Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Принципы противодействия экстремизму и ксенофобии — это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности борьбы с экстремизмом и ксенофобией.

Они лежат в основе деятельности государства, всех органов государственной власти в сфере противодействия экстремизму. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Виды принципов противодействия экстремизму и ксенофобии: 1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; 2) законность; 3) гласность; 4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; 5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; 7) неотвратимость наказания за осуществление экстрем истс ко й дея тел ь ности.

Признание, соблюдение и защита нрав и свобод человека и гражданина. Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности, необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

  • 1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством.
  • 2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
  • 3. Набор закрепленных прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам.
  • 4. В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому.
  • 5. Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларативными.
  • 6. Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления.
  • 7. Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых).
  • 8. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.
  • 9. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Законность (лат. aequitas) — один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве.

Согласно принципу законности государственные органы и должностные лица, а также граждане должны неукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения. Таким образом, законность выступает в трех значениях: как метод государственной власти; как принцип права; как общественно-политический режим.

Гласность — общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них жителей.

§ 16. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

Противодействие терроризму — комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.

  • терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;
  • любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;
  • существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами;
  • терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.
  • Конституция Российской Федерации;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • международные договоры Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • Концепция внешней политики Российской Федерации;
  • Военная доктрина Российской Федерации;
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Читайте также:  Через сколько нужно освободить квартиру после продажи

Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой. Содержание некоторых вышеуказанных законов будет подробно приведено в следующих параграфах.

Вопросы

  1. Как реагирует мировое сообщество на проявления терроризма?
  2. Какие принципы лежат в основе организации противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации?
  3. Какие конкретные меры предусмотрены в Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму?
  4. Почему важно знать законы о противодействии экстремизму и терроризму?

Задание

Подберите фактический материал и подготовьте сообщение на тему «Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями».

Дополнительные материалы к § 16

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является основным документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она также является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 г.
(Извлечения)

Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму»

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности, включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения. Таким образом, терроризм — одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Читайте также:  Что считается незаконной перепланировкой

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности — это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но и в ином законодательстве. Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права.

По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст.

282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

  • статья 9 «Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности»;
  • статья 11 «Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности»;
  • статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов»;
  • статья 14 «Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности»;
  • статья 15 «Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности».

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 — 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);
  • Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН);
  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  • «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»;
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»;
  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»;
  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009);
  • Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»);
  • Приказ Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма»;
  • Приказ Минюста РФ от 22.07.2009 N 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма»;
  • Приказ Следственного комитета РФ от 12 июля 2011 г. N 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности»;
  • Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности»
  • Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»
  • Распоряжение Генпрокуратуры РФ N 270/27р, МВД РФ N 1/9789, ФСБ РФ N 38 от 16 декабря 2008 г. «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
  • Отдельные нормы, связанные с противодействием экстремизму в конкретной сфере деятельности или в рамках отдельных вопросов компетенции конкретных органов, содержатся и в ином законодательстве, например:
  • Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
  • Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях»;
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 «Вопросы организации полиции»;
Читайте также:  Мвд сырково великий новгород

Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»

Adblock
detector