Заявление на выезд за границу государственная тайна

Статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 установлено, что основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

КАКОВ ПОРЯДОК ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВС РФ, ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СЕКРЕТНЫХ СВЕДЕНИЯХ И НЕ ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ?

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, если он допускался к особой важности или совершенно секретным сведениям и при этом заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации сроком до пяти лет со дня последнего ознакомления лица с такими сведениями. В отношении граждан, осведомленных в секретных сведениях и не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезд из Российской Федерации не ограничивается.

Вместе с тем, в соответствии с нормативными правовыми актами Минобороны России выезд за границу должностных лиц, осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, осуществляется:

военнослужащих – при положительном решении командира воинской части;

лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации – при письменном уведомлении командира воинской части о выезде за границу по частным делам с указанием государства (мест пребывания) и периода посещения.

КАКОВ ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ЗАГРАНИЧНЫХ ПАСПОРТОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЛИЦАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСВЕДОМЛЕННЫМИ В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, НА ХРАНЕНИЕ В ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ?

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Минобороны России хранение заграничных паспортов должностных лиц, осведомленных в особой важности и (или) совершенно секретных сведениях, заключивших трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, и в отношении которых принято решение о временном ограничении их права на выезд из Российской Федерации, осуществляется в воинской части.

Читайте также:  Чем отличается заявление от ходатайства в суде

При этом обязательство о передаче заграничных паспортов на хранение в воинскую часть отражается:

для военнослужащих — в контрактах о прохождении военной службы, содержащих обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, определенные Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (далее — ИДГТ);

для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — в трудовых договорах, содержащих обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, определенные ИДГТ.

КАКОВ ПОРЯДОК ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВС РФ, ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫХ СВЕДЕНИЯХ, В КАЧЕСТВЕ ТУРИСТОВ ПО ПУТЕВКАМ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ?

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Минобороны России военнослужащие и лица гражданского персонала, осведомленные в совершенно секретных сведениях, для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением).

Выезд военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осведомленных в совершенно секретных сведениях, в качестве туристов по путевкам туристических организаций разрешается в государства, включенные в Перечень зарубежных государств, утвержденный установленным порядком должностным лицом, уполномоченным Министром обороны Российской Федерации.

ПОЧЕМУ НА ТЕРРИТОРИЯХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ С РАСШИРЕННЫМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

В целях исключения утечки информации ограниченного доступа и предотвращения несанкционированного доступа к ней, Министерством обороны Российской Федерации проводится необходимая работа.

Так, запрет использования личным составом технических средств личного пользования, имеющих расширенные мультимедийные возможности (функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, навигации), установлен соответствующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Указанные акты прошли установленным порядком правовую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Порядок выезда за границу лиц, допущенных к государственной тайне

Представители ряда профессий, например, офицеры и служащие на закрытых объектах, могут включаться в программу сохранения гостайны. В зависимости от важности сведений, которые становятся известны гражданину Российской Федерации, ему присваивается 1, 2 или 3 форма допуска. Это накладывает на сотрудника определенные обязанности, ограничения.

В частности, 1 и 2 формы допуска секретности осложняют выезд за границу. Одни страны становятся для гражданина закрытыми, по другим решение принимается в частном порядке его руководством. При 3 форме работник может практически беспрепятственно выезжать за пределы страны, но и здесь возможны свои тонкости.

Что такое 2-ая форма допуска секретности, ее сущность

В Федеральном Законе ФЗ-5485 от 21.07.1993 года содержится классификация, по которой существует три уровня допуска к государственной тайне. Граждане с первой степенью допускаются к информации под грифом «Особо важная». Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах.

Допуск секретности второй формы налагается при доступе к сведениям под определением «Совершенно секретно». Подобные данные могут понадобиться гражданину для выполнения служебных или общественных обязанностей, договорных обязательств. Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения.

Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ.

Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий. Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений (например, выезда за рубеж) редко заканчивается с увольнением. Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными (на этот период заграница для гражданина недоступна).

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Читайте также:  Как узнать сколько накоплений по военной ипотеке у меня сейчас

Ранее в список уровней допуска входила особая категория, подразумевающая запрет военнослужащим на доступ к служебным делам или его ограничение. Сегодня она уже не используется отдельно, входя в один действующих уровней в соответствии с типом информации.

3-я форма допуска

Военное или гражданское лицо с 3 формой допуска в теории получает доступ к информации под грифом «Секретно». В основном это данные с пометкой «Для служебного пользования». Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств.

Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры. На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов.

Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т.д. По этой причине на таких граждан практически не налагаются никакие запреты и ограничения. Обычно их без проблем выпускают за границу.

При подаче заявки на загранпаспорт им даже не обязательно указывать в анкете свой уровень допуска, поставив прочерк в соответствующей графе.

Порядок получения 2-ой формы допуска

В РФ допуск людей к государственной тайне происходит по добровольному согласию претендентов. Доступной секретную информацию для гражданина делают определенный пост или поступление в некоторые ВУЗы.

При этом получение конкретным лицом какой-либо должности не подразумевает автоматического присвоения установленной формы доступа. В свою очередь, готовность взять на себя большую ответственность открывает перед людьми возможности получения образования в закрытых ВУЗах, занятия высоких постов. Соглашаясь на принятие условий содержания государственной тайны, гражданин должен быть готов к появлению в его жизни ряда ограничений.

Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

Для получения допуска того или иного уровня претендент должен успешно пройти проверку, за которую отвечает специальная комиссия. Обычно она действует по месту проживания гражданина и включает ряд мероприятий. Все начинается с заполнения специальной анкеты и оформления согласия на тщательное изучение личных данных претендента.

В ходе проверки традиционно выполняются следующие действия:

  • проверяются и сверяются данные, указанные кандидатом в своей анкете (имя, место проживания, другая личная информация);
  • выявляются данные о наличии у претендента судимостей (от закрытых, не закрытых и фактических до условных);
  • проводится анализ близких людей кандидата (родители, супруг, дети старше 14 лет, иногда и иные кровные родственники);
  • устанавливается степень физического и психического здоровья претендента;
  • определяются факты проживания гражданина за пределами РФ в течение длительного времени.

В ряде случаев проведение процедуры отклоняется от установленных правил. По результатам проверки комиссия выдает заключение с указанием факта возможности допуска претендента к гостайне, иным секретным сведениям. В нем же указывается рекомендованная форма секретности, если все испытания пройдены успешно.

Причиной отказа в допуске могут стать следующие моменты:

  • наличие судимости любого вида;
  • установление факта участия кандидата в мероприятиях, направленных на борьбу с властью, существующим порядком;
  • частичная или полная нетрудоспособность гражданина в связи с физическими или психическими заболеваниями;
  • судимые или ведущие противоправную деятельность родственники;
  • опыт нахождения за пределами РФ в течение полугода и более, а также наличие близких родственников, постоянно проживающих в другой стране;
  • выявление в биографии претендента факта допуска к гостайне и отстранения от нее.

Если проверка пройдена успешно, кандидату предлагается на подпись форма о неразглашении данных. Ему разъясняют ответственность за нарушение условий подписки, которая в зависимости от особенностей случая может доходить до уголовного преследования. В случае отказа комиссия не обязана озвучивать его причины.

Эмиграция с 3-ей формой допуска

Лица, допускавшиеся к закрытым сведениям по третьей форме, обычно не имеют проблем с выездом за границу для отпуска или на постоянное место жительства. В их случае эмиграция может быть связана с дополнительными бюрократическими сложностями и задержками. При этом обычно они возникают не по вине служб РФ, а сопровождают проверки принимающей стороны.

Отказ в выдаче документов, оформление официальных запретов госорганами РФ возможны лишь при наличии действующего трудового контракта между эмигрантом и режимным объектом. Иногда сила договора сохраняется в течение нескольких лет после его расторжения, что должно быть прописано в нем отдельным пунктом.

В чью компетенцию входит решение вопросов выезда гражданина РФ за границу, в том числе гражданина, имеющего доступ к документам, составляющими государственную тайну с грифом секретности «совершенно секретно»?

Ответ: условием допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне является согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне».

Читайте также:  Безвозмездное бессрочное пользование земельным участком

Указанной статьей определены три вида ограничений прав должностных лиц, граждан, касающиеся:

права выезда за границу;

— права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий.

В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне», органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Согласно пп. е ст. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (ред.

от 19.04.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», допуск граждан к государственной тайне предусматривает принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Кроме того, в соответствии с пп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред.

от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Так, например, основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации сотрудников органов внутренних дел, допущенных к совершенно секретным сведениям, является решение о временном ограничении их права на выезд, принимаемое руководителями территориальных органов МВД России или лицами, исполняющими их обязанности.

Adblock
detector