- Сущность и цели таможенно-тарифного регулирования ВЭД
- Структура методов таможенно-тарифного регулирования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Таможенные тарифы и их виды
- Таможенное регулирование ВЭД: 2 вида
- КТО ПОПАДАЕТ ПОД ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ?
- Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ
- Нетарифное регулирование
- Сущность регулирования
- Основные направления
- Цели и функции
Сущность и цели таможенно-тарифного регулирования ВЭД
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему методов и инструментов государственного регулирования, в основе которых лежат таможенные пошлины, таможенные процедуры и правила осуществления внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование – это основной способ управления внешней торговли, используемый государством. Именно с помощью таможенных пошлин, процедур и правил государство имеет возможность осуществлять контроль над внешнеэкономической деятельностью.
Таможенно-тарифное регулирование может преследовать различные цели и выполняет две ключевые функции:
- Протекционистская функция – защита национальных производителей от внешней конкуренции со стороны зарубежных компаний;
- Фискальная функция – создание статьи бюджетных доходов и обеспечение ее наполнения.
Таможенно-тарифное регулирование следует рассматривать как систему организационных, правовых и экономических мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность и реализуемых государственными органами в законодательно установленном порядке. В основе таможенно-тарифного регулирования лежит использование ценового фактора воздействия на торговый оборот. Это означает разработку системы налогообложения, включающей применение таможенных пошлин и других видов налогов, уплата которых обязательна при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Принцип таможенно-тарифного регулирования заключается в его одностороннем порядке – условия уплаты и размеры пошлин устанавливаются государством, и только уполномоченные государственные органы могут принимать решения об изменении данных условий или тарифов.
Структура методов таможенно-тарифного регулирования
Регулирование государством внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью двух групп методов: таможенно-тарифного регулирования и нетарифных методов. Структуру методов таможенно-тарифного регулирования можно определить через элементы данной системы:
Готовые работы на аналогичную тему
- Таможенный тариф – система ставок таможенной пошлины;
- Таможенное декларирование – процесс учета товаров, перемещаемых через национальную границу страны;
- Таможенная процедура – правила перемещения товаров через национальную границу страны и осуществления действий, с этим связанных;
- Товарная номенклатура ВЭД – перечень товаров, перемещение которых через национальную границу подлежит таможенно-тарифному регулированию.
В современных условиях методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД постоянно подвергаются процессу унификации на базе различных международных договоров.
Примеры международных договоров, оказывающих влияние на таможенно-тарифное регулирование ВЭД: соглашения членов ВТО – Генеральное соглашение о тарифах и торговле, таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и т.п.
Таможенные тарифы и их виды
Таможенный тариф представляет собой основной элемент таможенно-тарифного регулирования. Чаще всего под тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, установленных государством для тех или иных видов продукции или способов торговли. Иногда термином «таможенный тариф» определяют непосредственно ставку таможенной пошлины, а не свод таких ставок.
Таможенный тариф в последнем значении может быть простым и сложным.
Простой таможенный тариф по-другому называют одноколонным. Такой тариф предусматривает одинаковую ставку для каждого продукта, не зависящую от страны его происхождения. В настоящее время простые тарифы мало используются, так как не дают возможности проактивного управления таможенной политикой и не соответствуют условиям современной конкуренции.
Простые ставки таможенных пошлин не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин, что не позволяет в достаточной мере учитывать условия взаимоотношений между странами и их положения в мировом хозяйстве.
Сложный таможенный тариф по-другому называют многоколонным, и с его помощью для каждого продукта может быть установлено несколько ставок таможенной пошлины. Применение таких тарифов позволяет принимать во внимание условия конкуренции на мировом рынке. С помощью сложных таможенных тарифов государство может проводить дифференцированную таможенную политику, регулируя налоговое давление на резидентов разных стран.
