- Нужны ли документы на легковой прицеп в 2022 году?
- Какие документы надо возить с собой?
- Свидетельство о регистрации
- Права какой категории?
- Категории водительских прав
- Категория прав для управления автомобилем
- Категория прав для общественного транспорта
- Какая категория прав нужна для прицепа на автомобиль
- Типы прицепов и их обозначение
- Условия использования прицепов массой более 750 кг
- Правила пользования легковыми прицепами
- Какие документы нужны на легковой прицеп?
- Чем может грозить отсутствие прав на прицеп?
- Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф
- Какой прицеп можно буксировать с какой категорией
- Существующие способы и правила при эксплуатации
- Об условиях и особенностях применения категорий
Прицепы являются по определению ПДД настоящим транспортным средством – ровно также, как и автомобили, мотоциклы и другие. Хотя, это не самостоятельный транспорт, работающий исключительно в сцепке с ведущим его авто, всё же ряд требований по списку необходимых документов в 2022 году распространяется и на них. В этой статье мы рассмотрим, какие документы нужно возить с собой и передавать для проверки сотруднику ГИБДД на прицеп, какой размер штрафа за езду без документов, рассмотрим такую тонкость, когда он самодельный, а также выясним, что нужно иметь юридическим лицам.
Обратите внимание, что данная статья именно про бумаги для управления транспортными средствами в составе со сцепным устройством – у нас есть отдельная статья про набор документов для постановки на учёт прицепа.
Нужны ли документы на легковой прицеп в 2022 году?
Да. Отдельные документы на прицепный транспорт для его эксплуатации нужны, и стандартный набор для возможности управления автомобилем здесь не подойдёт.
Он является самостоятельным транспортным средством, согласно Правил дорожного движения. Из этого следует, что:
- прицеп подлежит регистрации в ГИБДД,
- на нём должны быть государственные номера,
- в ряде случаев потребуется страховой полис,
- также для некоторых типов прицепов нужна диагностическая карта о прохождении техосмотра,
- ну и отдельная категория в водительском удостоверении также потребуется для тяжёлых устройств.
Но не всё так сложно! Давайте рассмотрим списки бумаг, которые вам понадобятся в определённых случаях, которые зависят от вида и массы прицепа, законодательного статуса управляющего и ряда других факторов.
Какие документы надо возить с собой?
Итак, в стандартном случае – когда вы едете на легковом автомобиле с прицепом, который не более 750 кг массой, являетесь физическим лицом, вам понадобится только один документ: свидетельство о регистрации (далее «СТС», его ещё ошибочно называют техпаспортом), подтверждающее, что вы поставили прицеп на учёт в ГИБДД.
Таким образом, общий набор бумаг для автомобиля и прицепа к нему будет следующий:
- ваши водительские права с категорией «B» (если прицеп весит не более 750 кг),
- свидетельство о регистрации на сам легковой автомобиль,
- отдельное СТС на прицеп,
- страховка ОСАГО на машину.
Разумеется, прицеп, будучи зарегистрированным в ГАИ должным образом, при этом должен быть на номерах.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие документы вам будут нужны в ряде частных случаев. И пойдём не по этим ситуациям, а по конкретным документам, и выясним, когда вам потребуется конкретный из них.
Установка тягово-сцепного устройства (ТСУ) на автомобиль – это всегда внесение изменений в конструкцию. Но регистрировать их в ГАИ не нужно, если выполняется одно из двух условий:
- К ТСУ, купленному в магазине, прилагается декларация или сертификат, что оно прошло испытания в составе модели вашего транспортного средства.
- ТСУ поставлен официальным дилером согласно «каталогу изделия». Это документ на автомобиль, содержащий перечень деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов изделия с иллюстрациями и сведениями об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и другими.
Ни странички из «каталога изделия», ни декларации и сертификаты водитель возить не обязан.
В других случаях регистрация внесения изменений в конструкцию подлежит регистрации, при этом в cвидетельстве о регистрации проставляется специальная отметка.
