- Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
- Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
- Какой срок закон дает налоговой для инициации банкротного процесса
- Процедура банкротства
- Досудебные действия
- Реструктуризация
- Реализация
- Частые вопросы
- Банкротство по инициативе налоговой. Часто ли ИФНС прижимают за долги в бюджет граждан и ИП
- Когда налоговая инспекция вправе инициировать процедуру банкротства
- ФНС не будет в 2022 году преследовать должников, подавая на банкротство
- Особенности процедуры банкротства по заявлению федеральной налоговой службы
- Чего ждать должникам от банкротства через налоговую инспекцию?
- Что делать если возникли долги перед налоговой
- Как взыскиваются долги, последствия неуплаты
- Банкротство, инициируемое ФНС
- Преимущества добровольного банкротства
- Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства
- Последовательность при удовлетворении основных требований
- Оспаривание совершенных сделок
- Погашение налоговых задолженностей из доходов, полученных от аренды залогового имущества или реализации предмета залога
- Пролонгирование периода на включение фискальных нормативов в реестр
- Субсидиарная ответственность
- Как происходит банкротство граждан и ИП
- Досудебные процедуры
Зная, что подать на банкротство могут не только сами должники, но и их кредиторы, многие до сих пор удивляются: «Как так — налоговая подала на банкротство?!». Суммы налогов, казалось бы, не так велики, чтобы их неоплата имела подобные последствия. Однако такие случаи далеко не редкость.
Давайте разбираться, когда налоговая инициирует процедуру банкротства и какими могут быть действия должника в данной ситуации.
В связи с текущими экономическими событиями кабинет министров принял Постановление от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».
Им вводится временный запрет на возбуждение дел о несостоятельности по инициативе кредиторов. Это означает, что суды будут отказывать в таких заявлениях как банкам, так и налоговой инспекции. При этом организации, индивидуальные предприниматели и граждане могут, как и ранее, инициировать свое банкротство самостоятельно.
Мораторий действует до конца сентября 2022 года. Будет ли он продлен — пока неизвестно. Поэтому мы расскажем вам о том, как банкротство по инициативе налоговой будет происходить после отмены ограничений.
Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
Как и при самостоятельном банкротстве, при инициации процедуры банкротства налоговой инспекцией должны быть соблюдены некоторые условия, которые дают право обращаться с подобным требованием.
По окончании моратория на банкротство налоговая может обращаться в суд с целью банкротства как физического, так и юридического лица. Сюда относятся также и индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы налоговая могла инициировать процедуру банкротства, просрочка по оплате задолженности со стороны налогоплательщика должна составлять более 3 месяцев.
Как защититься от неправомерных требований налоговой до суда?
Также есть требование и к самой сумме долга. Чтобы ФНС могла обратиться в суд с требованием о банкротстве физического лица, его долг должен превышать 500 000 рублей. Если банкротить необходимо юридическое лицо — эта сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
Если все вышеуказанные обстоятельства имеют место, налоговая инспекция вправе требовать банкротство должника.
Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.
Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.
Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».
В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:
- Учредители (собственники бизнеса);
- Руководители;
- Главный бухгалтер;
- Другие лица.
Так, данные лица могут быть привлечены к ответственности по задолженностям организации, признанной несостоятельной. Ни для кого не секрет, что долги организаций значительно превышают долги обычных граждан.
Помощь в расчете задолженности
Какой срок закон дает налоговой для инициации банкротного процесса
Для любого юридически значимого действия установлен срок. И банкротство через налоговую инспекцию — не исключение.
ФНС вправе инициировать процедуру не менее чем по истечении 30, но не более, чем через 90 дней с момента, когда приставами в отношении лица было возбуждено исполнительное производство.
Однако, законом предусмотрены особые случаи, когда возможно откладывание срока на подачу заявления, и о них не стоит забывать.
При определенных условиях налоговая самостоятельно подает на банкротство. Налоговые долги организаций могут перейти на контролирующих должника лиц. При вопросе о банкротстве по инициативе налоговой у должников есть определенные права и обязанности.
