- Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ
- Чем грозит ИП образовательная деятельность?
- Обучать можно
- И даже без лицензии
- Договор обязателен
- А можно ли оферту на сайт
- Как платить налоги
- Резюмируем вышесказанное:
- Штраф за отсутствие лицензии на образовательную деятельность
- Каковы последствия работы без лицензии?
- Размер административных штрафов за отсутствие лицензии составляет (п.2 ст.14.1 КоАП РФ):
- Как происходит процедура наказания?
- Судебная практика по административным наказаниям за работу без лицензии
- Что делать, если поймали без лицензии такси?
- Безлицензионная медицинская деятельность
Согласно ч. 1, ч. 2 ст.
91 федерального закона № 273‑ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 федерального закона № 99‑ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 этой же статьи предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
По части 3 статьи 19.20 КоАП РФ наступает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.
1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ
1. Цель данной статьи — обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.
2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели.
Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г.
N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.) государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г.
N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений.
Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).
Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.
Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).
4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию).
Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.).
Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч.
2 — в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (см. также примечание к ст. 169 УК РФ).
7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. ч. 2 и 3 — наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (с изм. и доп.) подчеркнута необходимость применительно к составу ч.
1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п.
14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п.
п. 15 — 18 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст.
28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст.
28.3); по ч. 1 — органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч.
2 ст. 28.3); по ч. ч.
2, 3 и 4 — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст.
28.3) и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст.
28.3), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3).
По ч. ч. 3 и 4 данной статьи протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч.
6 ст. 28.3).
Чем грозит ИП образовательная деятельность?
Последнее время это один самых распространенных запросов к юристам и бухгалтерам. С учетом распространения интернета это и не удивительно.
Сегодня, не выходя из дома, можно научиться чему угодно. От получения профильного высшего образования до рисования пивом на крафтовом картоне. Может ли ИП заниматься обучением, как это сделать и на что обращать внимание, чтобы не нарушать закон. Давайте разбираться.
Обучать можно
Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона «об образовании», далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).
Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.
ИП могут обучать:
- Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
- Программам профессионального обучения.
Это могут быть, например:
- Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
- Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.
Подбирать коды надо внимательно.
Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:
- иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
- не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
- не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).
До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:
- свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
- дипломы о профильном образовании;
- информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.
Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.
Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.
Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.
И даже без лицензии
Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).
Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273).
При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе. Например, бухгалтеров или сисадминов.
Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.
Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст.
14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст.
171 УК).
Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.
Что говорит судебная практика:
Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.
В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.
Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.
Почему так вышло
Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.
В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.
Договор обязателен
Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):
- ФИО индивидуального предпринимателя;
- адрес ИП;
- ФИО ученика и номер его телефона;
- адрес ученика;
- права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
- полная стоимость и порядок оплаты;
- вид, уровень и направленность образовательной программы;
- форма и сроки обучения;
- порядок изменения и расторжения договора;
- важное в соответствии со спецификой обучения.
Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).
Если в тексте договора будут расхождения с Правилами, ИП привлекут к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.30 КоАП). Штрафы будут приличные — от 30 до 50 тыс. рублей. И судебная практика это подтверждает (Постановление ВС РФ от 02.07.2015 № 5-АД15-15).
Договор на образование должен заключаться в простой письменной форме. Но согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ письменной формой договора не обязательно должен являться единый документ, подписанный сторонами лично. Это может быть набор документов, переданных по электронной почте, выставленные на оплату счета, электронная переписка.
Несмотря на то, что закон позволяет не иметь единого документа, образовательные услуги ограничены простой письменной формой. На мой взгляд, чтобы избежать разногласий в этом вопросе, необходимо сформировать единый договор на образование.
ИП разрешено заниматься обучением дистанционно (п. 2 ст. 13 Закона 273), однако по мнению автора данной статьи договоры надежнее заключать в письменном виде, подписывать и направлять друг другу в виде сканов по емейлу.
