- Что такое должностное лицо
- Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий
- Что грозит за совершение данного преступления
- Характеристика и ключевые особенности
- Определение состава преступления
- Правильная квалификация
- Срок давности
- Привлечение к ответственности
- Наказание за превышение прав по УК РФ
- Дисциплинарная ответственность
- Окончание преступления
- Всего комментариев: 6
- Оставить комментарий Отменить ответ
- Превышение власти
- Состав преступления
- Составление заявления
- Наказание в 2022 году
Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.
Что такое должностное лицо
Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:
- обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
- граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
- аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.
Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.
Консультация юриста по уголовным преступлениям бесплатно
Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий
Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан:
- государственные и муниципальные служащие, не имеющие указанных выше полномочий и осуществляющие трудовую деятельность на общих основаниях;
- преступления, совершенные сотрудниками предприятий ЖКХ, управляющей компании, частным охранником ЧОП;
- действия со стороны руководящего состава юридических лиц.
Статья 286 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности за нарушение условий трудового контракта, допущенных государственным или муниципальным служащим, так как для них возможна дисциплинарная ответственность, в том числе увольнение.
Таким образом, в состав лиц, которым может применяться наказание за превышение служебных обязанностей, входят:
- сотрудники ГИБДД, находящие при исполнении;
- противоправные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем;
- превышение служебных функций директором школы;
- существенное превышение полномочий налоговым инспектором при проведении выездных и камеральных проверок.
Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме. Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции. Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.
Что грозит за совершение данного преступления
В состав возможных санкций, регламентированных статьей 286 Уголовного кодекса РФ, входят следующие виды наказаний:
- штраф;
- работы принудительного характера;
- арест;
- лишение свободы.
Особый правовой статус указанных субъектов позволяет применять к ним дополнительные меры наказания – запрет занимать определенные должности или заниматься осуществление определенной деятельности на период времени, указанный в приговоре суда.
Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются:
- выход за рамки служебных функций лицом, занимающим государственную или муниципальную должность;
- действия с применением насилия (особенно характерно для сотрудников правоохранительных органов);
- совершение деяния с использованием оружия или спецсредств;
- наличие по итогам преступления тяжких последствий.
В чем может выражаться на практике явное превышение должностных обязанностей? Такие случаи могут возникать при выполнении действий, входящих в компетенцию иного должностного субъекта, в том числе вышестоящего лица. В отношении сотрудников правоохранительных органов такое деяние может заключаться в использовании оружия без возникновения особых обстоятельств, перечисленных в нормативных документах.
Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.
Чтобы установить, какая мера ответственности грозит преступнику, нет необходимости выяснять мотив его действий. Рассматриваемая норма не обуславливает применение карательных санкций наличием или отсутствие мотивов нарушителя.
Срок давности за подобные преступные действия определяется исходя из степени тяжести такого преступления. Его установление происходит с учетом правил статьи 87 Уголовного кодекса РФ. Так как состав статьи 286 УК РФ относится к деяниям средней тяжести, срок давности для привлечения виновного лица составит шесть лет.
Характеристика и ключевые особенности
Правовое определение сути преступления дает статья 286 УК РФ:
умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц.
Проблема опасности преступной деятельности должностного лица кроется не только в причинении непосредственного материального или неимущественного вреда, но и в подрыве правовых устоев общества, веры в правовую систему, верховенство закона. Использование инструментов государственного контроля в личных целях представителем власти наказуемо в рамках норм Уголовного кодекса.
Определение состава преступления
Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:
- госаппарат;
- органы муниципалитета;
- аппарат Вооруженных сил РФ.
ВАЖНО! Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.
Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Обязательный элемент состава преступления – объект. Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов.
Основной объект – это общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления;
В роли дополнительного объекта в делах о превышении полномочий выступают: интересы граждан, общества, организаций, государства.
Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.
Внимание! Отличительной особенностью преступления является отсутствие в составе стадии планирования и подготовки. Причина этого кроется в том, что криминалообразующим признаком действий виновного является наступление последствий.
В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.
Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо использования оружия, угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.
Правильная квалификация
Основным аспектом, который учитывается при квалификации действий обвиняемого, является отграничение превышения от злоупотребления должностными полномочиями. Уголовный кодекс определяет наказание в случае злоупотребления полномочием должностного лица согласно санкциям статьи 285. Примеры формы превышения должностных полномочий:
- использование полномочий либо прав другого служащего, включая линейное подчинение;
- реализация прав, предоставляемых в особых условиях, без наличия таковых;
- осуществление коллегиального действия (принятие решения) единолично;
- совершение недопустимого деяния.