Процедура банкротства
Кто бы ни был инициатором несостоятельности, сам гражданин или налоговая инспекция, этапы банкротства идут в одном и том же порядке, предусмотренном в законе. Но есть небольшие отличия непосредственно внутри самих этапов. Рассмотрим их.
Досудебные действия
Перед началом процедуры банкротства по инициативе ФНС, как и перед любым другим банкротством, есть ряд необходимых для заявителя досудебных действий. Выполнив их, заинтересованное лицо подает свое заявление и ждет дальнейших шагов уже от суда.
Документы-основания, обычно используемые для требования со стороны налоговой банкротства:
- Если должник — физическое лицо, требуется судебное решение;
- Если должник — ИП или организация, должно быть вынесено решение самой ИФНС о взыскании налоговой задолженности.
Если документ-основание есть в распоряжении налогового органа, то именно им аргументируется заявление. После чего оно направляется непосредственно в суд, при этом к заявлению прикладываются все подтверждающие требования документы.
После поступления в суд у документов есть 3 возможных перспективы:
- Принятие документов к производству;
- Оставление без движения. Заявление может быть оставлено судом без движения, если в нем содержатся недостатки негрубого характера. После устранения недостатков, на которые будет указано заявителю, начинается производство;
- Возврат. Суд не принимает заявление, если в нем содержатся грубые недостатки, которые устранить нельзя (например, дело не подсудно указанному суду).
Реструктуризация
Когда требования налоговой признаются обоснованными, начинается этап реструктуризации долгов ответственного лица. Реструктуризация — это по сути попытки урегулирования и улучшения материального положения должника.
Соблюдая план, установленный для должника, и разобравшись со всеми задолженностями в процессе реструктуризации, можно избежать такой кардинальной меры, как продажа имущества и погашение долгов на вырученные денежные средства.
Банкрот должен придерживаться утвержденного плана (вносить платежи в объеме и в сроки, установленные планом) на протяжении установленного срока. При этом максимальный срок реструктуризации не может превышать трех лет.
Однако реструктуризация не всегда имеет место. Закон предусматривает ситуации, когда данный этап пропускается.
Это возможно в следующих случаях:
- Нарушение должником требований реструктуризационного плана;
- Невозможность утверждения в отношении конкретного должника плана по реструктуризации долга (например, если для того, чтобы за 3 года выплатить долги, лицу нужно погашать ежемесячно по 500 000 рублей — все понимают нереальность этой картины, поэтому сразу идет реализация);
- Лица, участвующие в деле, ходатайствуют о переходе непосредственно к процедуре реализации (их ходатайство должно быть удовлетворено судом).
Реализация
В процессе реализации собственности должника определяется конкурсная масса, в нее включается все имущество банкрота, затем она выставляется на торги и реализуется. Деньги, полученные от такой реализации, идут на погашение долгов лица.
Помимо непосредственной реализации, на этом этапе проводятся мероприятия по розыску «спрятанного» имущества — например, «подаренного» родственникам дома или автомобиля, а также по оспариванию сделок и возврату имущества в общую конкурсную массу.
Когда требования кредиторов погашены или у должника вовсе нет имущества, которым данные требования можно погасить — лицо признается банкротом.
Таким образом каждый должник, по которому налоговая подает в суд на банкротство, по очереди преодолевает каждый из вышеуказанных этапов процедуры признания несостоятельным. После чего лицо получает статус банкрота и избавляется от старых обязательств.
Частые вопросы
Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).
Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.
В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.
При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:
- единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
- вещи личного пользования;
- имущество, использующееся должником для осуществления труда;
- земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
- сумма прожиточного минимума;
- предметы домашней обстановки и обихода.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.
- форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
- задержка финансирования (если был контракт с государством);
- оплата долга по налогам может привести к банкротству;
- имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
- из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.
Да, есть определенная часть долгов, которые остаются за должником даже тогда, когда он прошел всю процедуру признания его несостоятельным.
Сюда относятся: текущие платежи, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда, выходные пособия и заработные платы работникам и бывшим работникам, алименты.
Банкротство по инициативе налоговой. Часто ли ИФНС прижимают за долги в бюджет граждан и ИП
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.