А можно ли оферту на сайт
Напрямую закон не запрещает образовательным организациям размещать на своих сайтах оферты. Но регламентирует заключение договора на образование. В чем подвох.
Оферта — предложение вступить в договорные отношения на конкретных условиях. Это предложение может быть сделано одному или нескольким определенным лицам. Если оферта размещена, например, на сайте в открытом доступе для любого посетителя, то это публичная оферта (ст. 435 ГК).
Оферта должна содержать условия договора, а клиент должен сделать акцепт – согласиться и принять предложение.
Акцептовать можно действием. Например, одно из этих:
- зарегистрироваться на сайте;
- написать ответное письмо;
- оплатить счет.
Текст оферты должен предусматривать, каким действием она принимается. Это нужно, чтобы избежать недопониманий. При этом молчание согласием не является. И частично принять предложение в оферте нельзя — либо всё, либо ничего (ст. 438 ГК).
Чтобы соблюсти требование о заключении договора на образование, но при этом и не обсуждать бесконечно условия обучения, на сайте ИП можно разместить оферту. А ее текст должен полностью соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг.
Расхождения в формулировках, и не соответствие оферты закону могут привести к финансовым потерям.
Что говорит судебная практика:
Девушка купила обучающий онлайн-курс за 47 тысяч рублей. Перевела деньги на счет ИП и частично прошла курсы. Спустя время она решила, что организатор курсов должен вернуть ей плату за обучение, потому что он не выполнил условия размещенной на сайте оферты: нарушил сроки, не предоставил данные об аккредитации в московских вузах и не показал образец обещанного диплома.
Организатор отказался и девушка подала на него в суд.
Организатор предоставил в суд оферту на оказание информационно-консультационных услуг, которые содержат в себе, в том числе, обучение, консультации, домашние задания, их проверку. А еще показал хорошие отзывы девушки о курсе и письмо о том, что она не успевает делать домашние задания. По факту большая часть обучения девушкой была пройдена.
Суд поддержал девушку и взыскал с ИП стоимость обучения, компенсацию морального вреда, неустойку и штрафы. Всего на 148 тысяч рублей.
Апелляционная инстанция оставила решение первой инстанции в силе (Дело № 33-4653).
Почему так вышло
Оферта на сайте организатора, на основании которой он оказывал услуги, не соответствовала тому, что получила девушка на курсах. Оферта обещала обучение, повышение квалификации и диплом о дополнительном образования. А оферта, которую предоставил организатор суду, ограничивалась лишь информационно-консультационными услугами.
Суд счел услуги образовательными, а организатора не выполнившим свои обязательства.
Организатор запутался в формулировках, нарушил закон и в итоге потерял свои деньги.
Как платить налоги
Индивидуальный предприниматель, занимающийся обучением, может использовать общую (ОСНО), упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения (ПСН). Обычно выбирают либо УСН либо ПСН.
Просчитать, выгоден ли патент конкретно вам, можно на нашем калькуляторе.
Если ИП приобретает патент, то ему достаточно заплатить фиксированную сумму, чтобы не думать о налогах в период действия патента. Патент приобретается на срок от месяца до года. Название вида деятельности по патенту — “обучение населения на курсах и репетиторство”.
В разных регионах стоимость патента может отличаться. Рассчитать эту сумму можно самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы.
При использовании патента важно помнить, что если у ИП появляются иные виды деятельности, например, услуги копирайтера или дизайн сайтов, то придется применять две системы налогообложения. Это имеет свои нюансы, поэтому стоит проконсультироваться с бухгалтером, прежде чем вводить новый вид деятельности.
Резюмируем вышесказанное:
- ИП могут заниматься обучением, в том числе онлайн.
- ИП могут обучать без лицензии, если работают лично без привлечения других работников, занятых в образовательном процессе.