Свидетельство о регистрации
Итак, выше мы выяснили, что СТС вам будет нужен всегда на дорогах России. Пункт 2.1.1 ПДД прямо регламентирует этот документ как обязательный. Причём, вы обязаны возить его с собой и предъявлять в руки инспектору ДПС при остановке.
Это касается, как легковых, так и грузовых прицепов, принадлежащих как физлицам, так и юридическим. Единственное исключение здесь – прицепы к мопедам и скутерам, хотя, этот случай – большая редкость.
Обратите внимание, что если ваш прицеп самодельный, то обязанность иметь при себе СТС не отменяется. Вот только приобрести этот документ будет гораздо сложнее для самоделок.
Права какой категории?
А вот с водительским удостоверением немного запутаннее. Дело в том, что по новым законам в 2022 году есть целый ряд критериев, в зависимости от которых вам могут потребоваться различные категории и подкатегории.
Но не беспокойтесь, если ваш автомобиль весит менее 3,5 тонн, а прицеп – до 750 килограмм, то вам достаточно категории «B». Также её хватит, если прицеп весит больше 750 кг, но вместе с машиной суммарная масса составляет не более тех же 3,5 тонн. Если же не соблюдается один из перечисленных выше факторов, то понадобится категория «BE».
Причём, в данных числах речь идёт конкретно о разрешённой максимальной массе транспортных средств – точное её значение указано как раз в свидетельстве о регистрации.
Таким образом, отметку «BE» на оборотной стороне водительских прав вам необходимо будет иметь только в одном случае – когда прицеп весит больше 750 кг, а автомобиль с ним суммарно весят больше 3,5 тонн (но при этом авто без него весит не больше 3 500 кг).
А вот для грузовых прицепов возможных комбинаций категорий и подкатегорий на две больше: C, C1, CE, C1E. Не будем здесь расписывать возможные комбинации масс машины и прицепа к ней – всё это вы можете легко и просто выяснить в нашей специальной статье и получить интерактивный ответ о необходимой категории. А в целом всё вышеперечисленное урегулировано статьёй 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения.
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто.
На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2022 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2022 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
- D1 – небольшие автобусы;
- DE – автобусы с прицепом;
- D1E – небольшие автобусы с прицепом;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Какая категория прав нужна для прицепа на автомобиль
Как владельцы небольших легковушек, так и хозяева газели или КАМАЗа интересуются, как можно прицепить к авто лодку или другие виды прицепных механизмов, а также нужна ли категория на легковой прицеп или прицепы с большей грузоподъёмностью. Согласно нормам законодательства, управлять любым транспортным средством можно только при наличии прав. То же касается и прицепов для грузовиков и других машин.
За вождение без прав можно не только спровоцировать аварию, но и, согласно ПДД, получить штраф.
Типы прицепов и их обозначение
Больше всего водителей интересует, можно ли с категорией б ездить на автомашине с прицепом. Если речь идет о машине с буксиром, здесь можно ограничиться правами категории «В». Для других транспортных средств существует свои нормы.
Классификация выделяет четыре вида прицепов:
- 01 – относятся лёгкие прицепы, масса которых не превышает семьсот пятьдесят килограмм;
- 02 – относятся прицепы массой от семисот пятидесяти килограмм до трёх с половиной тонн;
- 03 – тяжёлые агрегаты, весом не более десяти тонн;
- 04 – сверхтяжёлые прицепы массой больше десяти тонн.
Если прицеп категория 1, то дополнительного обучения от владельца не требуется.
Условия использования прицепов массой более 750 кг
Если существует необходимость в управлении тяжёлым типом агрегата, в котором масса прицепом должна быть больше семисот пятидесяти тонн (например, трейлером или автодомом), категории «В» будет недостаточно, даже в сочетании с наличием категории «Е». поэтому в этом случае необходимо, чтобы была категория «С» либо «D» на прицеп. Особенно такие разграничения беспокоят водителей легковых автотранспортных средств, которые использует прицепов время передвижений на дачу или в путешествия.