Таможенное регулирование ВЭД: 2 вида
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности – это обязанность государственных органов, которая заключается в принятии и осуществлении установленных норм перевозки товаров через российскую таможню, гарантии соблюдения данных норм, а также в привлечении к ответственности тех, кто нарушает правила.
Субъект таможенного регулирования – это судебные, законодательные, исполнительные органы, однако особенную роль в осуществлении этих процессов играет таможня.
Благодаря регулированию, государство оказывает влияние на внутренний рынок и внешнеэкономический оборот не только за счет установления пошлин, но и при введении ограничений на ввоз/вывоз продукции определенных видов. Таким образом, ввоз товаров, который в достаточном количестве производится в стране, ограничивается. С другой стороны, продукция, которой не хватает, имеет определенные таможенные льготы в виде сниженных пошлин или особых условий ввоза.
КТО ПОПАДАЕТ ПОД ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ?
Таможенному регулированию подлежат лица, которые:
- перемещает товар, а также транспортное средство через российскую таможню с целью предпринимательства;
- осуществляют предпринимательство на таможне.
Перемещением называют ввоз/вывоз товара на российскую таможню. Так можно назвать обычное пересечение границы Российской Федерации во время осуществления вывоза товаров, продукции, транспортного средства из Российской Федерации. Услуги таможенного регулирования предполагают помощь в подачи таможенных деклараций либо какие-то другие действия, которые направлены на то, чтобы осуществить вывоз либо ввоз товаров либо транспортных средств.
Инициаторами такой деятельности в основном являются субъекты деятельности, связанной с внешней экономикой. Он может выбрать название, качество и количество товара.
Субъекты, которые имеют право оказать услугу таможенного регулирования — владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, таможенные брокеры, таможенные перевозчики, а также владельцы магазинов. Они не связывают свою предпринимательскую сферу деятельности с перемещениями товара по таможенной границе Российской Федерации. Но услуги, которые они оказывают, будут содействовать субъекту ВЭД во время перемещения товаров и грузов через таможню.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России.
Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации |
Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами.
Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.
Меры прямого ограничения
1) Квотирование — это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.
- Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
- Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
- Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.
Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.
2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.
- для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
- для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
- для предоставления исключительного права;
- для выполнения международных обязательств.
Специальные защитные меры
Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:
- Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
- Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
- Компенсационные пошлины — применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.
Меры технического регулирования
Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.
Другие меры регулирования
Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:
Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.
Сущность регулирования
В основе ТТР лежит использование ценового фактора в качестве инструмента воздействия на товарооборот. То есть посредством применения таможенных пошлин и других видов налогов можно воздействовать на декларантов и регулировать внешнеэкономическую деятельность.
Принцип ТТР заключается в его одностороннем порядке: условия уплаты и размеры пошлин устанавливаются государством, и только уполномоченные госорганы могут принимать решения об изменении этих условий или тарифов.
Тариф может состоять из трех основных элементов: ставок пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок у многоколоночного тарифа.
Основные направления
К основным направлениям в отношении импорта товаров в 2019-2021 годах относятся:
- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах-членах ЕАЭС;
- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства-участника ЕАЭС;
- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной интернет-торговли.
В числе главных направлений экспортной деятельности выделяют следующие:
- снижение зависимости РФ от экспорта сырья на внешний рынок;
- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из РФ, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья);
- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками ВЭД в электронном виде;
- сокращение времени проведения таможенных операций;
- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств-членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с территории ЕАЭС.
Цели и функции
Рассматриваемые инструменты торговой политики используют для ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок, ограничения вывоза определенных товаров из страны, а также решения фискальных задач.
Меры ТТР выполняют следующий ряд функций:
- Протекционистскую. Она подразумевает защиту отечественных товаропроизводителей от неравной конкуренции со стороны иностранных изготовителей. Государство поддерживает конкурентную среду путем установления ввозных пошлин (таким образом, цена импортируемых продуктов повышается).
- Фискальную. С ее помощью пополняется бюджет страны.
- Балансировочную. Она относится к экспортным пошлинам. С их помощью приостанавливают нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.