- При обучении ИП обязаны доносить до учеников максимум информации о своем образовании и стаже. А также заключать договор на образование, который должен соответствовать правилам.
- Прямого запрета на оферту для обучения нет, но автор статьи рекомендует делать письменный двусторонний договор на образование и направлять в сканах по емейлу. С формулировками надо быть внимательнее.
- ИП, занимающиеся обучением или репетиторством, могут приобретать патент и платить фиксированный налог, если это выгодно.
- ИП, занимающиеся обучением, подпадают под действие ФЗ “Об образовании в РФ”, то есть его надо знать хорошо.
- Если все эти требования к обучению выполнить невозможно, ИП стоит заниматься консультированием и информационными услугами. В соответствии со своими знаниями и навыками.
В отличие от автора статьи, Алёны, я рекомендую своим клиентам, которые занимаются дистанционным обучением (инфобизнесом) делать корректные оферты на сайт, чтобы не мучаться со сбором бумажных оригиналов по почте. Для разработки образовательной оферты я рекомендую нанять грамотного юриста.
Штраф за отсутствие лицензии на образовательную деятельность
Действующий Закон №273-ФЗ «Об образовании» не предусматривает возможность получения высшего образования в компаниях или ИП, которые не реализуют образовательные программы и, соответственно, не имеют образовательной лицензии.
Каковы последствия работы без лицензии?
Если компания осуществляет образовательную деятельность без лицензии, то ее можно привлечь к гражданской и административной ответственности. А ее руководителей – к административной и уголовной ответственности.
Выданные такой образовательной компанией документы об образовании являются недействительными.
Чаще всего, образовательные компании, работающие без лицензии, привлекаются к административной ответственности в виде штрафов.
Размер административных штрафов за отсутствие лицензии составляет (п.2 ст.14.1 КоАП РФ):
для организаций – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
для должностных лиц организации – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей;
для предпринимателей – от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей.
Как происходит процедура наказания?
Наказание за работу без лицензии выявляется при проведении плановой и неплановой проверки образовательного учреждения Комитетом по образованию либо Департаментом образования и науки.
Сначала составляется протокол об административном нарушении, в котором указывается время его совершения и состав правонарушения (ст.28.2 КоАП РФ).
Представитель образовательной организации ознакомляется с протоколом и вправе представить свои возражения и замечания к нему.
Если представитель образовательной организации или ИП проигнорируют и не представят возражения на протокол об административном правонарушении, то протокол будет составлен в их отсутствии. Далее копия протокола будет направлена образовательной организации или ИП в течение 3-х дней с момента его составления.
Судебная практика по административным наказаниям за работу без лицензии
В одном из судебных дел, триггером для проверки образовательной деятельности компании, послужило обращение неравнодушного гражданина. Гражданин направил обращение в Комитет образования, науки и молодежи одного из субъектов РФ. Поводом послужило оказание образовательных услуг ООО в отсутствии лицензии.
По данным выписки из ЕГРЮЛ в качестве дополнительных видов деятельности ООО заявлен код – 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».
В нарушение Закона №273-ФЗ «Об образовании», Правил лицензирования, утв. постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. №1490, ООО осуществляло образовательную деятельность без лицензии.
Поскольку никаких смягчающих обстоятельств в отношении ООО не было установлено, суд назначил наказание «на всю катушку» в размере 40 тысяч рублей (п.2 ст. 14.1 КоАП РФ). Отметим, что в подобных делах нельзя рассчитывать на применение малозначительности нарушения (ст.2.9 КоАП РФ).
Дело в том, что ООО не устранило недостатки на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, а поэтому оснований для снижения штрафа не имеется (постановление Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29.05.2020 г. №5-297/2020).
Если образовательная организация допускает единичные нарушения Положений о лицензировании, то суд может вынести вместо штрафа предупреждение (п.2 ст. 14.1 КоАП РФ).
