-5898).
Частые вопросы
Постоянное бессрочное пользование (ст. 269 ГК РФ) — это ограниченное вещное право, дающее возможность правообладателю владеть и пользоваться земельным участком неопределенный период времени в соответствии с целевым назначением земель.
Право собственности физлиц на земельные участки рождается на основании сделок (обмена, купли-продажи, дарения, пожизненного содержания с иждивением), актов государственных либо муниципальных органов, решений суда, при правопреемстве, наследовании, а также в случаях приобретательской давности.
Согласно ст. 20 ЗК РФ, при первичном предоставлении возможности эксплуатации госземель основанием приобретения такого права будет решение органа госвласти либо местного самоуправления о предоставлении его землепользователю.
Земли предоставляются в постоянное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.