Согласно положениям Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», главным критерием разграничения открытия необходимых категорий прав является сам вес прицепа. Согласно разграничению по федеральному закону, в настоящее время из шестнадцати действующих категорий пять имеют прямое отношение к использованию прицепов (это категории ВС, СЕ, С1Е, DЕ и D1Е).
Разграничение состоит в следующем:
- если при передвижении используется легковой автомобиль или грузовик небольших размеров с наличием не больше восьми мест для пассажиров, а прицепная нагрузка превышает семьсот пятьдесят килограмм, необходимо получать категорию «ВЕ». При этом масса автомобиля должна быть не больше трёх с половиной тонн;
- если речь идёт о грузовом автотранспортном средстве с весом более семи с половиной тонн и массой прицепа больше семисот пятидесяти килограмм, необходимо получать категорию «СЕ»;
- если используется среднеразмерное грузовое автотранспортное средство с весом от трёх с половиной до семи с половиной тонн, и массой прицепа больше семисот пятидесяти килограмм, нужна категория «С1Е»;
- при использовании автобуса, количество пассажирских мест в котором варьируется от восьми до шестнадцати, а масса автобуса не имеет значения (при этом прицепная нагрузка превышает семьсот пятьдесят килограмм), необходимо получать категорию «D1Е»;
- если при тех же прицепных параметрах, в автобусе перевозится больше шестнадцати человек, категория должна быть «DЕ».
Указанная классификация установлена на законодательном уровне и изменению не подлежит.
Правила пользования легковыми прицепами
При использовании автомобиля с прицепом необходимо знать особенности правил передвижения, так как тяжеловесное транспортное средство при ненадлежащей эксплуатации может вызвать серьёзное дорожно-транспортное происшествие.
В связи с этим, для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения были выработаны специальные требования к перемещению грузов:
- Центр тяжести в транспортном средстве и прицепе должен быть размещён равномерно, не допуская перегрузов на какой-то части поверхности. Максимально допустимый вес прописан в прилагаемых к прицепному устройству документах.
- Надёжно прикрепить и зафиксировать груз можно только с помощью фаркопа. Если планируется передвижение по сложным участкам трассы, необходимо запастись страховочной цепью или тросом. Кроме того, если на дороге необходимо маневрировать, лучше всего приобретать одноосный прицеп. Кроме того, прицеп с одной осью намного легче и по весу, и в обращении, чем агрегат с двумя.
- В том случае, если буксируемое средство подлежит парковке отдельно от транспортного средства, необходимо всегда пользоваться фиксаторами во избежание непредвиденных ситуаций.
- Если груз крупных габаритов выступает за границы устройства, он не должен превышать максимально разрешённый уровень выступа. Как и правила обозначения выступов в дневное и ночное время, их уровень закреплён в Федеральном законе «О ПДД».
- В трейлере запрещено перевозить взрывоопасные или огнеопасные вещества, а также пассажиров.
- С прицепом допустимая скорость перемещения по асфальтированной дороге составляет не более шестидесяти километров в час, по иному твёрдому покрытию – не более сорока, а по грунтовой дороге – не более двадцати.
Для сохранения безопасности на дороге и не допущения происшествий все эти правила необходимо неукоснительно соблюдать.
Какие документы нужны на легковой прицеп?
Поставка на учёт прицепа происходит так же, как и любого транспортного средства. Необходимый срок регистрации составляет десять дней с даты покупки. Постановку на учёт осуществляет соответствующее подразделение ГИБДД.