На практике наиболее частым проявлением превышения возможностей бывает использование полномочий вышестоящего руководства в собственных интересах. В случае, если руководитель, чьи права были использованы, знал об этом, но не осуществил никаких действий, то его могут привлечь к ответственности. В зависимости от обстоятельств дела ему может быть инкриминирована статья 285 УК РФ или применено дисциплинарное взыскание.
ВАЖНО! Судебная практика четко обозначает, что к ответственности можно привлечь должностное лицо лишь в случае действия. Пассивное бездействие не является превышением должностных полномочий.
Срок давности
Нормами Уголовного кодекса устанавливаются временные рамки, определяющие возможность привлечения преступника к ответственности. Началом периода является момент совершения преступления, а конец – момент вступления в силу приговора суда. Сроки устанавливаются в соответствии с положениями ст.
78 УК РФ. Градация давности происходит в соответствии со степенью тяжести деяния. Так как превышение полномочий относят к преступлениям средней тяжести, то срок давности – 6 лет.
ВАЖНО! Течение срока приостанавливается в случае уклонения от следствия или исполнения наказания, определённого судом.
Привлечение к ответственности
Для инициации следствия необходимо установление факта поступления информации в следственный орган. Наиболее распространенный путь – получение жалобы или заявления о превышении должностных полномочий. Заявление может быть подготовлено и отправлено любым лицом.
Однако не будет рассмотрено анонимное заявление. Заявление пишется лично заявителем и направляется в Следственный отдел Прокуратуры согласно территориальной принадлежности виновного лица. Подать жалобу можно лично либо посредством отправки заказного письма.
Единый образец того, как должно выглядеть заявление, не установлен. Хотя невозможно написать жалобу по образцу, однако можно выделить общие правила подготовки официальной корреспонденции.
Документ пишется на русском языке, разборчивым почерком либо с помощью компьютерной техники. Схематически заявление состоит из:
- «шапки» — элемент, располагающийся в верхней правой части бланка. Включает в себя данные получателя и отправителя;
- название документа;
- изложение дела. Важно подробно описывать суть, однако комментарии должны быть исключительно по делу. Категорически не рекомендуется дополнять жалобу эмоциональными комментариями.
- указание статей и норм правовых актов, которыми вы руководствуетесь.
- список приложений;
- дата и подпись.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 суток. По результатам уголовное дело либо будет возбуждено, либо вы получите отказ в возбуждении. Подготавливать жалобу необходимо внимательно, изучив решения судов по схожим делам, взяв для примера «победные» образцы заявлений,
Наказание за превышение прав по УК РФ
Несмотря на то, что составом преступления могут не отличаться, степень ответственности и тяжесть наказания может быть различна. В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность в форме:
- штраф; ;
- принудительные работы;
- арест;
- лишение свободы.
Судья определяет конкретное наказание в приговоре. Минимальная санкция, согласно статье 286 УК РФ, — это штраф до 80 тысяч рублей. Максимальная – лишение свободы до 10 лет. Санкции могут быть, как применяться в объединении, так и назначаться может всего одна из перечня.
Статистически судьи редко назначают минимальное наказание, также преимущественно основная санкция дополняется штрафом. Однако в судебной практике не много дел, где применяется максимальное наказание. Это демонстрирует не недостаток судебной системы, а квалифицированную работу адвокатов защиты.
Статья 286 УК РФ устанавливает наказание:
- Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- с применением насилия или с угрозой его применения;
- с применением оружия или специальных средств;
- с причинением тяжких последствий, —
Комментарий к статье в части, когда должностные полномочия были превышены с применением насилия, не исключает наступления ответственности по совокупности. То есть допускается применение санкций по статьям, устанавливающим ответственность за конкретные преступления, например, за убийство – статья 105 УК РФ.
Дисциплинарная ответственность
Если были совершены представителем государственной власти действия, превышающие имеющиеся полномочия, то виновный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Для наказания в дисциплинарном порядке применяются нормы и положения трудового законодательства. В подобных делах тяжесть деяния невысока, правовых последствий действий виновного нет либо они незначительны; превышению не предшествовали иные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарным взысканием зачастую завершаются судебные дела, где ущерб может быть компенсирован виновным. Взысканием может быть выговор, увольнение, также ст. 238 ТК РФ определяет, что работник обязан возмещать работодателю прямой имущественный ущерб.
Данные о взыскании заносятся в личное дело. Для разграничения понятия преступления и проступка в части превышения полномочий можно привести два примера.