Например, лицензионными требованиями установлена обязанность иметь в штате педагогов, обладающих соответствующей квалификацией и стажем работы, необходимыми для реализации образовательных программ.
При проверке выяснилось, что в АНО заключены договоры ГПХ с педагогами, но в них не прописана обязанность по проведению учебных занятий. Кроме этого, практические занятия, проводимые АНО, являлись частью общеобразовательной программы, поэтому в штате или по договору ГПХ должны быть педагоги с таким опытом (решение АС Тюменской области от 26.05.2021 г. №А70-5678/2021).
В некоторых случаях суды, на первый раз, также заменяют административный штраф на предупреждение.
Также суды не находят оснований и для снижения штрафов ИП, работающим без лицензии.
Так, предприниматель размещала на созданных сайтах в Интернете, в социальных сетях «Инстаграм», «Вконтакте» информацию об оказании образовательных услуг.
На этом же сайте и в соцсетях были размещены виды образовательных программ, сроки обучения и стоимость. Предприниматель также размещала сведения о фактической реализации программы «Ментальная арифметика» с привлечением работников-педагогов по договорам ГПХ.
Методические рекомендации, которые использовались для обучения, содержали все составляющие образовательной программы: объем, содержание, планируемые результаты, педагогические условия. По итогу проведенных занятий, ученики проходили аттестацию и им вручалось удостоверение и значок.
Данные факты свидетельствуют о том, что деятельность ИП направлена на развитие творческих способностей детей и взрослых и подпадает под критерий деятельности по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых. А раз деятельность является образовательной, то она должна лицензироваться (решение АС Ханты-Мансийского АО от 26.05.2021 г. №А75-5549/2021).
Что делать, если поймали без лицензии такси?
Для перевозок пассажиров на автомобиле необходимо иметь в салоне автомобиля действующую лицензию или разрешение. Получение лицензии обязательно в случае, если автомобиль предназначен для перевозки 8 и более пассажиров. Получение разрешения необходимо для деятельности легкового такси.
Если предприниматель был пойман без лицензии или разрешения, необходимо помнить, что существуют обстоятельства, при которых получение лицензии не требуется:
Гражданину, пойманному без разрешения на осуществление деятельности легкового такси, необходимо так же понимать об исключающих вину обстоятельствах.
Для привлечения гражданина к ответственности, необходимо будет доказать, в первую очередь, осуществление предпринимательской деятельности. Что, в первую очередь, означает систематичность деятельности. Таким образом, существует целый ряд нюансов, а лучшей рекомендацию будет обращение за помощью к адвокату.
ПОДРОБНЕЕ: про лицензирование перевозок и помощь нашего адвоката
Безлицензионная медицинская деятельность
Как правило, осуществление медицинской организацией деятельности без лицензии может быть связано с окончанием, приостановлением действия такой лицензии при нарушении процедуры приостановления такой лицензии. Привлечение организации к ответственности в случае, если имеются нарушения процедуры приостановления лицензии, является очень спорным вопросом. Выбор способа защиты в такой ситуации зависит от того, какие права организации, в какой части, и при произведении каких процедур были нарушены.
Помощь адвоката в такой кризисной для компании ситуации позволит минимизировать последствия.
Еще одним распространенным нарушением мед. организаций является осуществление какого-либо вида медицинской деятельности, на который не была получена отдельная лицензия. Однако, в случае оказания медицинской помощи в ситуации, когда речь идет о спасении жизни человека, минимизации последствий травмы для здоровья, привлечение к ответственности за осуществление деятельности без лицензии спорно.
Медицинские работники, обладающие определенной квалификацией, не могут оставить в опасности лицо, которому требуется срочное оказание помощи, т. к. могут понести уголовную ответственность.
Для решения таких ситуации так же необходимо помощь адвоката для сбора необходимых доказательств, представления интересов медицинской организации в контролирующих, правоохранительных органах, органах следствия.