Чтобы оформить надлежащим образом прицеп, необходимо при обращении в ГИБДД предоставить следующий пакет документов:
- собственноручно заполненное в подразделении ГИБДД заявление;
- доверенность (если документы оформляет представитель);
- документ, подтверждающий личность заявителя;
- паспорт транспортного средства;
- документа на право владения автомобилем;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины;
- страховой полис, если прицеп оформляется к не легковому автомобилю либо если прицеп оформляется на юридическое лицо;
- транзитные номерные знаки (если они имеются);
- свидетельство, подтверждающее регистрацию транспортного средства (при наличии);
- свидетельство, подтверждающее факт прохождения технического осмотра автомобиля (если прицеп оформляется на юридическое лицо).
Пакет документов предоставляется в полном объёме. При отсутствии хотя бы одного из них, документы заявителю не оформят.
По истечении десяти дней заявителю выдадут следующие документы:
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию прицепа.
- Регистрационный номерной знак, если оформлялся новый и заменялся старый.
- Паспорт транспортного средства с отметкой о регистрационном номерном знаке.
Дополнительных документов для выдачи не предусмотрено.
Чем может грозить отсутствие прав на прицеп?
Так как отсутствие разрешения на управление транспортным средством с прицепом является серьезным правонарушением ввиду особой опасности попадания в ДТП большегрузного автомобиля, многих автолюбителей интересует, чем же им грозит отсутствие соответствующих прав.
В некоторых случаях причиной отсутствия разрешения использования прицепа является незнание правил водителями, в других – простое пренебрежение. Несоответствие массы перевозимого груза определённому нормами тоннажу или несоблюдение нужного для прицепных механизмов скоростного режима часто приводят и к поломкам автомобиля, и к дорожным происшествиям.
Если водитель использует прицеп, не имея открытой категории «Е», это приравнивается к езде с отсутствием прав на вождение. Как и при отсутствии прав, водителю грозит эвакуация транспортного средства, а также штраф, размер которого составляет от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Для тех граждан, которые использует прицепы весом менее семидесяти пяти килограммов, категория «Е», как было сказано выше, не нужна. При этом для недопущения возникновения конфликтов с сотрудниками дорожно-постовой службы, которые могут не знать некоторых правил, следует сделать себе распечатку с необходимыми правилами из ФЗ «О Правилах дорожного движения».
Прежде чем приобретать прицепной механизм, нужно тщательно изучить характеристики своего автомобиля (в частности, буксировочные), чтобы масса прицепа соответствовала заявленной допустимой массе в документацию на машину. Зная все указанные правила, можно не бояться наказания со стороны сотрудников дорожно-постовой службы. Главное – всегда иметь при себе документы на автомобиль с прицепом и прав с открытыми категориями.
Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф
Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.
Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:
- масса прицепа меньше 750 кг;
- масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн.
Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
То есть, категория BE нужна, если:
- масса прицепа больше 750 кг и больше снаряженной массы автомобиля;
- масса прицепа больше 750 кг, а общая масса автомобиля и прицепа больше 3,5 тонн.
Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.
Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.
Да, регистрации подлежит любой прицеп, независимо от массы и конструкции. Ведь согласно ПДД прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. А почти все транспортные средства, как мы знаем, нужно регистрировать.
Для регистрации потребуется стандартный пакет документов: ПТС (да, у прицепа тоже есть ПТС), паспорт, договор купли-продажи и чеки об оплате госпошлин. На прицепе должны быть установлены регистрационные знаки.
На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.
Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.
Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.
Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.
Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.
В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.
В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.
Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.
Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.
Итак, правилами запрещены:
- перегруз;
- перевозка груза без соблюдения мер контроля размещения, крепления и состояния груза во избежание его падения;
- создание грузом помех для движения другим участникам;
- ограничение грузом обзора водителю;
- затруднение грузом управления и нарушения устойчивости транспортного средства;
- перевозка груза, который закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- перевозка груза, который создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду.
Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.
Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.
Нарушение правил регистрации прицепа карается по той же статье 12.1, что и в случае с автомобилем. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».
Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Какой прицеп можно буксировать с какой категорией
При покупке прицепа к автомобилю автовладельцу следует изучить существующие типы прицепов, правила и способы перевозки, изучить правила дорожного движения особенно при эксплуатации прицепного устройства, юридические вопросы по организации и тонкости при эксплуатации.