А следить за тем, чтобы каждый гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.
Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали.
А еще и подаст иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».
Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге
Когда налоговая инспекция вправе инициировать процедуру банкротства
Если у юридического лица задолженность превышает 300 тысяч рублей, а у гражданина или индивидуального предпринимателя — 500 тысяч рублей, велика вероятность, что такой долг кредиторы могут «потребовать» через процедуру банкротства. Конечно, если предыдущие меры успехом не увенчались.
Граждане и индивидуальные предприниматели могут оперативно проверить состояния расчетов по налогам и сборам (наличие и размер задолженности) в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС. Логин и пароль от указанного «кабинета» необходимо получить лично в налоговой инспекции по месту жительства (регистрации).
Те, кто наивно полагают, что государство в лице налоговых органов, просто возьмет и простит недоимки по налогам и сборам — глубоко ошибаются. В арсенале налоговиков есть кое-какие «фишки», которые заставят неплательщиков хорошо призадуматься, стоит ли обделять государство.
ФНС не будет в 2022 году преследовать должников, подавая на банкротство
О решении не инициировать банкротство должников заявила в середине марта 2022 года Федеральная налоговая служба.
«В целях снижения угроз банкротства после введения иностранными государствами ограничительных мер против России и ее экономических объектов, руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров принял решение о приостановлении с 9 марта 2022 года подачи налоговыми органами заявлений о банкротстве должников», — говорится в официальном сообщении ФНС.
Пока не сообщается дата, до которой ФНС не будет обращаться в арбитражный суды с исками о банкротстве должников. Предположительно, эта мера будет действовать до конца 2022 года.
ФНС отметила, что «приоритетом в работе налоговых органов станет содействие реструктуризации задолженности». По заявлению налогового ведомства, службой станут применяться процедуры предоставления должникам рассрочек и заключения с ними мировых соглашений, то есть варианты решения проблемы, прописанные в законе «О банкротстве».
«По результатам оценки платежеспособности и рисков финансово-хозяйственной деятельности должников с привлечением профессиональных объединений и иных кредиторов будут вырабатываться решения, направленные на сохранение бизнеса», — сказано в сообщении ФНС.
Федеральная налоговая служба наравне с прочими кредиторами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Для этого необходимо, чтобы размер задолженности достиг установленного законом размера, а также соблюдения порядка и сроков предъявления требований.
Взыскать задолженность по налогам и сборам с граждан Федеральная налоговая служба может исключительно по решению суда. Фирмам и индивидуальным предпринимателям повезло меньше.
Денежные средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть списаны кредитными организациями с их расчетных счетов на основании соответствующих решений налогового органа. Если, конечно, они имеются, в смысле деньги, а не налоговые органы. Иметь счета каждому ИП и юрлицу предписывают все тот же налоговый кодекс и прочие законы РФ.
Жители Москвы могут проверить наличие судебных дел по взысканию задолженности по налогам и сборам, инициированных Федеральной налоговой службой, на сайте Мосгорсуда.
Кроме того на данном сайте можно проверить выдачу мировыми судьями города Москвы судебных приказов, являющихся одновременно и судебным решением и исполнительным документом.
При какой недоимке с ИП налоговая
служба подаст иск о банкротстве
ИП? Спросите юриста
Например, при недоимках по налогам и сборам у организаций и индивидуальных предпринимателей, Федеральная налоговая служба вправе (что она с радостью и сделает) приостановить операции по банковским счетам, то есть насмерть заблокировать счет.
Это фактически парализует предпринимательскую деятельность, если таковая велась. Так как ни платить своим контрагентам, ни принимать выручку предприниматель с заблокированным счетом уже не сможет.
Открыть новый расчетный счет даже в другом банке у компании или предпринимателя не получится, до отзыва соответствующего решения налоговым органом. Как вы уже могли догадаться, чтобы снять такие ограничения достаточно всего лишь погасить задолженность в полном объеме.
Ну, или постараться и выбить у налоговиков отсрочку или рассрочку по задолженности. Хотя погасить, наверное, будет проще. Но при этом помните, что любая неточность будет играть против вас, а ошибаются в подсчете долга налоговики часто.
