Служба охраны труда создается в организации с численностью

Кому нужна служба охраны труда, какие документы определяют порядок её создания, в каком виде она должна существовать — в виде бюро, отдела или отдельного специалиста, и какие требования предъявляются к профессиональным компетенциям специалиста по охране труда — в нашем подробном гайде. Также приложили образец приказа о создании службы, доступный для скачивания. Подробнее о том, из чего состоят наши гайды, можно прочитать здесь.

Правовое регулирование и образец приказа

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 223 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной — она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 223 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Читайте также:  Освобождение от бассейна справка образец

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37 (далее — Рекомендации). Именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Раньше также можно было применять Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв.

постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 , но документ потерял силу в рамках «регуляторной гильотины» 1 марта 2022 года.

Согласно п. 10 части второй Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, специфики вида деятельности, наличия филиалов/представительств, степени опасности производств и других факторов. Служба охраны труда может быть организована в виде:

  • отдельных специалистов по охране труда;
  • бюро;
  • группы;
  • отдела;
  • управления/подразделения;
  • департамента.
  • контроль выполнения требований законодательства, коллективного договора, отраслевых соглашений;
  • работа по профилактике производственного травматизма, профзаболеваний, организация мероприятий по улучшению условий труда
  • информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
  • изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Читайте также:  В какой суд подавать заявление на развод по месту жительства

Требования к должности специалиста по охране труда

  • высшее профильное образование;
  • высшее непрофильное образование с пройденной профессиональной переподготовкой;
  • среднее профессиональное образование (СПО) с дополнительным образованием в сфере охраны труда.

При этом предъявляются требования к опыту: для должности специалиста по охране труда для кандидатов с СПО — не менее трёх лет опыта работы в области охраны труда; для должности ведущего специалиста — не менее трёх лет опыта при наличии высшего образования и четырёх — при наличии СПО. Все категории лиц должны раз в три года проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда».

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Adblock
detector