Многих владельцев автотранспорта волнует вопрос: нужна ли категория для легкового прицепа, нужны ли права на прицеп и какой прицеп можно буксировать с категорией в?
Существующие способы и правила при эксплуатации
Автотранспорт с прицепом состоит из автомобильного тягача и прицепного устройства.
Прицепом считается транспортное средство, не имеющее собственного двигателя и используемое в комплексе с механическим автотранспортом.
Как определить прицеп и какая категория требуется водителю?
По разновидности конструкций и полной массе, прицепы подразделяются на несколько видов:
- прицепные устройства лёгкого типа до 750 килограмм;
- устройства прицепные тяжёлого типа весом более 750 килограмм и в комплекте с тормозной системой;
- устройство трейлер-тягач, применяемое для буксировки.
В соответствии с существующим ГОСТом выпускается несколько типов категорий прицепов применяемых для транспортировки:
- 01 – с массой до 750 кг.;
- 02 – с массой от 750кг до 3500кг.;
- 03 – с массой от 3500кг до 10000кг или 10 тонн;
- 04 – свыше 10 тонн.
Основными параметрами, определяющими документально соблюдение правил дорожного движения (ПДД), будет считаться наличие в водительском удостоверении необходимой водительской категории и наличие паспорта на прицеп с указанной заводской массы. Многие водители интересуются вопросами о соответствии категории в правах по управлению транспортным средством с прицепом и нужны ли новые права на легковой прицеп.
Требуемыми документами определяющими правила эксплуатации трейлера при транспортировке с автомобилем отражено в Федеральном Законе No196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12 1995года в статье 25 и в Венской конвенции о дорожном движении в пункте 8 приложения 6. Некоторые особенности применения автомобильных прицепов рассмотрим по подробнее.
Об условиях и особенностях применения категорий
Согласно действующим нормативным законам и актам использование трейлера, грузоподъёмностью или массой до 750 кг могут без каких-либо ограничений применять владельцы легковых автомашин с категорией В. А также водители с другими категориями С, С1,D,D1.
Рассмотрим вопрос – нужна ли категория Е для управления легковым автомобилем с прицепом и в каких случаях применяется? Переживания и опасения владельцев автотранспорта и прицепов вполне обоснована, так как за нарушения могут наложить немалый штраф или поставить на штраф стоянку.
В настоящее время насчитывается около 16 категорий позволяющие управлять разными ТС. Следующие категории ВЕ, СЕ, С1Е, D1,D1E предназначены для автомобилей с прицепами.
Категория Е применяется в случае превышения фиксируемой массы автопоезда, автомашины совместно с прицепом для всех категорий водительских прав, например, если общий вес свыше массы автопоезда не превышающей установленных значений для категории прав, то можно использовать права и прицеп без категории Е.
Отвечая на вопрос о том, какой прицеп можно буксировать с категорией В, следует использовать положение о Венской конвенции и Российский ФЗ No196 О безопасности дорожного движения, где сказано следующее:
- Водители категория В с прицепом с массой до 750 кг могут применять прицеп без каких-либо ограничений, категория 01;
- Водители с водительской категорией В могут использовать состав автопоезда в составе автомобиля по весу превышающий вес прицепного транспортного средства и не выше общей массы автопоезда свыше 3,5 тонны, относятся к категории 02;
- Остальные категории 03 и 04 должны предусматривать открытие в водительских правах категории Е.
Для открытия категории ВЕ, СЕ, DЕ или подкатегории С1Е, D1E водителю необходимо выполнить пересдачу экзаменов:
Присвоение категории Е предусматривает водительский стаж на категории В, С или D не менее одного года.
За нарушение данных положений водители будут нести ответственности согласно установленных правил ПДД в виде штрафа от 5тысяч до 15 тысяч рублей, отстранения от управления машиной, изъятие автомобиля и отправка его на штраф стоянку.