Получив исполнительный документ (судебный приказ или исполнительный лист) налоговая инспекция отправит его в федеральную службу судебных приставов по месту жительства должника для принудительного взыскания образовавшейся задолженности.
Такая же судьба ждет и решения самой налоговой службы по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае отсутствия денежных средств на расчетных счетах должников .
После этого у налоговой появляется временной промежуток (окно) между 30 и 90 днями (даже не спрашивайте почему) со дня передачи исполнительных документов судебным приставам-исполнителям. В этот период времени налоговики вправе подать заявление о признании должника банкротом в соответствующий арбитражный суд.
Часто ли налоговые инспекции подают
на банкротство ИП и компаний?
Спросите юриста
Узнать о том, подала ли налоговая инспекция в арбитражный суд на банкротство можно несколькими «проверенными» способами:
- Регулярно проверять свой почтовый ящик по месту проживания (регистрации, если они совпадают), так как судебная корреспонденция будет приходить именно по этому адресу.
- Иногда заглядывать на единый сайт арбитражных судов.
- Еще один верный способ понять, что запущена ли процедура банкротства — это когда конкурсный управляющий придет к домой должнику-банкроту описывать имущество для его последующей реализации.
Особенности процедуры банкротства по заявлению федеральной налоговой службы
Чем отличается процедура банкротства по инициативе налоговой инспекции от такой же процедуры, но инициированной другими кредиторами? Да, в общем-то, ничем. Если иные кредиторы должника начали процедуру банкротства, Федеральная налоговая служба с радостью «присоседится» к ней и предъявит должнику свои требования — подаст их финуправляющему для включения в реестр кредиторов. Ну а если нет, то последний все сделает самостоятельно .
Сколько будет длиться банкротство компании
по инициативе налоговой службы?
Закажите звонок юриста
Чего ждать должникам от банкротства через налоговую инспекцию?
Последствия для должника, иск о банкротстве которого подал госорган в лице ИФНС, будут разнообразны, но все они будут неприятны. Среди них:
- Реализация имущества должника, на которое не распространяется исполнительский иммунитет. Иммунитет предусмотрен для граждан и индивидуальных предпринимателей. Например, за долги не может быть проведена продажа единственного пригодного для проживания жилого помещения. сделок. Актуально для всех должников, так как и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и гражданин могут переписать принадлежащее им имущество на родственников, дабы оно не попало в коварные лапы кредиторов, в том числе налоговых органов. Стоит добавить, что такие неправомерные действия должника могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.
- Привлечение к ответственности (субсидиарной) контролирующих должника (юридическое лицо) лиц. Под раздачу могут попасть как руководители и собственники компании, так и «серые кардиналы», которые раздают ЦУ — ценные указания, обязательные для исполнения. И которые, однако, в ЕГРЮЛ и уставных документах не фигурируют.
- Некоторые ошибочно считают, что можно бросить компанию с долгами, в том числе по налогам и сборам, а после ее принудительного исключения налоговой инспекцией из ЕГРЮЛ как недействующей, все проблемы будут позади.
Однако это неверно в одном месте — в корне! Ибо действующим российским законодательством, а также сложившейся судебной практикой, предусмотрен механизм привлечения к материальной ответственности контролирующих лиц исключенных организаций. А такую задолженность уже нельзя будет списать процедурой банкротства физического лица.
Если налоговая инспекция подала заявление на банкротство, и Вы не знаете, кто виноват и что делать?
Если вы не согласны с требованиями, предъявленными налоговой службой в ходе процедуры банкротства. Если Вас пытаются привлечь к субсидиарной ответственности по долгам организации. Обращайтесь за профессиональной юридической помощью в нашу компанию.
Команда наших специалистов поможет в разрешении ваших налоговых проблем с максимально возможным положительным результатом для вас.