Пример №1: Иванова, занимая пост главы районной администрации, руководствуясь личными корыстными мотивами, совершила действия, направленные на получение своим зятем государственного жилья в обход общей очереди из фонда, предусмотренного для переселения жителей аварийных домов. В результате действий Ивановой пострадала гражданка Никифорова, инвалид ВОВ, которая не смогла реализовать свое право на получение жилья. Действия Ивановой были квалифицированы по ст. 286 УК РФ.
Пример №2: Сотрудник районной администрации Петрова, проходя по коридору мимо кабинета канцелярии в обеденный перерыв, руководствуясь эмоциональным состоянием (состраданием) приняла документы от заявителя – пенсионерки Сидоровой. Петрова действовала из личных побуждений, осознавая, что не имеет полномочий на прием документов от граждан. Вследствие действий Петровой существенных последствий не наступило. По результатам служебного расследования к ней было применено дисциплинарное взыскание – выговор.
Анализируя преступления в сфере реализации государственной власти, можно установить один важный аспект – вред от действий виновного лица имеет длительный характер. Помимо непосредственного вреда возникает побочный – неуверенность общественности в непоколебимости государственной власти и защите интересов граждан.
Окончание преступления
Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.
Превышение должностных полномочий влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия, явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий.
В данном случае мотив значения иметь не будет.
Всего комментариев: 6
Здравствуйте , я отбывал административный арест за езду без прав 10 суток и меня возили в больницу (сотрясение мозга после аварии ) в приёмном отделении полицейский куда-то уходил минут на 15 и меня пристёгивал к батарее в коридоре наручниками там видеонаблюдение и можно подать жалобу на это ? законно ли это ?
Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» 1.
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
Согласно ст. 20 ФЗ «О полиции», 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Согласно ст. 21 ФЗ «О полиции», 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
Таким образом, сотрудник полиции имел право применять в отношении Вас специальные средства. Однако, если сотрудник полиции применил их безосновательно, с нарушением порядка, указанным Выше, его действия незаконны.
Здравствуйте, наряд полиции выставил племянника без каких либо оснований (объяснений не поступило) из квартиры по усному заявлению сиделки (наемного работника без письменного трудового договора), который приехал присматривать за престарелой тетей. Превысили ли сотрудники должностные полномочия?
Добрый день. Для ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться со всей ситуацией в целом
Добрый день! В чем Ваш вопрос?
Оставить комментарий Отменить ответ
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Превышение власти
Что такое превышение должностных полномочий? Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.
Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:
Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.
Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом. Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.
Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.
Состав преступления
Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу. К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.
Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.
Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки. Главным преступным действием является наступление последствий.
Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.
При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.
Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.
Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления. Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.
Превышение полномочий соответствует общим интересам службы лица, позволяя добиваться результата незаконным путем. Например, полицейский избил гражданина, который не оказывал ему сопротивления при задержании.
Не стоит путать превышение полномочий и злоупотребление, от различий в составах преступления зависит доказательная база.
Хотя состав преступлений в разных делах может быть одинаков, тяжесть наказания степень и ответственности может быть различна.
Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде:
- штрафа;
- принудительных работ;
- запрета занимать руководящую должность;
- арест;
- лишение свободы.
Минимальная санкция за превышение полномочий составляет 80 тыс. рублей, по максимуму можно лишиться свободы на 10 лет.
Согласно статистике, судьи редко назначают минимальное наказание, однако и максимальное наказание в судебной практике тоже применяется редко.
Тяжесть преступления снижается не из-за недостатка судебной системы, а благодаря квалифицированной работе адвокатов подзащитного.
Составление заявления
Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.
Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.
Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого. Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.
Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.
Жалоба обычно состоит из:
- название документа;
- шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;
- изложение дела с комментариями по делу без эмоциональных эпитетов;
- указание норм правовых актов и статей КОАП РФ, которыми вы руководствуетесь;
- дата и подпись.
Жалоба должна быть рассмотрена судебным приставом-исполнителем в течение 10 суток. По результатам следствия может быть возбуждено уголовное дело или вы получите отказ.
Советуем вам внимательно подготовить иск, изучив судебные решения по схожим делам. Для примера можно взять образцы удачных заявлений, в результате рассмотрения которых дело закончилось в пользу заявителя.
Наказание в 2022 году
В Российской Федерации существует уголовная ответственность за превышение полномочий. Ст. 286 УК РФ устанавливает наказание, если:
- оружия или специальных средств;
- угроз с применением насилия;
- тяжких последствий.
Предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет с лишением права занимать государственные должности.
К статье 286 УК РФ имеется комментарий, когда власть служащего была превышена с применением насилия, что может понести за собой обвинение по совокупности.
Применение санкций допускается по статьям, которые устанавливают ответственность за преступления, например, в совокупности со ст. 105 УК РФ за убийство.