Что делать если возникли долги перед налоговой
Уплата долгов в налоговый орган является прямым обязательством, как обычных граждан, так и любых форм бизнеса, независимо от их статуса и места регистрации. Многие граждане могут не знать, что у них имеется та или иная задолженность. На сегодняшний день долги перед налоговой инспекцией возникают в следующих типах налогов:
- подоходный. Относится к физическим лицам и вычитается из годовых доходов гражданина. Платежи должны осуществляться в течении всего года , но полный расчет делается в конце отчетного периода
- на прибыли юридических лиц
- переводы в социалку. Эти взносы делаются как юридическими лицами, так и сотрудниками организаций. Примером подобных сборов являются платежи в пенсионный фонд. Кроме того, предприятия должны платить взносы в фонд заработной платы
- на имущество. Сюда относятся платежи за недвижимость, за землю, налоги на наследство, на дарение и прочее.
- на товары и услуги. Это таможенные сборы и пошлины, фискал с продаж, НДС.
Что делать если возникли долги перед налоговой
Свою задолженность по налогам каждый желающий может уточнить на специальном сервисе ФНС Российской Федерации. Кроме того, информация о просрочках доступна на сайте гос.услуг.
Как взыскиваются долги, последствия неуплаты
Не выплаченные долги по налогам ведут к нежелательным последствиям. Однако, налоговые структуры не задаются целью незамедлительно применить меры к принудительному взысканию через суд с последующей работой приставов.
Перед запуском процедуры изыскания долгов инспекторы направляют предупреждающие уведомления.
В них говорится об обязательстве уплаты налогов в оговоренные сроки. При этом применяется автодозвон, в ходе которого налогоплательщика ставят в известность о факте задолженности. В некоторых случаях сотрудники совершают обход неплательщиков по адресам регистрации.
Если налоговая задолженность не была исполнена на добровольной основе, инспекторы приступают к процессу принудительного взыскания. При этом обычно инициируется процедура банкротства.
Предприятие может быть признано неспособным закрыть долговые требования кредиторов, если обязательные выплаты не осуществлялись на протяжении трех месяцев с момента крайнего срока погашения.
Дело о банкротстве возбуждается исключительно судебной инстанцией, при условии что итоговая сумма долгов юрлица составляет не менее ста тысяч рублей, либо имеются другие признаки банкротства , которые оговариваются в статье 3 Закона о Банкротстве.
Инициатором банкротства при непогашенных долгах перед государством выступает Федеральная налоговая служба, руководствуясь при этом постановлением Правительства РФ № 257.
Процедура запускается посредством оформления и передачи формы-заявления в судебный орган. В заявлении содержится требование о необходимости запуска процесса банкротства в отношении злостного неплательщика.
В ходе этих процедур должник будет нести дополнительные издержки, связанные с судебными разбирательствами.
Помимо прочего, ФНС имеет основание применить к должникам меры по ограничению действий с имуществом неплательщика, блокировать счета, запретить выдачу загранпаспорта и закрыть выезд за пределы государства.
Банкротство, инициируемое ФНС
Игнорируемые долги перед налоговой ООО могут привести к запуску процедуры банкротства. Процесс стартует с подачи заявления в судебную инстанцию с требованием начать процедуру.
После одобрения судом назначается арбитражный управляющий, которого наделяют полномочиями исполнительного органа.
В помощники к этому лицу прикрепляются юристы, бухгалтеры и финансисты.
В ходе процесса реализуются все официальные активы предприятия-должника. Это радикальная мера, которая позволяет быстро и эффективно удовлетворить все долговые требования перед государственными структурами и другими кредиторами. Кроме того, реализованное имущество послужит источником для покрытия судебных издержек.
Как правило, движимое и недвижимое имущество неплательщика в ходе банкротства распродается через электронные торги. В этих мероприятиях может принять участие любой желающий. В обязанности арбитражного управляющего входит контроль за тем, чтобы сделки осуществлялись в законном порядке и в рамках, предписанного судом решения.
Этим порядком реализуется, как недвижимость, так и другое имущество. Реализуемые активы заносятся в специальный список и распродаются в законно принятом порядке.
Важно отметить, что очередь по погашению задолженности при банкротстве со стороны налоговой будет отличаться от правил, предусмотренных в гражданском кодексе. Все долги подразделяются на три вида. Среди них реестровые, текущие и зареестровые.
Во время процедуры банкротства арбитражный управляющий задается единственной целью – реализовать активы и удовлетворить долговые обязательства перед кредиторами. Он не несет ответственности за коммерческую деятельность бывшего директора предприятия и может отступить от соблюдения договоров, которые заключались в прошлом.
По завершению процедуры банкротства с налогоплательщика взыскивается вся задолженность перед государством и кредиторами. Для должника последствия такого оборота дела могут очень серьезными, поскольку все его имущество может быть реализовано в пользу долгов. На практике предприятия, прошедшие через банкротство, больше не возобновляют свою деятельность, поскольку у них не остается никаких финансовых средств.
Важно отметить, что инициатор процедуры банкротства получает преимущества в выборе арбитражного управляющего, который будет лоялен к заявителю.
Преимущества добровольного банкротства
При наличии больших долгов перед кредиторами и государством, предприятие может избежать негативных последствий, приступив к процедуре добровольного банкротства раньше, чем это сделают налоговые органы.
Банкротство ООО в добровольном порядке инициируется на основании единогласного решения собственников предприятия. При этом о своем решение нужно сразу уведомлять налоговую инспекцию.
Добровольное банкротство может стать своеобразным спасательным кругом, который спишет все долги, включая налоговые обязательства. Одним из преимуществ такой стратегии является получение отсрочки на погашение основного долга, что может подарить несколько лет для выхода из кризисной ситуации с сохранением бизнеса. Если в ходе процесса добиться мирного соглашения, то кредиторы не смогут действовать в ущерб предприятию.
Бизнес при этом продолжит функционировать под защитой моратория. Даже если все дойдет до конкурсного производства, у должника остается шанс выкупить собственные активы и сохранить предприятие.
Перед тем, как пройти через банкротство, учредители должны хорошо продумать всю ситуацию и оценить шансы на успех. Такие дела лучше всего доверить узко профильным юристам. Нужно напомнить, что данная процедура может реализоваться в отношении всех организационно-правовых форм бизнеса, включая ООО, ЗАО и ОАО.
Если банкротство инициирует должник, то он обретает несомненное преимущество, поскольку за ним остается право продолжать коммерческую деятельность до полной ликвидации юрлица. Нужно добавить, что будущий банкрот имеет неплохие шансы вывести ценные активы, передав их заранее кому-нибудь из доверенных лиц.
Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства
Процедура банкротства подразумевает, что все кредиторы могут на равных правах заявить свои требования к должнику. Не имеет значения, какой статус присвоен каждому из кредиторов. Очевидно, что частные лица наделены определенными преимуществами.
Так, работники должника и залоговые кредиторы поддерживают с будущим банкротом специфические трудовые отношения. В связи с этим, они обладают преимуществами перед остальными взыскателями. Они получили гарантии исполнения должником своих обязательств еще до начала процедуры банкротства.
Незначительными привилегиями обладает и банк. Например, он имеет возможность инициировать процедуру банкротства должника, исключая предварительное обращение в суд для удовлетворения своих требований по взысканию той или иной суммы.
Ситуация в современном мире складывается таким образом, что банкротное законодательство остро нуждается в немедленном реформировании. Все чаще в обществе и в законодательных кругах возникают разговоры о том, что необходимо наделить налоговые органы расширенными полномочиями. Налоговая инстанция нуждается в дополнительных гарантийных обязательствах и правах.
В том числе, налоговая инстанция нуждается в новых полномочиях в плане приоритетного права выбора арбитражного управляющего, в первоочередном удовлетворении требований, а также в плане признания налоговой инстанции залоговым кредитором.
Следует отметить, что налоговая инстанция и ранее обладала определенными привилегиями. Они вытекали и из существующего законодательства в плане банкротства, и из практики его применения в современных реалиях. Некоторые из преимуществ нуждаются в более детальном рассмотрении.
Важно понимать, что реализация тех преимуществ, которыми наделена налоговая инспекция, неизбежно оказывает влияние на права иных кредиторов, участвующих в процедуре банкротства. Особое значение имеет тот момент, за счет каких инструментов ФНС сможет получить расширенные полномочия, и насколько это реально.
Последовательность при удовлетворении основных требований
К началу 2017 года Верховным Судом была установлена первоочередность удовлетворения отдельных фискальных требований. В частности, это коснулось отчислений в Пенсионный Фонд РФ и взыскания задолженности по НДФЛ. Эти текущие требования были отнесены ко второй очереди текущих требований, а также ко второй реестровой очереди.
Как это может сказаться на положении реестровых и так называемых «текущих» кредиторов? Самое важное, на что следует обратить внимание, это ощутимое уменьшение шансов взыскать задолженность как таковую. Это особенно актуально для текущих кредиторов, которые были отнесены к четвертой и пятой очередям.
Кредиторам неприятен сам факт установления подобной очередности. ВС в своих разъяснениях ссылается на возможность применения специфических законодательных норм. Иными словами, при взыскании задолженностей в пользу бюджета законодательство выбирает кратчайший путь, исключая необходимость проведения публичных дискуссий и прочих парламентских мероприятий.
Этот случай нельзя рассматривать как исключение. За счет формирования определенной практики, ФНС получают дополнительные привилегии от Верховного Суда.
Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей. Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции.
Сегодня они лишены такой возможности. Жертвами сложившейся ситуации стали и арбитражные управляющие. Некоторые из них не успели перенести соответствующие фискальные требования в первую очередь взыскания и применяли устаревший подход к взысканию задолженности.
Существует определенным образом сложившаяся практика Верховного Суда, которая и спровоцировала внесение изменений в присвоение приоритета тем или иным задолженностям. Более подробную информацию можно почерпнуть в обзоре Судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ.
Оспаривание совершенных сделок
Одним из наиболее эффективных механизмов пополнения и расширения конкурсной массы по-прежнему остается оспаривание совершенных должником сделок по реализации принадлежащего ему имущества. Арбитражный управляющий уделяет пристальное внимание всем сделкам, которые можно посчитать сомнительными. В случае признания таких сделок ничтожными, контрагент, участвовавшие в них, также обретают статус кредиторов и включаются в реестр требований.
Перед ними у должника также образуется долг, который необходимо погасить.
Учитывая этот нюанс, на законодательном уровне были внесены определенные дополнения и коррективы в пункт 4 статьи 61 пункт 4 Закона о Банкротстве. Теперь из общего правила предусматривается несколько исключений. Например, не подлежат оспариванию отчисления налогоплательщика в бюджет, поскольку они являются приоритетными.
Это касается именно ординарных платежей. Это означает, что подобные платежи не были предусмотрены актуальными законодательными нормами. Оспариванию платежи не подлежат исключительно в тех случаях, когда налоговая инспекция не была осведомлена о наличии обязательств, которые плательщик не исполнил перед кредиторами.
Это означает, что на законодательном уровне процесс возвращения излишне уплаченных в бюджет сумм несколько ограничен. Теперь прочие кредиторы лишены возможности удовлетворить свои требования за счет дополнительного источника. Следует учесть и ту особенность, что доказать осведомленность налоговой инспекции о финансовых проблемах должника и наличии у него задолженностей практически невозможно.
Судебная инстанция не принимает в качестве доказательств отсылки к различным абстрактным документам и балансам. Доказательная база должна однозначно указывать на факт осведомленности ФНС о возникших у должника обстоятельствах. Это означает, что бюджетные средства фактически обретают статус неприкосновенных.
От этого неизбежно страдают прочие кредиторы, требования которых не будут удовлетворены в полном объеме.
Погашение налоговых задолженностей из доходов, полученных от аренды залогового имущества или реализации предмета залога
В 2014 году в статью 138 Закона о Банкротстве были внесены очередные коррективы. Расходы на реализацию и обеспечение сохранности предмета залога теперь могут быть погашены с денежных средств, вырученных с его продажи. Прежде чем выручка будет распределена, происходит удовлетворение этих расходов.
Такая позиция считается правомерной согласно пп 1,2 ст. 138 ЗоБ. Лишь после этого остаток средств может быть направлен кредитору.
Этот подход часто распространялся на доходы, полученные от предоставления предмета залога в аренду. Это позволяло защитить имущественные права незалоговых кредиторов за счет перераспределения расходов в пользу залоговых кредиторов. Тем не менее, на законодательном уровне не было зафиксировано понятие подобных расходов.
Это порождало серьезные разногласия в трактовке понятия.
Оперируя указанной нормой, в короткие сроки ФНС стала относить к подобным расходам те, которые связаны с обеспечением сохранности имущества, переданного кредитору в качестве залога. В эту категорию попали и налоговые платежи: земельный и имущественный налоги, НДС.
Существующая судебная практика до последнего времени категорически не позволяла погашать налоговые задолженности в приоритетном порядке согласно п.6 ст. 138 ЗоБ. Иными словами, это не должно было ущемлять положение залоговых кредиторов.
Тем не менее, в прошлом году Верховный Суд изменил свою позицию в рассматриваемом вопросе. В октябре 2020 года было опубликовано Определение №305-ЭС20-10152. Согласно ему, НДС, который является составной частью арендной платы при предоставлении залогового имущества в аренду имеет отношение к расходам, сопряженным с его реализацией.
Это означает, что подобная задолженность должна быть устранена в первоочередном порядке. В марте 2021 года аналогичный вопрос был поднят относительно взыскания имущественного налога и земельного налога. Эта информация находит отражение в Определении от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287.
У многих аналитиков закономерно возникают подозрения касательно того, что вопрос по взысканию части налоговых задолженностей однозначно решен в пользу налогового органа. Это ущемляет права иных кредиторов. Накопленные налоги могут обретать весьма внушительную величину.
Пролонгирование периода на включение фискальных нормативов в реестр
Законодательные нормы в вопросах банкротства подразумевают, что кредитор может направить заявление о включении в общий реестр требований в течение двух календарных месяцев со дня инициирования определенного банкротного дела. Что касается налогового органа, то в данном случае этот срок существенно увеличен и достигает 8 месяцев.
Это позволяет наделить фискальные требования приоритетным статусом по сравнению с требованиями иных кредиторов. Налоговая инспекция может не торопиться с проведением необходимых проверок и чувствовать при этом себя достаточно уверенно. Пролонгация сроков включения налоговой инспекции в перечень кредиторов приводит к довольно негативным последствиям.
Достоверно определить величину и объемы существующих реестровых требований становится практически невозможно. Кроме того, сама банкротная процедура становится более растянутой во времени.
Субсидиарная ответственность
Новые коррективы, внесенные в законодательные нормы в вопросах банкротства, посвящены ответственности контролирующих инстанций. Если налоговые обязательства, которые имели место по причине недобросовестности налогоплательщика или его бенефициаров, составляют не менее 50% от всего объема выдвигаемых требований, то можно говорить о так называемом доведении до банкротства. Если фискальные требования более чем на 50% заполняют третью очередь взыскания, то банкротство субъекта будет автоматически признано виной контролирующего органа.
При таком подходе прочие кредиторы не испытывают неудобств, но ФНС получает более внушительные шансы на удовлетворение своих требований.
Как происходит банкротство граждан и ИП
Банкротство, возбужденное налоговой, проходит все те же этапы, что и при банкротстве по инициативе самого гражданина: досудебные процедуры, реструктуризация долга, реализация имущества. Однако, внутри этих этапов есть некоторые отличия.
Досудебные процедуры
До начала процедуры банкротства есть подготовительные этапы. Это сбор документов, подтверждающих задолженность, и подготовка заявления о признании должника банкротом в соответствии с действующим законодательством.
Также за 15 дней до подачи документов в Арбитражный суд о признании банкротом юрлица или ИП налоговая должна опубликовать на ЕФРСБ (он же Федресурс) сообщение о намерении обанкротить должника.
Публикация в Федресурсе делается для кредиторов и самого неплательщика, чтобы они начали подготовку документов и заявлений о включении в реестр. Но, конечно, увидев такое сообщение, ИП или директор фирмы вправе обратиться в ФНС для согласования порядка оплаты либо разом закрыть долг, чтобы удержать бизнес на плаву.